Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 13 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 05-04-17/1 об административном правонарушении

 

09 февраля 2017 года

г. Мурманск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действуя на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), рассмотрев протокол № 05-04-17/1 об административном правонарушении от 27.01.2017 (исх. № 05-04-17/1-245 от 27.01.2017) и материалы дела об административном правонарушении № 05-04-17/1, возбуждённого в отношении открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29; ИНН 5193101033; ОГРН 1025100842360; КПП 519001001; дата регистрации: 12.11.1993) (далее – ОАО «Мурманоблгаз»),

УСТАНОВИЛ:

Комиссия Мурманского УФАС России в результате рассмотрения дела №05-03-16/11 о нарушении антимонопольного законодательства своим решением от 28.10.2016г. № 05-03-16/11-5324 признала в действиях ОАО «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29; ИНН 5193101033; ОГРН 1025100842360; КПП 519001001; дата регистрации: 12.11.1993) факт нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от заключения с управляющей организацией ООО «Управдом» договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, сопровождающемся навязыванием ООО «Управдом» платной услуги «Выдача выписки из архивных данных».

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В связи с инициированием прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения хозяйствующими субъектами безопасности внутридомового газового и лифтового оборудования многоквартирных жилых домов, управляющая организация ООО «Управдом» 21.01.2016г. обратилась в ОАО «Мурманоблгаз» с просьбой заключить договор на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования, приложив список газифицированных жилых домов, находящихся под управлением ООО «Управдом».

Письменного ответа от ОАО «Мурманоблгаз» по итогам рассмотрения данной заявки в адрес ООО «Управдом» не поступило. Доказательств обратного ОАО «Мурманоблгаз» не представило.

Было установлено, что в ходе устных переговоров представитель ОАО «Мурманоблгаз» указал на необходимость заполнения управляющей организацией таблицы «Перечень МКД и газового оборудования, подлежащего техническому диагностированию, находящихся в управлении/обслуживании», являющейся приложением №1 к проекту типового договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, предлагаемого ОАО «Мурманоблгаз» своим контрагентам. Заполнение данной таблицы предполагало, помимо прочего, внесение данных о количестве вводов, количестве стояков, количестве кранов отпуска и протяжённости внутреннего газопровода в многоквартирных жилых домах, находящихся в обслуживании управляющей организации.

Поскольку ООО «Управдом» не располагало указанной информацией, Общество направило в адрес ОАО «Мурманоблгаз» письмо № 63/02 от 08.02.2016г. с просьбой подготовить необходимую информацию о перечне внутридомового газового оборудования в обслуживаемых управляющей организацией домах в целях заполнения приложения №1 к проекту договора на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования и заключения этого договора.

В ответ на указанное обращение, ОАО «Мурманоблгаз» сообщило (исх. № 133 от 11.02.2016) о готовности предоставить недостающие для заключения договора сведения, находящиеся в распоряжении ОАО «Мурманоблгаз», но только в порядке оказания возмездной услуги «Выдача выписки из архивных данных» за 456,35 руб. по одному многоквартирному дому. Проект договора на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования ОАО «Мурманоблгаз» в адрес ООО «Управдом» не направило.

В обоснование своих требований ОАО «Мурманоблгаз» сослалось на пункты 18 и 19 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.05.2013г. № 410 (далее – Правила № 410), содержащие требования к заявке на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Общество также указало, что информация о перечне внутридомового газового оборудования содержится в техническом паспорте многоквартирного дома и поэтому должна быть в наличии у управляющей организации.

Требование о предоставлении ООО «Управдом» сведений о перечне внутридомового газового оборудования в обслуживаемых домах ОАО «Мурманоблгаз» мотивировало тем, что в отсутствие таких сведений не имело возможности определить цену заключаемого договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.

В ходе рассмотрения дела №05-03-16/11 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Мурманского УФАС России было установлено следующее.

Нормативно-правовое регулирование порядка пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению закреплено Правилами № 410.

В соответствии с указанными Правилами безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг):

а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

б) аварийно-диспетчерское обеспечение;

в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

г) замена оборудования.

Следовательно, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является самостоятельной услугой, отличной от услуги технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

При этом под «техническим обслуживанием внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» в соответствии с Правилами № 410 понимается осуществление работ по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявленным к нему нормативным требованиям.

А «техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» предполагает определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей оборудования, а также определение возможностей его дальнейшего использования; работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 410 проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору:

- в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения;

- в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственниками (пользователями) помещений, в которых размещено такое оборудование.

Раздел III Правил № 410 и конкретно пункты 18 и 19 указанных Правил, на которые ссылалось в обоснование своих доводов ОАО «Мурманоблгаз», регулируют порядок и условия заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Прямых указаний, требований, касающихся порядка и особенностей заключения договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования со специализированной организацией нормы раздела III Правил № 410 не содержат. Эти нормы регулируют порядок заключения договора на предоставление иной, отличной по своему содержанию услуги, предоставляемой специализированной организацией. Оговорки о том, что положения раздела III Правил № 410 распространяются на порядок заключения договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования Правила № 410 не содержат.

Требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются правилами, утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 9 Правил № 410).

Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждённые Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613, принятые в соответствии с пунктом 9 Правил № 410, также не содержат требований к содержанию заявки и порядку заключения договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования.

С учётом изложенного, представленное ОАО «Мурманоблгаз» нормативно-правовое обоснование своих действий по уклонению от заключения с ООО «Управдом» договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования не было признано Комиссией Мурманского УФАС России надлежащим.

Комиссия Мурманского УФАС России посчитала необоснованным довод ОАО «Мурманоблгаз» о том, что в связи с непредставлением управляющей организацией сведений о перечне внутридомового газового оборудования в обслуживаемых домах, ОАО «Мурманоблгаз» не имеет возможности определить цену заключаемого договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования. Тот факт, что ОАО «Мурманоблгаз» располагает всей необходимой информацией о перечне внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, поскольку готово предоставить эту информацию управляющей организации за плату (это обстоятельство подтверждается материалами дела), исключает наличие у ОАО «Мурманоблгаз» непреодолимых препятствий для расчёта размера платы по договору технического диагностирования внутридомового газового оборудования, заключаемому с ООО «Управдом».

Готовность ОАО «Мурманоблгаз» за плату предоставить информацию о перечне внутридомового газового оборудования, напротив, свидетельствует о том, что Общество имеет возможность самостоятельно, используя имеющиеся ресурсы, определить стоимость собственных услуг, реализуемых в рамках договора на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования.

С целью оценки довода ОАО «Мурманоблгаз» о наличии истребованных сведений о составе внутридомового газового оборудования в техническом паспорте на многоквартирный дом, который должен быть у управляющей организации, Мурманское УФАС России направило соответствующий запрос информации в Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области (далее - ГУПТИ МО), поскольку последнее осуществляет государственный технический учёт, техническую инвентаризацию объектов капитального строительства (объектов учёта), расположенных на территории Мурманской области, формирует информационные базы об объектах учёта.

ГУПТИ МО сообщило (письмо № 3608 от 31.05.2016г.), что в техническом паспорте на многоквартирный жилой дом отсутствуют сведения о протяжённости внутреннего газопровода, количестве вводов, стояков и кранов отпуска.

Учитывая изложенное, у ООО «Управдом» отсутствовала возможность своими силами предоставить информацию о составе внутридомового газового оборудования (о количестве вводов, количестве стояков, количестве кранов отпуска, протяжённости внутреннего газопровода) обслуживаемых многоквартирных домов, в зависимость от наличия которой ОАО «Мурманоблгаз» поставило возможность заключения договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.

Наличие у ОАО «Мурманоблгаз» каких-либо объективных обстоятельств экономического или технологического характера, препятствующих заключению договора на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования с ООО «Управдом», установлено не было.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, запрещается экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Учитывая малый срок существования товарного рынка услуг технического диагностирования внутридомового газового оборудования на территории Мурманской области (с начала 2016 года), условия его формирования и характеристики товара, ретроспективный анализ товарного рынка, проведённый в целях установления доминирующего положения ОАО «Мурманоблгаз», был дополнен перспективным анализом состояния конкуренции на товарном рынке услуг технического диагностирования внутридомового газового оборудования, позволяющим оценить перспективную динамику развития рынка при сложившихся существенных условиях его формирования. По результатам проведённых Управлением ретроспективного и перспективного анализа товарного рынка услуг технического диагностирования внутридомового газового оборудования на территории Мурманской области было установлено доминирующее положение ОАО «Мурманоблгаз» с долей участия свыше 50%.

С учётом изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемых обстоятельствах ОАО «Мурманоблгаз» вышло за пределы осуществления собственных гражданских прав и злоупотребило доминирующим положением, необоснованно уклонившись от заключения с ООО «Управдом» договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, сопровождая эти действия навязыванием управляющей организации платной услуги «Выдача выписки из архивных данных».

Действия ОАО «Мурманоблгаз» повлекли ущемление интересов ООО «Управдом», поскольку создали препятствия для соблюдения управляющей организацией требований Правил № 410 в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, а также стали причиной возникновения угрозы необоснованных материальных затрат на приобретение услуги по предоставлению информации, которые не могли быть покрыты за счёт средств, собираемых с жильцов на содержание и ремонт многоквартирных жилых домов.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 9.21 КоАП РФ, является административным правонарушением и образует диспозицию части 1 статьи 14.31 КоП РФ.

Субъектом административного правонарушения в рассматриваемом случае является юридическое лицо - открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29; ИНН 5193101033; ОГРН 1025100842360; КПП 519001001; дата государственной регистрации: 12.11.1993).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере приобретения и потребления услуг технического диагностирования внутридомового газового оборудования, оказываемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Субъективная сторона административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО «Мурманоблгаз» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность заключить с ООО «Управдом» договор на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования без предъявления требования о предоставлении ООО «Управдом» сведений о перечне внутридомового газового оборудования в обслуживаемых домах, однако ОАО «Мурманоблгаз» не были предприняты все необходимые для этого меры.

Объективная сторона административного правонарушения.

Объективная сторона вменяемого ОАО «Мурманоблгаз» административного правонарушения состоит в необоснованном уклонении от заключения с ООО «Управдом» договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, сопровождавшемся навязыванием управляющей организации платной услуги «Выдача выписки из архивных данных».

Место совершения административного правонарушения: Мурманская область, город Мурманск.

Время совершения административного правонарушения: период январь – февраль 2016 года.

При указанных обстоятельствах в действиях ОАО «Мурманоблгаз» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Срок давности привлечения ОАО «Мурманоблгаз» к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ на момент вынесения настоящего постановления не истёк.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Согласно пункту 2 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП);

2) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 4.2 КоАП);

3) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП);

4) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения (пункт 5 части 1 статьи 4.2 КоАП);

5) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда (пункт 6 части 1 статьи 4.2 КоАП);

6) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП).

При вынесении решения по делу № 05-03-16/11 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Мурманского УФАС посчитала возможным не выдавать ОАО «Мурманоблгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку основания для этого на момент вынесения решения отпали: ОАО «Мурманоблгаз» уведомило Мурманское УФАС России о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путём направления в адрес ООО «Управдом» проекта договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ данное обстоятельство учитывается как смягчающее, поскольку лицо, совершившее административное правонарушение, добровольно прекратило своё противоправное поведение в отношении ООО «Управдом».

Также учитывается смягчающее обстоятельство, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, поскольку ОАО «Мурманоблгаз» оказывало содействие антимонопольному органу в процессе производства по делу об административном правонарушении, направляя своего представителя и предоставляя необходимые пояснения по делу.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьёй 4.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Мурманоблгаз» не установлены.

Характер вреда, причиненного административным правонарушением.

Действия ОАО «Мурманоблгаз», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения с ООО «Управдом» договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, сопровождавшемся навязыванием управляющей организации платной услуги «Выдача выписки из архивных данных», привели к ущемлению интересов ООО «Управдом», поскольку создали препятствия для соблюдения управляющей организацией требований Правил № 410 в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, а также стали причиной возникновения угрозы необоснованных материальных затрат на приобретение услуги по предоставлению информации о составе внутридомового газового оборудования обслуживаемых управляющей организацией многоквартирных домов, которые не могли быть покрыты за счёт средств, собираемых с жильцов на содержание и ремонт многоквартирных жилых домов.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьёй 24.5 КоАП РФ, не установлены.

Определением от 27.01.2017 (исх. № 05-04-17/1-254 от 27.01.2017) ОАО «Мурманоблгаз» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении №05-04-17/1, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказной корреспонденции.

Законный представитель ОАО «Мурманоблгаз» на рассмотрение дела об административном правонарушении № 05-04-17/1 не явился. ОАО «Мурманоблгаз» не проинформировало Мурманское УФАС России о невозможности явки законного представителя на рассмотрение дела об административном правонарушении. Ходатайство об отложении рассмотрения дела заявлено не было.

В связи с изложенным, и в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении № 05-04-17/1 рассмотрено в отсутствие законного представителя ОАО «Мурманоблгаз», но при участии защитника – старшего юрисконсульта ОАО «Мурманоблгаз» <...>.

Представлены подтверждающие личность и полномочия документы:

<...>

Защитник ОАО «Мурманоблгаз» <...> с вменяемым административным правонарушением не согласилась. В обоснование своей позиции ссылалась на то, что заключение договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования с ОАО «Мурманоблгаз» не было обусловлено исключительно необходимостью приобретения заинтересованными лицами платной услуги «Выдача выписки из архивных данных» для представления сведений о количестве вводов, количестве стояков, количестве кранов отпуска и протяжённости внутреннего газопровода в обслуживаемых многоквартирных жилых домах. Такие данные могли быть получены управляющей компанией посредством пересчёта необходимых составляющих своими силами в обслуживаемых домах (письмо ОАО «Мурманоблгаз» б/н от 27.01.2017г.).

Кроме того, защитник ОАО «Мурманоблгаз» указала, что по данным Общества, его доля на рынке услуг по техническому диагностированию ВДГО в 2016 году составляла около 1%, следовательно, ОАО «Мурманоблгаз» не занимало доминирующего положения на указанном товарном рынке.

Рассмотрев изложенные защитником ОАО «Мурманоблгаз» доводы, нахожу их несостоятельными по следующим основаниям.

Наличие у управляющей компании альтернативной возможности получения данных о составе внутридомового газового оборудования, посредством обхода обслуживаемых многоквартирных жилых домов и пересчёта необходимых для заключения договора составляющих собственными силами, не опровергает установленный в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства факт необоснованного уклонения ОАО «Мурманоблгаз» от заключения с ООО «Управдом» договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования. Доказательства обратного представлены не были.

Нельзя согласиться и с доводом об отсутствии доминирующего положения на рынке у ОАО «Мурманоблгаз». Поскольку в силу статьи 5 Федерального закона от 26.07.2016 «О защите конкуренции» определяющим фактором для признания положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке доминирующим является наличие у такого хозяйствующего субъекта возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, учитывая также обстоятельства, послужившие основанием для проведения анализа товарного рынка (а именно, случаи уклонения ОАО «Мурманоблгаз» от заключения договоров на оказание услуг технического диагностирования ВДГО, что могло повлиять на фактически сформировавшийся объём товарного рынка), антимонопольный орган посчитал целесообразным провести перспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг технического диагностирования внутридомового газового оборудования. Перспективный анализ товарного рынка позволил оценить перспективную динамику развития рынка при сложившихся существенных условиях его формирования, оценить возможность ОАО «Мурманоблгаз» оказывать влияние на условия обращения товара в будущем. По результатам проведённого перспективного анализа товарного рынка услуг технического диагностирования внутридомового газового оборудования на территории Мурманской области было установлено доминирующее положение ОАО «Мурманоблгаз» с долей участия свыше 50%.

Учитывая изложенное, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении № 05-04-17/1 не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из правил, предусмотренных 4 примечанием к статье 14.31 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

С учётом изложенного, размер административного штрафа, подлежащего наложению на ОАО «Мурманоблгаз» составляет:

300 000 + (1 000 000 – 300 000) /2 = 650 000 руб. – базовый штраф;

1/8 х (1 000 000 – 300 000) = 87 500 руб. – сумма снижения базового штрафа за одно смягчающее обстоятельство;

650 000 – (87 500 х 2) = 475 000 руб. – сумма штрафа с учетом двух смягчающих обстоятельств.

Защитником ОАО «Мурманоблгаз» в ходе рассмотрения дела было заявлено ходатайство о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела с учётом имущественного и финансового положения ОАО «Мурманоблгаз» с целью недопущения при применении мер административной ответственности избыточного ограничения имущественных прав и интересов Общества.

Рассмотрев заявленное ходатайство и представленные документы нахожу его подлежащим удовлетворению.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

С учётом этого, принимая во внимание сложное финансовое положение ОАО «Мурманоблгаз», добровольное устранение допущенного нарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также в целях соблюдения принципа справедливости и соразмерности наказания, считаю возможным назначить ОАО «Мурманоблгаз» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Поскольку в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, размер административного штрафа, подлежащего наложению на ОАО «Мурманоблгаз», с учётом его снижения ниже низшего предела, составит: 300 000 / 2 = 150 000 руб.

На основании вышеизложенного, учитывая характер совершённого правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.31, статьями 4.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29; ИНН 5193101033; ОГРН 1025100842360; КПП 519001001; дата регистрации: 12.11.1993) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ по факту нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. За нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ наложить на открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29; ИНН 5193101033; ОГРН 1025100842360; КПП 519001001; дата регистрации: 12.11.1993) административный штраф в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с 04491195250)

ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК Г. МУРМАНСК

БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.

Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя управления                    И.Н. Попова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны