Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 05-06/15-269 ООО «ВЭРТАС-ЗАПОЛЯРЬЕ» О ПРЕКР... от 11 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

09 ноября 2015 года

 

В Мурманское УФАС России поступило заявление гражданина в отношении хозяйствующего субъекта ООО «Вэртас-Заполярье» (ИНН 5190032247, ОГРН 1145190004233; 183032, г. Мурманск, пр. Ленина, 19; дата регистрации 27.03.2014) (далее — Общество) по вопросу правомерности взимания дополнительной платы за предварительную продажу билетов в г. Апатиты Мурманской области на автобусы выполняющие перевозки на межмуниципальных маршрутах Мурманской области.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

Распоряжением директора Общества от 24.06.2014 № 924р введен «Прейскурант сборов, взимаемых в офисах продаж при продаже авиационных перевозок, дополнительных услуг» (далее – Прейскурант).

Согласно Прейскуранту, в офисе продаж Общества в г. Апатиты осуществляется взимание сборов за предварительное оформление автобусных билетов на автобусы межмуниципальных маршрутов Мурманской области в размере:

в направлении «туда» – 80 руб.;

в направлении «обратно» – 100 руб.;

в направлении «обратно» в день отправления – 60 руб.

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по реализации билетов на автомобильный транспорт межмуниципального сообщения установлено доминирующее положение Общества на данном рынке с долей 100% в границах города Апатиты Мурманской области в 2015 году, что позволяет рассмотреть указанные в заявлении действия Общества на предмет нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Следовательно, договор на перевозку пассажиров автомобильным транспортом межмуниципального сообщения, является публичным и на него распространяются требования, предъявляемые гражданским законодательством к публичному договору.

Согласно части 5 статьи 426 ГК РФ, условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Статья 790 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» порядок продажи билетов определяется правилами перевозок.

Согласно Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее – Правила перевозки пассажиров), продажа билетов для проезда производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50). Продажа билетов начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» к компетенции органов местного самоуправления отнесены вопросы установления тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам.

В соответствии с пунктом 2.1. Постановления Правительства Мурманской области от 25.12.2009 №599-ПП «О методике формирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования» (далее Методика формирования тарифов) являются регулируемым видом деятельности.

Взимание перевозчиками платы за проезд пассажиров автомобильным транспортом производится на основании тарифов, установленных постановлением Правительства Мурманской области № 601-ПП/15 от 28.11.2014 «Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования».

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления, утвержденные тарифы являются предельными максимальными.

Таким образом, нормативными актами в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования не предусмотрена возможность взимания комиссионного сбора за предварительную продажу и бронирование билетов, а утвержденные в субъекте РФ тарифы на перевозку являются предельными максимальными.

В соответствии с пунктом 5.3.9. Методики формирования тарифов на перевозку в случае привлечения организатором перевозок сторонней организации в целях повышения эффективности перевозочного процесса и (или) обслуживания средств технического контроля расходы по ее содержанию включаются в себестоимость перевозчиков в соответствии с заключенными договорами. Указанные расходы распределяются пропорционально объемам по каждому виду перевозок.

Управление по тарифному регулированию Мурманской области письмом от 07.05.2015 №06-02/1082-ЕС пояснило, что расходы на услуги автовокзала включаются в затраты предприятий на перевозку пассажиров, учитываемые при расчете экономически обоснованных тарифов.

Обществом представлены агентские договоры с хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров по регулярным междугородним маршрутам.

Согласно договорам, Общество осуществляет услуги по предварительной и текущей продаже билетов на межмуниципальные маршруты и обслуживанию пассажиров в г. Апатиты Мурманской области.

Сумма вознаграждения по агентским договорам определена сторонами в доле (в процентах), удерживаемой от выручки за реализованные билеты (в диапазоне от 6% до 10% в зависимости от договора).

Таким образом установлено, что услуги по продаже билетов включены в состав затрат, предусмотренных тарифами на перевозку, и оплачиваются перевозчиками из выручки от реализации билетов.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Из смысла данной нормы следует, что для признания указанного нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке путем навязывания невыгодных условий договора.

По результатам анализа состояния конкуренции, проведенного при рассмотрении заявления, установлено, что доля Общества на рынке услуг по реализации билетов на автомобильный транспорт межмуниципального сообщения в границах г. Апатиты Мурманской области составила в 2015 г. 100%, а следовательно Общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Взимание Обществом дополнительной платы за предварительную продажу и бронирование билетов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом является необоснованным увеличением регулируемой стоимости перевозки, определяемой в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области №601-ПП/15 от 28.11.2014.

Взимание указанной платы также противоречит нормам Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112.

Таким образом, Общество, реализуя от имени перевозчиков билетную продукцию, неправомерно навязывает потребителям дополнительную платную услугу, не предусмотренную законодательством в области пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Такие действия Общества ущемляют интересы неопределенного круга лиц (пассажиров), поскольку они силу описанных обстоятельств не могут осуществить предварительное приобретение билетов на автобус в период более чем за 24 часа до времени отправления по регулируемому тарифу без внесения дополнительной оплаты в пользу Общества.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения пункта 3 и пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях ООО «Вэртас-Заполярье» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в навязывании невыгодных условий договора перевозки пассажиров автомобильным транспортом межмуниципального сообщения, Мурманское УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий, а именно: в срок не позднее 23 ноября 2015 года (включительно) прекратить взимание комиссионных сборов за предварительную продажу и бронирование бронирование билетов на автомобильный транспорт межмуниципального сообщения в г. Апатиты Мурманской области.

О выполнении предупреждения надлежит уведомить Мурманское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Управление информирует, что в соответствии с пунктом 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения хозяйствующим субъектом предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Заместитель руководителя И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны