Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ФинЭкспертиза на действ... от 30 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «ФинЭкспертиза»

    Олимпийский просп., д. 14, Москва, 129090

     

  2. ФГУП «Росморпорт»

    Сущевская ул., д. 19, стр. 7, Москва, 127055

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2356/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

07.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

в присутствии представителей:

от заявителя — ООО «ФинЭкспертиза»,

от заказчика — ФГУП «Росморпорт»,

рассмотрев жалобу ООО «ФинЭкспертиза (далее — Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «Росморпорт» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на услуги по проведению финансового аудита (реестровый № 0573100002017000583) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки ООО «ФинЭкспертиза» от участия в Конкурсе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 11.09.2017 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок, вскрытия конвертов - 03.10.2017. Дата рассмотрения и оценки заявок - до 23.10.2017.

В соответствии с протоколом рассмотрения оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 13.10.2017 № ЦА 46-17/2 заявка ООО «ФинЭкспертиза» отклонена от участия в Конкурсе по причине несоответствия требованиям пункта 3.6.8 Раздела I Конкурсной документации и части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе: в заявке на участие в конкурсе ООО «ФинЭкспертиза» банковская гарантия, являющаяся обеспечением заявки, не прошита в составе заявки.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с пунктом 3.6.8 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе, поданная участником открытого конкурса в письменной форме, оформляется следующим образом. Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью (при наличии печати) участника открытого конкурса и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.

Исходя из доводов жалобы Заявителя, Закон о контрактной системе не содержит требований, устанавливающих порядок и способ прошивки. Общих правил, а также обязательных к исполнению инструкций по порядку или способу прошивки документов для целей оформления документов для участия в открытом конкурсе также не установлено.

Кроме того, как указывает Заявитель, часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе содержит положение, согласно которому соблюдение участником открытого конкурса требований о прошивке листов означает, что информация и документы, входящие состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Таким образом, цель указанной нормы Закона о контрактной системе состоит в обеспечении подлинности и достоверности предоставляемых документов, соблюдении прав и законных интересов субъектов контрактной системы. Определение же порядка прошивки, в том числе определение способа прошивки, не являются целью нормы, что подтверждает факт отсутствия регламентирующих данный порядок положений. В пользу данного утверждения говорит также и то, что информация о банковских гарантиях в рамках единой информационной системы закупок находится в публичном доступе и достоверность представленной банковской гарантии не может вызывать сомнений.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, при изучении заявки ООО «ФинЭкспертиза» установлено, что банковская гарантия, являющаяся обеспечением заявки участника и неотъемлемой частью заявки на участие, в нарушение части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не прошита с листами заявки на участие в Конкурсе в единый том.

Вопреки доводам Заказчика Комиссия не может согласиться с его выводами относительно несоответствия заявки общества требованиям Конкурсной документации, поскольку Заявителем в составе заявки представлены необходимые документы, в том числе, включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия № 019960 от 29.09.2017. При этом банковская гарантия прошита в общий том заявки в канцелярском файле, имеет нумерацию. Сведения о включении в состав заявки банковской гарантии содержатся в пункте 10 описи документов, представляемых в составе заявки. Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, заявка ООО «ФинЭкспертиза» была подана в запечатанном конверте, что исключает доступ к заявке третьих лиц.

Таким образом, Заявителем в составе заявки представлена банковская гарантия, внесенная в опись представляемых документов, пронумерованная, прошитая в общий том способом, не противоречащим нормам законодательства,

При этом Заказчиком не оспаривается достоверность и подлинность представленной Заявителем банковской гарантий.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Вместе с тем Заказчиком не представлено объективных доказательств несоответствия заявки ООО «ФинЭкспертиза» требованиям Конкурсной документации, в том числе в части способа прошивки документов в составе заявки.

Действия Заказчика по отклонению поданной Заявителем заявки исключительно по причине не прошивки всех листов банковской гарантии в единый том, а представления спорного документа в отдельном прошитом файле, не соответствуют принципам добросовестности и антимонопольного законодательства.

Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Исходя из правовой природы торгов, принципов, норм и целей антимонопольного законодательства (в том числе законодательства о закупках), Заказчик должен предпринимать все меры для расширения круга участников и исключения необоснованных, формальных отклонений заявок.

Однако соответствующие действия Заказчиком совершены не были.

Как было указано ранее, Заказчиком не приведено аргументов в защиту собственной позиции по формальному отсечению фактически соответствующих требованиям документации заявок.

Таким образом, Заказчиком неправомерно отклонена от участия заявка Заявителя по формальным основаниям в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

    2. Признать в действия Заказчика нарушение пункта 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2356/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

07.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 07.11.2017 по делу № 1-00-2356/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУП «Росморпорт» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные ппри проведении открытого конкурса на право заключения договора на услуги по проведению финансового аудита (реестровый № 0573100002017000583) (далее — Конкурс), а именно:

1. Заказчику отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 13.10.2017 № ЦА-46-17/2.

      1. Заказчику назначить новую дату рассмотрения заявок, подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 07.11.2017 по делу № 1-00-2356/77-17.

3. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

4. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 25.12.2017.

5. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 29.12.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны