Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 18 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 05-04-16/28 об административном правонарушении

 

17 ноября 2016 года

город Мурманск

Руководитель Мурманского УФАС России, Чеченина Светлана Адольфовна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 05-04-16/28, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ и возбужденного в отношении Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Свердлова, 39; ИНН 5190907139; ОГРН 1095190009111; КПП 519001001),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 28.07.2016 поступило заявление гражданки <...> о признаках нарушения АО «Мурманэнергосбыт» требований статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергетической эффективности).

Из содержания заявления и представленных документов следовало, что в многоквартирных домах города Североморска по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24) в 2007 и в 2010 году были установлены узлы учета тепловой энергии.

Вместе с тем, ресурсоснабжающая организация АО «Мурманэнрегосбыт» не принимает показания общедомовых приборов учета к коммерческому учету и рассчитывает плату за тепловую энергию на основе утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

По результатам рассмотрения заявления гражданки <...> в отношении АО «Мурманэнергосбыт» 21.10.2016 составлен протокол об административном правонарушении по делу № 05-04-16/28 по признакам нарушения обществом части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Мурманским УФАС России установлено, что в силу части 1 статьи 1 Закона об энергетической эффективности, указанный нормативно-правовой акт регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Целью Закона об энергетической эффективности является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (части 2 статьи 1 Закона об энергетической эффективности).

Согласно части 1 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

В силу части 2 статьи 13 Закон об энергетической эффективности, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом, после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления (часть 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности).

Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Федерального закона об энергетической эффективности).

Исходя из приведенных норм, действующее законодательство предусматривает поэтапный механизм оснащения жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными и коллективными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.

Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений многоквартирных домов.

В случае неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 была возложена на ресурсоснабжающую организацию.

Ресурсоснабжающая организация была обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.

При этом, после 01.07.2013 за ресурсоснабжающей организацией сохранена обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии во всех случаях выявления фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

Нарушение требований может заключаться в отсутствии общедомового прибора учета, не введение установленного прибора учета в эксплуатацию, неиспользование установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы в связи с выходом из строя, истечения межповерочного интервала.

Кроме того, после 01.07.2013 ресурсоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

Таким образом, по аналогии с принудительной установкой общедомовых приборов учета законодатель предусмотрел их принудительную эксплуатацию силами ресурсоснабжающей организации за счет собственников приборов учета.

Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением и образует диспозицию части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Согласно Распоряжению Правительства Мурманской области от 15.06.2011 № 210-РП «О создании единой теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» АО «Мурманэнергосбыт» определено в качестве объединенной теплоснабжающей компании.

В соответствии с Уставом АО «Мурманэнергосбыт» (утвержден 12.10.2015), АО «Мурманэнергосбыт» (далее, в том числе: АО «МЭС»; Общество) создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» как Открытое акционерное общество «Мурманэнергосбыт» 04 сентября 2009 года.

Общество создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области, а также получения прибыли от осуществляемых видов деятельности.

Для указанных целей АО «МЭС» осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

- производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- деятельность по обеспечению работоспособности котельных;

- деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей и пр.

В письме № 011/13632 от 06.09.2016 АО «МЭС» указало, что сети инженерно-технического обеспечения АО «Мурманэнергосбыт» были подключены к сетям, входящим в состав инженерно-технологического оборудования многоквартирных домов по адресам: ЗАТО г. Североморск, ул. Душенова, дом 12; ул. Гаджиева, дом 12; ул. Советская, дом 24 с октября 2011 года, когда АО «Мурманэнергосбыт» приступило к выполнению обязанностей теплоснабжающей организации на территории ЗАТО г. Североморск.

Согласно представленной АО «Мурманэнергосбыт» информации, по договору аренды имущества № 78/04 от 01.09.2015 с МУП «Североморские теплосети» АО «Мурманэнергосбыт» передано во временное возмездное владение и пользование имущество (источник тепловой энергии, тепловые сети и т.д.), расположенное на территории ЗАТО г. Североморск, с целью его использования для производства пара и горячей воды (тепловой энергии).

В соответствии с актами разграничения принадлежности тепловых сетей № СВ-10, № СВ-5 от 30 августа 2013 года, сети, входящие в состав инженерно-технологического оборудования многоквартирных домов по адресам: ЗАТО г. Североморск, ул. Душенова, дом 12; ул. Гаджиева, дом 12; ул. Советская, д. 24, имеют непосредственное присоединение к системе теплоснабжения АО «МЭС».

Таким образом, АО «МЭС» по отношению к потребителям, проживающим в многоквартирных домах города Североморска по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24), является организацией, которая в силу положений части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.

Данный факт АО «Мурманэнергосбыт» не оспаривает (письма АО «МЭС» № 08/12642 от 18.08.2016, № 011/13632 от 06.09.2016).

Следовательно, для АО «Мурманэнергосбыт» обязательны требования статьи 13 Закона об энергетической эффективности во всех случаях выявления фактов нарушений требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета (при выявлении фактов отсутствия прибора учета, не введения установленного прибора учета в эксплуатацию, не использования введенного в эксплуатацию прибора учета в связи с выходом его из строя или по причине истечения межповерочного интервала), а также обязанности по принудительной эксплуатации приборов учета в случае, если собственниками не осуществляется надлежащая эксплуатация приборов учета.

Договоры теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг между АО «МЭС» и управляющими компаниями в отношении рассматриваемых многоквартирных домов не заключались. Отношения с собственниками помещений в многоквартирных домах осуществляются путем совершения конклюдентных действий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (письмо АО «МЭС» № 08/12642 от 18.08.2016).

Отсутствие заключенных договоров теплоснабжения обусловлено действиями управляющих компаний ООО «Североморскжилколхоз», не направивших в адрес АО «МЭС» документы, необходимые для заключения договора теплоснабжения в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Согласно представленной Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск (далее в том числе – КРГХ администрации ЗАТО город Североморск), МУП «Североморские теплосети» информации, узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 12 по ул. Душенова был установлен в 2010 году, узлы учета тепловой энергии в многоквартирных домах №№ 12,24 по ул. Гаджиева и Советская были установлены в 2007 году.

Установку узлов учета тепловой энергии осуществляла монтажная организация в соответствии с договорами с Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск.

В письме № 1208 от 31.08.2016 МУП «Североморские теплосети» пояснило, что после монтажа узлов учета тепловой энергии комитетом была организована техническая приемка смонтированного оборудования с участием представителей МУП «Североморские теплосети». Для коммерческого учета узлы учета тепловой энергии не принимались. В настоящее время, у всех установленных приборов учета вышли сроки госповерки.

Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск в письме № 2651 от 07.09.2016 указал, что не имеет возможности представить документы по установленным узлам учета, поскольку весь пакет документов находится в МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной.

Определением № 05-04-16/28-5227 от 21.10.2016 у МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной запрошены копии документов по установке узлов учета тепловой энергии, смонтированных в многоквартирных домах ЗАТО город Североморск по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24).

МО МВД России по ЗАТО г. Североморск представлены запрошенные документы и сведения письмом № 37/12-309 от 14.11.2016.

Из полученных документов следует, что в период с 2007 по 2010 годы Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск по результатам аукционов заключал контракты на поставку и установку приборов учета тепла в жилищном фонде ЗАТО город Североморск.

Контракты предусматривали разработку и согласование с энергоснабжающей организацией проектно-сметной документации, монтаж оборудования и приборов учета, ввод приборов учета в эксплуатацию, установку регуляторов температуры по температуре горячего водоснабжения, восстановление изоляции на монтажном участке, обеспечение сохранности теплового пункта.

23 апреля 2007 года между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск и ООО КПФ «ДЕК» заключен муниципальный контракт № 67/07, предусматривающий поставку и установку приборов учета тепла в многоквартирных домах города Североморска, в том числе, в доме № 12 по ул. Гаджиева.

27 ноября 2007 года между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск и ООО КПФ «ДЕК» заключен муниципальный контракт № 208/07, предусматривающий поставку и установку приборов учета тепла в многоквартирных домах города Североморска, в том числе, в доме № 24 по ул. Советская.

19 июля 2010 года между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск и ОАО «Мурманские мультисервисные сети» заключен муниципальный контракт № 74/10 по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии, горячей воды, холодной воды в многоквартирных домах, в том числе в доме № 12 по ул. Душенова в городе Североморске.

Также в адрес Мурманского УФАС России представлены:

- акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: г. Североморск, ул. Советская, дом № 24 тепловой пункт от 24.03.2008.

- акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: г. Североморск, ул. Гаджиева, дом № 12 тепловой пункт от 01.02.2008.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по адресу: город Североморск, ул. Душенова, дом 12 отсутствует.

В период с 2007-2010 года действовали Правила учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936) (далее – Правила учета тепловой энергии).

В силу пункта 1.3 Правил учета тепловой энергии, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Согласно пункту 7.4 Правил учета тепловой энергии, при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.

Пункт 7.5 Правил учета тепловой энергии предусматривал, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.

Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

Из представленных актов следует, что данных следует, что акты допуска узлов учета тепловой энергии по ул. Советская (дом 24) и ул. Гаджиева (дом 12) составлены в присутствии представителей энергоснабжающей организации и управляющей организации, утверждены руководителем МУП «Североморские теплосети».

Узлы учета тепловой энергии были допущены в эксплуатацию в качестве коммерческих с очередным сроком поверки в 2011 году.

Вместе с тем, МУП «Североморские теплосети», будучи в тот период ресурсоснабжающей организацией, учет тепловой энергии в многоквартирных домах на основании показаний приборов учета не производило.

АО «Мурманэнергосбыт» также отказалось от учета тепловой энергии на основании показаний установленных приборов учета в соответствии с актами о допуске узлов учета в эксплуатацию.

01 апреля 2013 года КРГХ администрации ЗАТО город Североморск направил в адрес АО «Мурманэнергосбыт» письмо № 503 с просьбой организовать приемку общедомовых приборов учета к коммерческому учету по отсутствию расхождений контрольно-измерительных приборов, расходометров согласно прилагаемого графика предъявления узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах ЗАТО г. Североморск.

Узлы учета тепловой энергии, установленные по ул. Душенова, дом 12 планировалось предъявить 11.04.2013; по ул. Гаджиева, дом 12 – 06.05.2013; по ул. Советская, дом 24 – 23.05.2013.

Письмом № 515 от 03.04.2013 КРГХ администрации ЗАТО город Североморск направило в адрес АО «МЭС» проекты установки прибора коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя по жилым домам ул. Сивко, д.1;1а;3;7;9; ул. Душенова д.8/7;8/8;8/9;8/10;8/11 для их рассмотрения.

08 апреля 2013 года АО «Мурманэнергосбыт» сообщило КРГХ ЗАТО г. Североморск о рассмотрении представленной документации и о не соответствии комплектности оборудования, указанного в проектном решении, по отношению к составу узлов учета тепловой энергии в паспортных данных. Для допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии АО «МЭС» предложило комитету выполнить следующие действия:

- проверить комплектность оборудования узлов учета тепловой энергии, указанную в паспортах теплосчетчиков, на предмет соответствия оборудования установленного в МКД по факту, составить акт осмотра установленного оборудования с внесенными номерами и моделями приборов, входящих в состав узлов учета тепловой энергии;

- в случае соответствия установленного по факту оборудования узлов учета тепловой энергии паспортом теплосчетчиков Логика 8943 внести изменения в проектную документацию и предоставить изменения в теплоснабжающую организацию на согласование;

- уточненные базы настроечных параметров тепловычислителей предоставить на рассмотрение в ОАО «Мурманэнергосбыт» одновременно с актами осмотра установленного оборудования, паспортами на составные части теплосчетчика, паспортом на теплосчетчик, проектом на установку узла учета тепловой энергии с изменениями, согласованными теплоснабжающей организацией.

Дату и время прибытия специалистов АО «Мурманэнергосбыт» для допуска приборов учета, указанных в графике предъявления узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах ЗАТО г. Североморск, было предложено согласовывать телефонограммой.

К письму АО «Мурманэнергосбыт» приложило анализ предоставленной документации и проекта «установки прибора коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя» по жилым домам ул. Сивко, д.1;1а;3;7;9; ул. Душенова д.8/7;8/8;8/9;8/10;8/11 с выявленными ресурсоснабжающей организацией замечаниями.

Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск не выполнил мероприятия, предлагаемые АО «Мурманэнергосбыт» для принятия установленных узлов учета тепловой энергии к коммерческому учету, объяснив это дефицитом местного бюджета.

АО «Мурманэнергосбыт» было предложено пояснить, какие действия оно, как ресурсоснабжающая организация, предприняло по исполнению требований части 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности после выявления факта невыполнения собственниками жилых помещений в рассматриваемых многоквартирных домах требований к учету используемых энергетических ресурсов (тепловой энергии) при помощи приборов учета и не устранения данных нарушений в течение двух месяцев.

АО «МЭС» в письме указало следующие выполненные им мероприятия, направленные на исполнение требований части 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности:

1) Направление указанных ранее писем в адрес КРГХ администрация ЗАТО город Североморск о выявленных недостатках и подлежащих выполнению мероприятий. Мероприятия не выполнены, в адрес АО «МЭС» не поступали вызовы администрации для допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии.

По состоянию на 05.09.2016, указано АО «Мурманэнергосбыт», информация о вводе в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у ресурсоснабжающей организации отсутствует.

2) 07.04.2014 АО «Мурманэнергосбыт» направило в адрес Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Мурманской области письмо с просьбой уточнить возможность выполнения работ по демонтажу приборов учета, смонтированных в период с 2007 по 2012 год в ЗАТО г. Североморск, с целью их проверки и проведения в исправное состояние, либо передачи данного оборудования собственникам.

3) 07.07.2014 АО «Мурманэнергосбыт» направило в адрес главы администрации ЗАТО город Североморск и КРГХ администрации ЗАТО город Североморск запрос № 011/8427 с просьбой уточнить предпринимаемые действия по вводу в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах ЗАТО г. Североморск в период с 2007 по 2012 год.

Потребность в получении данной информации мотивирована АО «Мурманэнергосбыт» необходимостью принятия решения по объявлению конкурсных процедур по выбору подрядной организации на выполнение работ по установке узлов учета тепловой энергии в зоне ответственности АО «Мурманэнергосбыт» с целью 100% оснащения многоквартирных домов узлами учета тепловой энергии.

4) С целью 100% оснащения многоквартирных домов в зоне ответственности АО «Мурманэнергосбыт» 08.07.2014 Общество запросило у Администрации ЗАТО город Североморск и КРГХ администрации ЗАТО город Североморск перечень многоквартирных домов ЗАТО город Североморск по состоянию на 01.07.2014, перечень многоквартирных домов ЗАТО г. Североморск, где установлены узлы учета тепловой энергии в период с 2007 по 2012 года, но до настоящего времени не введены в эксплуатацию у потребителя по различным причинам.

Информация администрацией ЗАТО город Североморск в адрес АО «Мурманэнергосбыт» представлена не была.

В связи с отсутствием соответствующего комплекта документации на узлы учета тепловой энергии, Общество полагает, что у него нет возможности приступить к эксплуатации узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах города Североморска по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24).

Кроме того, отмечает АО «Мурманэнергосбыт», администрацией ЗАТО город Североморск не были устранены замечания АО «МЭС» от 2013 года, не были представлены сведения, запрошенные письмами от 07.07.2014 и 08.07.2014, что не позволяет Обществу предпринять предусмотренные частью 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности меры.

В письме № 011/13632 от 06.09.2016 АО «Мурманэнергосбыт» пояснило, что в связи с тем, что ранее смонтированные, но не введенные в эксплуатацию узлы учета тепловой энергии, по состоянию на 05.09.2016 не соответствуют требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утверждены Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013), в рамках реализации Закона об энергетической эффективности, при поступлении соответствующего обращения о заключении договора установки, замены приборов учета используемых энергетических ресурсов Общество готово произвести установку новых узлов учета тепловой энергии с отнесением затрат на собственников помещений в многоквартирном доме.

Установка нового узла учета потребует от АО «Мурманэнергосбыт» произвести демонтаж ранее установленного узла учета тепловой энергии. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о замене узлов учета тепловой энергии к обращениям о заключении договора на замену узлов учета тепловой энергии в обязательном порядке должны быть приложены протоколы собрания собственников помещений многоквартирных домов с отметкой о принятии решений о демонтаже старого и установке нового узла учета тепловой энергии.

Без согласия собственников помещений многоквартирных домов АО «Мурманэнергосбыт» не имеет достаточных оснований для выполнения работ по демонтажу оборудования общедомовых приборов учета (письмо АО «Мурманэнергосбыт» № 011/15037 от 30.09.2016).

Кроме того, АО «Мурманэнрегосбыт» в письме № 011/15037 от 30.09.2016 отметило, что эксплуатация общедомовых приборов учета входит в обязательный перечень работ и услуг, подлежащих выполнению управляющей организацией. Собственниками помещений выбран способ управления – управление управляющей организацией. Следовательно, собственники помещений в многоквартирных домах, избрав указанный способ управления, обеспечили исполнение требований Закона об энергоэффективности в части обеспечения надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета.

Из анализа представленных АО «Мурманэнергосбыт» пояснений следует, что Общество с 2013 года обладает информацией об установке в многоквартирных домах города Североморска по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24) узлов учета тепловой энергии, а также сведениями о том, что установленные приборы не приняты к коммерческому учету ни МУП «Североморские теплосети», ни в последствии АО «Мурманэнергосбыт», то есть, потребляемая тепловая энергия не учитывается на основании показаний установленных приборов учета.

Администрация ЗАТО город Североморск не устранила озвученные Обществом замечания, не представила перечень многоквартирных домов, собственники жилых помещений в многоквартирных домах также не обращаются в АО «Муранэнергосбыт» с заявлением о заключении соответствующих договоров.

Управляющие компании ООО «Североморскжилколхоз» также какие-либо меры по исполнению требований Закона об энергоэффективности не выполняет.

Изложенные факты, по мнению АО «МЭС», свидетельствуют об исполнении им в полной мере требований части 12 статьи 13 Закона об энергоэффективности и исключают необходимость совершения им каких-либо иных действий, направленных на оснащение рассматриваемых многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии с целью соблюдения требований Закона об энергетической эффективности.

Вместе с тем, подход АО «Мурманэнергосбыт» представляется ошибочным, поскольку приведенные выше нормы статьи 13 Закона об энергетической эффективности прямо указывают, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергетических ресурсов, возложена на организации, которые непосредственно осуществляют снабжение данными энергетическими ресурсами, в том числе тепловой энергией.

Именно АО «Мурманэнергосбыт» должно было предпринять меры по учету тепловой энергии при помощи приборов учета в случае установления факта отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии, либо не введения установленного прибора учета в эксплуатацию, неиспользования введенного в эксплуатацию прибора учета для коммерческого учета.

Положения статьи 13 Закона об энергетической эффективности также закрепляют обязанность ресурсоснабжающей организации по принудительной эксплуатации приборов учета в случае, если собственниками не осуществляется надлежащая эксплуатация приборов учета.

Часть 1 статьи 13 Закона об энергоэффективности устанавливает имеративное требование о том, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В том случае, если собственники жилых помещений в многоквартирных домах, избранные ими управляющие компании не исполняют требования статьи 13 Закона об энрегоэффективности, такие требования возлагаются на ресурсоснабжающую организацию.

Неосуществление собственниками многоквартирных домов города Североморска по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24) действий, направленных на обеспечение учета потребляемой тепловой энергии при помощи установленных приборов учета, влечет для АО «Мурманэнергосбыт» возникновение обязанности по принудительному оснащению многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии, принудительной эксплуатации приборов учета с отнесением всех понесенных расходов на собственников.

Отсутствие решения собственников жилых помещений не исключает обязанность АО «Мурманэнергосбыт» по исполнению требований стать 13 Закона об энергетической эффективности.

Исполнение АО «Мурманэнергосбыт» требований Закона об энергетической эффективности применительно к иным многоквартирным домам ЗАТО город Североморск априорно не свидетельствует о соблюдении данных требований в отношении домов города Североморска по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24).

Из полученных антимонопольным органом документов и сведений следует, что по настоящее время АО «Мурманэнергосбыт» не предпринимало достаточных действий, направленных на обеспечение учета тепловой энергии в многоквартирных домах города Североморска по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24) с применением коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации установленных в указанных домах приборов учета.

Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением и образует диспозицию части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Санкцией за нарушение части 12 статьи 9.16 КоАП РФ является наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Время совершения административного правонарушения: инкриминируемое АО «Мурманэнергосбыт» является длящимся, поскольку обязанность по оснащению жилых многоквартирных домов коллективными приборами учета энергетических ресурсов и обязанность по принудительной эксплуатации общедомовых приборов учета не окончилась после 01.07.2013 и возложена на ресурсоснабжающую организацию в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности по настоящее время.

Днем обнаружения признаков нарушения АО «Мурманэнергосбыт» требований части 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности и части 12 статьи 9.16 КоАП РФ является дата возбуждения дела об административном правонарушении – 22.09.2016.

Место совершения административного правонарушения: ЗАТО город Североморск Мурманской области.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, являются общественные отношения, регулируемые законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдение ресурсоснабжающей организации установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, является АО «Мурманэнергосбыт» (183038,Мурманская область, город Мурманск, улица Свердлова, 39; ИНН 5190907139; ОГРН 1095190009111).

Субъективная сторона административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее — Постановление № 10) предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 Постановления № 10 указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса РФ характеристик предпринимательской деятельности, отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № 05-04-16/28 обстоятельств, указывающих на невозможность АО «Мурманэнергосбыт» исполнить требования части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не установлено.

Таким образом, в действиях АО «Мурманэнергосбыт» содержится субъективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела № 05-04-16/28 об административном правонарушении обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, также не установлены.

Характер вреда, причиненного административным правонарушением.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении АО «Мурманэнергосбыт» к требованиям публичного права, а именно, к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере обеспечения энергетической эффективности.

АО «Мурманэнергосбыт» не исполнило возложенную на него после 01.07.2013 обязанность по учету тепловой энергии в многоквартирных домах города Североморска по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24) с применением коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также обязанность по обеспечению надлежащей эксплуатации установленных в указанных домах приборов учета.

Срок давности привлечения Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ на момент рассмотрения дела не истек.

Дело об административном правонарушении № 05-04-16/28 рассмотрено при участии защитника Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» - <...> (по доверенности).

На основании вышеизложенного, учитывая характер совершённого правонарушения, руководствуясь статьёй 9.16, статьями 4.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Свердлова, 39; ИНН 5190907139; ОГРН 1095190009111; КПП 519001001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, по факту несоблюдения АО «Мурманэнергосбыт» требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. За нарушение части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ наложить на юридическое лицо – Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Свердлова, 39; ИНН 5190907139; ОГРН 1095190009111; КПП 519001001) административный штраф в размере 50 000,00 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России)

ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК Г. МУРМАНСК.

БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.

Код платежа 161 1 16 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства». Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу: 8 (8152) 68-50-43.


В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление оглашено в полном объеме 17 ноября 2016 года.

 

 Руководитель управления                  С.А. Чеченина


 

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении причин и условий, способствовавших совершению

административного правонарушения № 05-04-16/28

 

17 ноября 2016 года

город Мурманск

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Чеченина Светлана Адольфовна, рассмотрев дело об административном правонарушении № 05-04-16/28, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и возбужденного в отношении Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Свердлова, 39; ИНН 5190907139; ОГРН 1095190009111; КПП 519001001) по факту несоблюдения Акционерным обществом «Мурманэнергосбыт» требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Совершению Акционерным обществом «Мурманэнергосбыт» административного правонарушения, выразившегося в неисполнении возложенной на него после 01.07.2013 обязанности по учету тепловой энергии в многоквартирных домах города Североморска по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24) с применением коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации установленных в указанных домах приборов учета способствовало пренебрежительное отношение АО «Мурманэнергосбыт» к требованиям публичного права и к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере энергетической эффективности.

Учитывая изложенное, на основании статьи 29.13 КоАП РФ, должностное лицо Мурманского УФАС России, Чеченина Светлана Адольфовна,

ВНОСИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» (183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Свердлова, 39; ИНН 5190907139; ОГРН 1095190009111; КПП 519001001) необходимо принять меры по надлежащему исполнению требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:

совершить действия, направленные на обеспечение учета потребляемой тепловой энергии в многоквартирных домах города Североморска Мурманской области по ул. Душенова (дом 12), ул. Гаджиева (дом 12), ул. Советская (дом 24) с применением общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии и в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

Информацию о принятых мерах следует представить в Мурманское УФАС России в течение одного месяца со дня получения настоящего представления.

 

Руководитель управления                           С.А.Чеченина


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны