Решение б/н Решение по жалобам СРО «Русьэкспертлифт» на действия заказчи... от 17 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. СРО «Русьэкспертлифт»

105203, Москва, ул. 15-я Парковая, д. 10а

 

  1. ОАО «Мослифт»

125040, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 26, к. 1

 

  1. АО «ЕЭТП»

115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-966/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

06.04.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в

в присутствии представителей:

СРО «Русьэкспертлифт»,

ОАО «Мослифт»,

рассмотрев жалобы СРО «Русьэкспертлифт» на действия заказчика — ОАО «Мослифт» при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №5); техническое освидетельствование лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №5); выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 в период эксплуатации в форме технического освидетельствования (СУ №8); выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №8); выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 в период эксплуатации в форме технического освидетельствования (СУ №14); выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №14) (реестровые №№ 31704922730; 31704922745; 31704922747; 31704922750; 31704922751; 31704922752),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы СРО «Русьэкспертлифт» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ОАО «Мослифт» (далее – Заказчик) при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №5); техническое освидетельствование лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №5); выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 в период эксплуатации в форме технического освидетельствования (СУ №8); выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №8); выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 в период эксплуатации в форме технического освидетельствования (СУ №14); выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (СУ №14) (реестровые №№ 31704922730; 31704922745; 31704922747; 31704922750; 31704922751; 31704922752) (далее - Закупки).

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:

1) в установлении неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника собственной электролаборатории;

2) в установлении неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника сертификатов соответствия системы менеджмента качества;

3) в утверждении неправомерного порядка оценки заявок по критерию «квалификация участника» в части наличия опыта исполнения аналогичных договоров;

4) в установлении неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника сотрудников с действующими удостоверениями о праве работать на высоте;

5) в установлении неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупок (далее — Положение о закупках, Положение), размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Извещения и Закупочные документации размещены Заказчиком в ЕИС.

В соответствии с протоколами вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения и оценки заявок к запросу предложений в электронной форме Заявитель не подавал заявку на участие в Закупках.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

1. Согласно пояснениям Заявителя пункт 1.2 закупочной документации предусматривает, что в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить документы, подтверждающие наличие свидетельств о регистрации собственной электролаборатории, аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории (центра) с приложением. При этом правилами и методам оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы и лифтов, установленных ГОСТ Р 53783-2010, не предусмотрено проведение испытаний или каких-либо работ, требующих наличия электроизмерительной лаборатории.

В соответствии с подпунктами 1, 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 1.2 Закупочных документаций в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить, в том числе документы, подтверждающие наличие свидетельства о регистрации собственной электролаборатории, аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории (центра) с приложением.

  1. На заседании Комиссии, согласно пояснениям сторон, установлено, что при выполнении работ по предмету Закупок необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации».

При этом, согласно пояснениям Заявителя, правилами и методам оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы и лифтов, установленных ГОСТ Р 53783-2010, не предусмотрено проведение испытаний или каких-либо работ, требующих наличия электроизмерительной лаборатории.

Кроме того, Заказчик не представил доказательств необходимости установления данного требования к участникам Закупок, в том числе Заказчик не представил доказательств необходимости установления данного требования с учетом выполнения работ по предмету Закупок.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, довод Заявителя в части неправомерного установления указанного требования признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, установление данного требования не привело к отклонению заявок на участие в Закупках.

 

2. Согласно пояснениям Заявителя пункт 1.2 закупочной документации предусматривает, что в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить следующее: - сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:208);

- сертификат соответствия системы экологического менеджмента требованиям ГОСТ ИСО 14001-2007 (ISO 18001:2007);

- сертификат соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ Р 54934-2012/ОНSAS 18001:2007.

При этом в представленной документации обоснование необходимости данного требования отсутствует. Кроме того, наличие данных сертификатов не является необходимым требованием для выполнения работ, предусмотренных закупкой.

Согласно пункту 1.2 Закупочных документаций в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить, в том числе документы, подтверждающие наличие у участника:

- сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:208);

- сертификата соответствия системы экологического менеджмента требованиям ГОСТ ИСО 14001-2007 (ISO 18001:2007);

- сертификата соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ Р 54934-2012/ОНSAS 18001:2007.

В соответствии с пунктом 14.4 Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке, в том числе в случае:

-несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке.

При этом, согласно пункту 14.2 Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок:

- квалификационные требования (включая требования к опыту работы);

- требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Таким образом, согласно Положению о закупках требование к опыту работы, а также к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов может устанавливаться в закупочной документации только в качестве дополнительного.

В соответствии с вышеуказанными требованиями пункта 14.4 Положения о закупках Заказчик имеет право отклонить заявку участника только в случае несоответствия участника процедуры обязательным требованиям, установленным в документации, вместе с тем, предоставление документов, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ (услуг), является дополнительным требованием.

Следовательно, Заказчик не имеет возможности отклонить заявку участника от участия в закупке ввиду непредоставления документов и сведений, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения аналогичных работ, а также подтвержадющих наличие материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Кроме того, Заказчик не представил доказательств необходимости установления данного требования к участникам Закупок. При этом наличие данных сертификатов не является обязательным требованием для выполнения работ, предусмотренных Закупками. Доказательств обратного не представлено.

Таким образом, довод Заявителя в части неправомерного установления указанного требования признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 14.2 Положения о закупках.

Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, установление данного требования не привело к отклонению заявок на участие в Закупках.

3. Согласно пояснениям Заявителя положения конкурсной документации вводят необоснованные ограничения в части квалификационных требований относительно наличия у участника опыта исполнения договоров на аналогичные работы. Кроме того, Заказчиком неправомерно сужены критерии оценки в части наличия договоров с государственным участием.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 1.2 Закупочных документаций в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить, в том числе наличие у участника опыта исполнения договоров на аналогичные работы, указанные в пункте 1 Раздела VI «Техническое задание» документации, заключенных с организациями, доля участия в которых города Москвы либо Российской Федерации не менее 51%, на сумму не менее 50% начальной (максимальной) цены договора (лота) (103 654,97 руб.) с НДС.

Документы, предоставляемые Участником в составе заявки в соответствии с требованиями данного пункта, учитываются при оценке по критериям. Отсутствие указанных документов в составе заявки участника, не является причиной для отказа в участии в запросе предложений.

Согласно пункту 14.2 Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок:

- квалификационные требования (включая требования к опыту работы);

- требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 30 процентов от начальной (максимальной) цены от объема работ (услуг), подлежащих выполнению при проведении закупок на проектирование и строительство объектов капитального строительства. Требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), подлежащих выполнению. Параметры, по которым будет определяться аналогичность работ (услуг), товаров, закупаемых заказчиком, должны быть определены в документации о закупке.

Таким образом, согласно требованиям Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены требования к участникам в части наличия опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг).

Кроме того, отсутствие указанных документов в составе заявки участника не является причиной для отказа в допуске к участию в Закупках. Данные документы рассматриваются закупочной комиссией на этапе оценки и сопоставления заявок участников.

Вместе с тем, пунктом 14.2 Положения о закупках установлены требования к опыту работы, а именно требование к участникам закупок о наличии опыта осуществления аналогичных предмету закупок работ (услуг), поставки товаров может устанавливаться в размере до 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), подлежащих выполнению.

В Положении о закупках отсутствует возможность конкретизировать требование о наличии опыта предоставлением договоров, заключенных с организациями, доля участия в которых города Москвы либо Российской Федерации не менее 51%.

Таким образом, довод Заявителя в части установления неправомерного требования к участникам Закупки относительно наличия договоров, заключенных с организациями, доля участия в которых города Москвы либо Российской Федерации не менее 51%, признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 14.2 Положения о закупках.

Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, установление данного требования не привело к нарушению прав участников, так как по данному показателю участникам присвоены максимальные баллы.

4. Согласно пояснениям Заявителя Заказчиком установлено необоснованное требование в отношении наличия в штате участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного coюза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011 (п. 1.2 конкурсной документации). Наличие сотрудников подтверждается предоставлением копий трудовых книжек, действующих удостоверений о праве работать на высоте, о прохождении проверки знаний охране труда, пожарной безопасности (заверенных и печатью, и подписью генерального директора, либо лица уполномоченного подписывать соответствующие документы). При этом применяя квалификационные требования, предусмотренные закупочной документацией, Заказчик устанавливает необоснованные преимущества для организаций, обладающими штатными сотрудниками с удостоверениями о праве работать на высоте, которым для выполнения работ, являющихся предметом закупок, данные удостоверения не требуются.

Согласно пункту 1.2 Закупочных документаций в составе заявки участник процедуры закупки должен предоставить, в том числе наличие в штате у участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР/ТС 011/2011, являющихся предметом закупки.

Наличие сотрудников подтверждается предоставлением копий трудовых книжек и действующих удостоверений о праве работать на высоте, о прохождении проверки знаний по охране труда, пожарной безопасности (заверенных и печатью, и подписью генерального директора, либо лица уполномоченного подписывать соответствующие документы).

Комиссией установлено, что предметами Закупок является выполнение электроизмерительных работ при испытаниях и измерениях в период эксплуатации лифтов.

Доказательств неправомерного установления Заказчиком требования в части наличия в штате у участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы, Заявителем не представлено. Кроме того, не представлено доказательств, подтверждающих факт отграничения количества участников путем установления Заказчиком указанного требования.

Таким образом, довод Заявителя в части установления неправомерного требования в Закупочной документации относительно наличия у участника специалистов, имеющих право выполнять электроизмерительные работы, признается необоснованным.

Вместе с тем, Заказчиком не представлены подтверждения относительно необходимости для выполнения работ по предмету Закупок обладать специалистами с действующими удостоверениями о праве работать на высоте.

При этом, применяя указанные требования, Заказчик устанавливает необоснованные преимущества для организаций, обладающими штатными сотрудниками с удостоверениями о праве работать на высоте, которым для выполнения работ, являющихся предметом Закупок, данные удостоверения не требуются.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено.

Таким образом, довод Заявителя в части установления неправомерного требования в Закупочной документации относительно наличия у участника сотрудников с действующими удостоверениями о праве работать на высоте признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, установление данного требования не привело к отклонению заявок на участие в Закупках. Кроме того, при оценке и сопоставлении заявок все представленные участниками Закупок документы в рамках указанного требования были учтены закупочной комиссией.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок обоснованными в части установления неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника собственной электролаборатории; установления неправомерного требования в Закупочной документации в части наличия у участника сертификатов соответствия системы менеджмента качества; установления неправомерного требования к участникам Закупки относительно наличия договоров, заключенных с организациями, доля участия в которых города Москвы либо Российской Федерации не менее 51%; установления неправомерного требования в Закупочной документации относительно наличия у участника сотрудников с действующими удостоверениями о праве работать на высоте. В остальной части признать жалобы необоснованными.

  2. В действиях Заказчика признать нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 14.2 Положения о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на законные права и интересы Заявителя, а также участников Закупок.

  4. Снять ограничения на проведение Закупок, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.04.2017 № ИШ/15748.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны