Решение б/н Решение по жалобе ООО «Монолит-М» (далее – Заявитель) на дей... от 13 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

1. ООО «Монолит-М»

д. Румянцево, стр. 4, пом. 1,
пос. Московский, Москва, 142784
 

2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский технологический университет» (МИРЭА)

пр-кт Вернадского, д. 78, Москва, 119454

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2146/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

28.09.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в присутствии представителей:

МИРЭА

в отсутствие:

ООО «Монолит-М» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 25.09.2017 № ИШ/48725/17),

рассмотрев жалобу ООО «Монолит-М» (далее – Заявитель) на действия заказчика – МИРЭА (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту учебных аудиторий А219, А220, А221, А222, А223 (реестровый № 31705481675) (далее — Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. в указании в Конкурсной документации некорректной информации о сроках действия договора Конкурса;

    2. в несоответствии Конкурсной документации Положению о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский технологический университет» (МИРЭА), действовавшему на момент проведения Конкурса (далее – Положение о закупках);

    3. в отсутствии в Конкурсной документации описания специфики в отношении предмета Конкурса.

Заказчик представил документы по оспариваемой процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могу привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 6 Закона о закупках контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Закон о закупках не является единственным правовым регулятором порядка рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов названного закона.

Жалоба Заявителя содержит ссылку на части 1 и 5 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках, размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 31.08.2017. Согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания приема заявок - 21.09.2017, дата подведения итогов - 26.09.2017.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

1) По мнению Заявителя, в Конкурсной документации, а именно в Проекте договора и Техническом задании Конкурсной документации, содержатся противоречивые сведения относительно срока действия договора Конкурса.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Следовательно, Заказчик обязан указать в Конкурсной документации сроки выполнения работ по договору.

Из представленных на заседание документов и сведений Комиссия установила, что в пункте 1 Технического задания Конкурсной документации указан срок выполнения работ: с даты заключения Договора, но не ранее 1 октября 2017 года; а также срок завершения выполнения работ: не позднее 31 октября 2017 года.

Вместе с тем, пунктом 4.1 Проекта договора Конкурсной документации также установлено, что срок начала выполнения работ: с даты заключения договора, но не ранее 1 октября 2017 года; срок завершения выполнения работ: не позднее 31 октября 2017 года.

При этом, пунктом 10.1 Проекта договора Конкурсной документации предусмотрено, что договор вступает в силу с даты подписания его Сторонами и действует по 31.09.2017 года.

Таким образом, в пунктах 4.1, 10.1 Проекта договора и пункте 1 Технического задания Конкурсной документации содержится противоречивая информация относительно срока действия договора Конкурса.

В ходе заседания Заказчик с данным доводом Заявителя согласился.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе: информационная открытость закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках и решила признать жалобу Заявителя в указанной части обоснованной.

Также, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4.5.1 Конкурсной документации участники закупки вправе представить обеспечение заявки как путем предоставления банковской гарантии, так и путем внесения денежных средств. При этом, способ обеспечения заявки на участие определяется участником Конкурса самостоятельно.

2) Из текста жалобы Заявителя следует, что Конкурсная документация содержит положения, противоречащие Положению о закупках, а именно об:

а) обязательном требовании о неприостановлении деятельности участника закупки;

б) требовании к коллективному участнику Конкурса и требовании к составу заявки;

в) сроке направления ответа на запрос разъяснений положений документации участника Конкурса;

г) сроке отказа от проведения конкурентной процедуры;

д) порядке оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качество работ».

Как было указано ранее согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следовательно, Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупках, и положения Конкурсной документации должны соответствовать Положению о закупках.

В соответствии с пунктами 2, 9, 10, 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу пункта 14.3.1 Положения о закупках извещение о проведении конкурса и конкурсная документация, разрабатываемые и утверждаемые Заказчиком, должны соответствовать требованиям, установленным Положением о закупках.

Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила следующее.

а) Пунктом 10.1.3 Положения о закупках установлено, что к участникам закупки предъявляются обязательные требования, помимо прочего, неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных нарушения, на день подачи заявки на участие в закупке.

При этом, пунктом 1.6.2.3 Конкурсной документации предусмотрено требование к участникам закупки - неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, пункт 1.6.2.3 Конкурсной документации не содержит положения о том, что соответствие данному требованию указывается участником закупки на день подачи заявки на участие в Конкурсе, что свидетельствует о несоответствии данного пункта Положению о закупках.

б) По мнению Заявителя, Конкурсная докуметация (пункты 1.7.4, 3.3.1.4) содержит положения, противоречащие Положению о закупках (пункты 10.4, 12.2) в части требований к коллективному участнику Конкурса и требований к составу заявки.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Заказчик согласился с вышеуказанными доводами Заявителя.

в) В силу пункта 14.3.1 Положения о закупках любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее чем за 5 (пять) дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Конкурсной документации любой участник закупки вправе направить в адрес Заказчика запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Данные запросы от Участника закупки могут быть направлены в письменной форме или в форме электронного документа, нарочным, почтовым отправлением, по факсу или по электронной почте только по фактическому и электронному адресу Заказчика, указанному в Информационной карте конкурса.

В запросе Участника закупки должны быть указаны телефон/факс или электронная почта, по которому(ой) будет направлен ответ на запрос.

В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик направит в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за пять дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, установленного в п. 4.1.1 названного раздела конкурсной документации. Заказчик не несет ответственности, если запрос направлен по другим адресам, факсам, не указанным в Информационной карте конкурса.

На основании вышеизложенного, в Конкурсной документации Заказчиком установлен срок ответа на запрос участника о разъяснении положений документации (3 рабочих дня) в противоречие пункту 14.3.1 Положения о закупка (2 рабочих дня).

г) Согласно пункту 7.5 Положения о закупках Заказчик вправе отказаться от проведения закупки в форме конкурса, открытого аукциона в электронной форме, в любое время до определения победителя закупки указанными способами.

При этом, пунктом 2.4.1 Конкурсной документации предусмотрено, что Заказчик вправе отказаться от проведения конкурса до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, указанной в п. 4.1.1 указанного раздела конкурсной документации.

Таким образом, пунктом 2.4.1 Конкурсной документации предусмотрено право Заказчика отказаться от проведения Конкурса до даты окончания срока подачи заявок на участие, что противоречит положению пункта 7.5 Положения о закупках.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что отказ от проведения торгов после окончания срока подачи заявок может повлиять на права и законные интересы участников ввиду раскрытия Заказчиком их коммерческой информации.

д) На основании подпункта 3 пункта 5 Приложения № 1 Положения о закупках для оценки заявок может использоваться критерий «Качество товара (работ, услуг)».

Также, пунктом 12 Приложения № 1 Положения о закупках установлен порядок оценки по названному критерию:

- количество баллов каждой заявке по критериям «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)», «Качество товара (работ, услуг)» по каждому из указанных критериев (КВi), будет определяться по формуле КВi = КЗ*100(Кi/Kmax), где КЗ — коэффициент значимости показателя, Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается, Kmax — максимальное предложение по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Рейтинг, присуждаемый заявке по каждому из указанных критериев определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по каждому из указанных критериев (КВi), определяется по формуле: КВi = КВi1 + КВi2 +...+ КВik, где КВi – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию; КВik – значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k – количество установленных показателей.

Таким образом, Положением о закупках предусмотрено право Заказчика установить критерий оценки заявок участников «Качество товара (работ, услуг)» и установлен порядок оценки по названному критерию.

Вместе с тем, пунктом 23 Информационной карты Конкурсной документации установлен критерий оценки заявок участников Конкурса «Качество работ» (показатель критерия «Описание порядка выполнения работ») со следующим порядком оценки: рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Качество работ» (КВi) определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.

Предложением участника закупки, содержащим в себе описание порядка выполнения работ по всему комплексу выполняемых работ, считается предложение, содержащее описание порядка выполнения всех работ, представленных в локальной смете (Приложение №1 к техническому заданию).

В случае отсутствия в предложении участника закупки описания порядка выполнения какого-либо вида работ, указанного в локальной смете, то такое предложение будет считаться содержащим в себе описание порядка выполнения работ не по всему комплексу выполняемых работ.

По показателю «Описание порядка выполнения работ» оценке подлежит предложение о качестве работ участника конкурса, оформляемое в соответствии с формой I.4.2.2. Раздела I.4. Конкурсной документации по описанию порядка выполнения работ.

Баллы по показателю «Описание порядка выполнения работ» выставляются следующим образом:

100 баллов (максимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении предмета закупки;

30 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении предмета закупки;

10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении предмета закупки;

0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении предмета закупки.

На основании изложенного, порядок оценки, указанный в пункте 23 Информационной карты Конкурсной документации, не соответствует порядку оценки, предусмотренному в пункте 12 Приложения № 1 Положения о закупках.

При этом, в ходе заседания Комиссии Заказчик выразил согласие со всеми вышеперечисленными доводами Заявителя.

Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 2 Закона о закупках, пункта 12 Приложения № 1 и пунктов 7.5, 10.1.3, 10.4, 12.2, 14.3.1 Положения о закупках.

3) Также, Заявитель указывает на отсутствие в Конкурсной документации описания специфики в отношении предмета Конкурса.

В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В этой связи Заказчик должен указать в Конкурсной документации критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, а также порядок оценки по таким критериям.

Пунктом 23 Информационной карты Конкурсной документации установлен критерий оценки заявок участников Конкурса «Качество работ».

Вместе с тем, подпунктом 2.1 пункта 23 Информационной карты Конкурсной документации предусмотрен показатель критерия «Качества работ» - «Описание порядка выполнения работ».

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Качество работ» (КВi) определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.

По показателю «Описание порядка выполнения работ» оценке подлежит предложение о качестве работ участника конкурса, оформляемое в соответствии с формой I.4.2.2. Раздела I.4. Конкурсной документации по описанию порядка выполнения работ.

Комиссия оценивает предложение о качестве работ участника конкурса по описанию порядка выполнения работ, в том числе комиссия оценивает предложение о качестве работ участника конкурса на соответствие:

- содержания предложения о качестве работ участника конкурса;

- достоверности представленной участником конкурса информации.

Кроме того, комиссия оценивает предложение участника конкурса на предмет отражения в предлагаемом описании порядка выполнения работ - комплекса выполняемых работ и специфики в отношении предмета закупки.

Спецификой в отношении предмета закупки является совокупность особенностей, обуславливающих особый порядок выполнения работ в отношении предмета закупки. Специфика в отношении предмета закупки определена в пункте 6 «Общие требования к выполнению работ» технического задания (Часть III. Техническая часть).

Таким образом, комиссия Заказчика оценивает предложение участника на предмет отражения в предлагаемом описании порядка выполнения работ - комплекса выполняемых работ и специфики в отношении предмета закупки.

В ходе заседания Комиссия установила, что в пункте 6 Технического задания Конкурсной документации отсутствует описание специфики предмета Конкурса, что не оспаривается Заказчиком.

Как было ранее указано, согласно пункту 1 части 1 статьи 3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе: информационная открытость закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и решила признать жалобу Заявителя в указанной части обоснованной.

Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 21.09.2017 № 1/31705481675 следует, что Заявитель заявку на участие в Конкурсе не подавал, а также не направлял в адрес Заказчика запросы о разъяснении положений Конкурсной документации в период срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов, а также невозможности направления заявки на участие в Конкурсе, учитывая то, что указанные требования относятся к этапу рассмотрения и оценки заявок.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 12 Приложения № 1 и пунктов 7.5, 10.1.3, 10.4, 12.2, 14.3.1 Положения о закупках.

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны