Решение б/н Решение и предписание по делу № 06-10/17-61 ООО «Объединение... от 18 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-10/17-61

 

 

12 апреля 2017 года

город Мурманск

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии Мурманского УФАС России — заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Калитиной Н.А.;

членов Комиссии Мурманского УФАС России:

Гребенюковой М.Е. – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Вещагина Н.В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

представителя ММКУ «Управление закупок» <...> (по доверенности), представителя Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска <...> (по доверенности),

без участи представителей ООО «Объединение энергоменджмента» (уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом),

рассмотрев жалобу ООО «Объединение энергоменджмента» на действия Комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска и ММКУ «Управление закупок» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения МО г.Мурманск (0849300004917000156) (далее — Открытый конкурс), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

06.04.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступила жалоба ООО «Объединение энергоменджмента» (далее — Общество, Заявитель) на действия Комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска (далее — Заказчик) и ММКУ «Управление закупок» (далее — Уполномоченное учреждение) при проведении Открытого конкурса.

Из существа жалобы Общества следует, что в конкурсной документации установлены критерии оценки заявок участников, в том числе одним из подкритериев установлен следующий показатель: наличие у участника открытого конкурса положительных экспертных заключений, выданных уполномоченными государственными учреждениями, по результатам проведения экспертизы.

Общество полагает, что данный критерий установлен неправомерно.

Кроме того, Общество ссылается, на то что в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 00 минут 12.04.2017 и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.

Из существа дела следует, что 28.03.2017 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение о проведении Открытого конкурса.

Заказчик: Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска.

Уполномоченное учреждение: ММКУ «Управление закупок».

Начальная (максимальная) цена контракта: 10 000 000 рублей.

Предметом Открытого конкурса является выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения МО г.Мурманск.

Документация утверждена директором ММКУ «Управление закупок» И.В.Абоимовым.

В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).

Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением проведения запроса предложений. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (часть 9 статьи 32 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила).

Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Конкурсной документации установлено, что для оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» устанавливаются следующие показатели:

№ п/п

Наименование показателя критерия

Содержание показателя критерия

Документы, предоставляемые в составе заявки на участие в открытом конкурсе и подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса по показателю критерия

1

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, К1

Наличие у участника открытого конкурса исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг), сопоставимого характера и объема

Значение показателя должно быть подтверждено участником открытого конкурса предоставлением в составе заявки на участие в открытом конкурсе следующих информации и документов:

- копий исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров) со всеми приложениями, дополнительными соглашениями и копиями актов выполненных работ (оказанных услуг);

- информация из реестра контрактов, заключенных заказчиками, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru), включающая следующие сведения: наименование заказчика, реестровый номер и URL контракта (договора).

При оценке сопоставимыми по характеру и объему будут считаться исполненные контракты (договоры), отвечающие следующей совокупности обязательных требований:

- срок исполнения контракта (договора) должен находиться во временном диапазоне с 01.01.2013 по 31.12.2016;

- наличие в составе работ (услуг) мероприятий по разработке (актуализации) графического представления или электронной модели схемы водоснабжения и водоотведения.

В случае предоставления информации и документов, не отвечающих требованиям конкурсной документации, такие информация и документы не подлежат учету для целей оценки заявок.

В случае отсутствия в составе заявки указанных выше документов и информации, такому участнику будет присвоено по показателю 0 (ноль) баллов.

Предельно необходимое максимальное количественное значение: 10

2

Положительные заключения экспертиз, К2

Наличие у участника открытого конкурса положительных экспертных заключений, выданных уполномоченными государственными учреждениями, по результатам проведения экспертизы.

Значение показателя должно быть подтверждено участником открытого конкурса предоставлением в составе заявки на участие в открытом конкурсе следующих документов:

- копий положительных заключений экспертиз (экспертных заключений), выданных уполномоченными государственными учреждениями, по результатам проведения экспертизы по выполнению работ (оказанию услуг) по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), предоставленным участником в соответствии с информацией и документами по показателю К1.

В случае отсутствия в составе заявки указанных выше документов такому участнику будет присвоено по показателю 0 (ноль) баллов.

Предельно необходимое максимальное количественное значение: 8

Из приведенной таблицы видно, что по показателю «Квалификация участников закупки» уполномоченное учреждение установило подкритерий «Положительные заключения экспертиз».

Законом о контрактной системе и Правилами не предусмотрена возможность установления такого показателя нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки», как «Положительные заключения экспертиз».

В силу части 9 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

Согласно пояснениям Заказчика наличие положительных заключений экспертиз (экспертных заключений), выданных уполномоченными государственными учреждениями, по результатам проведения экспертизы по выполнению работ по предмету контракта, будет свидетельствовать об опыте участника закупки. Заказчик не отрицал, что законодательством не определены государственные учреждения, уполномоченные на проведение экспертизы работ соответствующих объекту закупки, к рассмотрению будут приниматься экспертизы, проведенные государственными организациями.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не предусмотрена обязательная процедура прохождения экспертизы разработанных схем (схем актуализации) водоснабжения и водоотведения.

Законом и иными нормативно-правовыми актами не определен перечень государственных учреждений, уполномоченных проводить такие экспертизы.

Кроме того, в проекте контракта по данной закупке Уполномоченным учреждением также не установлено обязательным условием исполнения контракта прохождение экспертизы.

При отсутствии норм законодательства об обязательном прохождение экспертизы разработанных схем водоснабжения и водоотведения, Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что предоставление участником закупки положительных заключений экспертиз в качестве подтверждения показателя «Опыт выполнения работ» не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки, а также не свидетельствует о том, что таким участником закупки будет предложено лучшее условие исполнения контракта.

Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу о том, что данный подкритерий не подтверждает опыт участника закупки и, следовательно, установлен в конкурсной документации с нарушением Закона о контрактной системе.

В действиях Уполномоченного учреждения — ММКУ «Управление закупок» признается нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, подпункта «б» пункта 4, пункта 27 Правил.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкурсной документацией (пункт 23.2.) установлены следующие критерии оценки заявок и их значимость:

п/п

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия, %

1

Цена контракта, Ц

60

2

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, К

40

Сумма величин значимости всех критериев оценки составляет 100 процентов.

Пунктом 23.4.2. конкурсной документации для оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки» по каждому показателю установлены следующие коэффициенты значимости:

№ п/п

Показатели

Коэффициент значимости показателя

Сумма величин значимости показателей, %

1

К1 - «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема»

0,4

 

100

2

К2 – «Положительные заключения экспертиз»

0,6

Как видно из приведенной таблицы показатель «Положительные заключения экспертиз» имеет даже большую значимость, чем показатель, непосредственно подтверждающий опыт участника закупки.

При этом, потенциальный участник закупки, имеющий успешный опыт исполнения аналогичных работ, ввиду того, что законодательством не предусмотрено обязательное прохождение экспертизы разработанных схем водоснабжения и водоотведения и заказчики по этим закупкам не требовали прохождение экспертизы, получит по этому показателю ноль баллов.

Учитывая, что значимость подкритерия в бальной оценке максимально может составить 24 балла, данный показатель является существенным при оценке итоговых предложений участников закупки.

Так же, как ранее было отмечено, рассматриваемый показатель не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки, не свидетельствует о том, что таким участником закупки будет предложено лучшее условие исполнения контракта.

На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке в качестве предмета оценки показателя «Опыт работы» наличие у участника закупки положительных заключений экспертиз разработанных схем (схем актуализации) водоснабжения и водоотведения ставит участников закупки в неравные условия, т. к. ограничивает возможность участия в закупке, противоречит принципам равноправия, справедливости, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В действиях ММКУ «Управление закупок» признается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

РЕШИЛА:

Жалобу ООО «Объединение энергоменджмента» признать обоснованной.

Признать в действиях ММКУ «Управление закупок» нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, подпункта «б» пункта 4, пункта 27 Правил, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Мурманского УФАС России                       Н.А. Калитина

Члены Комиссии Мурманского УФАС России                                  М.Е. Гребенюкова

                                                                                                       Н.В. Вещагин

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 06-10/17-61

12 апреля 2017 года

город Мурманск

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

председателя Комиссии Мурманского УФАС России — заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Калитиной Н.А..;

Членов Комиссии Мурманского УФАС России;

Гребенюковой М.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Вещагина Н. В. – специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

на основании решения от 12 апреля 2017 года по делу № 06-10/17-61 принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Объединение энергоменджмента» на действия Комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска и ММКУ «Управление закупок» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения МО г.Мурманск (0849300004917000156) (далее — Открытый конкурс), и руководствуясь частями 22 и 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту предписания - Закон о контрактной системе),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ММКУ «Управление закупок» устранить нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, подпункта «б» пункта 4, пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем:

1.1. внесения изменения в конкурсную документацию либо аннулирования определения поставщика.

ММКУ «Управление закупок» исполнить предписание и в срок до 13 мая 2017 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru

 

Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Мурманского УФАС                      Н.А. Калитина

Члены Комиссии Мурманского УФАС                                  М.Е. Гребенюкова

                                                                                           Н.В. Вещагин

Связанные организации

Связанные организации не указаны