Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ФинЭкспертиза на действ... от 30 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «ФинЭкспертиза»
Олимпийский просп., д. 14, Москва, 129090
-
ФГУП «Росморпорт»
Сущевская ул., д. 19, стр. 7, Москва, 127055
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2356/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.11.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),
в присутствии представителей:
от заявителя — ООО «ФинЭкспертиза»,
от заказчика — ФГУП «Росморпорт»,
рассмотрев жалобу ООО «ФинЭкспертиза (далее — Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «Росморпорт» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на услуги по проведению финансового аудита (реестровый № 0573100002017000583) (далее — Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки ООО «ФинЭкспертиза» от участия в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 11.09.2017 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок, вскрытия конвертов - 03.10.2017. Дата рассмотрения и оценки заявок - до 23.10.2017.
В соответствии с протоколом рассмотрения оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 13.10.2017 № ЦА 46-17/2 заявка ООО «ФинЭкспертиза» отклонена от участия в Конкурсе по причине несоответствия требованиям пункта 3.6.8 Раздела I Конкурсной документации и части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе: в заявке на участие в конкурсе ООО «ФинЭкспертиза» банковская гарантия, являющаяся обеспечением заявки, не прошита в составе заявки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 3.6.8 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе, поданная участником открытого конкурса в письменной форме, оформляется следующим образом. Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью (при наличии печати) участника открытого конкурса и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.
Исходя из доводов жалобы Заявителя, Закон о контрактной системе не содержит требований, устанавливающих порядок и способ прошивки. Общих правил, а также обязательных к исполнению инструкций по порядку или способу прошивки документов для целей оформления документов для участия в открытом конкурсе также не установлено.
Кроме того, как указывает Заявитель, часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе содержит положение, согласно которому соблюдение участником открытого конкурса требований о прошивке листов означает, что информация и документы, входящие состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Таким образом, цель указанной нормы Закона о контрактной системе состоит в обеспечении подлинности и достоверности предоставляемых документов, соблюдении прав и законных интересов субъектов контрактной системы. Определение же порядка прошивки, в том числе определение способа прошивки, не являются целью нормы, что подтверждает факт отсутствия регламентирующих данный порядок положений. В пользу данного утверждения говорит также и то, что информация о банковских гарантиях в рамках единой информационной системы закупок находится в публичном доступе и достоверность представленной банковской гарантии не может вызывать сомнений.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, при изучении заявки ООО «ФинЭкспертиза» установлено, что банковская гарантия, являющаяся обеспечением заявки участника и неотъемлемой частью заявки на участие, в нарушение части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не прошита с листами заявки на участие в Конкурсе в единый том.
Вопреки доводам Заказчика Комиссия не может согласиться с его выводами относительно несоответствия заявки общества требованиям Конкурсной документации, поскольку Заявителем в составе заявки представлены необходимые документы, в том числе, включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия № 019960 от 29.09.2017. При этом банковская гарантия прошита в общий том заявки в канцелярском файле, имеет нумерацию. Сведения о включении в состав заявки банковской гарантии содержатся в пункте 10 описи документов, представляемых в составе заявки. Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, заявка ООО «ФинЭкспертиза» была подана в запечатанном конверте, что исключает доступ к заявке третьих лиц.
Таким образом, Заявителем в составе заявки представлена банковская гарантия, внесенная в опись представляемых документов, пронумерованная, прошитая в общий том способом, не противоречащим нормам законодательства,
При этом Заказчиком не оспаривается достоверность и подлинность представленной Заявителем банковской гарантий.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Вместе с тем Заказчиком не представлено объективных доказательств несоответствия заявки ООО «ФинЭкспертиза» требованиям Конкурсной документации, в том числе в части способа прошивки документов в составе заявки.
Действия Заказчика по отклонению поданной Заявителем заявки исключительно по причине не прошивки всех листов банковской гарантии в единый том, а представления спорного документа в отдельном прошитом файле, не соответствуют принципам добросовестности и антимонопольного законодательства.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Исходя из правовой природы торгов, принципов, норм и целей антимонопольного законодательства (в том числе законодательства о закупках), Заказчик должен предпринимать все меры для расширения круга участников и исключения необоснованных, формальных отклонений заявок.
Однако соответствующие действия Заказчиком совершены не были.
Как было указано ранее, Заказчиком не приведено аргументов в защиту собственной позиции по формальному отсечению фактически соответствующих требованиям документации заявок.
Таким образом, Заказчиком неправомерно отклонена от участия заявка Заявителя по формальным основаниям в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
-
Признать в действия Заказчика нарушение пункта 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-2356/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.11.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 07.11.2017 по делу № 1-00-2356/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГУП «Росморпорт» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные ппри проведении открытого конкурса на право заключения договора на услуги по проведению финансового аудита (реестровый № 0573100002017000583) (далее — Конкурс), а именно:
1. Заказчику отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 13.10.2017 № ЦА-46-17/2.
-
-
-
Заказчику назначить новую дату рассмотрения заявок, подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 07.11.2017 по делу № 1-00-2356/77-17.
-
-
3. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
4. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 25.12.2017.
5. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 29.12.2017 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
-