Решение б/н Решение по делу № 05-03-16/11 о нарушении антимонопольного з... от 28 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 05-03-16/11 о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «17» октября 2016г.

В полном объеме решение изготовлено «28» октября 2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.,

члены комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавина О.А., главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Редина Е.Н.,

при участии:

<...> – представителя общества с ограниченной ответственностью «Управдом» (далее – ООО «Управдом») по доверенности,

<...> – представителя открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» по доверенности,

рассмотрев дело № 05-03-16/11 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения открытым акционерным обществом по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (далее – ОАО «Мурманоблгаз») (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29; ИНН 5193101033; ОГРН 1025100842360) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Мурманское УФАС России, Управление) поступило заявление управляющей организации ООО «Управдом» по вопросу уклонения ОАО «Мурманоблгаз» от заключения договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, сопровождающегося навязыванием платной услуги «Выдача выписки из архивных данных».

По результатам рассмотрения указанного заявления Мурманское УФАС России усмотрело в действиях ОАО «Мурманоблгаз» признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что послужило основанием для выдачи ОАО «Мурманоблгаз» в соответствии со статьёй 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (№05-06-16/95-3092 от 01.07.2016). ОАО «Мурманоблгаз» было предложено заключить с ООО «Управдом» договор на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в отношении многоквартирных жилых домов, перечисленных в заявке ООО «Управдом», исключив, при этом, необоснованное требование о предоставлении данных о количестве вводов, количестве стояков, количестве кранов отпуска, протяжённости внутреннего газопровода.

Предупреждение Мурманского УФАС России в установленный срок исполнено не было, в связи с чем, Управлением было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «Мурманоблгаз» дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссией Мурманского УФАС России из представленных документов, а также пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, установлены следующие обстоятельства.

После получения запроса прокуратуры Ленинского административного округа города Мурманска о предоставлении управляющей организацией договоров о техническом диагностировании газового оборудования, направленного в рамках проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения хозяйствующими субъектами безопасности внутридомового газового и лифтового оборудования многоквартирных жилых домов, 21.01.2016г. ООО «Управдом» обратилось в ОАО «Мурманоблгаз» с просьбой заключить договор на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования, приложив список газифицированных жилых домов, находящихся под управлением ООО «Управдом».

Письменного ответа от ОАО «Мурманоблгаз» по итогам рассмотрения данной заявки в адрес ООО «Управдом» не поступило. Доказательств обратного ОАО «Мурманоблгаз» не представило.

В ходе устных переговоров представитель ОАО «Мурманоблгаз» указал на необходимость заполнения управляющей организацией таблицы «Перечень МКД и газового оборудования, подлежащего техническому диагностированию, находящихся в управлении/обслуживании», являющейся приложением №1 к проекту типового договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, предлагаемого ОАО «Мурманоблгаз» своим контрагентам. Заполнение данной таблицы предполагало, помимо прочего, внесение данных о количестве вводов, количестве стояков, количестве кранов отпуска и протяжённости внутреннего газопровода в многоквартирных жилых домах, находящихся в обслуживании управляющей организации.

Поскольку ООО «Управдом» не располагало указанной информацией, Общество направило в адрес ОАО «Мурманоблгаз» письмо № 63/02 от 08.02.2016г. с просьбой подготовить необходимую информацию о перечне внутридомового газового оборудования в обслуживаемых управляющей организацией домах в целях заполнения приложения №1 к проекту договора на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования и заключения этого договора.

В ответ на указанное обращение, ОАО «Мурманоблгаз» сообщило (исх. № 133 от 11.02.2016) о готовности предоставить недостающие для заключения договора сведения, находящиеся в распоряжении ОАО «Мурманоблгаз», но только в порядке оказания возмездной услуги «Выдача выписки из архивных данных» за 456,35 руб. по одному многоквартирному дому. Проект договора на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования ОАО «Мурманоблгаз» в адрес ООО «Управдом» не направило.

В обоснование своих требований ОАО «Мурманоблгаз» сослалось на пункты 18 и 19 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.05.2013г. № 410 (далее – Правила № 410), содержащие требования к заявке на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Общество также указало, что информация о перечне внутридомового газового оборудования содержится в техническом паспорте многоквартирного дома и поэтому должна быть в наличии у управляющей организации.

Требование о предоставлении ООО «Управдом» сведений о перечне внутридомового газового оборудования в обслуживаемых домах ОАО «Мурманоблгаз» мотивировало тем, что в отсутствие таких сведений не имело возможности определить цену заключаемого договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.

ООО «Управдом» расценило действия ОАО «Мурманоблгаз» как необоснованные, ущемляющие интересы управляющей организации. Уклоняясь от рассмотрения заявки ООО «Управдом» на заключение договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования и навязывая платную услугу «Выдача выписки из архивных данных», ОАО «Мурманоблгаз» препятствовало соблюдению управляющей организацией требований Правил № 410 и, вместе с тем, создавало угрозу возникновения у неё необоснованных материальных затрат на приобретение услуги по предоставлению информации, которые не могут быть покрыты за счёт средств, собираемых с жильцов на содержание и ремонт многоквартирных жилых домов.

Изучив представленные сведения и документы, принимая во внимание доводы ОАО «Мурманоблгаз» и позицию ООО «Управдом», Комиссия приходит к следующим выводам.

Нормативно-правовое регулирование порядка пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению закреплено Правилами № 410.

В соответствии с указанными Правилами безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг):

а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

б) аварийно-диспетчерское обеспечение;

в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

г) замена оборудования.

Следовательно, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является самостоятельной услугой, отличной от услуги технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

При этом под «техническим обслуживанием внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» в соответствии с Правилами № 410 понимается осуществление работ по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявленным к нему нормативным требованиям.

А «техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» предполагает определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей оборудования, а также определение возможностей его дальнейшего использования; работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 410 проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору:

- в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения;

- в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственниками (пользователями) помещений, в которых размещено такое оборудование.

Раздел III Правил № 410 и конкретно пункты 18 и 19 указанных Правил, на которые ссылается ОАО «Мурманоблгаз», регулируют порядок и условия заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Прямых указаний, требований, касающихся порядка и особенностей заключения договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования со специализированной организацией нормы раздела III Правил № 410 не содержат. Эти нормы регулируют порядок заключения договора на предоставление иной, отличной по своему содержанию услуги, предоставляемой специализированной организацией. Оговорки о том, что положения раздела III Правил № 410 распространяются на порядок заключения договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования Правила № 410 не содержат.

Требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются правилами, утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 9 Правил № 410).

Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждённые Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613, принятые в соответствии с пунктом 9 Правил № 410, также не содержат требований к содержанию заявки и порядку заключения договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования.

С учётом изложенного, представленное ОАО «Мурманоблгаз» нормативно-правовое обоснование своих действий по уклонению от заключения с ООО «Управдом» договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования не может быть признано Комиссией Мурманского УФАС России надлежащим.

В своих пояснениях ОАО «Мурманоблгаз» указывает, что в связи с непредставлением управляющей организацией сведений о перечне внутридомового газового оборудования в обслуживаемых домах, ОАО «Мурманоблгаз» не имело возможности определить цену заключаемого договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования. Управляющая организация, в свою очередь, могла получить сведения о составе внутридомового газового оборудования, воспользовавшись техническим паспортом многоквартирного дома.

Комиссия Мурманского УФАС России не может согласиться с приведённой позицией ОАО «Мурманоблгаз». Тот факт, что ОАО «Мурманоблгаз» располагает всей необходимой информацией о перечне внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, поскольку готово предоставить эту информацию управляющей организации за плату (это обстоятельство подтверждается материалами дела), исключает наличие у ОАО «Мурманоблгаз» непреодолимых препятствий для расчёта размера платы по договору технического диагностирования внутридомового газового оборудования, заключаемому с ООО «Управдом».

Готовность ОАО «Мурманоблгаз» за плату предоставить информацию о перечне внутридомового газового оборудования, напротив, свидетельствует о том, что Общество имеет возможность самостоятельно, используя имеющиеся ресурсы, определить стоимость собственных услуг, реализуемых в рамках договора на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования.

С целью оценки довода ОАО «Мурманоблгаз» о наличии истребованных сведений о составе внутридомового газового оборудования в техническом паспорте на многоквартирный дом, который должен быть у управляющей организации, Мурманское УФАС России направило соответствующий запрос информации в Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области (далее - ГУПТИ МО), поскольку последнее осуществляет государственный технический учёт, техническую инвентаризацию объектов капитального строительства (объектов учёта), расположенных на территории Мурманской области, формирует информационные базы об объектах учёта.

ГУПТИ МО сообщило (письмо № 3608 от 31.05.2016г.), что в техническом паспорте на многоквартирный жилой дом отсутствуют сведения о протяжённости внутреннего газопровода, количестве вводов, стояков и кранов отпуска.

Учитывая изложенное, у ООО «Управдом» отсутствовала возможность своими силами предоставить информацию о составе внутридомового газового оборудования (о количестве вводов, количестве стояков, количестве кранов отпуска, протяжённости внутреннего газопровода) обслуживаемых многоквартирных домов, в зависимость от наличия которой ОАО «Мурманоблгаз» поставило возможность заключения договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.

Наличие у ОАО «Мурманоблгаз» каких-либо объективных обстоятельств экономического или технологического характера, препятствующих заключению договора на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования с ООО «Управдом», Комиссией Мурманским УФАС России не установлено.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, запрещается экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Учитывая малый срок существования товарного рынка услуг технического диагностирования внутридомового газового оборудования на территории Мурманской области (с начала 2016 года), условия его формирования и характеристики товара, ретроспективный анализ товарного рынка, проведённый в целях установления доминирующего положения ОАО «Мурманоблгаз», был дополнен перспективным анализом состояния конкуренции на товарном рынке услуг технического диагностирования внутридомового газового оборудования, позволяющим оценить перспективную динамику развития рынка при сложившихся существенных условиях его формирования. По результатам проведённых Управлением ретроспективного и перспективного анализа товарного рынка услуг технического диагностирования внутридомового газового оборудования на территории Мурманской области было установлено доминирующее положение ОАО «Мурманоблгаз» с долей участия свыше 50%.

С учётом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемых обстоятельствах ОАО «Мурманоблгаз» вышло за пределы осуществления собственных гражданских прав и злоупотребило доминирующим положением, необоснованно уклонившись от заключения с ООО «Управдом» договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, сопровождая эти действия навязыванием управляющей организации платной услуги «Выдача выписки из архивных данных».

Действия ОАО «Мурманоблгаз» повлекли ущемление интересов ООО «Управдом», поскольку создали препятствия для соблюдения управляющей организацией требований Правил № 410 в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, а также стали причиной возникновения угрозы необоснованных материальных затрат на приобретение услуги по предоставлению информации, которые не могли быть покрыты за счёт средств, собираемых с жильцов на содержание и ремонт многоквартирных жилых домов.

На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС России установила в действиях ОАО «Мурманоблгаз» нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (ОАО «Мурманоблгаз») (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29; ИНН 5193101033; ОГРН 1025100842360) факт нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от заключения с управляющей организацией ООО «Управдом» договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, сопровождающемся навязыванием ООО «Управдом» платной услуги «Выдача выписки из архивных данных».

2. Предписание по делу № 05-03-16/11 о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать в связи с прекращением ОАО «Мурманоблгаз» нарушения антимонопольного законодательства на момент вынесения настоящего решения путём направления в адрес ООО «Управдом» проекта договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, исключив требование о предоставлении ООО «Управдом» информации о перечне внутридомового газового оборудования в обслуживаемых управляющей организацией домах.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Мурманоблгаз».


Председатель Комиссии           И.Н. Попова

Члены комиссии:                       О.А. Басавина

                                                 Е.Н. Редина

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны