Решение б/н Решение по жалобе ЗАО «МНК-Групп» (далее – Заявитель) на дей... от 26 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

1. ЗАО «МНК-Групп»

ул. Новосельская, д. 48 А, г. Мурманск, 183010
 

2. АО «В.И.П.-Интернешнл»

ул. Покровка 47А, Москва, 123001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2230/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

16.10.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в присутствии представителей:

ЗАО «МНК-Групп»

АО «В.И.П.-Интернешнл»

рассмотрев жалобы ЗАО «МНК-Групп» (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «В.И.П.-Интернешнл» (далее – Заказчик) при проведении предквалификационных отборов на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ в Бизнес зале № 1 терминала В, в Бизнес зале 2 терминала В (реестровые №№ 31705589463, 31705589466) (далее – Закупки), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

1) в отсутствии/неразмещении Заказчиком в закупочных документациях описания дополнительных требований к участнику в достаточном объеме;

2) в установлении недостаточного срока на подачу заявок на участие в Закупках.

Заказчик доводам Заявителя возражал и представил документы по оспариваемой процедуре.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Кроме того, жалоба заявлена со ссылкой на статью 17 Закона о защите конкуренции и, поскольку в силу части 5 статьи 17 названного закона ее требования распространяются на все закупки, проводимые в рамках Закона о закупках, жалоба подлежит рассмотрению с учетом юрисдикционного процесса, предписанного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках, размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Извещения о проведении Закупок опубликованы в ЕИС 03.10.2017. Согласно извещениям о проведении Закупок дата окончания приема заявок – 09.10.2017, дата подведения итогов - 20.10.2017.

В соответствии с протоколами от 09.10.2017 № 52/17 ТК ВИП Заказчиком отменено размещение Закупок.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

1) Заявитель указывает на отсутствие/неразмещение Заказчиком в закупочной документации описания дополнительного требования к участнику в достаточном объеме.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Следовательно, Заказчик обязан установить в Закупочных документациях требования к участникам Закупок и перечень документов, необходимый к предоставлению участниками в подтверждение таким требованиям.

Литерой «л» пункта 6.5 Закупочных документаций установлено дополнительное требование к участнику процедуры предквалификационного отбора и документы, требуемые от участника, подтверждающие соответствие данным требованиям – участник должен иметь положительной опыт выполнения строительно-монтажных работ на любом из следующих типов объектов площадью не менее 1000 м2 с качеством отделки Премиум класса:

1) офисы класса А,В;

2) помещения сегмента Люкс:

- магазины;

- отели;

- рестораны;

3) VIP и бизнес залы объектов транспортной инфраструктуры на сумму не менее 20 % от начальной (максимальной) цены договора за последние 24 месяца с даты размещения предварительного отбора в единой информационной системе.

Данное требование подтверждается:

- копиями действующих/исполненных договоров по предмету предварительного квалификационного отбора за последние 24 (двадцать четыре) месяца.

- презентационным материалом (визуализация выполненных работ).

Таким образом, Заказчиком установлены дополнительные требования к участнику Закупок, в подтверждение соответствия которым участник представляет в составе заявки документы, указанные в литере «л» пункта 6.5 Закупочных документаций.

Из представленных на заседание документов и сведений Комиссия установила следующее.

Согласно пояснениям Заявителя описание требования Закупочных документаций, установленного литерой «л» пункта 6.5 Закупочных документаций, указано Заказчиком в объеме недостаточном для формирования и подачи заявки на участие в Закупках, в том числе отсутствует определение понятия «отделка Люкс», «отделка Премиум», «Офис класса А, В».

В соответствии с информацией из ЕИС Комиссия установила, что Заказчиком в ответ на запрос Заявителя о разъяснении Закупочных документаций от 04.10.2017 №№ б/н представлены разъяснения от 06.10.2017 №№ б/н, помимо прочего, следующего содержания:

«Офисы класса А, В:

Внутренняя отделка выполняется либо по авторскому дизайну (с учетом предпочтений крупнейших арендаторов) или по индивидуальному заказу арендатора (отделка «под арендатора») с применением высококачественных отделочных материалов и элитных офисных перегородок. Современные качественные окна и красивый вид - обязательный атрибут офисов класса А, В. Здания оборудованы лучшими современными инженерными системами: системы вентиляции и кондиционирования, системы климат-контроля. Телекоммуникационные услуги предоставляются провайдером по оптико-волоконным сетям. Здания обязательно имеют два независимых источника электроснабжения или наличие источника бесперебойного питания. Обязательно есть парковка (чаще всего подобные офисные здания имеют как наземную, так и подземную стоянку), охраняемая и круглосуточная охрана внутри здания: современные системы безопасности и автоматизированный контроль доступа на территорию и в помещения. Инфраструктура, как правило, обеспечивает любые потребности арендаторов. Есть конференц-зал, кафетерий/столовая для сотрудников, банкомат, фитнес-центр, парикмахерская и другие сервисные службы.

Под отделкой «Премиум» и «Люкс» класса - подразумевается комплекс отделочных работ, выполненный по индивидуальному дизайн-проекту, с использованием современных и дорогих экологичных материалов.

Элементами «Премиум» и «Люкс» класса могут являться сложные гипсокартонные потолки, дизайнерские обои, искусственные подиумы, панорамное остекление окон, индивидуальная мебель на заказ и т. д.

Стоимость квадратного метра отделки от 1400 долларов кв.м.

Пример отделки «Премиум» и «Люкс» класса: Отель 5* Ритц-Карлтон Москва, Магазин LOUIS VUITTON Москва, Ресторан Большой».

Из представленного в адрес участника ответа от 06.10.2017 №№ б/н Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика наличествует необходимая участникам Закупок информация для формирования своей заявки. При этом, данные сведения не были размещены в составе Закупочных документаций.

Вместе с тем, предоставленными Заказчиком разъяснениями документаций внесены корректировки в указанные в документациях требования в части необходимого опыта, которые, в свою очередь, сужают ранее предъявленные требования.

Кроме того размещение такой информации в форме разъяснений положений документаций без внесения изменений в такую документацию в последний рабочий день до окончания срока подачи заявок на участие (06.10.2017) делает невозможным учет такой информации участниками Закупок при формировании своих заявок.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции в документацию о закупке подлежат включению детализированные и однозначные требования к участникам закупки, исключающие возможность двойственного толкования.

Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и приняла решение о признании жалоб Заявителя в указанной части обоснованной.

2) Также, Заявитель указывает на установление Заказчиком недостаточного срока на подачу заявки на участие в Закупках.

Как указано было ранее, на основании части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 4 статьи 36 Положения о закупках установлено, что предквалификационный отбор может применяться ко всем видам закупочных процедур, предусмотренных статьей 7 Положения о закупках (аукцион, конкурс, запрос цен, запрос предложений, закупка у единственного поставщика).

Вместе с тем, согласно пункту 6.1 статьи 36 Положения о закупках извещение о начале предквалификационного отбора размещается Заказчиком, не менее чем за 5 календарных дней до даты окончания приема заявок по предквалификационному отбору.

Таким образом, в соответствии с нормами Положения о закупках Заказчик обязан осуществлять размещение предквалификационного отбора не менее чем за 5 календарных дней до даты окончания приема заявок.

На основании представленных документов и сведений Комиссия установила следующее.

03.10.2017 Заказчиком опубликованы извещения о проведении предквалификационных отборов на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ в Бизнес зале № 1 терминала В, в Бизнес зале 2 терминала В.

Из извещений о проведении Закупок следует, что датой окончания срока подачи заявок на участие является 09.10.2017 в 10:00.

В этой связи размещение извещений о проведении Закупок не противоречит требованию пункта 6.1 статьи 36 Положения о закупках.

В то же время, срок приема заявок на участие в Закупках составляет 3 полных рабочих дня.

Однако, в соответствии с пунктом 6.8 Информационной карты Закупочных документации установлен срок для разъяснения документации предквалификационного отбора: в срок не позднее 3-х (трех) рабочих дней до истечения срока окончания приема заявок на участие в предквалификационном отборе, участник процедуры вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации предквалификационного отбора.

В течение 2-х (двух) рабочих дней со дня поступления запроса о разъяснении документации предквалификационного отбора Заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации предквалификационного отбора. Разъяснения положений документации предквалификационного отбора не позднее 1-го (одного) дня со дня принятия решения о предоставлении разъяснений размещаются Заказчиком на официальном сайте.

Следовательно, участники Закупок вправе направить запрос о разъяснении положений Закупочных документации не позднее 04.10.2017 (при этом извещения о проведении Закупок опубликованы 03.10.2017, т. е. в первый рабочий день).

При этом, в случае поступления в адрес Заказчика запроса о разъяснении положений Закупочных документаций, АО «В.И.П.-Интернешнл» предоставляет ответ на такой запрос в письменной форме не позднее 06.10.2017 и осуществляет размещение в ЕИС не позднее 09.10.2017 (поскольку в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за нерабочим рабочий день).

На основании вышеизложенного, при размещении в ЕИС Заказчиком ответа на запрос разъяснений положений Закупочных документаций 06.10.2017 или 09.10.2017, у участника имеется лишь несколько часов на возможность сформировать свою заявку с учетом таких разъяснений (07-08.10.2017 – нерабочие дни; окончание срока подачи заявок на участие – 09.10.2017 в 10:00).

Кроме того пунктом 6.2 статьи 36 Положения о закупках установлено, что Заказчик вправе до окончания срока подачи заявок по предквалификационному отбору вносить изменения в документацию предквалификационного отбора. Со дня внесения изменений в документацию до срока окончания приема заявок предквалификационного отбора должно оставаться не менее 3 календарных дней.

В силу указанного пункта Положения о закупках, внесение изменений в Закупочные документации возможны не позднее 05.10.2017 при условии непродления срока приема заявок.

Как было ранее указано, Заказчиком 06.10.2017 опубликованы разъяснения положений Закупочных документаций, включающие в себя существенную информацию относительно дополнительного требования, установленного в Закупочных документациях. При этом, представленная информация раскрывает характеристики, ранее не указанные в закупочной документации, в связи с чем такие сведения подлежат включению в состав документации посредством внесения изменений.

В этой связи, представленная Заказчиком уточняющая информация в части необходимого опыта не может быть принята в качестве разъяснений, а является по своей правовой природе и сути самостоятельным требованием, подлежащем включению в закупочные документации в соответствии с универсальными в Положении о закупках требованиями.

Вместе с тем, изменения в документации о Закупках внесены не были.

Однако внесение изменений, отображенных в разъяснениях от 06.10.2017 №№ б/н, невозможно ввиду истечения срока, установленного пунктом 6.2 статьи 36 Положения о закупках. При этом с учетом нарушения сроков внесения изменений в Закупочную документацию Заказчиком не было осуществлено продление срока подачи заявок на участие в Закупках.

На основании вышеизложенных обстоятельств, установление Заказчиком срока подачи заявок на участие в Закупках с 03.10.2017 по 09.10.2017 (три полных рабочих дня) создает препятствия для формирования участниками своих предложений для участия в предквалификационных отборах, в том числе в связи с невозможностью учета представленных 06.10.2017 (в последний рабочий день до окончания периода подачи заявок на участие) разъяснений документации, ранее не указанной в такой документации.

Кроме того, предусмотренный в документациях срок приема заявок не соотносим со сроком предоставления и направления запросов о разъяснении положений закупочных документаций и исключают возможность подготовки заявок на участие в Закупках с учетом предоставленных Заказчиком разъяснений.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 6.2 статьи 36 Положения о закупках приняла решение о признании вышеобозначенных доводов Заявителя обоснованным.

Также в ходе заседания Комиссии Заказчиком представлены протоколы от 09.10.2017 № 52/17 ТК ВИП, согласно которым Заказчиком отменено размещение Закупок. Соответствующие протоколы размещены в ЕИС 12.10.2017.

Следовательно, Заказчиком осуществлен отказ от проведения Закупок до определения победителей Закупок.

Дополнительно Комиссия отмечает, что согласно информации из ЕИС выручка Заказчика от закупок товаров, работ, услуг (в том числе иными дочерними обществами АО «МАШ») за 2016 год составляет менее 1% от общей суммы выручки АО «В.И.П.-интернешнл» от всех видов деятельности за указанный отчетный период (указанные сведения опубликованы 10.10.2017).

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок обоснованными.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 6.2 статьи 36 Положения о закупках, пунктов 1 и 2 части 1 и пункта 1 части 10 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку Заказчиком осуществлен отказ от проведения Закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны