Решение и предписание по жалобе ООО «Синтез Сервис» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
22.09.2017
Управление:
Московское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер дела:

1. ООО «Синтез Сервис»

ш. Волковское, вл. 5а, стр. 1, оф. 511,
г. Мытищи, обл. Московская, 141006
 

2. Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Парк «Зарядье» (ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»)

пл. Тургеневская, д. 2, Москва, 101000

 

3. АО «ЕЭТП»

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, Москва, 115114

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2101/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

19.09.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в присутствии представителей:

ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»

в отсутствие:

ООО «Синтез Сервис», АО «ЕЭТП» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 15.09.2017 № ИШ/47180/17),

рассмотрев жалобу ООО «Синтез Сервис» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке нежилых помещений ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» по адресу г. Москва, ул. Варварка, вл. 6 (реестровый № 31705404519) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось неверной оценке заявки Заявителя по критерию «Квалификация участника закупки» по показателям «Обеспеченность участники закупки трудовыми ресурсами» и «Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов», что привело к ограничению конкуренции при проведении Конкурса.

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могу привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 6 Закона о закупках контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Закон о закупках не является единственным правовым регулятором порядка рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов названного закона.

Жалоба Заявителя содержит ссылку на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика (далее — Положение о закупках), действующее на момент объявления закупки, размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 08.08.2017. Согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания подачи заявок на участие — 30.08.2017, дата рассмотрения заявок — 31.08.2017, дата подведения — 31.08.2017.

Из протокола оценки и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе от 31.08.2017 № 31705404519-3 следует, что заявке Заявителя присвоено 71,68 баллов (третий порядковый номер), в том числе по показателю «Обеспеченность участники закупки трудовыми ресурсами» - 4 балла; по показателю «Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов» - 1,2 балла.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пунктам 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Следовательно, Заказчик обязан установить в Конкурсной документации критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки по указанным критериям.

В соответствии с пунктом 5.3.3 Конкурсной документации критерии оценки Заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость, приведены в Приложении № 1 к Конкурсной документации (Приложение № 1, прикреплено в виде отдельного документа, который является неотъемлемой частью Конкурсной документации).

В силу пункта 2.2.1 Приложения № 1 Конкурсной документации (далее — Порядок оценки) Заказчиком установлен критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость критерия оценки — 50%; коэффициент значимости критерия — 0,50).

Содержание: при оценке Заявок по данному критерию оцениваются предложения участников закупки по показателям, в том числе:

- обеспеченность трудовыми ресурсами (количество и квалификация);

- наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов.

Рейтинг по критерию оценки Заявки равен количеству баллов, умноженному на соответствующую значимость критерия.

Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Таким образом, Заказчиком осуществляет оценку заявок участников Конкурса, в том числе по показателям «Обеспеченность участники закупки трудовыми ресурсами» и «Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 2.2.1.1 Порядка оценки Заказчик оценивает заявки участников Конкурса по показателю «Обеспеченность участники закупки трудовыми ресурсами» (значимость показателя — 40%; коэффициент значимости показателя — 0,40).

Содержание: Оценке подлежит количество квалифицированных специалистов и рабочих с опытом работы согласно приведенному в Таблице 1, состоящих в штате, имеющих профильное образование по специальностям/направлениям (при необходимости).

Таблица 1

№ п/п

 

Должность / направление работы

Опыт работы

Образование

специальность/ направление

Коэффициент значимости по специальности

1

2

3

4

5

1

Руководитель, Директор

Не менее 3 (Трех) лет

Юридическое

Экономическое

Управление персоналом

0,10

2

Менеджер, контролирующий деятельность уборщиков; управляющий и аналогичные должности

Не менее 3 (Трех) лет

Техническое

Юридическое

Экономическое

Управление персоналом

0,15

3

Уборщик технических, служебных, офисных помещений

Не менее 1 (Одного) года

Не требуется

0,35

4

Водитель оператор уборочной техники, поломоечной машины

Не менее 1 (Одного) года

Не требуется

0,40

 

ВСЕГО

 

 

1,00

Участником закупки предоставляются сведения о количестве персонала для выполнения работ (оказания услуг) по предмету закупки и документы, подтверждающие сведения о количестве и квалификации персонала: выписка из штатного расписания, копии трудовых книжек, трудовых договоров, копии документов, подтверждающих профессиональную квалификацию рабочих и специалистов, а также копии разрешений на работу в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В случае смены фамилии работником, указанным участником закупки, участник закупки должен представить документы, позволяющие определить принадлежность представленных документов работнику, указанному при подтверждении данного показателя.

В случае если документы, подтверждающие обеспеченность трудовыми ресурсами, предоставлены на иностранном языке, они должны сопровождаться точным переводом на русский язык, заверенным в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами.

Представляемые участником закупки в составе Заявки документы, подтверждающие факт наличия у участника закупки в штате квалифицированных специалистов с соответствующим опытом работы должны быть представлены в виде копий документов в полном объеме, неповторяемых, читабельных, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии).

Баллы участнику закупки по данному показателю критерия будут присваиваться на основании копий документов, представленных в Заявке.

Непредставление в составе Заявки на участие в конкурсе подтверждающих документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке Заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе Заявки на участие в конкурсе.

В случае предоставления в заявке информации об одном и том же работнике, занимающем несколько должностей, учтены будут только сведения по одной должности с наименьшим порядковым номером.

Заявка участника закупки с наибольшим количеством сотрудников оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости по специальности (КЗСj) и коэффициента значимости показателя (КЗ). Порядок начисления баллов:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя;

КЗСj – коэффициент значимости по специальности;

Кj – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается по каждой специальности;

Кjmax – максимальное предложение из предложений по специальности, сделанных участниками закупки.

Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлен показатель «Обеспеченность участники закупки трудовыми ресурсами» и порядок оценки заявок участников по указанному показателю. При этом, участники Конкурса для подтверждения соответствия данному показателю должны представить выписку из штатного расписания, копии трудовых книжек, трудовых договоров, копии документов, подтверждающих профессиональную квалификацию рабочих и специалистов, а также копии разрешений на работу в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно пояснениям Заказчика, заявке Заявителя по указанному показателю присвоено 4 балла, поскольку в составе заявки обществом были представлены сведения о руководителе/директоре общества, соответствующие требованиям документации. Вместе с тем, в отношении остальных работников участника Заявителем в составе заявки не представлены трудовые договоры, необходимые для подтверждения сведений об обеспеченности общества трудовыми ресурсами.

При этом, отсутствие трудовых договоров в составе заявки не оспаривается Заявителем.

В соответствии с первым абзацем статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Вместе с тем, третьим абзацем статьи 66 ТК РФ установлено, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Таким образом, прием на работу оформляется приказом работодателя на основании заключенного трудового договора. При этом, сведения о документе, свидетельствующем о приеме на работу вносятся в трудовую книжку работника.

Вместе с тем, Заявителем в составе заявки представлены трудовые книжки, согласно которым работники, сведения о которых указаны Заявителем, приняты на работу на основании соответствующих приказов.

При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств невозможности предоставления трудовых договоров на работников, сведения о которых указаны в составе заявки.

Кроме того, Заявитель обратился в Московское УФАС России после подведения итогов Конкурса и не обжаловал установление Заказчиком перечня документов, необходимых к предоставлению в подтверждение соответствия спорному показателю, на этапе подачи заявок на участие в Конкурсе.

На основании изложенного, Комиссия установила верность оценки заявки Заявителя по показателю «Обеспеченность участники закупки трудовыми ресурсами» и решила признать вышеуказанный довод Заявителя необоснованным.

 

Также, Заявитель указывает на некорректную оценку своей заявки по показателю «Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов».

Пунктом 2.2.1.3 Порядка оценки Заказчик оценивает заявки участников Конкурса по показателю «Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов» (значимость показателя — 20%; коэффициент — 0,20).

Содержание: Оценивается количество оборудования, указанного в Таблице 2, имеющегося в наличии у участника закупки на праве собственности, аренды или ином праве, позволяющем использовать оборудование для выполнения работ (оказания услуг):

Таблица 2

№ п/п

 

Тип оборудования

Коэффициент значимости

1

2

5

1

Автономная поломоечная машина с местом для оператора

0,35

2

Автономная подметальная машина с местом для оператора

0,35

3

Роторная машина для глубокого размыва твердых и ворсовых поверхностей, шлифовки и полировки натуральных каменных полов и паркетов

0,30

 

ВСЕГО

1,00

Наличие у участника вышеуказанного оборудования должно подтверждаться копией баланса на начало отчетного периода в котором участник закупки подает Заявку, бухгалтерской справкой с указанием инвентарного номера каждой единицы оборудования или номера договора аренды с указанием срока аренды для каждой единицы оборудования и приложением копии соответствующего договора аренды.

Представляемые участником закупки в составе Заявки документы, подтверждающие факт наличия у участника закупки соответствующего оборудования, должны быть представлены в виде копий документов в полном объеме, неповторяемых, читабельных, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии). Бухгалтерская справка предоставляется с подписью главного бухгалтера или руководителя участника закупки, заверенная печатью.

Баллы участнику закупки по данному показателю критерия будут присваиваться на основании копий документов, представленных в Заявке.

Непредставление в составе Заявки на участие в конкурсе подтверждающих документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке Заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе Заявки на участие в конкурсе.

Заявка участника закупки с наибольшим количеством оборудования оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗСj) и коэффициента значимости показателя (КЗ). Порядок начисления баллов:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя;

КЗСj – коэффициент значимости;

Кj – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается по каждому типу оборудования;

Кjmax – максимальное предложение из предложений по типу оборудования, сделанных участниками закупки.

Показатели, по которым отсутствуют предложения, оцениваются нулевым количеством баллов.

Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлен показатель «Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов» и порядок оценки заявок участников по указанному показателю. При этом, участники Конкурса для подтверждения соответствия данному показателю должны представить копию баланса на начало отчетного периода, в котором участник закупки подает Заявку, бухгалтерскую справку с указанием инвентарного номера каждой единицы оборудования или номера договора аренды с указанием срока аренды для каждой единицы оборудования и приложением копии соответствующего договора аренды.

Согласно письменным пояснениям Заказчика Заявителем в составе заявки документы представлена только бухгалтерская справка, в которой содержится информация об автономной подметальной машины с местом для оператора.

Также, Заказчик в ходе заседания пояснил, что из представленных в составе заявки сведений, к примеру, из инвентарной карточки № 000000010/5 объекта «Поломоечные машины Comac Innova 55B», невозможно подтвердить наличие такого объекта у Заявителя, поскольку не содержит прямого указания на соответствующую товарную накладную.

В составе заявки Заявителем представлены Бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2015 и 31.12.2016, договоры аренды техники от 20.07.2017 №№ 15, 20 /07-17, бухгалтерские справки балансовой стоимости основных средств общества, инвентарные карточки учета объекта основаных средств по унифицированной форме № ОС-6, а также соответствующие товарные накладные на машины, находящиеся у Заявителя на балансе.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия установила, что из представленных в составе заявки документов, в том числе из инвентарной карточки № 000000010/5 объекта «Поломоечные машины Comac Innova 55B» и товарной накладной от 27.12.2016 № 172074, у Заказчика имеется возможность установить наличие/отсутствие технических средств у Заявителя.

Комиссия отмечает, что отсутствие в данных документах прямого указания на соответствующий документ в составе заявки участника Конкурса не свидетельствует о несоответствии таких документов требованиям Заказчика.

При этом, Заказчик на заседание Комиссии не представил доказательств несоответствия представленных Заявителем документов требованиям пункта 2.2.1.3 Порядка оценки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и приняла решение о признании довода жалобы Заявителя в вышеуказанной части обоснованным.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части некорректной оценки по показателю «Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов», в остальной части — необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2101/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

19.09.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 19.09.2017 по делу № 1-00-2101/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке нежилых помещений ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» по адресу г. Москва, ул. Варварка, вл. 6 (реестровый № 31705404519) (далее — Конкурс), а именно:

1. Заказчику отменить протокол оценки и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе от 31.08.2017 № 31705404519-3.

2. Заказчику разместить в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информацию о новой дате оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе и подведения итогов Конкурса.

3. Заказчику повторно провести процедуру оценки и сопоставления заявок участников Конкурса с учетом решения Комиссии от 19.09.2017 по делу № 1-00-2101/77-17.

4. Заказчику разместить вышеуказанные изменения в ЕИС.

5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 20.10.2017.

6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.10.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.