Предупреждение б/н Предупреждение Министерству образования и науки Мурманской о... от 17 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Из толкования статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нарушением (недопущением, ограничением, устранением) конкуренции являются любые действия органов власти, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Министерство образования и науки Мурманской области 24.02.2016 г. направило в адрес руководителей подведомственных государственных областных образовательных организаций письмо №17-08/1630-НК рекомендующее в срок до 01.04.2016 г. перейти на электронные площадки, отобранные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ, с целью осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отельными видами юридических лиц».
Письмом от 29.02.2016 г. исх. №17-08/1848-ЕП «О мониторинге исполнения поручения» Министерство образования и науки Мурманской области запросило у подведомственных государственных областных образовательных организаций информацию об исполнении поручения, указанного в письме №17-08/1630-НК от 24.02.2016 г., а именно: о выбранной образовательными организациями электронной площадки и срока начала осуществления закупок на ней.
Таким образом, государственные областные образовательные организации, подведомственные Министерству образования и науки Мурманской области должны были исполнить рекомендацию, изложенную в письме Министерства от 24.02.2016 г. исх. №17-08/1630-НК, и об исполнении указанного поручения отчитаться в Министерство образования и науки Мурманской области в срок до 25.03.2016 г.
Содержание писем Министерства образования и науки Мурманской области от 24.02.2016 г. исх. №17-08/1630-Н и от 29.02.2016 г. исх. №17-08/1848-Е в совокупности воспринимается в качестве указания, обязательного для исполнения, и не может быть рассмотрено в качестве рекомендации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru размещен перечень электронный торговых площадок, отобранных Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:
1. Система торгов «Сбербанк – АСТ»: http://www.sberbank-ast.ru;
2. Единая электронная торговая площадка (АО «ЕЭТП»): www.roseltorg.ru;
3. Общероссийская система электронной торговли: http://etp.zakazrf.ru/;
4. Электронная торговая площадка «РТС-Тендер»: http://www.rts-tender.ru/;
5. Электронная торговая площадка «Госзакупки»: http://www.etp-micex.ru/.
Таким образом, для осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительством РФ отобрано всего 5 электронных площадок.
В свою очередь закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отельными видами юридических лиц» (далее по тексту - Закон 223-ФЗ) проводятся на электронных торговых площадках, выбранных самими заказчиками.
Согласно Доклада Министерства экономического развития РФ «О результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ ««О закупках товаров, работ, услуг отельными видами юридических лиц» в 2015 году» по состоянию на 31 декабря 2015 года с официальным сайтом интегрировано 163 электронные торговые площадки, обеспечивающие проведение закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ (пункт 2.3.5 Доклада).
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 9 декабря 2015 года № 928и-3556 до срока утверждения актом Правительства РФ нового перечня операторов электронных универсальных площадок закупки товаров, работ, услуг в рамках Закона № 223-ФЗ осуществляются по правилам, действующим до момента вступления указанного акта в силу.
Таким образом, в настоящее время не существует нормативных правовых актов Российской Федерации, которые бы обязывали заказчиков, работающих по 223-ФЗ,осуществлять закупки на электронных площадках, отобранных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Исходя из изложенного, закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 223-ФЗ могут осуществляться на любых электронных площадках.
Бюджетные и автономные учреждения в целях удовлетворения своих нужд самостоятельно реализует полномочия заказчика в рамках отношений, урегулированных Законом № 223-ФЗ, и действующее законодательство не содержит положений, предусматривающих право органов государственной власти субъекта российской Федерации участвовать в определении их подведомственными учреждениями электронных торговых площадок для проведения закупок.
Мурманским УФАС установлено, что в результате направления Министерством образования и науки Мурманской области в адрес подведомственных государственных областных образовательных организаций писем от 24.02.2016г. исх. №17-08/1630-Н и от 29.02.2016 г. исх. №17-08/1848-Е, данные организации, ранее осуществлявшие закупку с использованием электронных торговых площадок: ЭТП «ТОРГИ 223», ОТС-tender и ЭТП ММВБ, осуществили переход на электронные площадки, отобранные для проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.13 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: на РТС-тендер и Сбербанк-АСТ.
Действия Министерства по направлению соответствующих писем нарушают запрет на вмешательство государственных органов в отношения хозяйствующих субъектов, установленный пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Министерство образования и науки Мурманской области не привело конкретную норму федерального закона, разрешавшую ему направлять письма такого содержания, тогда как действия Министерства могли ограничить выбор хозяйствующих субъектов, что само по себе свидетельствует о возможности ограничения конкуренции.
На основании изложенного, Мурманское УФАС пришло к выводу, что действия Министерства образования и науки Мурманской области по направлению в адрес руководителей подведомственных государственных областных образовательных организаций писем от 24.02.2016 г. исх. №17-08/1630-Н и от 29.02.2016 г. исх. №17-08/1848-Е, рекомендующих в срок до 01.04.2016 г. перейти на электронные площадки, отобранные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ, с целью осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, повлекли за собой переход подведомственных Министерству государственных областных образовательных организаций на электронные площадки, отобранные для проведения закупок в соответствии с №44-ФЗ, что привело к ограничению конкуренции среди операторов электронных торговых площадок, обеспечивающих проведение закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ.
Таким образом, указанные действия Министерства образования и науки Мурманской области являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что служит основанием для направления в адрес Министерства образования и науки Мурманской области предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управление ФАС по Мурманской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения указанных действий:
путём отзыва писем Министерства образования и науки Мурманской области от 24.02.2016 г. исх. №17-08/1630-Н и от 29.02.2016 г. исх. №17-08/1848-Е. , в срок до 08 июля 2016 года.
Информируем, что орган государственной власти, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о выполнении предупреждения в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Руководитель управления С.А. Чеченина