Решение б/н Решение по жалобе НОЧУ ДПО «Эко-Сфера» на действия заказчика... от 9 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-88/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
22.01.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу НОЧУ ДПО «Эко-Сфера» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «ММП имени В.В. Чернышева» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке проекта ПДВ и получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух (реестровый № 31705789819) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось установлении в Закупочной документации избыточных требований к оформлению банковской гарантии, а также в признании заявки НОЧУ ДПО «Эко-Сфера» соответствующей требованиям Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт) размещена выписка из протокола № 4 заседания Совета директоров АО «ММП имени В.В. Чернышева». В соответствии с данной выпиской Заказчиком принято решение о присоединении к Единому положению о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее — Положение о закупке).
Положение о закупке в редакции, действующей на момент объявления закупки, размещено на Официальном сайте.
27.11.2017 Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с протоколом открытия доступа к заявкам от 07.12.2017 на участие в Закупке поданы заявки от НОЧУ ДПО «Эко-Сфера» и ООО «ПИБ».
12.12.2017 Закупочной комиссией принято решение о допуске заявки Заявителя к участию в Закупке (протокол № ПРТ852-03-240-2017).
20.12.2017 Закупочной комиссией принято решение о признании Заявителя победителем Закупки (протокол № ПРТ852-03-247-2017).
Заявитель в своей жалобе указывает, что НОЧУ ДПО «Эко-Сфера» не соответствует требованиям Закупочной документации и не может быть допущена до заключения договора по итогам Закупки.
Из жалобы следует, что 15.12.2017 сведения об НОЧУ ДПО «Эко-Сфера» включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Реестр недобросовестных поставщиков).
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Пунктом 2.1 Приложения 1 к Информационной карте Закупочной документации установлено требование к участникам Закупки об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом о закупках и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Подтверждение соответствия участника Закупки вышеуказанному требованию декларируется в Форме 1 (Заявка) Закупочной документации.
Комиссией установлено, что Заявителем в заявке на участие в Закупке подтверждено отсутствие сведений о НОЧУ ДПО «Эко-Сфера» в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом о закупках и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Пунктом 4.14.9 Закупочной документации утвержден закрытый перечень оснований для отклонения заявки участника Закупки.
Вместе с тем, на дату рассмотрения заявки Заявителя (12.12.2017) у Закупочной комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
В силу положений пункта 4.20 Закупочной документации вплоть до подписания договора Заказчик обязан отстранить участника от дальнейшего участия в Закупке, в том числе при обнаружении недостоверных сведений в заявке, существенных для допуска данного участника к закупке или для оценки его заявки, при наличии документального подтверждения их недостоверности.
Недостоверными сведениями являются сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Комиссия установила, что заявка Заявителя подана 01.12.2017 (согласно протоколу открытия доступа к заявкам).
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания применения положений пункта 4.20 Закупочной документации в части отстранения Заявителя от участия в Закупке по факту представления последним недостоверных сведений об отсутствии в Реестре недобросовестных поставщиков. На фактическую дату подачи заявки Заявителем сведения являлись достоверными.
Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя о неправомерности признания Заказчиком заявки Заявителя соответствующей требованиям Закупочной документации в части отсутствия сведений об участнике в Реестре недобросовестных поставщиков не обоснован.
По мнению Заявителя в Закупочной документации установлены избыточные требования к оформлению банковской гарантии, а именно предъявлены избыточные требования к банкам, в которых требуется оформить банковскую гарантию.
Из положений пункта 35 Информационной карты Закупочной документации следует, что обеспечение исполнения договора может быть предоставлено в виде безотзывной независимой (банковской) гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям, установленным в пункте 6 Проекта договора Закупочной документации.
Согласно пункту 6.9 проекта договора Закупочной документации банк, выдавший банковскую гарантию должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении № 5 к Проекту договора Закупочной документации.
Приложением № 5 к Проекту договора Закупочной документации установлены в том числе следующие требования к банкам:
-
Наличие лицензии Центрального банка Российской Федерации, разрешающей выдачу банковских гарантий.
-
Публикация отчетности банка на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
-
Наличие положительных финансовых результатов деятельности банка не менее, чем за 2 года из 3 лет, предшествующих году объявления процедуры закупки.
-
Отсутствие внешнего управления, лицензия не должна быть приостановлена полностью или частично.
-
Величина активов на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности не менее 30 млрд. руб.
-
Величина собственного капитала на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности не менее 10 млрд. руб.
-
Совокупный объём обязательств банка по выданным гарантиям (в том числе по аккредитивам) и поручительствам за третьих лиц, предусматривающим исполнение обязательств в денежной форме (в том числе обязательств, вытекающих из акцептов, авалей, индоссаментов) на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности не превышает двукратной величины собственного капитала на ту же дату.
-
Размер обеспечиваемого обязательства (сумма гарантии) по одному договору составляет не более 5% от величины собственного капитала банка на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности.
-
Совокупный объём выданных Заказчику-бенефициару гарантий не превышает 20% от величины собственного капитала банка на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности.
-
Наличие офиса (отделение, филиал) в одном с бенефициаром субъекта Российской Федерации или в г. Москве.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные требования к банкам полностью соответствуют требованиям, утвержденным в Приложении 10 «Требования к банкам» Положения о закупках.
На заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих избыточность установленных требований.
Из представленных Заявителем документов следует, что третьему лицу, действовавшему в интересах Заявителя, ряд банков отказал в предоставлении банковской гарантии.
Вместе с тем, данные факты не свидетельствуют о неправомерности и избыточности установленных Заказчиком требований к банкам в Закупочной документации. При этом, в отказах выдачи банковской гарантии не указаны основания.
Кроме того, Закупочной документацией предусмотрен иной способ обеспечения договора, однако, не реализованный Заявителем.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным. Требования к банкам, утвержденные в Закупочной документации соответствуют Положению о закупках. Обратного Заявителем на заседании Комиссии не доказано.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.01.2018 № ИШ/1487/18.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.