Решение б/н Решение по жалобе ООО «ТЕХЭКСПЕРТ» на действия заказчика – ... от 18 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»
248002, г. Калуга, ул. Знаменская, д. 3, пом. 2
-
ОАО «Мослифт»
125040, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 26, к. 1
-
АО «ЕЭТП»
115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-933/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.04.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
в присутствии:
представителей ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»
представителя ОАО «Мослифт»
в отсутствие:
АО «ЕЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 03.04.2017 ИШ/15545),
рассмотрев жалобу ООО «ТЕХЭКСПЕРТ» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ОАО «Мослифт» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №5) (реестровый № 31704922730) (далее – Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в следующем:
-
отсутствие порядка формирования начальной (максимальной) цены договора;
-
установление неправомерных требований к составу заявки на участие в Закупке;
-
отсутствие порядка оценки по подкритерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами» критерия «Квалификация участника».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).
Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 22.03.2017. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания подачи заявок — 31.03.2017, дата рассмотрения заявок — 03.04.2017, дата подведения итогов — 04.04.2017.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
1. В соответствии с доводами Заявителя, в Закупочной документации отсутствует порядок формирования начальной (максимальной) цены договора.
Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
В соответствии с пунктом 41.2 Положения о закупках, извещение о проведении запроса предложений должно содержать, в частности, информацию о порядке формирования цены договора.
В соответствии с разделом VII «Обоснование начальной (максимальной) цены договора» Закупочной документации установлено, что цена каждой позиции сформирована как средняя на основании коммерческих предложений на выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 и отображена в следующей таблице:
№ п/п |
Категории |
Цены поставщиков |
Максимальная цена договора с НДС |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Наименование поставщиков |
Предложение №1 |
Предложение №2 |
Предложение №3 |
Х |
|
Наименование товара технические характеристики |
выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов |
Х |
||
|
Единица измерения |
шт |
Х |
||
|
Количество единиц товара |
263 |
Х |
||
|
Модель, производитель |
|
Х |
||
|
Цена договора |
211160 |
209048,8 |
201721 |
207 309,93 |
|
|
Х |
Х |
Х |
|
ИТОГО: с НДС |
207 309,93 |
Таким образом, установлено, что в Закупочной документации присутствует раздел, содержащий обоснование начальной максимальной цены договора.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов и порядок заключения договоров.
Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению вопросов, связанных с формированием Заказчиком цены на выполнение работ по условиям договора.
Таким образом, Комиссия решила оставить вышеуказанный довод жалобы Заявителя без рассмотрения.
2. В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в Закупке.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках, в Закупочной документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 1.2 Закупочной документации, в составе Заявки Участник процедуры закупки должен предоставить документы, подтверждающие наличие у участника:
-
сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:208);
-
сертификата соответствия системы экологического менеджмента требованиям ГОСТ ИСО 14001-2007 (ISO 18001:2007);
-
сертификата соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ Р 54934-2012/ОНSAS 18001:2007/.
Таким образом, Закупочная документация содержит в себе требование о наличии данных сертификатов у участников Закупки и об обязательном предоставлении в составе заявки подтверждающих документов.
Однако, подтверждение соответствия системы менеджмент, системы экологического менеджмента, системы управления охраной труда на предприятии, в том числе стандартам ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ ИСО 14001-2007, а также ГОСТ Р 54934-2012 соответственно на территории Российской Федерации носит добровольный характер.
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о том, что заявленные в Закупочной документации требования относительно наличия у участников Закупки указанных сертификатов, а также о предоставлении подтверждающих документов, являются завышенными.
Устанавливая указанное требование, Заказчик ограничивает возможность участия в Закупке тех лиц, у которых отсутствуют рассматриваемые сертификаты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, Комиссией установлено нарушение Заказчиком положений пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Исходя из этого, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в части рассмотренных выше доводов обоснованной.
-
-
В соответствии с доводами Заявителя, в Закупочной документации отсутствует порядок оценки по подкритерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами» критерия «Квалификация участника».
-
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 43.2 Положения о закупках, критериями оценки заявок на участие в запросе предложений являются, в частности, цена договора, квалификация участников закупки, в том числе: опыт работы, связанный с предметом договора, обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация).
Согласно 43.3 Положению о закупках, совокупная значимость критериев должна составлять сто процентов. Значимость критериев «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки» не может составлять в сумме более 50 процентов.
Раздел III Закупочной документации устанавлены следующие критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок:
1. «Цена договора» – значимость критерия (ЗК) = 50%;
2. «Квалификация участника» – значимость критерия (ЗК) = 50%:
2.1. «Опыт работы» (значимость показателя – 0,5; максимальная оценка по показателю – 100 баллов)
2.2. «Обеспеченность кадровыми ресурсами» (значимость показателя – 0,5; максимальная оценка по показателю – 100 баллов)
В соответствии с разделом III Закупочной документации установлен следующий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений по подкритерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами» критерия «Квалификация участника» (значимость показателя – 0,5; максимальная оценка по показателю – 100 баллов):
В составе заявки участник должен предоставить документы подтверждающие, наличие в штате у участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011, являющихся предметом закупки) - 100 баллов
(Наличие сотрудников подтверждается предоставлением копий трудовых книжек и действующих удостоверений о праве работать на высоте, о прохождении проверки знаний по охране труда, пожарной безопасности (заверенных и печатью, и подписью генерального директора, либо лица уполномоченного подписывать соответствующие документы).
Участнику, не подтвердившему наличие в штате специалистов, имеющих право выполнять работы по оценке соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 в период эксплуатации в форме технического освидетельствования, являющихся предметом закупки, присуждается 0 баллов).
Таким образом, порядок оценки по подкритерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами» критерия «Квалификация участника» установлен в соответствии с Положением о закупках.
Исходя из изложенного порядка оценки установлено, что в случае наличия в составе заявки участника Закупки документов, подтверждающих наличие в штате у участника Закупки специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов, то такому участнику по рассматриваемому подкритерию присваивается 100 баллов независимо от количества таких специалистов.
Данный порядок оценки и сопоставления заявок позволяет определить какое количество баллов будет присвоенно тому или иному участнику Закупки исходя из наличия либо отсутствия в составе заявки указанных документов.
Таким образом, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя в части рассмотренных выше доводов необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Прекратить рассмотрение жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки в части доводов относительно отсутствия порядка формирования начальной (максимальной) цены договора, признать жалобу Заявителя в части доводов о установлении неправомерных требований к составу заявки на участие в Закупке обоснованной, в остальной части необоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, а также пункта 9 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
-
Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что при оценки заявок Заказчиком не учитывились требования, установленные пунктом 1.2 Закупочной документации.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.