Решение б/н Решение и предписание по делу о нарушении антимонопольного з... от 17 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 05-03-16/1

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «12» февраля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено «17» февраля 2016 года

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя Мурманского УФАС России Поповой И.Н.;

Членов Комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

при участии:

<...> – представителя АО «АтомЭнергоСбыт» по доверенности № 149 от 20.01.201,

<...> – представителя ИП Бабичева В.А. по доверенности от 22.10.2015,

рассмотрев дело № 05-03-16/1 по признакам нарушения Акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» (ИНН 7704228075; ОГРН 1027700050278; юридический адрес: 115114, г.Москва, ул.Летниковская, д.10, стр.4) в лице филиала «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (183038, г.Мурманск, ул.Коминтерна д.5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении неправомерных действий по введению 22 июля 2015 года полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объекта по адресу г. Мурманск, ул. С. Перовской д.18 без предварительного уведомления потребителя о планируемом ограничении, что привело к ущемлению интересов ИП Бабичева В.А.

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России поступило заявление Индивидуального предпринимателя Бабичева В.А. о неправомерном введении в период с 22.07.2015 по 23.07.2015 гарантирующим поставщиком АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «КолАтомЭнергоСбыт» ограничения режима потребления электроэнергии в здании по адресу г. Мурманск, ул. С. Перовской д.18. Заявитель просит признать действия гарантирующего поставщика противоречащими антимонопольному законодательству.

Филиал «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» письмом от 24.12.2015 №17/20472 пояснило, что ограничение режима потребления электрической энергии было введено в связи с наличием задолженности по договору энергоснабжения №514140363 в размере 13 735,25 рублей, в связи с чем, ИП Бабичеву В.А. было направлено уведомление №37/4557 от 08.06.2015.

На основании Приказа Мурманского УФАС России от 20.01.2016 № 1 в отношении АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «КолАтомЭнергоСбыт» возбуждено дело № 05-03-16/1 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

Между ИП Бабичевым В.А. (Потребитель) и Акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» (Поставщик) заключен договор энергоснабжения № 514140363 от 02.02.2015 (точки поставки электрической энергии – ул. Павлова д.9 и С. Перовской д.18), в соответствии с которым Поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

В соответствии с пунктом 3.5.2. договора Поставщик вправе инициировать введение ограничения режима потребления электроэнергии в случаях и порядке, предусмотренных договором.

Разделом 7 договора определено, что ограничение режима потребления вводится в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством. Уведомление о запланированном ограничении режима потребления подписывается уполномоченным представителем Поставщика и направляется (вручается) Потребителю любым из указанных способов: под расписку о вручении, заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой с уведомлением о вручении, либо электронной почтой или факсимильным сообщением с подтверждением о вручении.

15 июня 2015 года в адрес ИП Бабичева В.А. поступило уведомление филиала «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» от 08.06.2015 № 37/4557 «О самостоятельном введении ограничения режима потребления электроэнергии по договору № 514140363», согласно которому Потребителю необходимо в срок до 29 июня 2015 года оплатить задолженность перед Поставщиком в размере 13 735,25 рублей за период с 01.05.2015 по 25.05.2015.

В случае неоплаты задолженности в полном объеме ИП Бабичеву В.А. с 29.06.2015 надлежало самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения присоединений во внутренних сетях. Также уведомлением сообщалось, что в случае дальнейшего неисполнения обязательств по оплате электрической энергии, сетевой организацией с 07 июля 2015 года будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии принудительно на период до полного погашения задолженности.

Оплата по указанному уведомлению произведена ИП Бабичевым В.А. 18 июня 2015 года (пп. № 441 от 18.06.2015), в связи с чем, ограничение режима потребления электрической энергии 29.06.2015 и 07.07.2015 введено не было.

30 июня 2015 года АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «КолАтомЭнергоСбыт» направило в адрес сетевой организации ОАО «МОЭСК» уведомление № 37/6458 от 30.06.2015 об ограничении режима потребления по договору № 514140363. Согласно уведомлению, в связи с задолженностью потребителя в размере 138 319,95 за период с 01.05.2015 по 25.06.2015, сетевой организации надлежит:

- с 15 июля 2015 года ввести частичное ограничение режима потребления;

- с 22 июля 2015 года ввести полное ограничение режима потребления путем отключения присоединений по точке поставки «многофункциональный центр» по адресу г. Мурманск, ул. С. Перовской д.18.

В соответствии с указанным уведомлением ОАО «МОЭСК» 22 июля 2015 года ввело полное ограничение режима потребления электроэнергии по адресу город Мурманск, ул. С. Перовской, д. 18.

При этом ИП Бабичев В.А. не был уведомлен гарантирующим поставщиком о введении ограничения режима потребления электрической энергии 22 июля 2015 года.

23 июля 2015 года гарантирующий поставщик направил в адрес сетевой организации уведомление № 37/8238 от 23.07.2015 о возобновлении режима потребления электроэнергии по договору № 514140363. В тот же день режим потребления на объекте по адресу г. Мурманск, ул. С. Перовской д. 18. был возобновлен (акт ОАО «МОЭСК №514140363/072 от 23.07.2015).

Таким образом, филиал «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» направил в сетевую организацию уведомление № 37/6458 от 30.06.2015 об ограничении режима потребления по договору № 514140363, не уведомив потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления электрической энергии. Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии по адресу г. Мурманск, ул. С. Перовской д.18 осуществлено без уведомления ИП Бабичева В.А.

В соответствии с пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или иными правовыми актами не установлено иное, к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила об энергоснабжении, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила ограничения).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в частности, при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

В связи с наступлением указанных в подпункте «б» пункта 2 Правил ограничения обстоятельств ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика, перед которым не исполнены обязательства, на основании его письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию.

В силу пункта 15 Правил ограничения введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце 2 подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения, осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

- размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

- даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

- даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

- введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;

- введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, обязательным условием для введения ограничения режима потребления является предварительное уведомление потребителя о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии и предоставление ему 10 дней для оплаты задолженности.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц.

АО «АтомЭнергоСбыт» в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23.01.2015 № 14 осуществляет с 01 февраля 2015 года свою деятельность в статусе гарантирующего поставщика на территории всей Мурманской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков).

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%.

По результатам проведённого Управлением анализа рынка розничной реализации электрической энергии установлено доминирующее положение АО «АтомЭнергоСбыт» с долей более 50% в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Мурманская областная электросетевая компания» на территории города Мурманска.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «КолАтомЭнергоСбыт», занимая доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии, в нарушение требований подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения совершило действия по введению в отношении ИП Бабичева В.А. ограничения режима потребления электрической энергии на объекте по адресу г. Мурманск, ул. С. Перовской д. 18 без предварительного уведомления потребителя о планируемом ограничении, что привело к ущемлению интересов заявителя.

02 февраля 2016 года в соответствии с частями 1 и 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции участвующим в деле сторонам было направлено заключение об обстоятельствах дела №05-03-16/1 (исх. № 05-03-16/1-436 от 02.02.2016). Каких-либо пояснений, доказательств и письменных доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии сторонами не представлено.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В целях недопущения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, Комиссия считает необходимым выдать АО «АтомЭнергоСбыт» предписание, предусмотренное подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» (ИНН 7704228075, ОГРН 1027700050278, КПП 770501001; юридический адрес: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 4; дата регистрации 13.07.2001) в лице филиала «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении неправомерных действий по введению 22 июля 2015 года полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объекта по адресу г. Мурманск, ул. С. Перовской д.18 без предварительного уведомления потребителя о планируемом ограничении, что привело к ущемлению интересов ИП Бабичева В.А.

2. Выдать АО «АтомЭнергоСбыт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-03-16/1

17 февраля 2016 года

город Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии – заместителя руководителя Мурманского УФАС России Поповой И.Н., членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.02.2016 по делу № 05-03-16/1 о нарушении Акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» (ИНН 7704228075; ОГРН 1027700050278; юридический адрес: 115114, г.Москва, ул.Летниковская, д.10, стр.4) в лице филиала «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (183038, г.Мурманск, ул.Коминтерна д.5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось выразившегося в осуществлении неправомерных действий по введению 22 июля 2015 года полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объекта по адресу г. Мурманск, ул. С. Перовской д.18 без предварительного уведомления потребителя о планируемом ограничении, что привело к ущемлению интересов ИП Бабичева В.А.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. АО «АтомЭнергоСбыт» не допускать введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ИП Бабичева В.А. по договору энергоснабжения № 514140363 от 02.02.2015 без предварительного уведомления о планируемом введении такого ограничения в соответствии с требованиями Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

2. В срок до 06 июня 2016 года уведомить Мурманское УФАС России обо всех случаях (или их отсутствии) введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ИП Бабичева В.А. по договору энергоснабжения № 514140363 от 02.02.2015 за период со дня выдачи предписания до 01 июня 2016 года.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны