Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-11-511/77-17 о нарушении антимонопольног... от 28 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство юстиции

Российской Федерации

119991, г. Москва,

ул. Житная, д. 14

 

ООО «АЛЬКАР»

117393, г. Москва,

ул. Академика Пилюгина, д. 12,

корпус 2, помещение XA,

комната 1


 

ООО «БИЗНЕСПРИЗМА»

119331, г. Москва,

Проспект Вернадского, д. 29,

этаж 5, офис 20

 

ООО «БИЗНЕСЦЕНТР»

107140, г. Москва,

ул. Краснопрудная, д. 12/1,

строение 1, помещение 38

 

 

РЕШЕНИЕ


 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «25» июля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «28» июля 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дела в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя Московского УФАС России <...>; членов Комиссии: специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России<...>, главного специалиста-эксперта правового отдела Московского УФАС России <...> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 1-11-511/77-17 по признакам нарушения ООО «АЛЬКАР» ИНН 7736677161 (117393, г. Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 12, корпус 2, помещение XA, комната 1), ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» ИНН 7736676873 (119331, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 29, этаж 5, офис 20) и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» ИНН 7708808180 (107140, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 12/1, строение 1, помещение 38) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, приведшего к поддержанию цен на торгах, в отсутствие представителей заявителя и представителей ответчиков, при надлежащем их уведомлении с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №61,

 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела послужило обращение Министерства юстиции Российской Федерации, перенаправленное из ФАС России (вх. № 51653 от 24.11.2016), в котором сообщалось о возможном нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которое привело к поддержанию цены на аукционе с реестровым № 0173100010816000084. Министерством юстиции Российской Федерации также были приложены скриншоты, сделанные в ходе проведения указанного аукциона (с отображением хода подачи ценовых предложений участниками), а также скриншоты файлов заявок участников указанных торгов, чьи действия обжалуются (с отображением идентичности свойств таких файлов).

В соответствии с пунктами 1,2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также заявление юридического или физического лица, указывающего на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании приказа Московского УФАС России (далее — Управление) от 22.02.2017 № 63 в отношении ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» было возбуждено дело № 1-11-511/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела заявителю и ответчикам направлялись следующие документы:

  • Приказ о возбуждении дела № 1-11-511/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 28.02.2017 № ЕП/9152, исх. от 28.02.2017 № ЕП/9150, исх. от 28.02.2017 № ЕП/9149, исх. от 28.02.2017 № ЕП/9147);

  • Определение о назначении дела к рассмотрению, исх. от 06.03.2017 № ЕП/10042;

  • Определение об отложении рассмотрения дела, исх. от 04.04.2017 № ЕП/15799;

  • Определение об отложении рассмотрения дела, исх. от 19.05.2017 № ЕП/24354/17;

  • Определение об отложении рассмотрения дела, исх. от 16.06.2017 № ЕП/29536/17;

  • Заключение об обстоятельствах дела № 1-11-511/77-17, исх. от 23.06.2017 № ЕП/31013/17;

  • Определение об отложении рассмотрения дела, исх. № ЕП/62369 от 23.12.2016;

  • Определение об отложении рассмотрения дела, исх. от 03.07.2017 № ЕП/32545/17.

Кроме того, Управлением в адрес ответчиков, в соответствии с определением об отложении рассмотрения дела исх. от 03.07.2017 № ЕП/32545/17, были направлены письма (исх. от 03.07.2017 № ЕП/32539/17, исх. от 03.07.2017 № ЕП/32540/17, исх. от 03.07.2017 № ЕП/32541/17) с приложением заключения об обстоятельствах дела, в связи с отсутствием информации о получении ответчиками такого заключения, направленного ранее (исх. от 23.06.2017 № ЕП/31013/17).

В ходе рассмотрения дела № 1-11-511/77-17, анализа сведений, изложенных в обращении Министерства юстиции Российской Федерации, а также информации, представленной АО «Единая электронная торговая площадка» (вх. № 1532 от 16.01.2017) в ответ на запрос Управления, Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 30.09.2016 Министерством юстиции Российской Федерации был опубликован аукцион в электронной форме с реестровым № 0173100010816000084, предметом которого являлось изготовление и поставка полиграфической продукции. Начальная (максимальная цена) контракта (далее - НМЦК) по указанному аукциону составила 1 200 000 руб.

По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию в аукционе № 0173100010816000084 были допущены АО «ТИССО», ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР».

В течение двух минут после начала основного времени указанного аукциона ООО «АЛЬКАР» и ООО «БИЗНЕСПРИЗМА», подавая ценовые предложения с разницей во времени до 10 секунд, снизили цену контракта до 542 000 руб. (- 54,8 % от НМЦК). Далее, в течение основного времени аукциона, никто из участников не делал предложений о цене контракта.

Однако в дополнительное время после окончания аукциона ООО «АЛЬКАР» было сделано ценовое предложение, равное НМЦК (1 200 000 руб.). АО «ТИССО» от подачи ценовых предложений воздержалось.

Таким образом, минимальные предложения о цене контракта, поступившие от участников аукциона с реестровым № 0173100010816000084, составили:

  • ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» — 548 000 руб. (- 54,3 %);

  • ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» — 542 000 руб. (- 54,8 %);

  • ООО «АЛЬКАР» — 1 200 000 (нулевое снижение);

  • АО «ТИССО» — ценовых предложений не подавало.

Данные о реестровом номере аукциона, его предмете, НМЦК, дате публикации и проведения, победителе, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу № 1.

Таблица № 1

Реестровый № аукциона

Заказчик

Предмет

НМЦК

Дата опублико-вания аукциона

Дата проведе-ния аукциона

Победитель

Ценовое предложе-ние победителя

Сниже-ние, %

Время подачи ценового предложения

Другой участник

Лучшее ценовое предложение другого участника

Сниже-ние

Время подачи ценового предложения

0173100010816000084

Министерство юстиции Российской Федерации

Изготовление и поставка полиграфической продукции

1 200 000,00

30.09.2016

17.10.2016

ООО «АЛЬКАР»

1 200 000,00

0,00

09:25:04

ООО «БИЗНЕСПРИЗМА»

548 000,00

-54,30

09:03:09 - 09:05:00

ООО «БИЗНЕСЦЕНТР»

542 000,00

-54,80

09:03:19 - 09:04:50

АО «ТИССО»

Не подавалось

-

-

 

 

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 331—ЭА от 19.10.2016 ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» были признаны не соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией.

Заявка ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» признана не соответствующей на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), в связи с отсутствием в составе заявки декларации участника о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства.

Заявка ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» признана не соответствующей на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в связи с нахождением указанного участника в Реестре недобросовестных поставщиков, несмотря на то, что в аукционной документации содержалось требование об отсутствии участника в таком реестре.

На основании части 13 статьи 68 Закона о контрактной системе, электронный аукцион с реестровым № 0173100010816000084 признан несостоявшимся. Контракт заключен с ООО «АЛЬКАР» по предложенной им цене, равной 1 200 000,00 руб.

Таким образом, в поведении ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» прослеживается следующая модель группового поведения: ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» намеренно осуществляют значительное снижение цены контракта (до - 54,8 %) с целью введения в заблуждение добросовестного участника аукциона (АО «ТИССО»). В дальнейшем ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» не прикладываются необходимые документы, что исключает возможность положительного результата рассмотрения аукционной комиссией его заявки и заключения с ним контракта по результатам торгов. ООО «БИЗНЕСЦЕНТР», находясь в Реестре недобросовестных поставщиков, мог заранее предполагать о невозможности положительного результата рассмотрения аукционной комиссией его заявки и заключения с ним контракта по результатам торгов. Контракт заключается с третьим ответчиком - ООО «АЛЬКАР», подавшим ценовое предложение, равное НМЦК (1 200 000,00 руб.), на последних секундах дополнительного времени аукциона (период доподачи ценовых предложений).

С целью установления влияния поведения ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» в ходе торгов на поведение добросовестного участника аукциона, Управлением был направлен запрос информации в адрес АО «ТИССО».

АО «ТИССО» представило сведения (вх. № 11344 от 15.03.2017), согласно которым его максимальное запланированное снижение НМЦК в ходе аукциона № 0173100010816000084 составляло 15%. Для дальнейшего снижения НМЦК требовалась консультация с генеральным директором. Однако АО «ТИССО» не имело фактической возможности предпринять действия по подаче ценовых предложений в ходе торгов в связи с тем, что в течении двух первых минут торгов НМЦК была снижена ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» более чем на 50% и стала неприемлемой для АО «ТИССО».

Также АО «ТИССО», как производителем печатной продукции с 20-летним стажем работы, сообщено, что по цене, предложенной ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» (-54,8 % от НМЦК) невозможно изготовить требуемую заказчиком полиграфическую продукцию.

Проанализировав сведения, представленные АО «Единая электронная торговая площадка» (далее — Торговая площадка) и заказчиком по аукциону № 0173100010816000084, Комиссией установлено совпадение даты создания и изменения файлов заявок «Первая_часть», «1_часть» и «1_ч», поданных ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» для участия в аукционе № 0173100010816000084, а также различие времени изменения таких файлов в две минуты (данные сведены в Таблицу №3).

Таблица №3

Аукцион № 0173100010816000084

Наименование участника

Наименование файла в составе заявки

Дата/время создания файла

Дата/время изменения файла

ООО «АЛЬКАР»

Первая_часть

07.10.2016, 11:12:00

07.10.2016, 16:16:00

ООО «БИЗНЕСПРИЗМА»

1_часть

07.10.2016, 16:18:00

07.10.2016, 16:18:00

ООО «БИЗНЕСЦЕНТР»

1_ч

07.10.2016, 16:20:00

07.10.2016, 16:20:00

АО «ТИССО»

1-я_часть_заявки_откр.

05.10.2016, 06:44:00

05.10.2016, 07:41:00

При этом, свойства файлов (дата создания/изменения и время изменения), размещенных заказчиком в составе аукционной документации, и файла заявки, поданной добросовестным участником рассматриваемого аукциона АО «ТИССО», отличны от совпадающих свойств файлов заявок, поданных ответчиками.

Комиссией также проанализированы и признаны идентичными в части текста файлы заявок «Первая_часть», «1_часть» и «1_ч», поданные ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» для участия в аукционе № 0173100010816000084. При этом, текст файла заявки «1-я_часть_заявки_откр.», поданной АО «ТИССО», отличается от текста файлов заявок, поданных ответчиками.

В результате анализа содержания файлов заявок, поданных ответчиками для участия в аукционе № 0173100010816000084 в составе вторых частей, Комиссией установлено совпадение ошибок, допущенных ООО «АЛЬКАР» и ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» при их подготовке. Так файлы «декларация_общие_+субъект_мп» и «декларация_общие», содержат одинаковую ошибку - в четвертых абзацах указанных файлов присутствует лишнее слово-аббревиатура «ИП» перед словом-аббревиатурой «ООО».

Установленное Комиссией совпадение даты создания и изменения файлов заявок «Первая_часть», «1_часть» и «1_ч», поданных ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» для участия в аукционе № 0173100010816000084, а также различие времени изменения таких файлов в две минуты, в совокупности с совпадением их текстового оформления и наличием идентичных ошибок, допущенных ООО «АЛЬКАР» и ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» при подготовке файлов с наименованиями «декларация_общие_+субъект_мп» и «декларация_общие» свидетельствует о том, что между ответчиками осуществлялась координация при подготовке файлов заявок для участия в аукционе № 0173100010816000084, а также обмен такими файлами.

Тот факт, что по результатам рассмотрения первых частей заявок заказчиком ни одна заявка ответчиков не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» осуществлялся в целях допуска всех ответчиков до аукциона.

Кроме того, ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» в ходе аукциона в электронной форме с реестровым № 0173100010816000084 была реализована антиконкурентная модель поведения, при которой добросовестный участник (АО «ТИССО») торгов утратил экономический интерес в ходе аукциона, вследствие сильного снижения начальной максимальной цены контракта сговорившимися участниками (ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР»), у которых нет реального намерения заключить контракт. Добросовестный участник, введенный в заблуждение относительно значительного снижения НМЦК, отказывается от подачи ценовых предложений, оценив экономическую неэффективность участия в таком аукционе. Таким образом, контракт заключается с третьим ответчиком (ООО «АЛЬКАР»), чье ценовое предложение, поданное на последних секундах дополнительного времени аукциона, не отличается от НМЦК.

Вышеизложенное свидетельствует о совместной подготовке ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» к торгам и реализации ими модели группового поведения, направленной на устранение конкуренции. Совместная подготовка к торгам самостоятельными субъектами гражданского оборота и реализация ими модели группового поведения возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела № 1-11-511/77-17 Управлением на основании сведений, представленных Торговой площадкой, было проанализировано участие ответчиков в иных конкурентных процедурах и установлено, что аналогичная модель группового поведения, направленная на устранение конкуренции, была использована ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» при их участии в электронных аукционах с реестровыми №№ 0373200114316000222, 0373200203116000049, 0373200252216000048, которые были опубликованы ГБУЗ г. Москвы «Госпиталь для ветеранов войн № 1 Департамента здравоохранения города Москвы», ГБУЗ г. Москвы «Детский кардиоревматологический санаторий № 20 «Красная Пахра» Департамента здравоохранения г. Москвы» и ГБУЗ г. Москвы «Физкультурно-спортивное объединение «Хоккей Москвы» Департамента физической культуры и спорта города Москвы в период с 15.07.2016 по 27.09.2016.

Предметами указанных торгов являются:

  • выполнение работ по устройству асфальтового покрытия у пищеблока школьного отделения ГБУЗ «ДС № 20 ДЗМ» по адресу г. Москва, г. Троицк, ул. Набережная, д. 2;

  • оказание услуг по вывозу снега с территорий объектов «Хоккей Москвы» в 4 квартале 2016 года;

  • оказание услуг по погрузке, транспортировке и утилизации снега с территории ГБУЗ «ГВВ № 1 ДЗМ» в 2016 году.

Данные о реестровых номерах аукционов, их предметах, НМЦК, датах публикации и проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу № 3.

Таблица № 3

Реестровый № аукциона

Заказчик

Предмет

НМЦК

Дата опублико-вания аукциона

Дата проведе-ния аукциона

Победитель

Ценовое предложе-ние победителя

Сниже-ние, %

Время подачи ценового предложения

Другой участник

Лучшее ценовое предложение другого участника

Сниже-ние

Время подачи ценового предложения

0373200203116000049

ГБУЗ г. Москвы „Детский кардиоревматологический санаторий № 20 "Красная Пахра" Департамента здравоохранения г. Москвы“

Выполнение работ по устройству асфальтового покрытия у пищеблока школьного отделения ГБУЗ "ДС № 20 ДЗМ" по адресу г. Москва, г. Троицк, ул. Набережная, д. 2

497 410,91

15.07.2016

01.08.2016

ООО «АЛЬКАР»

497 410,91

0,00

12:06:22

ООО "ВолгаСтрой"

Не подавалось

-

-

ООО "БизнесПризма"

166 632,61

-66,50

11:44:29 — 11:46:28

ООО «БизнесЦентр»

169 119,66

-66,00

11:44:38 — 11:46:23

0373200252216000048

ГБУЗ г. Москвы "Физкультурно-спортивное объединение "Хоккей Москвы" Департамента физической культуры и спорта города Москвы

Оказание услуг по вывозу снега с территорий объектов «Хоккей Москвы» в 4 квартале 2016 года

1 170 000,00

16.08.2016

29.08.2016

ООО «АЛЬКАР»

1 139 000,00

-2,65

12:16:45

ООО "АВРОРА"

Не подавалось

-

-

ООО "КДР-Групп"

Не подавалось

-

-

ООО «БизнесЦентр»

304 200

-74

11:53:19 — 11:56:38

ООО "БизнесПризма"

(Уклонился от заключения контракта)

295 000

-74,78

11:53:11 — 11:56:49

0373200114316000222

ГБУЗ г. Москвы „Госпиталь для ветеранов войн № 1 Департамента здравоохранения города Москвы“

Оказание услуг по погрузке, транспортировке и утилизации снега с территории ГБУЗ "ГВВ № 1 ДЗМ" в 2016 году

498 312,50

27.09.2016

10.10.2016

ООО «АЛЬКАР»

498 312,50

0,00

10:59:56

ООО "КДР-Групп"

Не подавалось

-

-

ООО "ЭКО-ГРАД"

Не подавалось

-

-

ООО «БизнесЦентр»

224 240,58

-55

10:36:15 — 10:39:35

ООО "БизнесПризма"

210 000

-57,8

10:36:36 — 10:39:59

ООО "РЖВгруп"

Не подавалось

-

-

ИП Крылов А.Н.

Не подавалось

-

-

 

К участию в электронном аукционе с реестровым № 0373200203116000049 были допущены заявки четырех хозяйствующих субъектов: ООО «ВолгаСтрой», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА», ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» и ООО «АЛЬКАР».

В течение двух минут после начала торгов ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР», подавая поочередно ценовые предложения, снизили НМЦК на 66,5%. ООО «АЛЬКАР» на последних секундах дополнительного времени аукциона (период доподачи ценовых предложений) подало ценовое предложение с нулевым снижением от НМЦК. ООО «ВолгаСтрой» от подачи ценовых предложений воздержалось.

ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» в составе вторых частей заявок не были приложены необходимые документы, в связи с чем его заявка были отклонена аукционной комиссией. Заявка ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» также была признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям и отклонена, так как указанный ответчик на момент проведения аукциона находился в Реестре недобросовестных поставщиков.

Победителем аукциона было признано ООО «АЛЬКАР», с которым далее был заключен контракт по цене равной НМЦК.

К участию в электронном аукционе с реестровым № 0373200114316000222 были допущены заявки семи хозяйствующих субъектов: ООО «КДР-Групп», ООО «ЭКО-ГРАД», ООО «РЖВгруп», ИП Крылова А.Н., ООО «БИЗНЕСПРИЗМА», ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» и ООО «АЛЬКАР».

В течение трех минут после начала торгов ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР», подавая поочередно ценовые предложения, снизили НМЦК на 57,8%. ООО «АЛЬКАР» на последних секундах дополнительного времени аукциона (период доподачи ценовых предложений) подало ценовое предложение с нулевым снижением от НМЦК. Остальные участники от подачи ценовых предложений воздержались.

ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» в составе вторых частей заявок не были приложены необходимые документы, в связи с чем его заявка были отклонена аукционной комиссией. Заявка ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» также была признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям и отклонена, так как указанный ответчик на момент проведения аукциона находился в Реестре недобросовестных поставщиков.

Победителем аукциона было признано ООО «АЛЬКАР», с которым далее был заключен контракт по цене равной НМЦК.

К участию в электронном аукционе с реестровым № 0373200252216000048 были допущены заявки пяти хозяйствующих субъектов: ООО «БИЗНЕСПРИЗМА», ООО «БИЗНЕСЦЕНТР», ООО «АЛЬКАР», ООО «АВРОРА» и ООО «КДР-Групп».

В течение трех минут после начала торгов ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР», подавая поочередно ценовые предложения, снизили НМЦК на 74,78%, ООО «АЛЬКАР» на последних секундах дополнительного времени аукциона (период доподачи ценовых предложений) подало ценовое предложение со снижением 2,65 % от НМЦК. Остальные участники от подачи ценовых предложений воздержались.

Заявка ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» была признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям и отклонена, так как указанный ответчик на момент проведения аукциона находился в Реестре недобросовестных поставщиков.

ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» было признано победителем указанного аукциона. Однако, согласно протоколу от 15.09.2016, ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» было признано уклонившимся от заключения контракта, в связи с ненаправлением в установленные сроки подписанного проекта контракта в адрес заказчика.

Далее контракт был заключен с ООО «АЛЬКАР» по цене, предложенной им в дополнительное время аукциона (-2,65% от НМЦК).

Отказ ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» от заключения контракта по предложенной им цене (-74,78% от НМЦК) подтверждает тот факт, что указанный ответчик не имел реального намерения его заключить, и активное снижение НМЦК в ходе торгов осуществлялось им с целью введения в заблуждение добросовестных участников аукциона и обеспечения победы ООО «АЛЬКАР», как то было осуществлено при участии ответчиков в аукционах с реестровыми №№ 0173100010816000084, 0373200114316000222, 0373200203116000049.

Таким образом, ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» в ходе аукционов в электронной форме с реестровыми №№ 0173100010816000084, 0373200114316000222, 0373200203116000049, 0373200252216000048 была реализована антиконкурентная модель группового поведения, при которой добросовестные участники торгов утрачивают экономический интерес в ходе аукциона вследствие сильного снижения начальной максимальной цены контракта сговорившимися участниками, у которых нет реального намерения заключить контракт. Добросовестные участники, введенные в заблуждение относительно значительного снижения начальной максимальной цены контракта, отказываются от подачи ценовых предложений, оценив экономическую неэффективность таких действий. Контракт заключается с третьим ответчиком, чье ценовое предложение, поданное на последних секундах дополнительного времени аукциона, не отличается или незначительно отличается от НМЦК.

Комиссия также отмечает, что ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» было включено в Реестр недобросовестных поставщиков 21.01.2016. При этом, учитывая, что в аукционной документации торгов с реестровыми №№ 0173100010816000084, 0373200114316000222, 0373200203116000049, 0373200252216000048 содержались требования об отсутствии участника в таком реестре, указанный ответчик не мог рассчитывать на победу в торгах. Следовательно, активные действия ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» по снижению НМЦК в ходе рассматриваемых аукционов осуществлялись им не с целью дальнейшего заключения контрактов, а с целью дальнейшего отклонения его заявок и обеспечения победы ООО «АЛЬКАР».

Таким образом, ООО «БИЗНЕСЦЕНТР», находясь в Реестре недобросовестных поставщиков на момент подачи заявки и проведения рассматриваемого аукциона, заранее предполагало о невозможности положительного результата рассмотрения аукционной комиссией его заявки и заключения с ним контракта по результатам торгов.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии между ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» договоренностей относительно совместного участия в торгах и реализации антиконкурентной модели группового поведения, что позволило ООО «АЛЬКАР» заключить 4 контракта на общую сумму 3 334 723,41 руб.

В целях установления финансовых взаимосвязей между ответчиками, Управлением были направлены запросы информации в адрес ОАО «СМП-Банк», в котором открыты расчетные счета №№ 40702810900250000459, 40702810500250000558, принадлежащие ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» соответственно, а также ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», в котором открыт расчетный счет № 40702810700000045290, принадлежащий ООО «АЛЬКАР».

Из сведений, представленных ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» (вх. № 8353 от 27.02.2017), Комиссией установлено, что 07.02.2015 ООО «АЛЬКАР» было осуществлено две операции по перечислению денежных средств в адрес оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» с назначением платежа «Средства для обеспечения участия в открытых аукционах в электронной форме». Сумма перечислений составила 180 000 руб., из них 90 000 руб. было перечислено на виртуальный счет № 14.227605.692226-VA, 90 000 руб. было перечислено на виртуальный счет № 14.195725.640760-VA.

ООО «РТС-тендер» представлена информация, согласно которой виртуальный счет № 14.227605.692226-VA принадлежит ООО «БИЗНЕСЦЕНТР», а виртуальный счет № 14.195725.640760-VA принадлежит ООО «БИЗНЕСПРИЗМА».

Таким образом, ООО «АЛЬКАР» вносились денежные средства на виртуальные счета ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» и ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» с целью обеспечения их участия в аукционах в электронной форме.

Из сведений, представленных ОАО «СМП-Банк» (вх. № 8819 от 01.03.2017), Комиссией установлено, что между ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» было заключено четыре договора займа: от 18.12.2015 №12/1, от 18.12.2015 №12/1, от 20.05.2016 № 5/1, от 29.09.2016 №6, согласно которым ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» в совокупности предоставило 328 500 руб. ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» в качестве займа.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии между ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» финансовых взаимосвязей, в том числе направленных на обеспечение участия ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» в аукционах в электронной форме.

Согласно Аналитическому отчету от 15.06.2017 по результатам анализа состояния конкуренции на открытых аукционах в электронной форме с реестровыми №№ 0373200203116000049, 0373200252216000048, 0373200114316000222, 0173100010816000084, Комиссией установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 15.07.2016 (дата размещения извещения о проведении первого из рассматриваемых аукционов) по 17.10.2016 включительно (дата проведения последнего из рассматриваемых аукционов).

2. Предметами рассматриваемых аукционов являются:

  • выполнение работ по устройству асфальтового покрытия у пищеблока школьного отделения ГБУЗ «ДС № 20 ДЗМ» по адресу г. Москва, г. Троицк, ул. Набережная, д. 2 (Код по ОКПД 43.12.11.190);

  • оказание услуг по вывозу снега с территорий объектов «Хоккей Москвы» в 4 квартале 2016 года (Код по ОКПД 38.21.22.000);

  • оказание услуг по погрузке, транспортировке и утилизации снега с территории ГБУЗ «ГВВ № 1 ДЗМ» в 2016 году (Код по ОКПД 38.21.22.000);

  • изготовление и поставка полиграфической продукции (Код по ОКПД 18.12.19.190).

    1. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах:

  • ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА», ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» и АО «ТИССО», которые в период проведения аукциона с реестровым № 0173100010816000084 являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиком;

  • ООО «ВолгаСтрой», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА», ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» и ООО «АЛЬКАР», которые в период проведения аукциона с реестровым № 0373200203116000049 являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиком;

  • ООО «КДР-Групп», ООО «ЭКО-ГРАД», ООО «РЖВгруп», ИП Крылов А.Н., ООО «БИЗНЕСПРИЗМА», ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» и ООО «АЛЬКАР», которые в период проведения аукциона с реестровым № 0373200114316000222 являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиком;

  • ООО «БИЗНЕСПРИЗМА», ООО «БИЗНЕСЦЕНТР», ООО «АЛЬКАР», ООО «АВРОРА», ООО «КДР-Групп», которые в период проведения аукциона с реестровым № 0373200252216000048 являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиком.

Общая НМЦК по аукционам с реестровыми №№ 0373200203116000049, 0373200252216000048, 0373200114316000222, 0173100010816000084 составила 3 365 723,41 руб. Победителем всех указанных аукционов признано ООО «АЛЬКАР». По результатам торгов ООО «АЛЬКАР» заключило 4 контракта на общую сумму 3 334 723,41 руб.

Таким образом, в результате реализации картельного соглашения между ответчиками, ООО «АЛЬКАР» был получен доход в размере 3 334 723,41 руб.

Размер дохода ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» от реализации указанного картельного соглашения Комиссией не установлен.

Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» Комиссией также не установлен.

На основании вышеизложенного, учитывая совокупность имеющихся доказательств по делу № 1-11-511/77-17, таких как:

  • многократное использование ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» антиконкурентной модели группового поведения, называемой «таран», обеспечивающей ООО «АЛЬКАР» постоянную победу в торгах с нулевым или незначительным снижением НМЦК;

  • совпадение даты создания и изменения файлов заявок, поданных ответчиками для участия в аукционе № 0173100010816000084, а также их изменение с разницей во времени величиной две минуты;

  • идентичность в части текста файлов заявок «Первая_часть», «1_часть» и «1_ч», поданных ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» для участия в аукционе № 0173100010816000084;

  • наличие одинаковой ошибки в файлах вторых частей заявок, поданных ООО «АЛЬКАР» и ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» для участия в аукционе № 0173100010816000084,

  • наличие финансовых взаимосвязей между ответчиками, в том числе направленных на обеспечение участия ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» и ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» в аукционах в электронной форме,

Комиссия пришла к выводу о том, что ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционах с реестровыми №№ 0373200203116000049, 0373200252216000048, 0373200114316000222, 0173100010816000084.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте ФНС России, установлено, что ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» не входят в одну группу лиц (на даты рассматриваемых аукционов и в настоящее время) по признакам, предусмотренным частями 7,8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Направленное в адрес заявителя и ответчиков заключение об обстоятельствах дела № 1-11-511/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 23.06.2017 № ЕП/31013/17) заявителем и ответчиками не оспорено, каких-либо возражений не представлено.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 49, ст. 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционах с реестровыми №№ 0373200203116000049, 0373200252216000048, 0373200114316000222, 0173100010816000084.

2. В соответствии с п.п. д, н) п. 2 ч. 1 ст. 23, ст. 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО «АЛЬКАР», ООО «БИЗНЕСПРИЗМА» и ООО «БИЗНЕСЦЕНТР» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

    1. Материалы по делу № 1-11-511/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

       

 

 

Председатель комиссии <...>

 

 

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны