Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-536/77-18 от 13 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Мониторинговая компания «Крона» (далее также - Заявитель) на действия заказчика — АО «ОЭК» (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем безопасности на объектах АО «ОЭК» (реестровый № 31806073469) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),


 

УСТАНОВИЛА

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отказе Заказчика от заключения договора и неправомерном признании Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 30.01.2018. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания подачи заявок — 12.02.2018, дата рассмотрения заявок — 15.02.2018, дата проведения (подведения итогов) Закупки — 15.02.2018, начальная (максимальная) цена договора - 3 149 895, 24 руб.

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 15.02.2018 № 29/2 победителем Закупки признано ООО «Мониторинговая компания «Крона» с предложением цены договора 1 500 000,00 руб.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 44.1 Положения о закупках, пункту 6.1.1 Закупочной документации договор между Заказчиком и победителем запроса предложений должен быть заключен не ранее десяти дней со дня размещения в ЕИС протокола об оценке и сопоставлении предложений участников закупки и не позднее двадцати дней со дня подписания указанного протокола.

В соответствии с пунктом 44.2 Положения о закупках, Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола об оценке и сопоставлении предложений передает победителю запроса предложений проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем запроса предложений в предложении, в проект договора, прилагаемый к документации о проведении запроса предложений.

В настоящем случае, с учетом порядка исчисления сроков, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации, договор между Заказчиком и Заявителем должен был быть заключен не позднее 12.03.2018.

Кроме того, в соответствии с пунктом 47.1 Положения о закупках в случае, если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником Закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, победитель либо такой участник обязан предоставить Заказчику обоснование снижения цены договора в виде технико-экономического расчета или сметного расчета.

С учетом того, что Заявителем цена снижена более чем на 25 процентов от начальной (максимальной) цены договора, ему требовалось предоставить обоснование снижения цены договора.

16.02.2018 Заказчик направил Заявителю проект договора и запрос о предоставлении обоснования снижения цены договора.

16.02.2018 в ответ на указанный запрос Заявитель направил письмо, в котором указал, что обоснованием снижения цены договора являются представленные им в составе заявки договоры с ПАО «Сбербанк» и ПАО «ВТБ».

Однако Заказчик данный документ в расчет не принял, руководствуясь исключительно собственным субъективным усмотрением.

В установленный срок договор между Заказчиком и Заявителем заключен не был, и протоколом заседания комиссии по закупкам АО «ОЭК» от 14.03.2018 № 52/8 ООО «Мониторинговая компания «Крона» признано уклонившимся от заключения договора по причине непредставления обоснования снижения цены договора.

По мнению Заявителя, обстоятельство, на которое ссылается Заказчик, как на основание признания Заявителя уклонившимся от заключения договора не соответствует действительности, поскольку Заявителем было представлено обоснование снижения цены. Представленное обоснование было получено Заказчиком, сообщение о его непринятии до последнего дня, установленного для заключения договора, Заявителю не поступало, каких-либо замечаний или вопросов относительно формы или содержания документа Заказчик не направлял.

Ввиду изложенного Заявитель полагает, что действия Заказчика по признанию его уклонившимся от заключения договора являются неправомерными и нарушают основные принципы, установленные законодательством о Закупках.

Как пояснил Заказчик, обоснование снижения цены договора, предложенное Заявителем, не соответствует требованиям Положения о закупках, поскольку не содержит технико-экономического или сметного расчета.

В этой связи Заказчик считает, что обоснование цены в установленный срок Заявителем не представлено, что свидетельствует о его уклонении от заключения договора.

Кроме того, Заказчик отметил, что в связи с признанием Заявителя уклонившимся 19.03.2018 АО «ОЭК» заключен договор с участником, занявшим второе место.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.

Из пункта 47.1 Положения о закупках следует, что обоснование снижения цены договора должно быть представлено в виде технико-экономического расчета или сметного расчета.

Вместе с тем Положение о закупках не содержит каких-либо требований к составлению такого расчета.

Закупочной документацией также не регламентируется форма требуемого расчета.

Более того, в Положении о закупках и Закупочной документации не указано, на каком этапе заключения договора необходимо представить обоснование снижения цены договора.

Как следует из материалов дела, фактически Заявитель представил в качестве обоснования снижения цены доказательства возможности исполнения договора.

Вместе с тем, как было указано ранее, Заказчик настаивал на определенной форме такого расчета, который должен был отвечать требованиям самого Заказчика.

При этом, не установив в Закупочной документации и в Положении о закупках четких критериев, которым должно соответствовать такое обоснование, не предъявив и не представив каких-либо доказательств невозможности принятия обоснования, представленного Заявителем, Заказчик фактически предъявляет к Заявителю требование, которое в документации не поименовано.

Однако, в силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации презюмируется, что участники гражданских правоотношений действуют добросовестно при реализации своих прав и обязанностей.

Таким образом, действуя в рамках фактически установившегося между Заявителем и Заказчиком обычая делового оборота, предполагая добросовестную реализацию своих прав и исполнение возникших обязанностей, Заявитель представил в качестве обоснования снижения цены соответствующий документ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичные принципы установлены пунктом 1.3 Положения о закупках.

На основании изложенного, Комиссия установила, что действия Заказчика по признанию Заявителя уклонившимся от заключения договора нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 6.8.4.1 Закупочной документации.

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.3 Положения о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с заключением по результатам Закупки договора от 19.03.2018.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны