Постановление б/н Постановление о назначении административного наказанияпо дел... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания
по делу № 05-04-15/12 об административном правонарушении

 

28 апреля 2015 года

г. Мурманск

Я, заместитель руководителя Мурманского УФАС России, Попова Ирина Николаевна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 05-04-15/12, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и возбужденного в отношении открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (ОГРН 1025100842360, ИНН 5193101033, КПП 519001001; 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29) (далее - ОАО «Мурманоблгаз», Общество),

 

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Мурманского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 5 от 04 декабря 2014 года в действиях открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29) (далее - ОАО «Мурманоблгаз», Общество) установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке поставки сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд населения в границах г. Мурманска путем ущемления интересов гражданина (заявителя) в ноябре-декабре 2013 года и неопределённого круга физических лиц путем определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), исходя из норматива потребления газа населением, в нарушение требований пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

В соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Обществу на основании решения по делу комиссией выдано предписание от 04 декабря 2014 года № 5 (далее - Предписание). Предписанием было определено в срок до 20 января 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно в срок до 20.01.2015:

- осуществлять при наличии индивидуального прибора учета в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), определение объема потребленного газа в соответствии с пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) (далее - Правила № 354), исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления газа, с даты истечения межповерочного интервала и до даты, когда был возобновлен учет газа путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.

- в установленный срок обеспечить публичное информирование абонентов (потребителей коммунальной услуги по газоснабжению) г. Мурманска о применении порядка, установленного пунктом 59 Правил N 354, при наличии индивидуального прибора учета газа в случае истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала).

Решение и предписание в установленном законом порядке обжалованы не были и вступили в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции, предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок; антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

Предписание было исполнено Обществом в установленный срок, о чем антимонопольный орган был своевременно уведомлен письмом от 22.01.2015 № 00238 с приложением документов, подтверждающих совершение действий, направленных на устранение ущемления интересов заявителя по делу.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Производство по делу об административном правонарушении № 05-04-15/12, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, возбуждено в отношении открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» протоколом № 05-04-15/12 об административном правонарушении от 15 апреля 2015 года на основании решения Комиссии Мурманского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 5 от 04 декабря 2014 года.

Событие административного правонарушения

Основанием для возбуждения дела № 5 о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление гражданки Ивановой, указывающее на признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела Комиссией было установлено следующее.

В адрес Мурманского УФАС России (далее - Управление, антимонопольный орган) 25.12.2013 поступило заявление гр. Ивановой (далее – Заявитель), проживающей в г. Мурманске по ул. Чумбарова-Лучинского, д. 5, по вопросу правомерности применения Обществом установленного норматива потребления газа при определении объема потребленного газа в случае истечения межповерочного интервала индивидуального прибора учета газа при осуществлении расчетов за коммунальную услугу по газоснабжению в ноябре-декабре 2013 года.

Как следует из заявления, 07.05.2009 в квартире Заявителя был установлен индивидуальный прибор учета газа (далее - ИПУ) типа СГ-1 ЯШИУ.407369.001-11 ПС.

Согласно представленному паспорту ИПУ, прибор был изготовлен в октябре 2008 года; установленный производителем межповерочный интервал прибора составляет 5 лет; средний срок службы прибора - 12 лет.

Срок межповерочного интервала установленного у потребителя ИПУ истек в октябре 2013 года.

Вместе с тем, собственником жилого помещения не были своевременно до истечения межповерочного интервала предприняты меры по проведению поверки прибора учета.

Обществом в адрес Заявителя был выставлен счет-извещение за коммунальную услугу по газоснабжению за ноябрь 2013 года с указанием суммы к оплате 1381,68 руб. без учёта аванса (предварительного платежа). Аналогичная сумма была выставлена Обществом за следующий расчетный период - декабрь 2013 года.

Заявитель обратился в общество с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» (далее - ООО «ЕРЦ») посредством телефонной связи с целью получения разъяснений о причинах выставления платы за коммунальную услуг, исходя из норматива потребления. ООО «ЕРЦ» было пояснено, что формирование платы за газ, исходя из норматива потребления, было осуществлено на основании письма Общества от 13.11.2013 № 3589 «О переводе на норматив потребления».

Нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа по муниципальным образованиям Мурманской области утверждены постановлением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 23.03.2011 N 1. Норматив потребления газа при наличии в квартире газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения при газоснабжении сжиженным углеводородным газом на территории муниципального образования город Мурманск установлен в размере 6,0 кг в месяц на чел.

Выставленная сумма была получена расчетным путем, исходя из установленного норматива потребления газа населением в размере 6,0 кг в месяц на чел, количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении (4 человека), и установленного тарифа на газ, используемого для бытовых нужд, в размере 57,57 руб.:

6*4 = 24 куб. м – общий расход газа в жилом помещении, рассчитанный исходя из установленного норматива потребления;

24*57,57 = 1381,68 руб. – сумма, выставленная Заявителю к оплате за газ за ноябрь 2013 года.

Из приложенных к заявлению счетов-извещений, выставленных в адрес Заявителя в период с января 2013 по октябрь 2013 года видно, что ежемесячный расход газа, согласно показаниям установленного прибора учета, фактически не превышал 3 куб. м в месяц, в связи с чем, сумма к оплате ежемесячно составляла от 117,51 руб. до 352,53 руб.

Учитывая изложенное, применение Обществом в ноябре, декабре 2013 года норматива потребления при расчётах за поставленный в жилое помещение газ повлекло за собой существенный рост (примерно в 4 раза) стоимости коммунальной услуги по газоснабжению.

По мнению Заявителя, Общество неправомерно осуществило расчет платы за потребленный газ в ноябре и декабре 2013 года, исходя из установленного норматива потребления газа населением, а не из расчета среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, как установлено пунктом 59 Правил N 354, чем ущемило интересы потребителя.

По результатам рассмотрения заявления приказом Управления от 21.03.2014 № 42 было возбуждено дело № 5 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ).

Газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам; потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд (статья 2 Закона № 69-ФЗ).

Законом № 69-ФЗ определено, что в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, установлены принципы государственной политики в указанной области, в частности:

- принцип государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения;

- принцип определения основ ценовой политики в отношении газа.

Приведенные принципы направлены на достижение целей доступности данного ресурса широкому кругу потребителей и обеспечение социальной справедливости, поскольку согласно статье 9 Конституции Российской Федерации, природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов Российской Федерации.

В целях реализации данных принципов государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению, согласно пункту 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021).

Статьей 18 Закона № 69-ФЗ определено, что правовой основой поставок газа являются договоры между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги, в том числе плату за услугу по газоснабжению.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

В отношении жилого помещения заявителя Обществом был заключен договор газоснабжения и технического обслуживания газового оборудования № 14770 от 12.05.2009 (далее - Договор).

Предметом Договора является обязанность Общества по подаче абоненту через присоединенную сеть сжиженного углеводородного газа, осуществление технического обслуживания сетей здания, и обязанность абонента оплачивать потребленный газ и выполняемые работы.

На момент заключения Договора действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила № 307) в редакции от 21.07.2008.

Правила № 307 регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1).

Одновременно с Правилами № 307, отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регулировались Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549) (далее - Правила № 549) в первоначальной редакции от 21.07.2008.

Требования к договору поставки газа установлены пунктами 14, 15, 16 Правил № 549. В соответствии с пунктом 14 правил, такой договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. Сведения, указание которых в договоре является обязательным, перечислены в пунктах 15, 16 данных правил.

Разделом 3 Договора сторонами был урегулирован порядок учета газа.

Пунктом 3.1 Договора установлено, что объем потребленного абонентом газа определяется по показаниям установленного у абонента прибора учета, поверенного и опломбированного Обществом, заводом-изготовителем или органами стандартизации и метрологии.

В соответствии с пунктом 3.2 Договора, в период нахождения прибора учета в ремонте или на плановой поверке объем потребленного газа за первый месяц определяется в объеме среднемесячного объема потребления за предыдущий год (при наличии таких сведений), начиная со второго месяца, оплата осуществляется, исходя из норматива потребления и тарифа на газ.

Абзацем вторым пункта 3.2 Договора было установлено, что при нарушении абонентом срока очередной поверки газового счетчика, учет газа производится по нормам потребления с последнего дня срока действия предыдущей поверки.

В соответствии с пунктом 21 Правил № 549, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Из содержания подпункта «в» пункта 25 указанных Правил следует, что истечение срока поверки индивидуального прибора учета делает невозможным его использование для определения объема потребления газа.

На момент заключения Договора, Правилами № 549 (в ред. от 21.07.2008) был установлен порядок определения объема потребленного газа при наличии установленного прибора учета, исходя из норматива потребления, в случаях: демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт (пункт 30); не предоставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период (пункт 31). При этом Правилами № 549 (в ред. от 21.07.2008) порядок определения объема потребленного газа, в случае истечения межповерочного интервала (окончания срока поверки) установленного прибора учета, регламентирован не был.

Вместе с тем, пунктом 31 Правил № 307 (в ред. от 21.07.2008) было определено, что в случае неисправности индивидуального прибора учета, по истечении срока его поверки (межповерочного интервала), установленного изготовителем, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21, 22 настоящих правил. В свою очередь, подпункт «в» пункта 19 Правил № 307 (в ред. от 21.07.2008) представлял собой отсылочную норму на порядок расчетов с применением нормативов для услуги по газоснабжению, а именно - на подпункт 5 пункта 1 приложения N 2 тех же правил, в соответствии с которым размер платы за газоснабжение в жилом помещении многоквартирного дома определялся по формуле (5), исходя из нормативов потребления газа на приготовление пищи, отопление жилых помещений, на подогрев воды (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), количества граждан, проживающих (зарегистрированных) и общей площади жилого помещения.

Таким образом, установленный Договором порядок определения объема потребленного газа, при наличии установленного у абонента индивидуального прибора учета, исходя из нормативов потребления газа, в случаях истечения срока поверки (межповерочного интервала); демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт; непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период, на момент заключения договорных отношений соответствовал действовавшему законодательству, а именно - Правилам № 307 (в ред. от 21.07.2008), Правилам № 549 (в ред. от 21.07.2008).

Поводом для обращения Заявителя в антимонопольный орган явились действия Общества по осуществлению расчетов за услугу по газоснабжению за расчетные периоды ноябрь и декабрь 2013 года.

Правила № 549 по состоянию на ноябрь 2013 года являлись действующими в редакции постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, от 14.05.2013 N 410 и обладают законной силой по настоящее время.

Правила № 307 по состоянию на ноябрь 2013 года утратили законную силу в связи с изданием Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, за исключением пунктов 15 - 28, пунктов 1 - 4 приложения N 2 в части, касающейся порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, утрачивающих законную силу с 1 января 2015 года. По состоянию на ноябрь 2013 года Правила № 354 действовали в редакции постановления Правительства РФ от 19.09.2013 N 824.

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).

Подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 определено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549.

Вместе с тем, правовой анализ содержания Правил № 354 и иных правовых актов показывает, что данный нормативный правовой акт распространяет свое обязательное регулирующее действие на отношения по поводу коммунальной услуги по газоснабжению, в части неурегулированной Правилами № 549, ввиду следующего.

Пунктом 2 Правил № 354 дано определение, что газ является коммунальным ресурсом, наряду с иными ресурсами; пунктом 4 Правил № 354 определено, что газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, является одним из видов коммунальных услуг.

Одновременно с этим, пунктом 21 Правил № 354, установлены требования к договорам газоснабжения в части определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги.

Также разделом XIII Правил № 354 урегулированы отдельные особенности предоставления коммунальной услуги газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения.

В рамках рассмотрения дела антимонопольный орган обратился в Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 08.05.2014 № 05-0314-5-2198 за дачей разъяснения по вопросу применимости пункта 59 Правил № 354 при осуществлении расчетов за газ в случае истечения срока эксплуатации индивидуального прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки. Письмом от 23.05.2014 № 7438-СМ/07 Минрегион РФ уведомил антимонопольный орган о направлении запроса о даче разъяснений в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по подведомственности; письмом Минстроя РФ от 30.10.2014 № 24246-ОД/04 был дан ответ на указанный запрос Мурманского УФАС России.

По мнению Минстроя РФ, Правила № 354 не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в силу подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а Обществу при расчетах за газ надлежит руководствоваться Правилами № 549. При этом министерством не дано сколько-нибудь ясное и однозначное разъяснение о порядке, подлежащем применению при расчетах с абонентом за потребленный газ при наличии прибора учета газа конкретно в случае истечения срока очередной поверки прибора учета.

Вместе с тем ранее, Минрегионом РФ в целях формирования единообразной практики применения Правил № 549 и Правил № 354 письмом от 28.05.2012 N 12793-АП/14 были даны разъяснения по вопросам регулирования отношений, возникающих между поставщиками газа и абонентами, а также касающиеся отдельных вопросов соотношения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и Правил предоставления коммунальных услуг. Данным письмом, Минрегион РФ, являясь на момент издания письма, органом, уполномоченным на дачу официальных разъяснений жилищного законодательства, разъяснил, что из комплексного анализа положений ЖК РФ, Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами № 354.

Аналогичная позиция закреплена в решении Верховного Суда РФ от 25.06.2014 N АКПИ14-470 в отношении применимости Правил № 354 к отношениям по поводу услуги по газоснабжению: "Из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил № 354, закрепляющего положение, согласно которому правила не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила №354".

На основании изложенного, вывод о том, что юридическое действие Правил № 354 распространяется на отношения по поводу коммунальной услуги по газоснабжению, является подтвержденным.

Подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 определено, что Правила № 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил. Следовательно, Правила № 354 являются применимыми к отношениям между абонентом и поставщиком по поводу спорного Договора в силу закона.

По сравнению с ранее действовавшими Правилами № 307, Правилами № 354 установлен иной порядок расчетов за коммунальные услуги при наличии индивидуального прибора учета в случаях: истечения срока эксплуатации ИПУ, определяемого периодом времени до очередной поверки (окончания межповерочного интервала); выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию ИПУ; непредставления потребителем показаний прибора учета за расчетный период в установленные сроки.

В указанных случаях, согласно пункту 59 Правил № 354, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев), но не более трех расчетных периодов подряд для жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 также были внесены изменения в пункты 30, 31 Правил № 549 в части порядка определения объема потребленного газа в случаях демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт; непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период. Согласно данным изменениям, в указанных случаях, определение объема потребленного газа должно осуществляться, исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа, но не более 3 месяцев подряд. При этом порядок определения объема потребленного газа, в случае истечения межповерочного интервала (окончания срока поверки) установленного прибора учета, Правилами № 549 остался неурегулированным, так как изменения в правила в данной части не вносились.

Такие законодательные новеллы Правил № 354, Правил № 549 соответствуют принципам государственной политики в области газоснабжения, установленным Законом № 69-ФЗ, положению статьи 9 Конституции Российской Федерации, носят социально направленный и справедливый характер в отношении потребителя, как юридически более слабой стороны правоотношений по поводу предоставления коммунальных услуг, и, вместе с тем, предоставляют потребителю возможность оперативного и добровольного устранения оснований для введения в отношении него порядка расчета с применением норматива потребления газа в установленный разумный срок и, как следствие, предоставляют возможность избежать существенной переплаты за коммунальную услугу при расчете платы с применением норматива потребления ресурса.

Следует отметить, что Правилами № 549, в частности подпунктами «в», «г» пункта 25, юридически различаются такие характеристики состояния индивидуального прибора учета, как исправность прибора и отношение к наступлению срока проведения очередной поверки. Вместе с тем, подпунктом «д» пункта 81(12) Правил № 354 установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета. При этом, законодателем предусмотрено, что в случае истечения срока эксплуатации прибора, определяемого периодом времени до очередной поверки (что является основанием признания прибора учета неисправным в силу подпункта «д» пункта 81(12) Правил № 354), поставщику коммунальной услуги надлежит применять способ расчета с потребителем, установленный пунктом 59 Правил № 354, то есть осуществлять расчет платы за коммунальную услугу, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

Договор № 14770 от 12.05.2009, заключенный между Заявителем и Обществом, действовал в ноябре 2013 года и действует по состоянию на настоящий момент в первоначальной редакции, какие-либо изменения в договор в части порядка расчета объема потребленного газа при наличии прибора учета - не вносились, дополнительные соглашения не заключались.

Как было установлено ранее, урегулированный пунктом 3.2 Договора порядок определения объема потребленного газа при наличии установленного у абонента индивидуального прибора учета, исходя из нормативов потребления газа, в случаях истечения срока поверки (межповерочного интервала); демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт; непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период, на момент заключения соответствовал действовавшим Правилам № 307 (в ред. от 21.07.2008) и редакции Правил № 549 от 21.07.2008.

Однако, по состоянию на ноябрь 2013 года, порядок расчета за коммунальные услуги по газоснабжению при наличии прибора учета был изменен: в случае истечения срока поверки (межповерочного интервала) - вновь принятыми Правилами № 354 (пункт 59); в случае демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт, и в случае непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период - Правилами № 549 в редакции от 14.05.2013 (пункты 30, 31).

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статьей 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Следовательно, в силу статьи 422 ГК РФ, статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», пункт 3.2 Договора, устанавливающий порядок определения объема потребления газа при наличии индивидуального прибора учета, исходя из норматива потребления, в случаях истечения срока поверки (межповерочного интервала); демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт; непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период, является недействительным, как противоречащий действующему законодательству и ущемляющий права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации.

По мнению Комиссии, с учетом изложенного, положения пункта 59 Правил № 354, неурегулированности Правилами № 549 порядка определения объема потребленного газа в случае истечения срока эксплуатации индивидуального прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки (истечения межповерочного интервала), применимости Правил № 354 к отношениям потребителей и поставщиков газа по поводу коммунальной услуги по газоснабжению, Обществу в рассматриваемых обстоятельствах в ноябре-декабре 2013 года при расчетах с Заявителем за коммунальную услугу по газоснабжению при истечении срока эксплуатации прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного периода), надлежало руководствоваться пунктом 59 Правил № 354, а именно, осуществлять расчет платы, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, но не более 3 расчетных периодов подряд.

При рассмотрении дела представителями Общества было дано пояснение о том, что рассматриваемый в рамках данного дела порядок определения платы, исходя из норматива потребления, при наличии индивидуального прибора учета в случае истечения срока эксплуатации установленного прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного периода), применяется Обществом в отношении всех абонентов г. Мурманска на постоянной основе.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

На основании статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», по результатам проведенного в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 анализа состояния конкуренции на товарном рынке поставки сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд населения на территории г. Мурманска за период 2012-2013 гг., было установлено доминирующее положение Общества с долей на указанном товарном рынке более 50%.

В рассматриваемых обстоятельствах, Общество, занимая доминирующее положение на указанном товарном рынке, вышло за пределы осуществления собственных гражданских прав и злоупотребило доминирующим положением, ущемив интересы Заявителя в ноябре-декабре 2013 года, а также неопределённого круга лиц (абонентов) путем определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), исходя из норматива потребления газа, в нарушение требований пункта 59 Правил № 354.

Место совершения административного правонарушения: г. Мурманск

Время совершения административного правонарушения: период ноябрь-декабрь 2013 года.

Субъектом административного правонарушения в рассматриваемых обстоятельства является юридическое лицо - открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (ОГРН 1025100842360, ИНН 5193101033; 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29), занимающее доминирующее положение на товарном рынке поставки сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд населения на территории г. Мурманска.

Объективная сторона административного правонарушения

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением, в том числе запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

Общество, занимая доминирующее положение на указанном товарном рынке, злоупотребило доминирующим положением, ущемило интересы Заявителя, а также интересы неопределённого круга лиц (абонентов) путем определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала) исходя из норматива потребления газа, в нарушение требований пункта 59 Правил № 354.

Общественно-опасные последствия данного деяния выразились в ущемлении прав и законных интересов Заявителя путем несоблюдения Обществом порядка определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), установленного пунктом 59 Правил № 354, что привело, как установлено при рассмотрении дела, к существенному (до 4 раз) повышению рассчитанной и выставленной Заявителю платы за коммунальную услугу по газоснабжению за расчетные периоды ноябрь, декабрь 2013 года.

Обществом также осуществлялось ущемление прав и законных интересов неопределённого круга лиц, являющихся абонентами Общества в г. Мурманске, путем неправомерного применения порядка определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), исходя из норматива потребления газа населением, с момента вступления в законную силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, являются общественные отношения по поводу государственного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона административного правонарушения

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее по тексту — Постановление № 10) предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 Постановления № 10 указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса РФ характеристик предпринимательской деятельности, отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № 05-04-15/12 обстоятельств, указывающих на невозможность соблюдения Обществом запрета части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом не установлено.

Следовательно, в рассматриваемых действиях ОАО «Мурманоблгаз» установлена вина в совершении нарушения части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При этом, как следует из пункта 18.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Из совокупности обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, следует вывод об отсутствии правовых оснований для квалификации правонарушения ОАО «Мурманоблгаз» как малозначительного, поскольку оно существенно нарушило охраняемые общественные отношения.

Срок давности привлечения ОАО «Мурманоблгаз» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства на момент вынесения настоящего постановления - не истек.

Дело об административном правонарушении № 05-04-15/12 рассмотрено при участии защитника Общества - начальника юридического отдела ОАО «Мурманоблгаз» Ключевской Юлии Николаевны.

Представлены подтверждающие личность и полномочия документы:

1) паспорт <...> выдан ОВД Первомайского округа города Мурманска 14.11.2003, код подразделения 512-003;

2) доверенность № 1-2015 от 12.01.2015, сроком действия до 31.12.2015, без права передоверия.

На рассмотрение дела представлены письменные возражения от 28.04.2015 № б/н.

По мнению Общества, следует принять во внимание, что формирование платежных документов и направление их потребителям осуществлялось на основании агентского договора с ООО «Единый расчетный центр». Неисполнение заявителем обязанности по ежемесячному предоставлению показаний ИПУ за период с 01.02.2013 по 30.09.2013 не позволило произвести расчет платы исходя из объема среднемесячного потребления газа.

Также защитник просит учесть при принятии решения следующие доводы:

- При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Обществом, ОАО «Мурманоблгаз» содействовал УФАС по МО в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, предоставлял все запрашиваемые сведения и документы, необходимые для рассмотрения дела.

- ОАО «Мурманоблгаз» добровольно исполнило предписание об устранении допущенного нарушения, произвело перерасчет заявителю до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

- ОАО «Мурманоблгаз» предотвратило вредные последствия правонарушения: осуществило публичное информировании абонентов - потребителей коммунальной услуги по газоснабжению путем размещения на платежных документах информации о Порядке расчета платы за коммунальную услугу в случае истечения срока эксплуатации ИПУ.

- При установлении вины в действиях ОАО «Мурманоблгаз» необходимо учесть, что Правилами № 549, которыми руководствовалось Общество, не урегулированы вопросы порядка определения объема потребленного газа в случае истечения срока эксплуатации ИПУ и отсутствии показаний ИПУ.

- В действиях ОАО «Мурманоблгаз» отсутствовали признаки злостности и направленности на умышленное нарушение закона. Просим учесть данные факты при рассмотрении дела № 05-04-15/12 об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО «Мурманоблгаз».

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

С учетом примечания 2 к статье 14.31 КоАП РФ при рассмотрении дела № 05-04-15/12 об административном правонарушении установлено одно предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ смягчающее обстоятельство, а именно - добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).

Исполнение Обществом предписания от 04 декабря 2014 года № 5 в установленный срок подтверждается письмом от 22.01.2015 № 00238 и приложенными документами, свидетельствующими о совершении предписанных действий.

Иные доводы защитника не принимаются в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, а также примечанием 3 к статье 14.31 КоАП РФ, не установлены.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно примечанию 2 к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

Согласно примечанию 3 к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;

3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.

Как следует из правил, предусмотренных примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статье 14.31 КоАП РФ при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Расчет штрафа с учётом положений, содержащихся в примечаниях к статье 14.31 КоАП РФ:

300 000 + (1 000 000 – 300 000) /2 = 650 000 руб. – размер базового штрафа

1/8 * (1 000 000 – 300 000) = 87 500 руб. – сумма снижения либо увеличения базового штрафа, соответственно за одно смягчающее обстоятельство либо за одно отягчающее обстоятельство.

650 000 – 87 500 = 562 500 руб. – сумма штрафа с учетом одного смягчающего обстоятельства.

Таким образом, величина рассчитанного административного штрафа, подлежащего наложению в отношении ОАО «Мурманоблгаз», составляет 562 500 руб.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьями 4.1, 4.2, 4.3, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (ОГРН 1025100842360, ИНН 5193101033, КПП 519001001; 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, по факту установленного решением комиссии Мурманского УФАС России № 5 от 04 декабря 2014 года нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке поставки сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд населения в границах г. Мурманска в ноябре-декабре 2013 года.

2. Назначить юридическому лицу - открытому акционерному обществу по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (ОГРН 1025100842360, ИНН 5193101033, КПП 519001001; 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф в размере 562 500 (пятисот шестидесяти двух тысяч пятисот) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России)

ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000. Код платежа 161 1 16 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу: 8 (8152) 68-50-43.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа, в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны