Решение б/н Решение по жалобе ООО «Автомобили и тракторы» на действия з... от 27 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Автомобили и тракторы»
ул. Свободы, д. 92А-23, г. Челябинск, 454091
-
Общество с ограниченной ответственностью «Национальная лизинговая компания по развитию промышленности»
(ООО «Нацпромлизинг»)
пр-кт Ленинский, д. 15А, Москва, 119071
-
ООО «ЭТП»
ул. Достоевского, д. 66, г. Казань, 420097
-
ФАС России
ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Москва, Д-242, ГСП-3, 125993
(для сведения)
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2109/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.09.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии представителей:
от заказчика - ООО «Нацпромлизинг»,
в отсутствие:
ООО «Автомобили и тракторы», ООО «ЭТП» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 19.09.2017 № ИШ/47579/17),
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Автомобили и тракторы» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ООО «Нацпромлизинг» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку автогрейдеров тяжелого типа для передачи в лизинг (реестровый № 31705455980) (далее – Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в следующем:
- в неправомерном установлении требования к поставке конкретного товара;
- в неправомерном отклонении заявки ООО «Автомобили и тракторы» от участия в Закупке.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещены сведения о присоединении к Единому положению о закупке ГК «Ростех» (далее - Положение о закупках).
24.08.2017 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Датой окончания подачи заявок определено 05.09.2017, датой рассмотрения заявок - 05.09.2017, датой подведения итогов Закупки - 08.09.2017.
Из протокола рассмотрения заявок от 06.09.2017 № 66-09 следует, что заявка ООО «Автомобили и тракторы» отклонена от участия в Закупке, в том числе, на основании подпунктов 3, 4 пункта 4.14.9 Закупочной документации в связи с несоответствием предлагаемой продукции требованиям, установленным в разделе 9; пункта 4.5.9, подпункта 1 пункта 4.14.9 Закупочной документации в связи с нарушением участником требований к составу, содержанию и порядку оформления заявки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к поставке конкретного товара без упоминания о возможности поставки эквивалентной/аналогичной продукции.
Заказчик с доводом жалобы Заявителя не согласился, представив письменные возражения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках) целями регулирования названного Закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно подпункту 6 пункту 10.3.6 Положения о закупках в документации о закупке допускается указание товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения продукции или наименование производителя без дополнения таких указаний словами «или эквивалент» в следующих случаях, в том числе, в случаях, когда закупка продукции с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или произведенной конкретным производителем предусмотрена договором с третьим лицом (приобретателем продукции заказчика) либо законодательством либо в случаях осуществления закупки по отбору лизингодателя, проводимой после проведения лизингополучателем, являющимся организацией Корпорации, закупки по отбору поставщика предмета лизинга.
Таким образом, Положением о закупках предусмотрена возможность указания в документации о проведении закупки конкретного производителя/товарного знака/модели товара без возможности поставки эквивалента, в том числе, если закупка товара предусмотрена договором с третьим лицом, в случае осуществления закупки по отбору лизингодателя.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в приложении № 2 к Закупочной документации (Требования к продукции) техника приобретается Покупателем для последующей передачи в финансовую аренду (лизинг) АО «Башкиравтодор» на основании Договора финансовой аренды (лизинга) № 67-04.1/346 от 25.05.2017, заключенного между ООО «Нацпромлизинг» (Лизингодатель по Договору лизинга) и АО «Башкиравтодор» (Лизингополучатель по Договору лизинга).
Учитывая изложенное, установление Заказчиком требования к поставке конкретного товара предусмотрено условиями договора лизинга.
Довод Заявителя относительно недопустимости установления в закупочной документации требования к поставке конкретного товара и ограничения поставки эквивалентного товара основан на неправильном толковании положений Закона о закупках, а также без учета норм Положения о закупках.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Статьей 3 Закона о закупках установлены основные принципы и положения закупки товаров, в том числе принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Тем не менее, нормы Закона о закупках также не содержат запрета на возможность указывать в документации требования к конкретному товару и предусматривать невозможность поставки эквивалентного товара.
Как было указано ранее, Положением о закупках предусмотрена возможность закупки конкретного товара без возможности поставки эквивалента.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить необходимый Заказчику товар с определенными характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств неправомерности действий Заказчика, как и не представил доказательств невозможности поставки требуемого оборудования для нужд Заказчика.
Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, Комиссия приняла решение о признании указанного довода Заявителя необоснованным.
2) Также Заявителем оспаривается неправомерное отклонение заявки ООО «Автомобили и тракторы» от участия в Закупке.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 4.5 Закупочной документации участник Закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе «Образцы форм документов, включаемых в заявку» Закупочной документации, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении № 3 к Информационной карте.
Приложением № 3 к Информационной карте (Требования к составу заявки) Закупочной документации установлено, что заявка на участие в закупке должна включать в себя следующие документы, в том числе: Техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе Техническое предложение (форма 2).
Приложение № 2 к Закупочной документации (Требования к продукции) устанавливает требования к товару Автогрейдеры ДЗ-98В.00100-010 (110) тяжелого типа.
Таким образом, участник Закупки в составе заявки должен представить Техническое предложение с указанием характеристик предлагаемого к поставке товара (Автогрейдеры ДЗ-98В.00100-010 (110) тяжелого типа).
Согласно представленной заявке ООО «Автомобили и тракторы» в составе заявка на участие в Закупке содержится Техническое предложение, составленное в соответствии с формой 2 Закупочной документации.
При этом, Заявителем к поставке предлагается аналог требуемого товара - ДЗ 98ВМ. Заявителем данный факт не оспаривается.
Однако, предлагаемый к поставке товар не соответствует требованиям Закупочной документации, не предусматривающей возможности поставки аналогичного товара.
Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении Заявителем требований Приложение № 2 к Закупочной документации
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.
В соответствии с пунктом 4.14.9 Закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки в том числе в случае:
- несоответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора установленным требованиям;
- несоблюдения требований, установленных в форме подраздела Техническое предложение (форма 2), к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки.
Учитывая изложенное, Комиссия решила признать жалобу заявителя в части неправомерного отклонения заявки ООО «Автомобили и тракторы» Заявителя необоснованной, так как у Заказчика имелись основания для отклонения заявки.
Кроме того, основанием для отклонения заявки ООО «Автомобили и тракторы» послужило указание участником в декларации о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства сведений об ОГРН, отличных от представленных в составе заявки сведений, а также ненадлежащее заполнение информации о численности работников за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 14(1) постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 4 названного Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки, в случаях отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставление указанными лицами декларации.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Заявителем в составе заявки была представлена декларация о соответствии ООО «Автомобили и тракторы» критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом, Заявителем в составе заявки представлена выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, названное общество не является вновь созданным юридическим лицом.
В этой связи, а также учитывая, что целью проведения конкурентной процедуры является расширение круга участников, у Заказчика не имелось действительных причин для отклонения заявки Заявителя по данному основанию.
Поскольку у Заказчика имелись самостоятельные основания для отклонения заявки Заявителя, Комиссия признает жалобу последнего необоснованной.
Кроме того, согласно представленным сведениям, по итогам Закупки был заключен договор с ООО «ТД «Гидроремсервис» от 18.09.2017 № НПЛ-БАД-ГРС/2017-1.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.09.2017 № ИШ/47579/17.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.