Постановление №05-04-15/43 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 7 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 05-04-15/43

 

03 декабря 2015 года

город Мурманск

Я, временно исполняющий обязанности руководителя Мурманского УФАС России, Попова Ирина Николаевна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 05-04-15/43, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ и возбужденного в отношении главы Администрации ЗАТО город Североморск – <...>,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 05-03-15/2 о нарушении антимонопольного законодательства от 19.03.2015 (далее – Решение) в действиях Администрации ЗАТО город Североморск (место нахождения: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4; ИНН 5110120236; ОГРН 1025100713098) установлен факт нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Нарушение выразилось в создании дискриминационных условий доступа на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО город Североморск путем принятия Постановления Администрации ЗАТО город Североморск № 1222 от 28.11.2013 «Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск», вводящего антиконкурентные критерии оценки конкурсных заявок, устанавливающие неравное положение хозяйствующих субъектов, имеющих собственные системы контроля технического состояния транспортных средств, контроля за состоянием здоровья водителей, технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам, производственных мощностей и технологического оборудования по сравнению с претендентами, имеющими указанные системы на иных законных основаниях, а также хозяйствующих субъектов, имеющим 100% собственных и приобретенных по лизинговой схеме от общего числа транспортных средств по сравнению с претендентами, арендующими транспортные средства или имеющие их на иных законных основаниях.

Решение признано законным и обоснованным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 31.07.2015 по делу № А42-3549/2015.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением и материалами дела № 05-03-15/2 о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах местного самоуправления), к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В силу части 1 статьи 7 Закона об общих принципах местного самоуправления, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Устав муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование город Североморск», принятый решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 № 218 (далее – Устав ЗАТО г. Североморск), закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск, определяет формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, порядок формирования органов и назначения должностных лиц местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, организацию деятельности по решению задач социально-экономического развития муниципального образования ЗАТО г. Североморск, защите прав и интересов его жителей, иные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий.

В силу пункта 44.1 Устава ЗАТО г. Североморск, Администрация ЗАТО г. Североморск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО г. Североморск федеральными законами и законами Мурманской области.

Администрация в пределах своих полномочий издает правовые акты: постановления и распоряжения (пункт 44.4 Устава ЗАТО г. Североморск).

В соответствии с пунктом 47.2 Устава ЗАТО г. Североморск, администрация обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области, в пределах выделенных ЗАТО г. Североморск на эти цели ресурсов и финансовых средств.

В частности, Администрация ЗАТО г. Североморск организует транспортное обслуживание населения ЗАТО г. Североморск, согласует с руководством автотранспортных предприятий маршруты и графики движения автотранспорта, привлекает к транспортному обслуживанию населения организации всех форм собственности и осуществляет контроль за их деятельностью (подпункт 2 пункта 47.9 Устава ЗАТО г. Североморск).

Согласно пункту 44.2 Устава ЗАТО г. Североморск, администрация осуществляет свои полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Мурманской области, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Мурманской области, Совета депутатов, Главы ЗАТО г. Североморск, администрации и настоящим Уставом.

Пунктом 45.3 Устава ЗАТО г. Североморск определено, что Глава администрации замещает должность муниципальной службы, является должностным лицом местного самоуправления, руководит администрацией на принципах единоначалия и несет ответственность за ее деятельность.

Глава администрации возглавляет администрацию, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия; в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Мурманской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации (пункт 46.1 Устава ЗАТО г. Североморск).

Решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 16.04.2013 № 390 на должность главы Администрации ЗАТО г. Североморск назначена <...>.

19 апреля 2013 года <...> подписан контракт с Главой администрации ЗАТО г. Североморск.

Местом работы главы администрации является администрация ЗАТО г. Североморск (пункт 6 контракта).

Пунктом 21 контракта предусмотрено условие об ответственности <...> за неисполнение своих обязанностей, в том числе в части, касающейся осуществления переданных органам местного самоуправления муниципального образования ЗАТО г. Североморск отдельных государственных полномочий, в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами Мурманской области, Уставом муниципального образования ЗАТО г. Североморск.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органам или организаций.

Органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия представляют собой условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, Администрация ЗАТО г. Североморск, реализуя свои полномочия в области организации транспортного обслуживания населения ЗАТО г. Североморск, ограничена требованиями статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация ЗАТО г. Североморск не вправе принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, не вправе создавать такие условия доступа на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск, при которых отдельные хозяйствующие субъекты необоснованно поставлены в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.

В целях удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности пассажирских перевозок, в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Законом Мурманской области от 13.07.2009 № 1133-01-ЗМО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области», Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск № 1222 от 28.11.2013 года (далее – Постановление № 1222) утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск (далее – Порядок проведения конкурса).

Постановление администрации ЗАТО г. Североморск № 1222 от 28.11.2013 года издано Главой администрации ЗАТО г. Североморск – <...>.

Согласно пункту 1.1 Порядка проведения конкурса, указанный документ регулирует вопросы организации и проведения конкурса на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск.

Предметом конкурса является получение перевозчиком права на заключение договоров о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социальном значимым муниципальным маршрутам (с последующим возмещением недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах), образующих маршрутную сеть на территории ЗАТО г. Североморск (пункт 2.1 Порядка проведения конкурса).

В силу пункта 2.2 Порядка проведения конкурса, целью конкурса является обеспечение справедливого отбора участников, представивших лучшие условия, путем объективной оценки квалификации и возможностей перевозчиков, различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Из содержания пункта 2.2 Порядка проведения конкурса следует, что торги проводятся для решения задач удовлетворения потребностей населения в регулярных пассажирских перевозках по муниципальным маршрутам, обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, повышения культуры и качества обслуживания населения.

Приложением № 1 к Порядку проведения конкурса закреплен рекомендуемый перечень показателей для оценки участников конкурсов (автомобильный транспорт).

Согласно Порядку проведения конкурса, победитель конкурса должен определяться на основании анализа критериев, призванных оценить состояние безопасности перевозок, а также опыт перевозчика с целью выбора лучшего исполнителя требуемой услуги.

Пунктом 1.5 Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса установлен следующий критерий оценки участников конкурса, призванный оценить безопасность перевозки, а именно:

1.5

Наличие транспортных средств по заявленному лоту

Количество баллов

 

100 % собственных и приобретенных по лизинговой схеме от общего числа

10

 

арендованных до 25 % от общего числа

4

 

арендованных до 50 % от общего числа

1

Из введенного Администрацией ЗАТО г. Североморск критерия «наличие транспортных средств по заявленному лоту» следует, что максимальное количество баллов по данному показателю присуждается участнику конкурса, имеющему 100 % собственных и приобретенных по лизинговой схеме транспортных средств.

В том случае, если до 25% (от 1% до 25%) общего числа транспортных средств претендента принадлежат ему на праве аренды, такой участник получает 4 балла, то есть на 6 баллов меньше хозяйствующего субъекта, имеющего собственные и приобретенные по лизинговой схеме транспортные средства.

Претендент, имеющий до 50% (от 1% до 50%) арендованных транспортных средств, получает только один балл по рассматриваемому критерию.

Хозяйствующие субъекты, имеющие транспортные средства на иных законных основаниях, а также претенденты, имеющие более 50% транспортных средств на праве аренды, по показателю 1.5 «наличие транспортных средств по заявленному лоту» получают 0 баллов.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Обязательным требованием к участникам конкурса является наличие у них лицензии на право выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (пункт 4.1 Порядка проведения конкурса).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение о лицензировании).

Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения о лицензировании, лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

Таким образом, нормативно-правовым актом закреплено, что для получения лицензии, то есть разрешения на осуществление пассажирских перевозок, соискатель лицензии должен обладать соответствующими транспортными средствами, принадлежащими ему на любом законном основании.

Наличие у лицензиата транспортных средств на праве собственности либо на ином законном основании, согласно нормам Положения о лицензировании, является равнозначным.

Положение о лицензировании не устанавливает какие-либо преимущества тому соискателю, который владеет транспортными средствами на праве собственности перед хозяйствующими субъектами, владеющими и пользующимися транспортными средствами на иных законных основаниях.

Поскольку Положение о лицензировании рассматривает в качестве равных соискателей, имеющих транспортные средства в собственности и владеющих транспортными средствами на иных законных основаниях, Порядок проведения конкурса допускает к участию в торгах всех лиц, владеющих транспортными средствами, вне зависимости от оснований возникновения права пользования, при оценке конкурсных заявок по критерию 1.5 «наличие транспортных средств по заявленному лоту» также должен быть обеспечен справедливый и одинаковый подход.

В противном случае, критерий оценки, предусмотренный пунктом 1.5 Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса необоснованно позволяет начислять перевозчику дополнительные баллы за то, что он является собственником транспортных средств перед претендентами, имеющими транспортные средства на иных законных основаниях.

Кроме того, рассматриваемый критерий позволяет начислять различное количество баллов хозяйствующим субъектам в зависимости от доли арендуемых ими транспортных средств.

Указанный критерий ставит участников в неравное положение, поскольку возможность иметь в собственности 100% транспортных средств имеют не все хозяйствующие субъекты в силу различных принципов ведения ими экономической деятельности, равно как не все хозяйствующие субъекты имеют возможность приобрести в собственность до 85% либо до 50% транспортных средств.

Вопрос о законных основаниях получения права пользования транспортными средствами должен решаться перевозчиком самостоятельно, поскольку такая возможность предоставлена ему Положением о лицензировании.

Установление Администрацией ЗАТО г. Североморск различных баллов по критерию 1.5 «наличие транспортных средств по заявленному лоту», учитывая равнозначность оснований возникновения права пользования и владения транспортными средствами, создает не только необоснованное преимущество в конкурсе, при прочих равных критериях оценки, претенденту, имеющему большее количество собственных транспортных средств перед остальными участниками, владеющими транспортом на иных законных основаниях, но и ставит в неравное положение таких участников конкурса, то есть создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск.

Поскольку доступ на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск хозяйствующие субъекты получают по результатам конкурса и на основании заключенного договора, введение критерия, ставящего отдельных перевозчиков в более выгодные условия при оценке конкурсных заявок, приводит к ограничению на товарном рынке, так как закрепляет дискриминационные условия доступа на товарный рынок.

Действия Администрации ЗАТО г. Североморск по введению критерия 1.5 «Наличие транспортных средств по заявленному лоту» Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса создают дискриминационные условия доступа перевозчиков на товарный рынок услуг регулярной пассажирской перевозки населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск, поэтому противоречат требованиям пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Решением также установлено, что пунктом 1.8 «Наличие собственной системы» Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса введен следующий критерий оценки участников конкурса:

1.8

Наличие собственной системы:

 

 

контроля технического состояния транспортных средства

5

 

контроля за состоянием здоровья водителей

5

 

технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам

5

 

производственных мощностей и технологического оборудования

5

Из содержания указанного критерия следует, что при проведении конкурса дополнительное количество баллов начисляется хозяйствующему субъекту, имеющему в собственности системы контроля технического состояния транспортных средств, контроля за состоянием здоровья водителей, технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам, производственных мощностей и технологического оборудования.

Указанный критерий также не имеет целью обеспечение выбора более квалицированного перевозчика, способного обеспечить наиболее безопасные условия перевозки пассажиров. Рассматриваемый критерий носит дискриминационный характер, поскольку позволяет присвоить 20 дополнительных баллов за наличие закрепленных на праве собственности систем контроля и производственных мощностей.

Хозяйствующие субъекты, имеющие указанные системы на иных законных основаниях, либо заключившие соответствующие договоры со специализированной организацией, лишаются возможности получить дополнительные баллы, что, при прочих равных условиях, может повлечь проигрыш в конкурсе и потерю доступа на товарных рынок.

Следует отметить, что согласно пункту 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении).

Из приведенных норм Положения о лицензировании следует, что для целей получения лицензии не имеет правового значение, принадлежат ли лицензиату помещения и оборудование для технического обслуживания и ремонта транспортных средств на праве собственности или ином законном основании, либо претендент заключил договор со сторонней организацией на проведение технического обслуживания.

Положение о лицензировании рассматривает в качестве равнозначных наличие у лицензиата в штате специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств и наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию.

Согласно пункту 4.1 Порядка проведения конкурса, на участие в торгах допускаются участие юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели, имеющие:

- производственно-техническую базу, оснащенную оборудованием и инструментарием для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств, или договор на выполнение указанных работ сторонней организацией;

- систему контроля технического состояния подвижного состава, систему контроля за регулярностью движения по маршрутам, систему контроля за состоянием здоровья лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, или договоры на выполнение этих работ сторонними организациями.

Частью 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, а также организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

При этом, Закон о безопасности дорожного движения не содержит каких-либо оговорок о том, каким образом и на каких законных основаниях перевозчик обеспечивает наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Пункт 1.8 Приложения № 1 «Рекомендуемый перечень показателей для оценки участников на конкурсах (автомобильный транспорт)» к Порядку проведения конкурса противоречит пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку позволяет начислять участнику конкурса дополнительные баллы за наличие собственных систем контроля технического состояния транспортных средств, контроля за состоянием здоровья водителей, технического контроля за регулярностью движения автобусов по маршрутам, производственных мощностей и технологического оборудования по сравнению с претендентами, имеющими указанные системы на иных законных основаниях и (или) заключивших договоры со специализированными организациями на оказание соответствующих услуг.

Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, являются административным правонарушением и образуют диспозицию части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Объектом правонарушений по статье 14.9 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов власти и органов местного самоуправления.

Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.

Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является Глава администрации ЗАТО г. Североморск – <...>, издавшая 28 ноября 2013 года постановление Администрации ЗАТО город Североморск от 28.11.2013 № 1222 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск», вводящее антиконкурентные критерии оценки участников конкурса.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, характеризуется умыслом или неосторожностью.

Время совершения административного правонарушения: 28 ноября 2013 года.

Место совершения административного правонарушения: администрация ЗАТО город Североморск, расположенная по адресу: Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Пунктами 1-7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ предусмотрены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Администрацией ЗАТО город Североморск 16 октября 2015 года исполнено предписание Мурманского УФАС России по делу № 05-03-15/2 о нарушении антимонопольного законодательства путем исключения из Порядка проведения конкурса антиконкурентных критериев оценки участников торгов.

Изменения в Постановление № 1222 внесены Постановлением Администрации ЗАТО город Североморск от 16.10.2015 № 1021 «О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 28.11.2013 N 1222 "Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам на территории ЗАТО г. Североморск».

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Пунктами 1-6 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ предусмотрены следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность <...>, при рассмотрении делу № 05-04-15/43 об административном правонарушении не установлено.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Наличие какого-либо обстоятельства, предусмотренного статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При этом, как следует из пункта 18.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Изучив обстоятельства дела в их совокупности, существо и характер совершенного правонарушения прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации действий <...> в качестве малозначительных.

<...>, будучи главой Администрации ЗАТО г. Североморск, была обязана осуществлять свои полномочия и издавать правовые акты по вопросам местного значения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, в том числе, с учетом положений антимонопольного законодательства РФ.

Санкцией за завершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Дело об административном правонарушении № 05-04-15/43 рассмотрено при участии защитника <...> – <...>.

Защитником заявлено письменное ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении, поскольку Решением антимонопольного органа факт нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен в действиях администрации ЗАТО город Североморск, но не в действиях главы администрации <...>.

Указанное ходатайство нахожу не подлежащим удовлетворению, поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является должностное лицо администрации ЗАТО город Североморск. Как отмечено ранее, в силу пункта 46.1 Устава ЗАТО г. Североморск, Глава администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения. Именно <...>, будучи главой Администрации ЗАТО г. Североморск, подписала Постановление № 1222.

На основании вышеизложенного, учитывая характер совершённого правонарушения, обстоятельство, смягчающее административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Главу администрации ЗАТО город Североморск <...> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ по факту нарушения Администрацией ЗАТО город Североморск пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. За нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ наложить на главу Администрации ЗАТО город Североморск <...> административный штраф в размере 15 000,00 (Пятнадцать тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России)

ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК Г. МУРМАНСК.

БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.

Код платежа 161 1 16 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 2 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление оглашено в полном объеме 03 декабря 2015 года.

 

Врио руководителя управления И.Н. Попова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны