решение и предписание по делу от 03.11.2017 № 1-17-2167/77-17.

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
14.11.2017
Управление:
Московское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер дела:
№ 1-17-2167/77-17.

1. ООО «СИРИН»

ул. Авиамоторная, д. 10, кор.2, комната 34 (16 этаж), Москва, 111024

111116, Москва, а/я № 95

 

2. ИП К.А.М.

 

 

3. Б.А.А.

 

 

4. ФАС России
ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Москва, Д-242, ГСП-3, 125993

(для сведения)

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу1-17-2167/77-17 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» ноября 2017 г.

 

В полном объеме решение изготовлено «10» ноября 2017 г. г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-17-2167/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

членов Комиссии:

 

рассмотрев материалы дела № 1-17-2167/77-17, возбужденного по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «СИРИН» (ИНН 7743795141, адрес: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 10, кор.2, комната 34 (16 этаж)) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном отказе в регистрации на электронной торговой площадке «Региональная торговая площадка» www.regtorg.com,

в отсутствие:

ИП К.А.М., ООО «СИРИН», Б.А.А. (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 16.10.2017 № ИШ/52603).

 

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступило заявление ИП К. А.М. (далее Заявитель) относительно действий оператора электронной площадки «Региональная торговая площадка» www.regtorg.com ООО «СИРИН» (далее Ответчик, Оператор), перенаправленное ФАС России письмом от 04.07.2017 № РП/45187/17 (вх. от 06.07.2017 № 31813/17).

Приказом Московского УФАС России от 27.09.2017 № 309 возбуждено дело 1-17-2167/77-17 по признакам нарушения ООО «СИРИН» части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по причине незаконного отказа в регистрации на электронной торговой площадке «Региональная торговая площадка» www.regtorg.com.

Стороны, надлежащим образом уведомленные о заседании, не явились; поддержали свои по доводам в письменных объяснениях.

Комиссия, проведя документальный анализ представленных документов и сведений, установила следующее.

Колмаковым А.М., в целях участия в торгах в форме публичного предложения по продаже имущества  ОАО «ЭЛИЗ» (лот № 1: комната в 3-х комнатной квартире (Пермь, ул. Вильямса, д. 59, кв. 8, начальная цена 477 000 руб.); лот № 2: комната в 3-х комнатной квартире (общая площадь 20,3 кв. м, ул. Гайвинская, д. 28, кв. 20, начальная цена 665 000 руб.) (далее – Торги), было принято решение о прохождении регистрации на электронной торговой площадке «Региональная торговая площадка» www.regtorg.com (далее – ЭТП), с использованием функционала которого осуществлялись торги.

Оператором «Региональной торговой площадки» www.regtorg.com является ООО «СИРИН» (ИНН 7743795141, адрес: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 10, кор.2, комната 34, 16 этаж).

16.01.2017 и 18.01.2017 К.А.М. были поданы заявления на регистрацию на ЭТП. Однако Заявителю было отказано в регистрации по причине непредставления ИП Колмаковым А.М. выписки из ЕГРИП в виде электронной копии (электронного образа) документа, изготовленного на бумажном носителе.

В подтверждение указанных обстоятельств ИП К. А.М представлены снимки (скриншоты) экрана персонального компьютера, свидетельствующие об отказе в регистрации на указанном основании.

Из представленных Ответчиком возражений на заявление Заявителя следует, что необходимость предоставления выписки из ЕГРИП в виде электронной копии (электронного образа) документа, изготовленного на бумажном носителе обусловлена положениями пункта 2.2 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 23.07.2015 № 495 (далее — Приказ № 495). Указанная норма по мнению Ответчика носит императивный характер, является исключительной. Следовательно, требование о предоставления при регистрации копии выписки из ЕГРИП изготовленной на бумажном носителе является правомерным, несоблюдение которого влечет отказ в регистрации на ЭТП.

Вместе с тем, Комиссия отклоняет указанный довод Ответчика.

Законодательное регулирование спорных правоотношений осуществляется Федеральным законом от 26.10.2014 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), а также Приказом № 495, которым утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок проведения торгов) и Требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее – Требования к операторам электронных площадок).

В силу пункта 2.1 Порядка проведения торгов для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке. Регистрация на электронной площадке проводится без взимания платы.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 2.2 Порядка проведения торгов для регистрации на электронной площадке заинтересованное лицо с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявление на регистрацию с приложением следующих документов и сведений, в том числе:

- выписки или копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), выданной не ранее чем за тридцать дней до даты представления заявления на регистрацию;

- копий учредительных документов (для юридических лиц), копий документов, удостоверяющих личность (для физических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке или представителями заявителей, в том числе руководителями юридических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке).

Указанная норма позволяет сделать вывод о возможности предоставления заинтересованными лицами для регистрации на электронной площадке как оригинала, так и копии выписки из ЕГРИП.

Таким образом, для регистрации на электронной площадке достаточно предоставления либо оригинала либо копии выписки из ЕГРИП.

Копии документов, предусмотренные подпунктами «а», «б», «д» и «е» настоящего пункта, представляются в виде электронного сообщения, содержащего электронную копию (электронный образ) документа, изготовленного на бумажном носителе.

Таким образом, индивидуальному предпринимателю для регистрации на ЭТП необходимо представить оператору ЭТП, кроме прочего, выписку или копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае принятия заинтересованным лицом решения о предоставлении копии выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, последнему необходимо включить в состав заявки на регистрацию электронную копию (электронный образ) документа, изготовленного на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка проведения торгов оператор электронной площадки отказывает в регистрации на электронной площадке в следующих случаях:

а) заявление на регистрацию и (или) являющиеся приложением к нему документы и (или) сведения не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2.2 указанного порядка;

б) не представлены документы и (или) сведения, указанные в пункте 2.2 настоящего порядка, либо не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2.3 настоящего Порядка;

в) представленные документы или сведения недостоверны.

В то же время, в соответствии с пунктом 6.3 Регламента  электронной площадки  «Региональная Торговая площадка» (далее — Регламент) для проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе  процедур, применяемых в деле о банкротстве, размещенной в сети «Интернет» по адресу: www.regtorg.com для регистрации на электронной площадке с целью получения доступа к участию в открытых торгах заявитель предоставляет оператору ,в том числе, следующие документы и сведения:

а) заявление на регистрацию;

б) копию действительной на день представления заявления на регистрацию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), копию действительной на день представления заявления на регистрацию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), выданной не ранее чем за тридцать дней до даты представления заявления на регистрацию;

в) для юридических лиц: копии учредительных документов; для физических лиц: копии документов, удостоверяющих личность (все страницы), СНИЛС, ИНН; надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

Таким образом, Регламентом установлено императивное требование о необходимости предоставления заинтересованными лицами копии действительной на день представления заявления на регистрацию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в то время как Порядком проведения торгов представлена возможность предоставления, в том числе, оригинала выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

При этом Регламентом не предусмотрена возможность предоставления оригинала выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, что не соответствует положениям пункта 2.2 Правил проведения торгов.

Из поступивших в Управление документов и сведений было установлено, что Заявителем в составе заявок на регистрацию была представлена выписка из ЕГРИП от 16.01.2017 № ИЭ9965-17-534441, сформированная с использованием сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», размещенного на официальном сайте, выданная ФНС России в сети Интернет. Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, указан номер сертификата, владелец и срок действия электронной подписи. Также на данной выписке имеется отметка о том, что выписка из ЕГРИП в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа (пункты 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», далее - Закон об электронной подписи).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

Таким образом, исходя из положений Закона об электронной подписи, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.

Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 07.10.2014 № СА-3-14/3398, представленному Заявителю в ответ на обращение последнего о правовом статусе выписки из ЕГРИП, сформированной в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заявителя нарушений требований пункта 2.2 Порядка проведения торгов, по причине предоставления в составе заявки для регистрации на ЭТП выписки из ЕГРИП, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначной выписке на бумажном носителе (оригинала), что исключает обязанность направлять копию (электронный образ) оригинала выписки из ЕГРИП, изготовленного на бумажном носителе.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2.1 Требований к операторам электронных площадок электронная площадка должна обеспечивать равные возможности доступа всех лиц к участию в торгах.

Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных участников торгов, Оператор ЭТП должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Отсечение же заинтересованных в участии в торгах лиц по основанию, аналогичному рассматриваемому, не соответствует ни целям реализации имущества должника, ни целям конкурсного производства.

Учитывая изложенное, действия Оператора ЭТП по отказу в регистрации Заявителя на указанном основании неправомерны и нарушают требования пунктов 2.2, 2.5 Порядка проведения торгов, пункта 1.3 Требований к операторам электронных площадок.

В то же время, действия ИП К.А.М. свидетельствуют о добросовестности лица, а также о намерении лица принять участие торгах, проводимых на ЭТП.

Однако Заявитель был лишен возможности принять участие в торгах, проводимых на ЭТП, по причине незаконных действий Оператора ЭТП.

Совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о наличии в действиях ЭТП признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Кроме того, проведенный в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции при проведении торгов
по продаже имущества должника-банкрота, предметом которых являлось право заключения на приобретение объекта недвижимого имущества, свидетельствует, что рынок по продаже имущества должника-банкрота является конкурентным.

Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, что действия Оратора ЭТП непосредственно в данном случае ограничили возможность Заявителя участия в Торгах.

13.10.2017, перед окончанием рассмотрения дела № 1-17-2167/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела. Указанное заключение было направлено сторонам 18.10.2017 (исх. № ИШ/53121/17).

На заключение об обстоятельствах дела № 1-17-2167/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства сторонами по делу не было представлено каких-либо письменных возражений и пояснений, ранее неизвестных Комиссии.

Одновременно представители Заявителя и Ответчика на заседание не явились, в связи с чем Комиссия презюмирует отсутствие сторон возражений относительно обстоятельств, изложенных в заключение об обстоятельствах дела 1-17-2167/77-17.

Кроме того, Комиссии не предоставлены сведения относительно прохождения Заявителем регистрации на ЭТП.

Комиссией рассмотрены все доводы Ответчика, однако они не свидетельствуют об отсутствии вменяемого нарушения, равно не подтверждают доводы и возражения, которые приводятся в обоснование позиции по спору.

Таким образом, Комиссия усматривает наличие в действиях Ответчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции по причине незаконного отказа в регистрации на электронной торговой площадке «Региональная торговая площадка» www.regtorg.com.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьей 40, статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «СИРИН» (ИНН 7743795141, адрес: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 10, кор.2, комната 34 (16 этаж)) нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в результате незаконного отказа в регистрации на электронной торговой площадке «Региональная торговая площадка» www.regtorg.com.

      2. Выдать Ответчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть оспорено в порядке, установленном статьей 52 Закона о защите конкуренции

 

 

1. ООО «СИРИН»

ул. Авиамоторная, д. 10, кор.2, комната 34 (16 этаж), Москва, 111024

111116, Москва, а/я № 95

 

2. ИП К. А.М.

 

 

3. Б.А.А.

 

 

4. ФАС России
ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Москва, Д-242, ГСП-3, 125993

(для сведения)

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу1-17-2167/77-17 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«03» ноября 2017 года г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-17-2167/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

членов Комиссии:

 

руководствуясь частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии по делу 1-17-2167/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «СИРИН» (далее - Ответчик) устранить нарушения, допущенные при регистрации на электронной торговой площадке «Региональная торговая площадка» www.regtorg.com (далее - ЭТП) ИП К.А.М., а именно:

      1. Ответчику осуществить регистрацию ИП К. А.М. на ЭТП с учетом решения Комиссии по делу от 03.11.2017 № 1-17-2167/77-17.

      2. Ответчику исполнить настоящее предписание в срок до 12.12.2017.

      3. Ответчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 19.12.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.