Решение и предписание по жалобе ООО ГК «ИНТАЛЭКС» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГАОУ ДПО МЦКО

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
08.09.2017
Управление:
Московское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер дела:

1. ООО ГК «ИНТАЛЭКС»

ул. Ботаническая, д. 14, Москва, 127276
 

2. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования»
(ГАОУ ДПО МЦКО)

пр-д Михайловский Верхн. 2-й, д. 9А, Москва, 115419

 

3. АО «ЕЭТП»

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, Москва, 115114

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2003/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04.09.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в присутствии представителей:

ООО ГК «ИНТАЛЭКС"

ГАОУ ДПО МЦКО

в отсутствие:

АО «ЕЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 30.08.2017 № ИШ/44014/17),

рассмотрев жалобу ООО ГК «ИНТАЛЭКС» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГАОУ ДПО МЦКО (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений и комплексному содержанию прилегающих территорий зданий ГАОУ ДПО МЦКО в 2017 г (реестровый № 31705384284) (далее - Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе;

    2. установлении неправомерного требования в Аукционной документации.

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

ГАОУ ДПО МЦКО отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).

Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.

Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.

Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.

При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.

Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 01.08.2017. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания приема заявок - 22.08.2017, дата проведения Аукциона - 24.08.2017.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 23.08.2017 № 31705384284-01 следует, что заявка Заявителя отклонена от участия в Аукционе в связи с предоставлением в составе заявки недостоверных сведений о предлагаемом к поставке товаре, а именно: пункт 137 Формы «Моющее средство на основе лимонной кислоты». Предоставление недостоверной информации о товаре или материале. Участником в заявке предложено моющее средство на основе лимонной кислоты следующего состава: 77% очищенная вода, 11% смесь НПАВ, 4% фосфаты, 4% растворитель, 4% краситель. массовая доля входящих в состав воды, НПАВ, фосфатов, растворителя и красителя указана участником в объеме 100%, однако в данном случае в составе моющего средства отсутствует лимонная кислота, что противоречит требованию заказчика о предоставлении моющего средства на основе лимонной кислоты.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пунктам 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Следовательно, за Заказчиком закреплена обязанность по указанию в составе Аукционной документации требований к составу заявки на участие в Аукционе и требования к описанию участниками Аукциона предлагаемого к поставке товара.

В соответствии с пунктом 2 Аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе (Приложение № 2 к документации) должна содержать общую характеристику поставляемых товаров и выполняемых работ.

Вместе с тем, пунктом 1 Аукционной документации указано, что требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика — в соответствии с условиями технического задания (приложение № 1) и Формой «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре».

На основании пункта 2 Аукционной документации участник закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке, в том числе в случае:

  • непредставления обязательных документов, указанных в пункте 9 документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

  • несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке, техническим заданием и Формой «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре».

Таким образом, в случае предоставления участником Аукциона в составе заявки недостоверных сведений и сведений о предлагаемом к поставке товаре, несоответствующих требованиям Аукционной документации, заявка такого участника отклоняется Заказчиком от участия в Аукционе.

Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила следующее.

1) Пунктом 137 Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации установлено требование к товару «Моющее средство на основе лимонной кислоты» по параметру «Состав» - «>55 очищенная вода, >10 смесь НПАВ, <5 фосфаты, <5 растворитель, <5 краситель» (указываемый в %).

В соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе (далее — Инструкция) в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.

Вместе с тем, символ «<» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения; символ «>» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения.

При этом, символы «<», «>» устанавливаются в требуемом значении сведений о товарах слева от числового значения показателя.

Таким образом, в соответствии с Инструкцией участник Аукциона должен представить конкретный показатель всех значений, указанных через символ «запятая», менее указанного значения, следующего за символом «<», и более указанного значения, следующего за символом «>».

В составе заявки Заявителем представлены сведения о предлагаемых к поставке товарах (далее - Сведения), согласно которым Заявитель предлагает к поставке товар «Моющее средство на основе лимонной кислоты» (пункт 137 Сведений) с указанием следующих значений по параметру «Состав» - «77 очищенная вода, 11 смесь НПАВ, 4 фосфаты, 4 растворитель, 4 краситель» (указываемый в %).

Таким образом, Заявитель в соответствии с требованиями Инструкции и Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации представлены сведения о товаре «Моющее средство на основе лимонной кислоты».

В ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что Заявителем указан состав товара ««Моющее средство на основе лимонной кислоты» в объеме 100%. При этом, в данном составе отсутствует лимонная кислота, что противоречит требованию Заказчика о предоставлении моющего средства на основе лимонной кислоты.

Вместе с тем, неуказание Заказчиком в пункте 137 Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации требования к товару «Моющее средство на основе лимонной кислоты» по параметру «Состав» вещества «Лимонная кислота» в % при наличии иных обязательных компонентов и факт последующего отклонения 6 заявок участников Аукциона по причине неуказания в составе спорного товара данного вещества свидетельствуеют о введении участников Аукциона в заблуждение.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, отклонение заявки Заявителя на вышеуказанном основании является неправомерным, поскольку в пункте 137 Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации отсутствует указание на необходимость наличия в составе спорного товара вещества «Лимонная кислота».

Также, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе:

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках и приняла решение о признании жалобы Заявителя в вышеуказанной части обоснованной.

Кроме того, из протокола рассмотрения рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 23.08.2017 № 31705384284-01 следует, что на участие в Аукционе подано 10 заявок. При этом, 8 заявок участников отклонено от участия в закупочной процедуре.

2) Также Заявитель указывает на наличие в Аукционной документации неправомерного требования к товару, необходимому к поставке по предмету Аукциона, а именно: pH нейтрального раствора (пункт 72 Приложения № 7 к Техническому заданию Аукционной документации).

Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия установила, что в рамках рассмотрения жалобы ООО «Золушка» 28.08.2017 по делу № 1-00-1955/77-17 вынесено решение в части обжалуемых действий Заказчика.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения данного довода жалобы Заявителя.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части отклонения заявки Заявителя от участия по причине предоставления в пункте 137 Сведений информации о товаре, несоответствующем требованиям Аукционной документации, в остальной части - оставить без рассмотрения.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках и пункта 2 Аукционной документации.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2003/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04.09.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 04.09.2017 по делу № 1-00-2003/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГАОУ ДПО МЦКО (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений и комплексному содержанию прилегающих территорий зданий ГАОУ ДПО МЦКО в 2017 г (реестровый № 31705384284) (далее - Аукцион), а именно:

    1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.

    2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Аукционе с указанием о возможности повторной подачи заявки.

    3. Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 04.09.2017 по делу № 1-00-2003/77-17.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

    6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе и подведения итогов Аукциона.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 06.10.2017.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 13.10.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.