Решение б/н жалоба ООО «Профиндустрия» на действия заказчика — Федеральн... от 12 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «ПрофИндустрия»
ул. Челябинская, д. 10, корп. 1, Москва, 105568
-
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»
пер. Графский, д. 4, корп. 2,3,4, Москва, 129626
-
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
пер. Б. Саввинский, д.12, стр.9, Москва, 119435
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2625/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.12.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
при участии представителей:
от заказчика — Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».
при отсутствии представителей: ООО «ПрофИндустрия», ЗАО «Сбербанк-АСТ» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 13.12.2017 № ИШ/64507/17),
рассмотрев жалобу ООО «Профиндустрия» (далее — Заявитель) на действия заказчика — Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (далее — Заказчик) при проведении закупки на оказание комплекса услуг по содержанию в чистоте помещений и прилегающей территории (№ 31705759240) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в неразмещении закупки в плане закупок, а также установление избыточных требований.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.05.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, не содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 20.11.2017. Окончание подачи заявок - 11.12.2017.
Согласно пояснениям сторон, изучив представленные сведения и материалы Комиссия установила следующее.
1. Заявитель обжалует отсутствие закупки в плане закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг (далее - План закупок) на срок не менее чем один год.
Вместе с тем, в том числе согласно пояснениям Заказчика установлено, что спорная закупка отражена в Плане закупок (позиция 454), который размещен в ЕИС до объявления Закупки. Кроме того функционал Официального сайта не позволяет разместить закупку при отсутствии его в Плане закупок.
На основании изложенного, Комиссия признает данный довод Заявителя необоснованным.
2. Заявитель также указывает на избыточность требований в части описания в том числе следующих позиций: "очиститель для мрамора", "универсальный дезинфицирующий порошок", "моющее средство общего назначения".
Заказчик в своем возражении поясняет что установленные в Закупочной документации характеристики имеются в открытых источниках, и, что такие требования не могут ввести в заблуждение участников.
Вместе с тем Заявитель на заседание комиссии не явился, доказательств избыточности, которое может привести к ограничению конкуренции не предоставил.
Запросов о разъяснений положений Закупочной документации относительно спорных позиций не направлял.
В соответствии с законодательством о закупках Заказчик самостоятельно устанавливает свои потребности и требования к приобретаемой продукции.
На основании изложенного, ввиду недоказанности со стороны Заявителя избыточности требований, Комиссия признает данный довод необоснованным.
3. Заявитель также обжалует положения документации в части неуказания какие именно позиции закупки каким ГОСТам должны соответствовать, что препятствует заполнению заявки и вводит участников в заблуждение.
Комиссией, изучив документацию о закупке, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно трактовано потенциальными участниками закупок.
В соответствии с Закупочной документацией участники должны приложить в составе заявки форму 2 (приложение 1 к Техническому заданию), содержащая сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме.
При этом данная форма состоит из множества товарных позиций (материалов).
Кроме того, предусмотренное Закупочной документацией описание материалов не содержит указание относительно того, какому ГОСТу должен соответствовать.
Вместе с тем в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, установленной Закупочной документацией, при указании характеристик приведенных выше товаров, участник должен учитывать требования Государственных стандартов (распространяющиеся на данную группу товаров): ГОСТ 16338-85, ГОСТ 16338-85, ГОСТ 31696-2012, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 25644-96, ГОСТ 54562-2011, ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ Р 52354-2005, ГОСТ 28815-96, ГОСТ 32478-2013, ГОСТ 28546-2002, ОДН 218.2.027-2003, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 32481-2013, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 30266-95, ГОСТ 5100-85, ГОСТ 10354-82, ГОСТ 12302-83, НПБ 256-99, ГОСТ 5530-2004, ГОСТ 5208-2013.
Таким образом, из документации о Закупке не следует какая продукция каким ГОСТам должна соответствовать, что создает сложности в описании продукции и создает условия для злоупотреблений со стороны Заказчика. При этом один ГОСТ, указанный заказчиком в инструкции, подходит под несколько товарных позиций, что осложняет описание потенциальными участниками товаров (материалов).
В соответствии с протоколом об определении участников на участие в Закупке подана одна заявка. Заявителем подана жалоба в период приема заявок.
По мнению Комиссии, такое описание требований к материалам вводит в заблуждение потенциальных участников, содает сложности в заполнении требуемых форм, и не соответствует принципам, установленным в Законе о закупках (пункты 2, 4 части 1 статьи 3), пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, следствием чего явилось подача одной заявки.
На основании изложенного, Комиссия признает жалобу обоснованной в указанной части
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной в части установления в Закупочной документации требования об описании материалов в соответствии ГОСТ без указания какие материалы каким ГОСТам должны соответствовать, в остальной части - необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
-
ООО «ПрофИндустрия»
ул. Челябинская, д. 10, корп. 1, Москва, 105568
-
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»
пер. Графский, д. 4, корп. 2,3,4, Москва, 129626
-
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
пер. Б. Саввинский, д.12, стр.9, Москва, 119435
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-2625/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.12.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 18.12.2017 по делу № 1-00-2625 /77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении закупки на оказание комплекса услуг по содержанию в чистоте помещений и прилегающей территории (№ 31705759240) (далее — Закупка), а именно:
1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Закупок.
2. Заказчику вернуть участникам Закупок ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупках.
3. Заказчику внести изменения в Закупочные документации с учетом решения Комиссии от 18.12.2017 по делу № 1-00-2625/77-17, а также действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупках таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 18.12.2017 по делу № 1-00-2625/77-17.
6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 14.02.2018.
8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 21.02.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.