Решение б/н Решение по жалобе ООО «ЭмБиСи» на действия заказчика – ПАО «... от 21 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «ЭмБиСи»
ул. Петра Романова, д. 7, стр. 1, Москва, 115193
-
Публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер»
(ПАО «Трансконтейнер»)
пер. Оружейный, д. 19, Москва, 125047
-
АО «ОТС»
пер. 4-й Добрынинский, д. 8, Москва, 119049
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2071/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.09.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО «ЭмБиСи»
ПАО «Трансконтейнер»
в отсутствие АО «ОТС» (надлежащим образом уведомленного письмом Московского УФАС России от 12.09.2017 № ИШ/46350/17),
рассмотрев жалобу ООО «ЭмБиСи» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика – ПАО «Трансконтейнер» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг: — по лоту № 1 — по подготовке постранового (CbCR) отчета за 2016 год по компаниям группы ПАО «ТрансКонтейнер»; — по лоту № 2 — по подготовке отчетности по контролируемым иностранным компаниям (КИК) (реестровый № 31705283930) (далее — Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В соответствии с жалобой Заявителя, последним обжалуются действия Заказчика, выразившиеся в незаключении с Обществом договора по итогам Конкурса, в признании Конкурса несостоявшимся и проведении повторной закупочной процедуры с аналогичным предметом.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно статье 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Вместе с тем, в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях, перечисленных в названной норме.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Данная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 304-КГ16-17592.
Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном выше определении и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, не содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссией установлено, что жалоба Заявителя в указанной выше части не связана с действиями Заказчика, указанными в части 10 статьи 3 Закона о закупках, отсутствует ссылка на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции.
Резюмируя изложенное, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1, частью 10 статьи 3 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган не уполномочен рассматривать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении настоящей Закупки в части незаключения с Обществом договора по итогам Конкурса, а также в признании Конкурса несостоявшимся и проведении повторной закупочной процедуры с аналогичным предметом.
В силу части 9 статьи 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке.
Помимо изложенного, в соответствии с рассматриваемой жалобой, Заявителем также обжалуется нарушение сроков внесения/размещения изменений в Конкурсную документацию.
Указанный довод жалобы подлежит рассмотрению по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в ЕИС.
Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 30.06.2017. Согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания приема заявок — 03.08.2017, дата подведения итогов — 24.08.2017. Начальная (максимальная) цена договора — 1 000 000,00 рублей (лот № 1), 1 950 000,00 рублей (лот № 2)
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно пункту 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, даты окончания подачи Заявок, открытия доступа (вскрытия), рассмотрения заявок и подведения итогов открытого конкурса в электронной форме могут быть перенесены Заказчиком/Организатором на более поздний срок.
Согласно пункту 1.3.1 Конкурсной документации, в любое время, но не позднее, чем за 5 (пять) дней до дня окончания срока подачи заявок, в том числе по запросу претендента, могут быть внесены дополнения и изменения в извещение о проведении открытого конкурса и в названную документацию о закупке. Любые изменения, дополнения вносимые в извещение об открытом конкурсе, документацию о закупке, являются неотъемлемой ее частью.
В случае внесения изменений позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до даты окончания подачи заявок, организатор обязан продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы со дня размещения внесенных в документацию о закупке изменений до даты окончания срока подачи Заявок оставалось не менее 15 (пятнадцать) дней.
Как было указано ранее, согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания приема заявок — 03.08.2017.
Согласно пункту 10 Информационной карты Конкурсной документации, подведение итогов состоится не позднее 14 часов 00 минут местного времени 24.08.2017.
С учетом изложенного, Заказчик вправе внести изменения в Закупочную документацию до 28.07.2017.
Между тем, исходя из информации, содержащейся в ЕИС, Заказчиком 01.09.2017 (то есть после 24.08.2017 — даты подведения итогов Конкурса) внесены изменения в Конкурсную документацию в части переноса срока подведения итогов Конкурса — не позднее 01.09.2017.
При рассмотрении жалобы Заказчик пояснил, что 24.08.2017 в день подведения итогов Конкурса Заказчиком было принято решение о внесении изменений в Конкурсную документацию о переносе срока подведения итогов закупочной процедуры. Как отмечает Заказчик, протокол с данным решением опубликован в ЕИС в течение одного дня с даты его подписания.
Между тем, протокол, фиксирующий принятие решение о переносе даты подведения итогов, датирован 30.08.2017, опубликован в ЕИС 01.09.2017.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Таким образом, действия Заказчика в части нарушения сроков внесения изменений в Конкурсную документацию нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1.3.1 Конкурсной документации.
На основании изложенного, жалоба Заявителя признается обоснованной в рассмотренной части.
Между тем, Комиссией принято решение не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как рассмотренные действия Заказчика не повлекли нарушение прав и законных интересы Заявителя в связи с признанием Заявителя по итогам проведения процедуры победителем Конкурса, а также ввиду неустранимого характера выявленного нарушения.
Относительно довода Заявителя о нарушении сроков размещения сведений о внесении изменений в Конкурсную документации, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1.3.1 Конкурсной документации, дополнения и изменения, внесенные в извещение о проведении открытого конкурса и в настоящую документацию о закупке, размещаются в соответствии с пунктом 4 Информационной карты в течение 3 (трех) дней со дня принятия решения о внесении изменений в порядке, установленном документами ЭТП, лицом уполномоченным действовать от имени организатора.
Таким образом, Заказчику необходимо разместить сведения о внесении изменений в ЕИС в течении трех дней со дня принятия решения о внесении таких изменений.
На заседании Комиссии Заказчиком представлен протокол заседания конкурсной комиссии от 30.08.2017 № 55.3/КК в соответствии с которым принято решение о переносе даты подведения итогов Конкурса не позднее 01.09.2017.
Данный протокол размещен в ЕИС 01.09.2017, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 1.3.1 Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссией не усматривается в действиях Заказчика нарушения сроков размещения сведений о внесении изменений в Конкурсную документацию, в связи с чем жалоба Заявителя в рассмотренной части признается необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части нарушения сроков внесения изменений в Конкурсную документацию, необоснованной в части нарушения сроков размещения сведений о внесении изменений в Конкурсную документацию, в остальной части оставить жалобу без рассмотрения.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.3.1 Конкурсной документации.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как нарушение носит неустранимый характер.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.