Решение б/н б/а от 17 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4728/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.04.2024                                                                                                              г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...........>

членов Комиссии:

<...........>

<...........>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей <...........>,

рассмотрев жалобу <...........> (далее — Заявитель) на действия <...........> (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запчастей к выключателям, разъединителям для нужд <...........> (филиала «Смоленскэнерго») (реестровый № 32413397391) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что при проведении закупки Заказчик руководствовался Единым стандартом закупок <...........> (Положение о закупке)», утвержденнымрешением Совета директоров <...........> 29.12.2022 (Протокол от 30.12.2022 № 604) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Как следует из материалов дела, 18.03.2024 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «РАД» (https://lot-online.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запчастей к выключателям, разъединителям для нужд <...........> (филиала «Смоленскэнерго») (реестровый № 32413397391) (далее – запрос предложений, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 4 945 574,40 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 18.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.03.2024 в 12:00.

Дата подведения итогов: 01.04.2024.

Согласно пункту 2 протокола очного заседания Закупочной комиссии по подведению итогов закупочной процедуры от 01.04.2024 (размещен в ЕИС 03.04.2024) № 0046-СМ-24-3 заявка Заявителя (порядковый № 252989) признана несоответствующей требованию пункта 3.5.2 документации о закупке, в Форме 2 «Ценовое предложение» Участником допущено превышение отдельных стоимостных позиций, установленных Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены договора, а именно: позиция № 27 – «Кольцо уплотнительное 8БП.370.470», место не присвоено.

Так, пунктом 3.1.2 Закупочной документации установлено, что участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» части I «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ» и в соответствии с формами документов, установленными частью III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».

В соответствии с пунктом 3.4.1 Закупочной документации заявка участника на участие в закупке должна содержать информацию и документы, указанные в пункте 14 и подпункте 16.1 пункта 16 части IV «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

Пунктом 14 Информационной карты установлены требования к составу заявки, согласно которым участник закупки должен включить в состав ценового предложения следующие документы:

e) Сводную таблицу стоимости поставок по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (часть III. «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ»), с приложением файла копии Сводной таблицы стоимости поставок, выполненного в редактируемом формате, желательно в формате MS Excel.

Приложением № 4 к Закупочной документации установлена форма сводной таблицы стоимости поставок (Форма 2).

Согласно таблице 1 формы 2 участнику необходимо указать расчет стоимости поставляемой продукции:

 

п/п

Наименование продукции, Тип, марка

ЭКВИВАЛЕНТ
(заполняется Участником в случае если предлагаемая продукция отличается от заявленной Организатором/Заказчиком) Наименование, тип, марка, ГОСТ, ТУ и прочие сведения об эквиваленте

Наименование производителя

ЕИ

Количество

Цена единицы без НДС, руб.

 

 

Цена единицы с НДС, руб.

Стоимость без НДС, руб.

Стоимость с НДС, руб.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО без НДС, руб.

 

х

НДС, руб.

х

 

ИТОГО без НДС, руб.

 

х

 

Цена единицы с НДС, а также общая итоговая стоимость продукции с НДС включает все налоги, обязательные платежи, стоимость её доставки до склада Получателя, стоимость тары, стоимость погрузочных работ, запорных устройств, защитной упаковки, необоротной тары и прочие расходы, связанные с доставкой продукции в адрес Получателей, включая расходы, связанные с шеф-монтажом и шеф-наладкой в объеме, предусмотренном требованиями Технического задания.

В силу пункта 3.2.5 Закупочной документации в случае установления в пункте 31 части IV «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» о закупке единичных расценок, либо использования в рамках формирования начальной (максимальной) цены договора отдельных стоимостных позиций (например, указания отдельно стоимости поставки оборудования и стоимости его монтажа, либо установления стоимостей отдельных договоров, если по результатам закупки будет заключено несколько договоров и т.п.) заявка участника не должна превышать единичные расценки либо отдельные стоимостные позиции соответственно.

В соответствии с пунктом 5.5.2 Закупочной документации рассмотрение ценовых предложений осуществляется в порядке и в соответствии с требованиями, установленными данной закупочной документацией, в том числе в части непревышения ценового предложения участника начальной (максимальной) цены договора/цены лота, а также непревышения отдельных стоимостных позиций (например, единичных расценок, установленных в документации, отдельных стоимостных позиций, которые использовались в рамках формирования начальной (максимальной) цены договора (Приложении №7 к документации), стоимостей отдельных договоров, и т.п.), соответствия установленным требованиям в части соблюдения требований по предоставлению Приоритетов, предусмотренных постановлениям Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и др. Сопоставление ценовых предложений осуществляется в порядке и в соответствии с требованиями, установленными данной закупочной документации, в том числе в Приложении №3 к закупочной документации.

Таким образом, учитывая вышеизложенные требования Закупочной документации, участнику в составе заявки необходимо представить сводный расчет стоимости поставляемой продукции в соответствии с установленной формой с указанием отдельных стоимостных позиций в случае, если такие позиции использовались при формировании начальной (максимальной) цены договора.

В данном случае в Приложении № 7 к Закупочной документации приведен расчет начальной (максимальной) цены лота/закупки, в соответствии с которым по позиции № 27 «Кольцо уплотнительное 8БП.370.470» указана цена в размере 375,00 рублей без НДС.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлена таблица стоимости поставок (форма 2), где по позиции № 27 Заявитель указал цену единицы без НДС в размере 505,00 рублей, с НДС в размере 606, 00 рублей.

Таким образом, в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям пункта 3.5.2 Закупочной документации, а именно Заявителем в ценовом предложении превышен размер отдельной стоимостной позиции (позиции № 27), в связи с чем заявка Заявителя подлежала отклонению.

Заявитель в жалобе ссылается на пункт 3.5.2 Закупочной документации, который отсылает на пункт 31 Информационной карты, согласно которому закупка по единичным расценками не проводится, в связи с чем, по мнению Заявителя заявка отклонена неправомерно.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в Закупочной документации установлена вариативность в части непревышения ценового предложения участника:

- в случае установления в Информационной карте закупки по единичным расценкам;

- в случае если при формировании начальной (максимальной) цены договора использованы отдельные стоимостные позиции.

В данном случае Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены были использованы отдельные стоимостные позиций, расчет стоимости которых приведен в Приложении № 7 к Закупочной документации и, которые заявка участника не должна превышать (пункт 3.5.2, 5.5.2 Закупочной документации).

Таким образом, ссылка Заявителя на пункт 31 Информационной карты, содержащий информацию о том, что закупка по единичным расценкам не проводится, не применима.

В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки на участие положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым, согласился с установленными требованиями, в том числе в части предоставления расчета стоимости поставляемой продукции.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований о порядке представления независимой гарантии, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, как было установлено Комиссией Управления, Заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные Закупочной документацией, в связи с чем у Заказчика имелись правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в Закупке.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

В настоящем случае установлено, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок 3 заявки признаны соответствующими требованиям, отклонен только Заявитель, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение. Напротив, допуск заявки такого участника, при наличии 3 заявок, оформленных в полном соответствии с требованиями документации являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другими участниками, что недопустимо в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и не противоречит нормам действующего законодательства.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...........> на действия <...........> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 09.04.2023 № НП/14105/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны