Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 05-06-15/137 ООО «МУРМАНСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» О ... от 3 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В Мурманское УФАС России поступило заявление гражданина по вопросу взимания ООО «Мурманский автовокзал» комиссионного сбора за предварительную продажу билетов на автомобильный транспорт междугороднего сообщения.

В соответствии с Приказом директора ООО «Мурманский автовокзал» от 15.12.2014 №65 в ООО «Мурманский автовокзал» организовано предварительное бронирование билетов, которое начинается за 10 календарных суток и заканчивается по истечении календарных суток, предшествующих дню отправления автобуса. Предварительной продажей билетов может быть реализовано до 80% мест в автобусе.

Также указанным приказом утверждены тарифы на услуги по продаже билетов с 26 декабря 2014 года:

1.

Комиссионный сбор за предварительное бронирование одного билета на междугородний маршрут

50 руб.

2.

Комиссионный сбор за предварительное бронирование одного билета на междугородний маршрут на обратный путь в день отправления

40 руб.

3.

Комиссионный сбор за предварительное бронирование на обратный путь одного билета на междугородний маршрут

75 руб.

 

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по реализации билетов на автомобильный транспорт междугороднего сообщения установлено доминирующее положение ООО «Мурманский автовокзал» на данном рынке с долей 100% в границах города Мурманска, что позволило рассмотреть указанные в заявлении действия Общества на предмет нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Статья 790 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» порядок продажи билетов определяется правилами перевозок.

Согласно Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее – Правила перевозки пассажиров), продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50). Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства (пункт 51).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» к компетенции органов местного самоуправления отнесены вопросы установления тарифов для проезда в автобусах междугородних маршрутах.

В соответствии с пунктом 2.1. Постановления Правительства Мурманской области от 25.12.2009 №599-ПП «О методике формирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования» (далее Методика формирования тарифов) являются регулируемым видом деятельности.

Взимание перевозчиками платы за проезд пассажиров по междугородним маршрутам производится на основании тарифа, установленного Постановлением Правительства Мурманской области №601-ПП/15 от 28.11.2014 «Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования».

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления, утвержденные тарифы являются предельными максимальными.

Таким образом, Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозок и другими нормативными актами не предусмотрено взимание комиссионного сбора за предварительную продажу билетов.

В соответствии с пунктом 5.3.9. Методики формирования тарифов на перевозку в случае привлечения организатором перевозок сторонней организации в целях повышения эффективности перевозочного процесса и (или) обслуживания средств технического контроля расходы по ее содержанию включаются в себестоимость перевозчиков в соответствии с заключенными договорами. Указанные расходы распределяются пропорционально объемам по каждому виду перевозок.

Управление по тарифному регулированию Мурманской области письмом от 07.05.2015 №06-02/1082-ЕС пояснило, что расходы на услуги автовокзала включаются в затраты предприятий на перевозку пассажиров, учитываемые при расчете экономически обоснованных тарифов.

ООО «Мурманский автовокзал» представило агентские договоры с организациями, осуществляющими перевозку пассажиров по регулярным междугородним маршрутам, согласно которым агент осуществляет услуги на Автовокзале г.Мурманска по предварительной и текущей продаже билетов на междугородние маршруты и диспетчерскому руководству. Сумма вознаграждения по агентскому договору определяется сторонами исходя из суммы продажи автобусных билетов на междугородние маршруты. Агент удерживает 12% от суммы реализованных билетов за проезд и 50% от суммы реализованных билетов за провоз багажа.

Таким образом, установлено, что услуги автовокзала по продаже билетов включены в тариф на перевозку и оплачиваются ООО «Мурманский автовокзал» перевозчиками из суммы реализованных билетов.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (пункт 3).

Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего заявления – навязывание невыгодных условий договора).

Как указано выше, в соответствии с пунктом 51 Правил перевозки пассажиров продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Правила перевозки пассажиров не дифференцируют период реализации билетов на предварительную продажу и текущую.

При этом, соответствии с пунктом 50 Правил перевозки пассажиров водителями или кондукторами осуществляется продажа билетов только при посадке пассажиров в транспортное средство.

Таким образом, в период за 10 суток до отправления билеты возможно приобрести только в кассах автовокзалов, автостанций и в пунктах продажи билетов.

Учитывая, что доля ООО «Мурманский автовокзал» на рынке агентских услуг по реализации билетов на автомобильный транспорт междугороднего сообщения составляет 100%, в период за 10 суток до отправления и до времени посадки в автобус билеты на междугородние маршруты возможно приобрести только у ООО «Мурманский автовокзал».

Установлено, что ООО «Мурманский автовокзал», оказывая перевозчикам услуги по продаже билетов на междугородние маршруты и получая за это вознаграждение в размере 12% от стоимости билетов, продает билеты по установленной, регулируемой цене в день отправления транспортного средства (за сутки – до 24 часов до отправления), а при продаже билетов более чем за 24 часа до отправления дополнительно взимает комиссионный сбор в размере 50 руб. за предварительное бронирование одного билета на междугородний маршрут, 40 руб. за предварительное бронирование одного билета на междугородний маршрут на обратный путь в день отправления и 75 руб. за предварительное бронирование на обратный путь одного билета на междугородний маршрут.

Включение ООО «Мурманский автовокзал» в стоимость билета комиссионного сбора, является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области №601-ПП/15 от 28.11.2014 тарифами на перевозку пассажиров, а также противоречит нормам Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112.

Установлено, что ООО «Мурманский автовокзал», реализуя от имени перевозчиков билеты на проезд по междугородним маршрутам, навязывает услуги по предварительному бронированию билетов.

Такие действия Общества ущемляют интересы неопределенного круга лиц, поскольку приобретатели билетов на междугородние рейсы не имеют возможности покупки билета в период более чем за 24 часа до времени отправления по регулируемой цене без оплаты комиссионного сбора за их бронирование.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения пункта 3 и пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях ООО «Мурманский автовокзал» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании невыгодных условий договора перевозки пассажиров автомобильным транспортом междугороднего сообщения, Мурманское УФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий, а именно: не позднее 10 июня 2015 года прекратить взимание комиссионных сборов за предварительное бронирование билетов на автомобильный транспорт междугороднего сообщения.

О выполнении предупреждения сообщить в Мурманское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны