Решение б/н Решение по жалобе ООО «ЛАИР» на действия АО «ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТ... от 13 июля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-633/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.04.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
в присутствии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО «ЛАИР» (далее также — Заявитель, Общество) на действия организатора закупки и заказчика — АО «ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ» (далее также — Организатор закупки, Заказчик) при проведении открытого запроса предложений, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг «Оценка рыночной стоимости для Уренгойской ГРЭС» (реестровый № 31806041199) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Организатора закупки при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора закупки при проведении Закупки выразилось в необоснованном отклонении заявки ООО «ЛАИР» от участия в Закупке.
Представитель АО «ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ» против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату объявления закупок, размещено на официальном сайте 30.06.2017.
23.01.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки с Начальной (максимальной) ценой договора 481 334,33 руб.
Датой окончания подачи заявок определено 05.02.2018, датой рассмотрения заявок — 05.02.2018, датой подведения итогов Закупки — 28.02.2018.
Из протокола заседания Закупочной комиссии по утверждению предварительного ранжира и проведению переторжки по открытому запросу предложений от 02.03.2018 № 114759-ОЗП/ППР следует, что заявка Заявителя отклонена от участия по следующему основанию: «ООО «ЛАИР» не соответствует требованиям к деловой репутации. В документах претендента на договор содержатся недостоверные (неподтвержденные) сведения (пп. 4 п. 6 (п. 1.3) прил. 2 к приказу от 25.01.2018 № УЭГ/35/ЭГ/30 (Методика)) — Согласно справке ООО «ЛАИР» не имеет судебных разбирательств, касающихся невыполнения договорных обязательств, однако согласно представленным данным ООО «ЛАИР» имеет судебное разбирательство по Арбитражному делу А56-79218/2017, заседание по которому Определением Арбитражного суда от 06.02.2018 года объявлен перерыв, где ООО «ЛАИР» выступает в качестве ответчика по ранее исполненным договорным обязательствам. Истец ООО «Агровод» (ИНН: 7451188693). Негативная информация о деловой репутации Участника закупки, полученной из открытых источников законным путем (включая СМИ) (пп. 7 п. 7.2 прил. 1 к приказу от 25.01.2018 № УЭГ/35/ЭГ/30, пп. 7 п. «В» прил. 1 к Методике). Имеются решения ФНС РФ о приостановке операций по счетам компании в банках РФ».
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Участник Закупки в составе заявки должен представить необходимые документы в соответствии с пунктом 6.2.1 Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 41.10.1 Положения о закупках Заявка участника в закупке может быть отклонена в случаях, установленных Закупочной документацией.
В свою очередь, перечень оснований для отклонения заявки участника от участия в Закупке установлен в пункте 4.14.2.4 Закупочной документации.
Согласно пункту 4.14.2.4 Закупочной документации заявка на участие в закупке должна полностью соответствовать каждому из установленных настоящей Закупочной документацией требований. Потенциальный участник закупки не допускается Закупочной комиссией к дальнейшему участию в закупке в случаях, указанных в пункте 4.14.2.4, в том числе:
-
обнаружение хотя бы одного из стоп-факторов в рамках оценки деловой репутации по критериям, предусмотренным в Методике оценки деловой репутации контрагентов – резидентов РФ Раздел 9 Закупочной документации;
-
наличие у Участника закупки 3 (трех) и более риск-факторов, предусмотренных в Методике оценки деловой репутации контрагентов – резидентов РФ Раздел 9 Закупочной документации, выявленных в ходе проведения экспертизы деловой репутации и по которым присвоена оценка 0 баллов.
В соответствии с разделом 1 «Термины и определения» Методики оценки деловой репутации контрагентов-резидентов РФ АО «ИНТЕР РАО ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ» (далее - Методика) риск-фактор — это фактор, обнаружение которого является основанием для понижения экспертом итоговой оценки либо отклонения контрагента в случае сочетания нескольких риск-фактов.
Согласно подпункту 7 пункта 7.2 Методики к риск-факторам относится наличие негативной информации о деловой репутации контрагента, полученной законным путем из различных источников (в том числе СМИ). В пояснениях к оценке риск-факторов, содержащихся в Приложении № 1 к Методике «Критерии оценки деловой репутации контрагента», указывается, что вышеназванный критерий оценки включает в себя проверку наличия информации о счетах контрагента в базе данных ФНС, содержащей сведения о юридическом лице, в отношении которых имеются действующие решения о приостановлении операций по банковским счетам.
На заседании Комиссии представителем Заказчика были представлены документы, подтверждающие наличие шести решений ФНС РФ от 13.02.2018 о приостановлении операций по банковским счетам Заявителя. При этом срок подачи заявок был завершен 05.02.2018, в тот же день состоялось вскрытие конвертов с предложениями участников. В связи с этим, Заявителю не представлялось возможным предвидеть, что указанные сведения будут являться одной из причин отклонения заявки от участия в Закупке.
В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, оценка заявок участников закупки должна производиться в соответствии с информацией являющейся актуальной на момент завершения подачи заявок.
Закупочной документацией установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке справки об участии в судебных разбирательствах, касающихся невыполнения своих обязательств по ранее заключенным договорам, решения по которым принимались судом не в пользу Потенциального участника закупки по форме № 14, содержащейся в пункте 10.14 Закупочной документации (далее — Справка о судебных разбирательствах).
В своих возражениях представитель Заказчика ссылается на то, что в рамках отборочной стадии Закупочная комиссия может запросить у Потенциальных участников закупки разъяснения (уточнения) их заявок на участие в закупке, в порядке, установленном пунктом 4.14.2.6. Закупочной документации.
В ответ на уточняющий запрос по поводу наличия факта судебных тяжб ООО «ЛАИР» представил сведения о находящимся в производстве Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области деле № А56-79218/2017, в котором Общество является ответчиком. Предметом данного судебного спора является ненадлежащее исполнение Обществом договорных обязательств.
Согласно разделу 1 Методики стоп-фактор представляет собой фактор, обнаружение которого является основанием для рекомендации эксперта к принятию решения об отклонении контрагента.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Методики одним и стоп-факторов является в числе прочего предоставление контрагентом заведомо ложных сведений. Ложные сведения устанавливаются экспертом при изучении документов, представленных контрагентом. В случае наличия информации о предоставлении контрагентом заведомо ложных сведений, эксперт, убедившись в их недостоверности, признает наличие стоп-фактора.
Учитывая тот факт, что в Справке о судебных разбирательствах, представленной в составе заявки Заявителем было сказано об отсутствии каких-либо судебных тяжб, а в ответ на запрос эксперта была представлена иная информация, экспертом был сделан вывод о наличии недостоверных сведений в заявке.
На заседании Комиссии было установлено, что решение по делу № А56-79218/2017 было изготовлено в полном объеме Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области 05.03.2018.
Согласно части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Также установлено, что на момент заседания Комиссии Управления указанное решение не вступило в законную силу, так как ООО «ЛАИР» подана апелляционная жалоба.
Таким образом, на момент окончания подачи заявок, а именно 05.02.2018, у Заявителя отсутствовали судебные разбирательства, касающиеся невыполнения договорных обязательств, решения по которым принимались судом не в пользу Общества.
На заседании Комиссии представитель Заказчика заявил довод о том, что участники Закупки должны были представить сведения не только о решениях суда, вступивших в законную силу, но и о судебных разбирательствах, находящихся в производстве на момент подачи заявки.
Указанный довод полностью опровергается Закупочной документацией, так как из Справки о судебных разбирательствах (форма № 14), содержащейся в пункте 10.14 Закупочной документации, прямо следует, что участник должен указать в соответствующей графе информацию о решении суда и дате вступления его в законную силу.
Также в пояснениях к оценке к критерию наличия у контрагента негативной арбитражной практики за последние 3 года, включая текущий установлено, что для оценки заявки используется картотека арбитражных дел Высшего арбитражного суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.tu/), учитываются решения не в пользу контрагента по искам о недобросовестном исполнении/ об отказе от исполнения обязательств по договорам на выполнение работ, поставку товаров или оказание услуг, когда контрагент являлся исполнителем по договору.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В данному случае действия Организатора закупки, выразившиеся в отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке по основанию, не предусмотренному документацией, не соответствуют требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЛАИР» (ОГРН: 1027807581141; ИНН: 7814084010) на действия АО «ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ» (ОГРН:1117746460358; ИНН: 7704784450) при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях АО «ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ» нарушения требований части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 41.10.1 Положения о закупках, пункта 4.14.2.4 Закупочной документации.
3. Выдать АО «ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в судебном порядке в течение трех месяцев.
-
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-633/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.04.2018 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения
от 16.04.2018 по делу № 1-00-633/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО «ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса предложений, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг «Оценка рыночной стоимости для Уренгойской ГРЭС» (реестровый № 31806041199) (далее - Закупка):
-
-
Заказчику отменить протокол заседания ПДЗК по утверждению предварительного ранжира и проведению переторжки по Закупке от 02.03.2018
№ 114759-ОЗП/ППР.
-
-
Заказчику разместить в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие
в Закупке, дате подведения итогов Закупки. -
Заказчику уведомить участников Закупки о новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке, новой дате подведения итогов Закупки.
-
Заказчику провести процедуру рассмотрения заявок на участие в Закупке
с учетом решения Комиссии от 16.04.2018 по делу № 1-00-633/77-18. -
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в ЕИС.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 23.07.2018.
-
О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.07.2018 включительно с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством,
не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
-