РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-412/77-18

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
13.06.2018
Управление:
Московское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер дела:

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Рекламное обслуживание» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ФГУП «Росморпорт» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке и регистрации в Роспатенте товарного знака (логотипа) ФГУП «Росморпорт» и регламента его использования (брендбука) (реестровый № 31806077226) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),


 

УСТАНОВИЛА

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном пересмотре итогов Закупки.

Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

19.02.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 07.02.2018. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания подачи заявок — 09.02.2018, дата рассмотрения заявок — 09.02.2018, дата подведения итогов Закупки — 19.02.2018.

19.02.2018 Заказчиком в ЕИС размещен протокол заседания комиссии № ЦА-18/2 по рассмотрению и оценки заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от электронной форме от 17.02.2018, согласно которому к участию в Закупке допущены 5 заявок. По результатам оценки указанных заявок комиссией принято решение о присвоении участникам следующих мест:

    1. ООО «Рекламное обслуживание» (суммарный балл 8,52). ;

    2. ООО «КГИ» (суммарный балл 8,05);

    3. ООО «Волга Волга Бренд Айдентити» (суммарный балл 6,84);

    4. ООО «Тридцать шесть» (суммарный балл 6, 82);

    5. ООО «Жар-птица» (суммарный балл 6,32);

На основании результатов рассмотрения и оценки заявок победителем Закупки было признано ООО «Рекламное обслуживание».

Вместе с тем 26.02.2018 Заказчиком также в ЕИС размещен протокол заседания комиссии № ЦА-18/2 по рассмотрению и оценки заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от электронной форме от 22.02.2018, согласно которому к участию в Закупке допущены 5 заявок. По результатам оценки указанных заявок комиссией принято решение о присвоении участникам следующих мест:

    1. ООО «Волга Волга Бренд Айдентити» (суммарный балл 9,25). ;

    2. ООО «Рекламное обслуживание» (суммарный балл 8,93);

    3. ООО «КГИ» (суммарный балл 8,40);

    4. ООО «Тридцать шесть» (суммарный балл 6, 80);

    5. ООО «Жар-птица» (суммарный балл 6,32).

Таким образом, на основании результатов рассмотрения и оценки заявок победителем Закупки было признано ООО «Волга Волга Бренд Айдентити».

В соответствии с письменными пояснениями представителя Заказчика при первоначальном рассмотрении заявок участников Закупки на предмет наличия опыта выполнения аналогичных работ в заявке ООО «Волга Волга Бренд Айдентити» ошибочно не была учтена часть представленных актов приемки-передачи выполненных работ.

С целью устранения выявленной ошибки Заказчиком повторно были произведены рассмотрение и оценка заявок участников, в результате чего победителем был признано ООО «Волга Волга Бренд Айдентити».

Вследствие этого, Заказчиком было принято решение о замене протокола по рассмотрению и оценке заявок.

Пунктом 5.7 Положения о закупках установлены порядок оценки заявок на участие в Закупке и следующие критерии их оценки: цена договора; качество товаров, работ, услуг; квалификация участников. Указано, что баллы по критерию «Квалификация участников» выставляются в соответствии с методикой, установленной в документации о закупке (далее — Закупочная документация).

Согласно подпункту 2.1 пункта 13 Закупочной документации критерий «Квалификация участников» включает, в том числе, показатель «Объем выполненных работ, аналогичных предмету открытого запроса предложений с 01.12.2015». Заявки по указанному показателю оцениваются на основании представленных копий контрактов и актов сдачи-приемки выполненных работ. Участнику Закупки, представившему подтверждение наибольшей стоимости по выполненным аналогичным работам, присваивается максимальное количество баллов по показателю. Баллы остальным участникам Закупки присваиваются расчетно, пропорционально, относительно лучшего значения показателя.

На заседание Комиссии представитель Заказчика представил два расчета баллов, до и после пересмотра заявок участников Закупки по показателю «Объем выполненных работ, аналогичных предмету открытого запроса предложений с 01.12.2015».

Исходя из расчета до пересмотра заявок участников Закупки при оценке заявки Заявителя были зачтены договоры и акты сдачи-приемки выполненных работ на общую сумму 8 086 390,00 рублей, при оценке заявки ООО «Волга Волга Бренд Айдентити» - на общую сумму 2 722 240 рублей, что повлияло на присвоение заявкам соответствующих суммарных баллов, указанных в протоколе заседания комиссии № ЦА-18/2 по рассмотрению и оценки заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от электронной форме от 17.02.2018.

Между тем, изучив документы, представленные в составе заявок участников Закупки, Комиссия установила, что при составлении указанного расчета часть актов приемки-передачи выполненных работ ООО «Волга Волга Бренд Айдентити» Заказчиком рассмотрена не была.

Исходя из расчета после пересмотра заявок участников Закупки при оценке заявки Заявителя было зачтены договоры на общую сумму 8 086 390,00 рублей, при оценке заявки ООО «Волга Волга Бренд Айдентити» - на общую сумму 14 646 890,00 рублей.

При этом часть договоров и актов приемки-передачи выполненных работ, представленных участниками Закупки, не были учтены ввиду несоответствия параметру аналогичности или параметру стоимости договора.

Согласно подпункту 2.1 пункта 13 Закупочной документации стоимость договоров, представленных в качестве подтверждения опыта оказания аналогичных работ, должна составлять не менее двадцати пяти процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке. Под аналогичными работами понимаются разработка товарных знаков (логотипа), регистрации в Роспатенте и регламентов его использования (брендбуков).

Комиссия, изучив заявки участников Закупки и сведения указанные в расчете после пересмотра таких заявок, пришла к выводу о достоверности указанного расчета.

Таким образом, ввиду того, что ООО «Волга Волга Бренд Айдентити» предоставлено Заказчику подтверждение наибольшей общей стоимости по выполненным аналогичным работам, им было получено большее количество суммарных баллов, вследствие чего Общество стало победителем Закупки.

Вместе с тем, Комиссия установила, что Положение о закупках не содержит оснований для пересмотра процедуры рассмотрения и оценки заявок.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Из материалов дела усматривается, что Заказчик фактически изначально произвел оценку и сопоставление заявок без учета представленных участником Закупки документов, что повлекло за собой избрание победителем Закупки участника, не соответствующего установленным критериям.

Вместе с тем повторное рассмотрение заявок фактически было проведено Заказчиком не в соответствии с требованиями о сроках и порядке рассмотрения, установленных Закупочной документацией, что также не может считаться соблюдением требований законодательства об осуществении закупок.

Таким образом, действия Заказчика по принятию нового протокола по рассмотрению и оценки заявок являются неправомерными и противоречат положениям части 1 статьи 2, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров.

Согласно пункту 14.5 Положения о закупках договор по итогам проведенной закупки может быть заключен не позднее чем через 20 дней после размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Заказчиком с победителем Закупки, ООО «Волга Волга Бренд Айдентити», заключен договор № 134/до-18.

Вместе с тем при установлении в Положении о закупках срока заключения договора Заказчик не учел следующего.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленным антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной документации в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного часть 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки , конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной Законом о закупках и Законом о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществение гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Исходя из требований вышеуказаннных положений действующего законодательство разрабатываемое заказчиком Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечит реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

В связи с чем сокращение либо исключение такого срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 2, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

    3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

  1.  

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.