Предупреждение б/н Предупреждение Северо-Западному управлению Федеральной служб... от 12 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

11 июля 2016 года

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Из толкования статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нарушением (недопущением, ограничением, устранением) конкуренции являются любые действия органов власти, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Установлено, что ООО «Управляющая компания «Наш Город», заключив с ООО «Эгида» договор № 2016/134 от 23.05.2016 г. на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования (ВДГО) в многоквартирных домах г. Канадалакша, находящихся в управлении и (или) обслуживании управляющей организации, направило в адрес Северо-Западного управления Ростехнадзора запрос от 23.05.2016 г. исх. №4/519СА о соответствии ООО «Эгида» требованиям, предъявляемым к специализированным организациям по техническому диагностированию ВДГО.

Изучив представленные ООО «Эгида» документы о соответствии Общества требованиям, предъявляемым к организациям, проводящим техническое диагностирование ВДГО, Северо-Западное управление Ростехнадзора в своём письме от 01.06.2016 г. исх. №49-1/21242, адресованном ООО «Управляющая компания «Наш Город» указало, что работы по техническому диагностированию ВДГО должны проводиться организацией, имеющей статус «специализированной организации». Это прямо предусмотрено пунктом 6 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждённых приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613, в соответствии с которым, проведение работ по техническому диагностированию ВДГО и (или) ВКГО осуществляется специализированной организацией с привлечением, при необходимости, других организаций, имеющих в своём составе квалифицированный персонал и лабораторию неразрушающего контроля, аттестованных в установленном порядке, в соответствии с программой работ согласно договорам на выполнение указанных работ.

При этом Северо-Западное управление Ростехнадзора сослалось на пункт 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410), в котором раскрывается понятие «специализированной организации» указав, что такой организацией является газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившей в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО и имеющая в своём составе аварийно-диспетчерскую службу.

Таким образом, по смыслу письма Северо-Западного управления Ростехнадзора, направленного в адрес ООО «Управляющая компания «Наш Город», проведение работ по техническому диагностированию ВДГО может осуществлять только газораспределительная организация, имеющая соответствующие допуски и аварийно-диспетчерскую службу.

Из положений статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» вытекает, что газораспределительная организация осуществляет эксплуатацию газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. ООО «Эгида» признаками газораспределительной организации не обладает, следовательно, таковой не является. Данное обстоятельство в конкретном рассматриваемом случае может послужить основанием для расторжения договорных отношений между ООО «Эгида» и ООО «Управляющая компания «Наш Город».

Приведённая позиция Северо-Западного управления Ростехнадзора, изложенная в письме от 01.06.2016 г. № 49-1/21242, представляется ошибочной с учётом выводов, сделанных Верховным судом РФ в Решении от 10.12.2013 № АКПИ 13-826. В соответствии с указанным актом суд признал недействующим, в том числе, пункт 2 Правил № 410, содержащий понятие «специализированной организации», в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию. При вынесении решения суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности; коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, права хозяйствующего субъекта на осуществление какого-либо вида деятельности могут быть ограничены, но исключительно на основании федерального закона либо в предусмотренных федеральным законом случаях.

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», иные федеральные законы не наделяют газораспределительную организацию исключительным правом на выполнение работ как по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО, так и по техническому диагностированию ВДГО и (или) ВКГО, а также не содержат норм, ограничивающих либо допускающих возможность ограничения при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению прав иных хозяйствующих субъектов на осуществление самостоятельного вида деятельности, связанного с выполнением указанных работ (оказанием услуг).

Таким образом, применение Северо-Западным управлением Ростехнадзора Правил № 410 без учёта правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. по гражданскому делу №АКПИ13-826, при подготовке и направлении ООО «Управляющая компания «Наш Город» письма, имеющего разъяснительный характер, является неправомерным и влечёт установление для ООО «Управляющая компания «Наш Город» необоснованных ограничений выбора хозяйствующего субъекта, предоставляющего услуги по техническому диагностированию ВДГО, а также создаёт препятствие осуществлению деятельности ООО «Эгида» в указанной сфере, что может привести к ограничению конкуренции.

С учётом вышеизложенного, в действиях Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выразившихся в направлении в адрес ООО «Управляющая компания «Наш Город» письма от 01.06.2016 г. исх. №49-1/21242, имеющего разъяснительный характер в части определения круга организаций, имеющих право оказывать услуги по техническому диагностированию ВДГО, содержатся признаки нарушения пункта 2 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 указанного закона федеральному органу исполнительной власти выдаётся предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Управление ФАС по Мурманской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения указанных действий:

путём отзыва письма Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.06.2016 г. исх. №49-1/21242, направленного в адрес ООО «Управляющая компания «Наш Город» в срок до 15 августа 2016 года.

Информируем, что федеральный орган исполнительной власти, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о выполнении предупреждения в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Руководитель управления С.А. Чеченина

Связанные организации

Связанные организации не указаны