Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-03-15/2 о нарушении антим... от 8 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03-15/2

о нарушении антимонопольного законодательства

 

город Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена 10 марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2015 года.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 05-03-15/2 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

Председателя Комиссии Мурманского УФАС: Поповой Ирины Николаевны, заместителя руководителя Мурманского УФАС России;

Членов Комиссии Мурманского УФАС:

Смирновой Кристины Анатольевны, начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России;

Рединой Елены Николаевны, главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России;

при участии:

представителя Администрации ЗАТО город Североморск - <...> (по доверенности № 281 от 09.02.2015),

рассмотрев дело № 05-03-15/2 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное Приказом № 03 от 14.01.2015 руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в отношении Администрации ЗАТО город Североморск (место нахождения: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; ИНН 5110120236; ОГРН 1025100713098) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Постановлением старшего следователя следственного отдела по закрытым административно-территориальным образованиям Мурманской области Следственного Управления Следственного комитета России по Мурманской области специалистам Мурманского УФАС России поручено провести документальное исследование переданных материалов на предмет наличия в действиях Администрации ЗАТО город Североморск признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

По результатам проведенного исследования в действиях Администрации ЗАТО город Североморск установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства РФ, а именно: введение постановлением Администрации ЗАТО город Североморск от 28.11.2013 № 1222 «Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск» критериев оценки участников конкурса, ограничивающих начисление претендентам справедливых баллов, что может привести к созданию дискриминационных условий доступа на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск.

Приказом № 03 от 14.01.2015 руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в отношении Администрации ЗАТО город Североморск (ИНН 5110120236) возбуждено дело № 05-03-15/2 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация ЗАТО г. Североморск с возбуждением дела № 05-03-15/2 не согласно, полагает, что оно подлежит прекращению, поскольку Мурманское УФАС России не наделено полномочиями по проверке соответствия Закону о защите конкуренции введенных муниципальным нормативно-правовым актом критериев оценки участников конкурса.

Ссылаясь на положения Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Мурманской области от 13.07.2009 № 1133-01-ЗМО, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48, Администрация ЗАТО г. Североморск указывает, что определение соответствия закону нормативных правовых актов полностью или в части является исключительной компетенцией суда.

Комиссия Мурманского УФАС, рассмотрев материалы дела № 05-03-15/2 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации ЗАТО город Североморск, проанализировав пояснения ответчика, рассмотрев представленные документы и сведения, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об общих принципах местного самоуправления), к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В силу части 1 статьи 7 Закона об общих принципах местного самоуправления, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Устав муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование город Североморск», принятый решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 № 218 (далее по тексту – Устав ЗАТО г. Североморск), закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск, определяет формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, порядок формирования органов и назначения должностных лиц местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, организацию деятельности по решению задач социально-экономического развития муниципального образования ЗАТО г. Североморск, защите прав и интересов его жителей, иные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий.

В силу пункта 44.1 Устава ЗАТО г. Североморск, Администрация ЗАТО г. Североморск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО г. Североморск федеральными законами и законами Мурманской области.

Администрация в пределах своих полномочий издает правовые акты: постановления и распоряжения (пункт 44.4 Устава ЗАТО г. Североморск).

В соответствии с пунктом 47.2 Устава ЗАТО г. Североморск, администрация обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области, в пределах выделенных ЗАТО г. Североморск на эти цели ресурсов и финансовых средств.

В частности, Администрация ЗАТО г. Североморск организует транспортное обслуживание населения ЗАТО г. Североморск, согласует с руководством автотранспортных предприятий маршруты и графики движения автотранспорта, привлекает к транспортному обслуживанию населения организации всех форм собственности и осуществляет контроль за их деятельностью (подпункт 2 пункта 47.9 Устава ЗАТО г. Североморск).

Согласно пункту 44.2 Устава ЗАТО г. Североморск, Администрация осуществляет свои полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Мурманской области, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Мурманской области, Совета депутатов, Главы ЗАТО г. Североморск, администрации и настоящим Уставом.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органам или организаций.

Органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия представляют собой условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, Администрация ЗАТО г. Североморск, реализуя свои полномочия в области организации транспортного обслуживания населения ЗАТО г. Североморск, ограничена требованиями статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация ЗАТО г. Североморск не вправе принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, не вправе создавать такие условия доступа на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск, при которых отдельные хозяйствующие субъекты необоснованно поставлены в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.

При этом, из анализа положений статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, в частности, создания дискриминационных условий доступа на товарный рынок.

В целях удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности пассажирских перевозок, в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Законом Мурманской области от 13.07.2009 № 1133-01-ЗМО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области», Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск № 1222 от 28.11.2013 года (далее по тексту – Постановление № 1222) утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск (далее по тексту – Порядок проведения конкурса).

В силу пункта 2 Постановления № 1222 функции по организации и проведению конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск переданы Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (далее по тексту – Комитет).

Согласно пункту 1.1 Порядка проведения конкурса, указанный документ регулирует вопросы организации и проведения конкурса на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск.

Предметом конкурса является получение перевозчиком права на заключение договоров о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социальном значимым муниципальным маршрутам (с последующим возмещением недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах), образующих маршрутную сеть на территории ЗАТО г. Североморск (пункт 2.1 Порядка проведения конкурса).

В силу пункта 2.2 Порядка проведения конкурса, целью конкурса является обеспечение справедливого отбора участников, представивших лучшие условия, путем объективной оценки квалификации и возможностей перевозчиков, различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Из содержания пункта 2.2 Порядка проведения конкурса следует, что торги проводятся для решения задач удовлетворения потребностей населения в регулярных пассажирских перевозках по муниципальным маршрутам, обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, повышения культуры и качества обслуживания населения.

Пунктом 3 Порядка проведения конкурса определено, что торги организует и проводит Комитет.

Для объявления конкурса Комитет готовит конкурсную документацию и обеспечивает ее опубликование (обнародование) на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования ЗАТО г. Североморск, при этом извещение о проведении Конкурса подлежит официальному опубликованию в газете «Североморские вести».

Исчерпывающий перечень требований к документам, представляемым участником конкурса в составе конкурсной заявки, определен пунктом 5.3 Порядка проведения конкурса.

Приложением № 1 к Порядку проведения конкурса закреплен рекомендуемый перечень показателей для оценки участников конкурсов (автомобильный транспорт).

Согласно Порядку проведения конкурса, победитель конкурса должен определяться на основании анализа критериев, призванных оценить состояние безопасности перевозок, а также опыт перевозчика с целью выбора лучшего исполнителя требуемой услуги.

Пунктом 1.5 Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса установлен следующий критерий оценки участников конкурса, призванный оценить безопасность перевозки, а именно:

 

11.5

Наличие транспортных средств по заявленному лоту

Количество баллов

 

100 % собственных и приобретенных по лизинговой схеме от общего числа

10

 

арендованных до 25 % от общего числа

4

 

арендованных до 50 % от общего числа

1

Из введенного Администрацией ЗАТО г. Североморск критерия «наличие транспортных средств по заявленному лоту» следует, что максимальное количество баллов по данному показателю присуждается участнику конкурса, имеющему 100 % собственных и приобретенных по лизинговой схеме транспортных средств.

В том случае, если до 25% (от 1% до 25%) общего числа транспортных средств претендента принадлежат ему на праве аренды, такой участник получает 4 балла, то есть на 6 баллов меньше хозяйствующего субъекта, имеющего собственные и приобретенные по лизинговой схеме транспортные средства.

Претендент, имеющий до 50% (от 1% до 50%) арендованных транспортных средств, получает только один балл по рассматриваемому критерию.

Хозяйствующие субъекты, имеющие транспортные средства на иных законных основаниях, а также претенденты, имеющие более 50% транспортных средств на праве аренды, по показателю 1.5 «наличие транспортных средств по заявленному лоту» получают 0 баллов.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Обязательным требованием к участникам конкурса является наличие у них лицензии на право выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (пункт 4.1 Порядка проведения конкурса).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее по тексту – Положение о лицензировании).

Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения о лицензировании, лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

Таким образом, нормативно-правовым актом закреплено, что для получения лицензии, то есть разрешения на осуществление пассажирских перевозок, соискатель лицензии должен обладать соответствующими транспортными средствами, принадлежащими ему на любом законном основании.

Наличие у лицензиата транспортных средств на праве собственности либо на ином законном основании, согласно нормам Положения о лицензировании, является равнозначным.

Положение о лицензировании не устанавливает какие-либо преимущества тому соискателю, который владеет транспортными средствами на праве собственности перед хозяйствующими субъектами, владеющими и пользующимися транспортными средствами на иных законных основаниях.

Более того, сама Администрация ЗАТО г. Североморск допускает к участию в конкурсе без каких-либо ограничений и преимуществ участников, владеющих необходимым количеством соответствующих транспортных средств, не зависимо от законных оснований приобретения права пользования данными средствами.

Так, пунктом 4.1 Порядка проведения конкурса определено, что в конкурсе могут принимать участие хозяйствующие субъекта, имеющие на правах собственности, аренды, хозяйственного ведения, лизинга и других законных основаниях достаточное количество транспортных средств для осуществления регулярных пассажирских перевозок согласно конкурсной документации, зарегистрированное в установленном порядке, технически исправное в соответствии с установленными требованиями.

Поскольку Положение о лицензировании рассматривает в качестве равных соискателей, имеющих транспортные средства в собственности и владеющих транспортными средствами на иных законных основаниях, Порядок проведения конкурса допускает к участию в торгах всех лиц, владеющих транспортными средствами, вне зависимости от оснований возникновения права пользования, при оценке конкурсных заявок по критерию 1.5 «наличие транспортных средств по заявленному лоту» также должен быть обеспечен справедливый и одинаковый подход.

В противном случае, критерий оценки, предусмотренный пунктом 1.5 Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса необоснованно позволяет начислять перевозчику дополнительные баллы за то, что он является собственником транспортных средств перед претендентами, имеющими транспортные средства на иных законных основаниях.

Кроме того, рассматриваемый критерий позволяет начислять различное количество баллов хозяйствующим субъектам в зависимости от доли арендуемых ими транспортных средств.

Указанный критерий ставит участников в неравное положение, поскольку возможность иметь в собственности 100% транспортных средств имеют не все хозяйствующие субъекты в силу различных принципов ведения ими экономической деятельности, равно как не все хозяйствующие субъекты имеют возможность приобрести в собственность до 85% либо до 50% транспортных средств.

Вопрос о законных основаниях получения права пользования транспортными средствами должен решаться перевозчиком самостоятельно, поскольку такая возможность предоставлена ему Положением о лицензировании.

Установление Администрацией ЗАТО г. Североморск различных баллов по критерию 1.5 «наличие транспортных средств по заявленному лоту», учитывая равнозначность оснований возникновения права пользования и владения транспортными средствами, создает не только необоснованное преимущество в конкурсе, при прочих равных критериях оценки, претенденту, имеющему большее количество собственных транспортных средств перед остальными участниками, владеющими транспортом на иных законных основаниях, но и ставит в неравное положение таких участников конкурса, то есть создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск.

Поскольку доступ на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск хозяйствующие субъекты получают по результатам конкурса и на основании заключенного договора, введение критерия, ставящего отдельных перевозчиков в более выгодные условия при оценке конкурсных заявок, приводит к ограничению на товарном рынке, так как закрепляет дискриминационные условия доступа на товарный рынок.

Определением Комиссии Мурманского УФАС от 12.02.2015 у Администрации ЗАТО г. Североморск истребованы письменные мотивированные пояснения о том, каким объективным критерием обусловлена разница в начислении баллов участникам конкурса в зависимости от оснований возникновения права пользования транспортными средствами по критерию 1.5 «наличие транспортных средств по заявленному лоту».

Администрации ЗАТО г. Североморск предложено пояснить, по каким показателям, влияющим на качество и безопасность оказываемой услуги, участник конкурса, имеющий в собственности 100% автомобилей, превосходит участников, имеющие транспортные средства на иных законных основаниях.

Аналогичные пояснения истребованы относительно начисления больших баллов в зависимости от меньшей доли арендованных транспортных средств.

В письменных пояснениях Администрация ЗАТО г. Североморск подчеркнула, что Постановление № 1222 издано в рамках реализации предусмотренных полномочий, муниципальный акт является законным и не оспорен.

Орган местного самоуправления указал, что администрация вправе самостоятельно определять перечни способов регулирования вопросов местного значения. Конкурс служит инструментом конкурентного отбора, позволяющего выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности перевозки.

Администрация ЗАТО г. Североморск отметила, что установление различий в количестве баллов в зависимости от вида права, на котором участнику принадлежат транспортные средства, не нарушает антимонопольное законодательство, не ограничивает состязательность хозяйствующих субъектов и не влияет на конкуренцию, поскольку все участники равны и победителем признается лучший из перевозчиков.

Присутствующий на заседании Комиссии Мурманского УФАС представитель Администрации ЗАТО г. Североморск на вопрос о том, каким образом рассматриваемый критерий позволяет выбрать более квалифицированного перевозчика, способного обеспечить безопасность перевозки, ответил, что данный критерий не противоречит Закону о защите конкуренции.

Представитель отметил, что Комиссия Мурманского УФАС вышла за пределы предоставленных полномочий, особо подчеркнув, что иных пояснений Администрацией ЗАТО г. Североморск представлено не будет.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мурманского УФАС резюмирует, что Администрацией ЗАТО г. Североморск не представлено пояснений, каким образом наличие большего процента автомобилей на праве собственности отвечает большим критериям безопасности по сравнению с претендентами, владеющими транспортными средствами на иных законных основаниях.

Орган местного самоуправления не обосновал, каким образом наличие в собственности 100% транспортных средств (в том числе, большего процента транспортных средств по сравнению с арендованными автомобилями) отвечает большим критериям безопасности по сравнению с претендентами, владеющими транспортными средствами на иных законных основаниях.

Таким образом, пункт 1.5 «Наличие транспортных средств по заявленному лоту» Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса с утвержденной градацией баллов в зависимости от права собственности на транспортные средства создает условия для постановки участников конкурса в неравные условия.

Необходимо подчеркнуть, что конкурсный отбор между хозяйствующими субъектами обеспечивается посредством установления определенных критериев. Именно на конкурсе претенденты конкурируют между собой, предлагая более квалифицированную услугу и наиболее безопасные условия перевозки пассажиров. Поэтому, вводимые органом местного самоуправления критерии оценки напрямую влияют на конкуренцию и конкурентный отбой перевозчиков.

Устанавливая критерии оценок претендентов как основного элемента по отбору перевозчиков, орган местного самоуправления обязан исходить из того, что вводимые им критерии оценки должны соответствовать целям проведения конкурса (удовлетворение потребности населения в регулярных пассажирских перевозках, обеспечение безопасности дорожного движения, повышения культуры и качества обслуживания населения), не противоречить требованиям действующего законодательства, не нарушать права и законные интересы перевозчиков, не устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные действующим законодательством.

Таким образом, право органа местного самоуправления устанавливать критерии оценки претендентов ограничено необходимостью учета определенных факторов, при наличии которых такой критерий может быть признан антиконкурентным.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что введение рассматриваемого критерия позволяет выбрать наиболее квалифицированного перевозчика, способного обеспечить более безопасные перевозки, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу о том, что пункт 1.5 «Наличие транспортных средств по заявленному лоту» Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса противоречит пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку позволяет начислять участнику конкурса, имеющему 100% собственных и приобретенных по лизинговой схеме транспортных средств, а также участнику, имеющему меньшее количество арендованных транспортных средств, большее количество баллов по сравнению с претендентами, имеющими транспортные средства на иных законных основаниях.

Действия Администрации ЗАТО г. Североморск по введению критерия 1.5 «Наличие транспортных средств по заявленному лоту» Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса создает дискриминационные условия доступа перевозчиков на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск, поэтому противоречат требованиям пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Мурманского УФАС также установлено, что пунктом 1.8 «Наличие собственной системы» Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса введен следующий критерий оценки участников конкурса:

1.8

Наличие собственной системы:

 

 

контроля технического состояния транспортных средства

5

 

контроля за состоянием здоровья водителей

5

 

технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам

5

 

производственных мощностей и технологического оборудования

5

 

Из содержания указанного критерия следует, что при проведении конкурса дополнительное количество баллов начисляется хозяйствующему субъекту, имеющему в собственности системы контроля технического состояния транспортных средств, контроля за состоянием здоровья водителей, технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам, производственных мощностей и технологического оборудования.

По мнению Комиссии Мурманского УФАС, указанный критерий также не имеет целью обеспечение выбора более квалицированного перевозчика, способного обеспечить наиболее безопасные условия перевозки пассажиров. Рассматриваемый критерий носит дискриминационный характер, поскольку позволяет присвоить 20 дополнительных баллов за наличие закрепленных на праве собственности систем контроля и производственных мощностей.

Хозяйствующие субъекты, имеющие указанные системы на иных законных основаниях, либо заключившие соответствующие договоры со специализированной организацией, лишаются возможности получить дополнительные баллы, что, при прочих равных условиях, может повлечь проигрыш в конкурсе и потерю доступа на товарных рынок.

Следует отметить, что согласно пункту 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении).

Из приведенных норм Положения о лицензировании следует, что для целей получения лицензии не имеет правового значение, принадлежат ли лицензиату помещения и оборудование для технического обслуживания и ремонта транспортных средств на праве собственности или ином законном основании, либо претендент заключил договор со сторонней организацией на проведение технического обслуживания.

Положение о лицензировании рассматривает в качестве равнозначных наличие у лицензиата в штате специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств и наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию.

Согласно пункту 4.1 Порядка проведения конкурса, на участие в торгах допускаются участие юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели, имеющие:

- производственно-техническую базу, оснащенную оборудованием и инструментарием для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств, или договор на выполнение указанных работ сторонней организацией;

- систему контроля технического состояния подвижного состава, систему контроля за регулярностью движения по маршрутам, систему контроля за состоянием здоровья лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, или договоры на выполнение этих работ сторонними организациями.

Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, а также организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

При этом, Закон о безопасности дорожного движения не содержит каких-либо оговорок о том, каким образом и на каких законных основаниях перевозчик обеспечивает наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В качестве пояснения о том, по каким объективным показателям перевозчик, имеющий указанные в критерии 1.8 Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса системы, превосходит участников, имеющих данные системы на иных законных основаниях, Администрация ЗАТО г. Североморск указала на свое право вводить требования о наличии у участника определенных материально-технических условий.

Комиссия Мурманского УФАС полагает, что ответчик не обосновал, каким образом, наличие собственных систем контроля технического состояния транспортных средств, контроля за состоянием здоровья водителей, технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам, производственных мощностей и технологического оборудования отвечает большим критериям безопасности по сравнению с претендентом, которому указанные объекты принадлежат на иных законных основаниях, в том числе, которым заключены договоры со специализированной организацией.

Учитывая вышеизложенное, пункт 1.8 Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса противоречит пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку позволяет начислять участнику конкурса дополнительные баллы за наличие собственных систем контроля технического состояния транспортных средств, контроля за состоянием здоровья водителей, технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам, производственных мощностей и технологического оборудования по сравнению с претендентами, имеющими указанные системы на иных законных основаниях и (или) заключивших договоры со специализированными организациями на оказание соответствующих услуг.

Действия Администрации ЗАТО г. Североморск по введению критерия 1.8 Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса создает дискриминационные условия доступа перевозчиков на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск и противоречат требованиям пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 45, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Администрации ЗАТО город Североморск (место нахождения: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; ИНН 5110120236; ОГРН 1025100713098) факт нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий доступа на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО город Североморск путем принятия Постановления Администрации ЗАТО город Североморск № 1222 от 28.11.2013 «Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск», вводящего антиконкурентные критерии оценки конкурсных заявок, устанавливающие неравное положение хозяйствующих субъектов, имеющих собственные системы контроля технического состояния транспортных средств, контроля за состоянием здоровья водителей, технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам, производственных мощностей и технологического оборудования по сравнению с претендентами, имеющими указанные системы на иных законных основаниях, а также хозяйствующих субъектов, имеющим 100% собственных и приобретенных по лизинговой схеме от общего числа транспортных средств по сравнению с претендентами, арендующими транспортные средства или имеющие их на иных законных основаниях.

2. Выдать Администрации ЗАТО город Североморск (место нахождения: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; ИНН 5110120236; ОГРН 1025100713098), предписание по делу № 05-03-15/2 о нарушении антимонопольного законодательства об устранении нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Материалы дела № 05-03-15/2 о нарушении Администрацией ЗАТО город Североморск (место нахождения: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; ИНН 5110120236; ОГРН 1025100713098) пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Мурманской области.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 05-03-15/2

о нарушении антимонопольного законодательства

 

19 марта 2015 года

город Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 05-03-15/2 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

Председателя Комиссии Мурманского УФАС: Поповой Ирины Николаевны, заместителя руководителя Мурманского УФАС России;

Членов Комиссии Мурманского УФАС:

Смирновой Кристины Анатольевны, начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России;

Рединой Елены Николаевны, главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения по делу № 05-03-15/2 от 19 марта 2015 года о нарушении Администрацией ЗАТО город Североморск (место нахождения: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; ИНН 5110120236; ОГРН 1025100713098) пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации ЗАТО город Североморск (место нахождения: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; ИНН 5110120236; ОГРН 1025100713098) в срок по 10 апреля 2015 года прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

внести изменения в Порядок проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск, утвержденный Постановлением Администрации ЗАТО г. Североморск № 1222 от 28.11.2013, путем исключения из «рекомендуемого перечня показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» пунктов 1.5 «наличие транспортных средств по заявленному лоту» и 1.8 «наличие собственной системы»,

либо путем изменения показателей оценок, предусмотренных вышеназванными пунктами посредством обеспечения равнозначного подхода к оценке (начисление одинаковых баллов) хозяйствующим субъектам, имеющим собственные и приобретенные по лизинговой схеме транспортные средства и претендентам, имеющим транспортные средства на иных законных основаниях, а также хозяйствующим субъектам, имеющим собственные системы контроля технического состояния транспортных средств, контроля за состоянием здоровья водителей, технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам, производственных мощностей и технологического оборудования и претендентам, имеющими указанные системы по иным законным основаниям.

2. Администрации ЗАТО город Североморск (место нахождения: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; ИНН 5110120236; ОГРН 1025100713098) об исполнении пункта 1 настоящего предписания уведомить Мурманское УФАС России в течение 5 рабочих дней со дня исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны