РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 07-03/17-16 о нарушении Администрацией муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области антимонопольного законодательства

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
22.05.2018
Управление:
Мурманское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов власти
Номер документа:
№ 07-03/17-16
Номер дела:

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №  07-03/17-16  о нарушении антимонопольного  законодательства

 

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «17» мая 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено  «22»  мая 2018 г.

 

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 07-03/17-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

            председателя Комиссии Мурманского УФАС России - Поповой Ирины Николаевны - заместителя руководителя Мурманского УФАС России, 

членов  Комиссии: 

начальника  отдела  контроля  органов  власти Полищук  М.С.,

начальника  отдела  контроля  рекламы и недобросовестной конкуренции  Коптева А.С., 

рассмотрев  дело  №07-03/17-16 по  признакам  нарушения  Администрацией  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области (184862,  Мурманская  область,  г.Снежногорск,  ул. Флотская, 9;  ИНН:  5112032360)   части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

          в присутствии на заседании:

представителя  Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской области  <...> по  доверенности  №1839-18И  от  15.05.2018 г.,

представителей УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск Мурманской  области:  <...>  по  доверенности б/н  от 09.01.2018 г.,  Кругляковой    Ларисы  Сергеевны  по  доверенности   б/н  от  09.04.2018 г.,

            руководствуясь статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.01.2017 г. в  адрес Мурманского УФАС  из  Мурманской  прокуратуры  по  надзору  за  исполнением  законов  на  особо  режимных  объектах поступили  материалы  о  признаках нарушения  статьи  15  Федерального  закона  от  26.07.2006 г.  «О  защите  конкуренции» в  действиях  Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  при  передаче  из  муниципальной  собственности  в  хозяйственное  ведение 0муниципального  имущества  с  целью  их  дальнейшей  продажи.

Мурманским УФАС  по  результатам  анализа  представленных  материалов  установлено  следующее:

Решением  Совета  депутатов  ЗАТО  Александровск  от  06.04.2015 г.  №19  утверждён  перечень  имущества,  принимаемого  из  государственной  собственности  Мурманской  области  в  муниципальную  собственность   ЗАТО  Александровск. 

В  указанный  перечень  вошли  передаваемые  от  Государственного  областного  казённого  учреждения  по  управлению  автомобильными  дорогами  Мурманской  области:

1) часть административного  здания  (комплекса  ДРП),  инвентарный  номер 01111417,  общей  площадью 351,7 кв.м.,  расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области;

2) часть  производственного  здания  (комплекса  ДРП),  инвентарный  номер 01111418,  общей  площадью 344,4 кв.м., расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области;

3)  гараж  (комплекса  ДРП),  инвентарный  номер 01111419,  общей  площадью   637,8 кв.м.,  расположенный  в  г.Снежногорск  Мурманской  области.

 

Постановлением  Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  от  10.12.2015 г.  №2642  «О  закреплении  муниципального  имущества  на  праве  хозяйственного  ведения за  унитарным  муниципальным  производственным  предприятием  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области»  было  закреплено  12  объектов  муниципального  имущества  за  УМПП «Жилкомхоз»,  в  том  числе:

1)  часть    административного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:488,  общей  площадью 351,7 кв.м.,  расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области,  (балансовая  стоимость 33 844 037,20 руб);

2) часть  производственного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:490,  общей  площадью 344,4 кв.м., расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области  (балансовая  стоимость 34 612 059,10 руб);

3)  гараж  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:380,  общей  площадью   637,8 кв.м.,  расположенный  в  г.Снежногорск  Мурманской  области,  (балансовая  стоимость 9 713 088,00 руб).

Право  хозяйственного  ведения  на  указанные  объекты  зарегистрировано  УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области в  Едином  государственном  реестре  прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним 05.05.2016 г.

В  соответствии  с  частью  1  статьи  2  Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ  "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"  (далее  -  Закон об унитарных предприятиях)  унитарным  предприятием  признаётся  коммерческая  организация,  не  наделённая  правом  собственности  на имущество,  закреплённое  за  ней  собственником. 

Согласно  статьи  11  Закона об  унитарных  предприятиях  имущество  унитарного предприятия  формируется,  в  том  числе,  за  счёт  имущества,  закреплённого  за  унитарным  предприятием  на  праве  хозяйственного  ведения  или  оперативного  управления  собственником  этого  имущества.

На основании п. 2 ст. 113 Гражданского  кодекса  РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Таким  образом, в  соответствии  с  нормами  гражданского  законодательства  передача  унитарному  предприятию  имущества  осуществляется  в  целях  использования  его в  экономическом  обороте  предприятия.

Установлено,  что  УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  (ИНН 5112100059, КПП 511601001; юридический  адрес:  Мурманская  область, г.Полярный, ул. Гандюхина, д.11;  фактический  адрес:  Мурманская  область,  г.Снежногорск,  ул. Мира, д.5/4)  осуществляет  деятельность  в  соответствии  с  Уставом  предприя,  утверждённым   распоряжением  Управления  муниципальной  собственностью  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  от  22.05.2013 г. №149-Р. 

Согласно  Выписки  из  Единого  государственного  реестра  юридических  лиц  основным  видом  деятельности  УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  является  управление  эксплуатацией  жилого  фонда  за  вознаграждение  или  на  договорной  основе  (ОКВЭД  - 68.32.1).

Исходя  из  представленного  Мурманской  прокуратурой  по  надзору  за  исполнением  законов  на  особо  режимных  объектах  объяснения   директора  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области <...> от  17.01.2017 г.,  данное  муниципальное  имущество   было  закреплено  на праве  хозяйственного  ведения  за  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  с  целью  его  дальнейшей  продажи,  поскольку  финансовое  состояние  предприятия в  тот  период  было  нестабильным,  были  наложены  аресты  на  финансовые  счета   предприятия,  возникла  острая  необходимость  расчёта  с  кредиторами.  Денежные  средства  от  продажи  планировалось  направить  на  расчёты   с  кредиторами.

При  этом,  у  УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  отсутствовали  денежные  средства  на  содержание  закрепляемого  за ним  имущества.

Таким  образом,  муниципальное  недвижимое  имущество,  закреплённое Постановлением  Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  от  10.12.2015 г.  №2642  за   УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области,  фактически не находились  в пользовании предприятия, не использовались последним в пределах предмета и целей деятельности   муниципального  унитарного  предприятия, что позволяет  сделать следующий вывод:   при совершении действий по закреплению на праве хозяйственного ведения муниципального имущества стороны не преследовали цель возникновения правовых последствий в виде владения и пользования рассматриваемыми  помещениями  в соответствии с уставом предприятия.

Согласно  объяснения   директора  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области <...> от  17.01.2017 г.,  сразу  после  передачи  в  хозяйственное  ведение  УМПП  «Жилкомхоз»    указанного  муниципального  недвижимого  имущества  в  декабре  2015 года  поступило  предложение  от  ООО «Гранит-Авто»  о  покупке  данного  имущества.  При  этом,  со  слов  <...>, имелись  устные  договорённости с  Администрацией  МО ЗАТО  Александровск  о  продаже  имущества  конкретно  ООО  «Гранит-Авто».

Комиссией  Мурманского  УФАС  учтены  письменные  и  устные возражения   Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области,  представленные  и  озвученные  в  ходе  рассмотрения  настоящего  дела.

Так,  согласно    письменных  возражений  Администрации  МО  ЗАТО Александровск  Мурманской  области  от  17.05.2018 г. исх. №1173-18И,  Комиссия  Мурманского  УФАС  не  праве   принимать объяснения бывшего  директора  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области <...>,  поскольку  указанным  объяснениям  не  дана  правовая  оценка  уполномоченным  органом. При  этом,  на  вопрос  Комиссии  Мурманского  УФАС о  том,  какой  орган  является  уполномоченным  давать  такую  оценку,  представитель  Администрации  МО  ЗАТО  Александровск  затруднилась  дать  ответ.

22.12.2015 г.  УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  с ООО  «Ромол»  был  заключён  договор  на  оценку  рыночной  стоимости  объектов  оценки.

Согласно  проведённых  ООО  «Ромол»  (г.Мурманск)  отчётов  рыночная  стоимость  объектов  составила:

- гараж (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:380,  общей  площадью   637,8 кв.м.:  1 794 000 руб.  (Отчёт  №560-2  об  определении  рыночной  стоимости  объекта);

- часть  производственного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:490,  общей  площадью 344,4 кв.м.: 1 039 000 руб.  (Отчёт  №560-1 от  25.12.2015 г. об  определении  рыночной  стоимости  объекта);

часть    административного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:488,  общей  площадью 351,7 кв.м.:  837 000 руб.  (Отчёт  №560 от  25.12.2015 г. об  определении  рыночной  стоимости  объекта).

 

15.04.2016 г.  УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  обратилось   в  Администрацию  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  о  даче  согласия  на  продажу  муниципального  недвижимого  имущества,  в  том  числе:

-  часть    административного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:488,  общей  площадью 351,7 кв.м.,

-  часть  производственного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:490,  общей  площадью 344,4 кв.м.,

- гараж  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:380,  общей  площадью   637,8 кв.м.

При  этом  письмо  от 15.04.2016 г. исх. №228,  с  обращением  о  даче  согласия  на  продажу  рассматриваемого  муниципального  имущества,  не  содержало  обоснование  причин  и  необходимости  продажи  данного  имущества.

Постановлением  Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  от  25.05.2016 г. №1078  дано  согласие  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  на  продажу  объектов  муниципального  имущества:

1)  часть    административного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:488,  общей  площадью 351,7 кв.м.,

2)  часть  производственного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:490,  общей  площадью 344,4 кв.м.,

3) гараж  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:380,  общей  площадью   637,8 кв.м.

Указанным  постановлением  администрации  определена  балансовая  и  рыночная  стоимости  продаваемого  имущества:

 

Наименование  имущества

балансовая  стоимость,

руб.

рыночная  стоимость,

руб.

часть    административного  здания

общей  площадью 351,7 кв.м.

 

33 844 037,20

 

837 000,00

часть  производственного  здания

общей  площадью 344,4 кв.м.

 

34 612 059,10

 

1 039 000,00

гараж 

общей  площадью 637,8 кв.м.

9 713 088,00

1 794 000,00

 

Исходя  из  пояснений  директора  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области <...>  от  17.01.2017 г.,  предложения  купить  рассматриваемое  муниципальное  имущество  хозяйствующим  субъектам  не  направлялись,  поскольку  изначально  планировалось  продажа  данного  имущества  конкретному  лицу  -  ООО  «Гранит-Авто».

Доказательства  публичного, доступного  для  неопределённого  круга  лиц,  размещения  информации  о  продаже  указанных  помещений  отсутствуют.

Данный  факт  не  был  опровергнут  представителем  Администрации  МО  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  в  ходе  рассмотрения  настоящее  дела. 

 

26.05.2016 г. УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  заключило  с  ООО  «Гранит-Авто» следующие  договора:

1) Договор  №3  от  26.05.2016 г. купли-продажи  недвижимого  имущества:  часть    административного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:488,  общей  площадью 351,7 кв.м.  -  за  837 000 руб.

Пункт 2.2.  Договора  предусматривает,  что  покупатель  ООО  «Гранит-Авто»  обязан  уплатить  стоимость  объекта  согласно  прилагаемого  графика  платежей  (Приложение  №1  к  договору).

Согласно  графика  платежей  сумма  первого  платежа  составила  83 700,00 руб.,  оплата  которого  произведена   в  период  с  01 по 15  июня 2016 года.  В  дальнейшем  покупатель  осуществляет  платежи  с 01 по 15 число  каждого  месяца  в  сумме  равной  12 555,00  руб. ежемесячно.  Срок  последнего  платежа  установлен  с 01  по  15 июня 2021  года.

2) Договор  №4  от  26.05.2016 г. купли-продажи  недвижимого  имущества:  часть  производственного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:490,  общей  площадью 344,4 кв.м.  -  за  1 039 000,00 руб.

Пункт 2.2.  Договора  предусматривает,  что  покупатель  ООО  «Гранит-Авто»  обязан  уплатить  стоимость  объекта  согласно  прилагаемого  графика  платежей  (Приложение  №1  к  договору).

Согласно  графика  платежей  сумма  первого  платежа  составила  103 900,00 руб.,  оплата  которого  произведена   в  период  с  01 по 15  июня 2016 года.  В  дальнейшем  покупатель  осуществляет  платежи  с 01 по 15 число  каждого  месяца  в  сумме  равной  15 585,00  руб. ежемесячно.  Срок  последнего  платежа  установлен  с 01  по  15 июня 2021  года.

3) Договор  №5  от  26.05.2016 г. купли-продажи  недвижимого  имущества:  гараж  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:380,  общей  площадью   637,8 кв.м.  -  за  1 794 000,00 руб.

Пункт 2.2.  Договора  предусматривает,  что  покупатель  ООО  «Гранит-Авто»  обязан  уплатить  стоимость  объекта  согласно  прилагаемого  графика  платежей  (Приложение  №1  к  договору).

Согласно  графика  платежей  сумма  первого  платежа  составила  179 400,00 руб.,  оплата  которого  произведена   в  период  с  01 по 15  июня 2016 года.  В  дальнейшем  покупатель  осуществляет  платежи  с 01 по 15 число  каждого  месяца  в  сумме  равной  26 910  руб. ежемесячно.  Срок  последнего  платежа  установлен  с 01  по  15 июня 2021  года.

 Из  представленных  договоров  купли-продажи   недвижимого  имущества  следует,  что  стоимость  объекта  выплачивается  на  основании  прилагаемого   графика  платежей.

Исходя  из  того,  что   по указанным  договорам  купли-продажи  предоставлена  рассрочка  оплаты  сроком  на  5 лет  и  сумма  ежемесячных  платежей  по  договорам  незначительна,  что  свидетельствует  о  неэффективности  мер  финансового  оздоровления  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области.

 Комиссией  Мурманского  УФАС  учтены  письменные  и  устные возражения   УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области,  представленные  и  озвученные  в  ходе  рассмотрения  настоящего  дела.

Так,  представитель УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  в  ходе  рассмотрения  дела  представила  на  обозрение  Комиссии  Мурманского  УФАС  копию  Отчёта  о  финансовых  результатах  деятельности  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  за 2017 г. 

Согласно  устных  пояснений  представителя УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  представленный  Отчёт  о  финансовых результатах  за 2017 год  подтверждает,  что финансовое  положение  предприятия  улучшилось,  а  именно  размер  выручки  предприятия  с 49150 тыс. руб. за 2016 г. увеличился  до 55 947 тыс. руб.  за 2017 г.

В  то  же  время,  представитель УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской области в ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС устно  пояснила, что доходы  предприятия  от  продажи  имущества  отражаются  в Отчёте  о  финансовых результатах  по  строке   «Прибыль  (убыток) от продаж», и  свидетельст-вует о том,  что  убыток  от  продаж  предприятия  за  2017 год  составил 124 тыс. руб.

Таким  образом,  довод  представителя УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  о  финансовом  оздоровлении  предприятия  в  результате  продажи  рассматриваемого  муниципального  имущества  не  подтверждён.

Постановлениями  администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  от  04.08.2016 г. №1548  и  от  25.07.2016 г. №1480     рассматриваемые  объекты  недвижимого  имущества  были  исключены    из  реестра  муниципального  имущества  ЗАТО  Александровск.

В  то  же  время  в  ходе  анализа  представленных  документов  установлено,  что  распоряжением  Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  от  16.01.2015 г.  №6-р  на  баланс  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  были  переданы  транспортные  средства в  целях  осуществления  уставной  деятельности: 

  1.  ГАЗ-31105 гос. номер О125МТ51,
  2. Автомобиль-мастерская  ПАРМ  гос. номер Н366МК51,
  3. Машина  комбинированная  КО-560  (каналопромывочная  на  базе  КАМАЗа)  гос. номер Н367МК51,
  4. УАЗ-220695  спец. Пассажирский  гос.  номер Е948МК51,
  5. УАЗ-390945  грузовой  гос. номер Е947МК51.

Хранение  указанных  транспортных  средств   в  период 2015 -2016 г.г.  осуществлялось  в  помещении-ангаре  площадью 262 кв.м.  на  территории  гаража  ООО  «Гранит-Авто»  по  адресу:  г.Снежногорск, ул. Бирюкова, д.8,  на  основании  заключённых  между ООО  «Гранит-Авто»  и  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  договоров:

1) Договор  №01/2015  от  01.07.2015 г. на  аренду  ангара  на  территории  гаража  ООО  «Гранит-Авто»   сроком  с  01.07.2015 г. по 31.12.2015 г.;

2)  Договор  №01/2016-Г  от  01.01.2016 г. на  аренду  ангара  на  территории  гаража  ООО  «Гранит-Авто»   сроком  с  01.01.2016 г.  по  31.12.2016 г.

Данный  факт  аренды  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  у  ООО  «Гранит-Авто»  гаража   также  подтверждает,  что  УМПП  «Жилкомхоз»  не  использовало  переданный  ему  гараж (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:380,  общей  площадью   637,8 кв.м.

 

Частью  1  статьи 15 Федерального закона  от  26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  по  тексту  -  Закон  о  защите  конкуренции)  предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.  

В соответствии со ст. 217 Гражданского  кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предус-мотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены в пункте 1 статьи 13 Федерального  закона  от 21.12.2001г.  №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее  -  Закон  о  приватизации). Данный перечень является закрытым и включает в себя: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажу государственного или муниципального имущества на аукционе; продажу акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажу государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажу за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Положения  Закона  о  приватизации  не  распространяются  на  отчуждение  муниципальными  унитарными  предприятиями,  закреплённого  за  ними  в  хозяйственное  ведение  имущества  (пункт  9  части  2  статьи 3  Закона  о  приватизации).

В  отношении  муниципального  имущества,  закреплённого  за  МУПами,  законодательством  не  установлены  обязательное  проведение  публичных  торгов,  а  также  процедура  таких торгов.

Вместе  с  тем,  адресная  реализация  муниципального  имущества  препятствует  доступу  к  ограниченному  муниципальному  ресурсу  неограниченного  круга  лиц,  что  противоречит  требованиям  статьи  15  Закона  о  защите  конкуренции.

Согласно  письма  Федеральной  антимонопольной  службы  России  от  13.01.2011 г.  №АЦ/422  «О  рассмотрении  обращения  по  вопросу  применения  Федерального  закона  «О  защите  конкуренции»  дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов будет содержать признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя  из  изложенного,  приватизация  муниципального  имущества,  закреплённого  на  праве  хозяйственного  ведения  за  муниципальными  унитарными  предприятиями,  должна  осуществляться  с  использованием  публичных процедур,  обеспечивающих  равный  доступ  к  данному  ресурсу  для  хозяйствующих  субъектов  -  торгов  (конкурсов,  аукционов).

 

Действия муниципального унитарного  предприятия,  выраженные  в  заключении  договоров  купли-продажи  муниципального  имущества  с  хозяйствующим  субъектами  при  получении  согласия  собственника  такого  имущества,  формально  осуществляются   в  рамках  правового  поля,  поскольку  соблюдаются   пункт  2  статьи  295  Гражданского  кодекса  РФ и  пункт  1  статьи  18  Закона об  унитарных  предприятиях,  но  фактически  эти  действия  направлены  на  обход  Закона  о  приватизации  с  противоправной  целью  -  продажи  муниципального  имущества  без  проведения  торгов  конкретному  лицу,  что  содержит  признаки  нарушения  статьи  15  Закона  о  защите  конкуренции.

Таким  образом,  имущество,  закреплённое  за  муниципальным  унитарным  предприятием  на  праве  хозяйственного  ведения,    вследствие  неурегулированности  порядка  его  отчуждения  конкурентными  способами,  может  передаваться  заинтересованными  должностными  лицами  конкретным  хозяйствующим  субъектам  в  обход  установленных  законом  способов.

Совершённые  законным  способом  действия  по  закреплению  имущества  за  унитарным  предприятием  с  последующей  продажей  этого  имущества  скрывают  в  себе  сделку  купли-продажи  муниципального  имущества  без  проведения  торгов.

Принимая во внимание, что передача  унитарному  предприятию  имущества  осуществляется  в  целях  использования  его в  экономическом  обороте  предприятия,  а  вышеуказанные  муниципальные  помещения  с момента их передачи   Администрацией  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  в  хозяйственное  ведение   УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области фактически не находились  в пользовании предприятия, не использовались последним в пределах предмета и целей деятельности   муниципального  унитарного  предприятия, позволяет  сделать  вывод   о том, что совершением действий по закреплению на праве хозяйственного ведения муниципального имущества стороны не преследовали цель возникновения правовых последствий в виде владения и пользования рассматриваемыми  помещениями  в соответствии с уставом предприятия.

Совокупность представленных Мурманской  прокуратуры  по  надзору  за  исполнением  законов  на  особо  режимных  объектах документов свидетельствует о том, что изначально закрепление муниципального имущества за УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области, не использующего его в уставной деятельности, и последующее согласие Администрацией  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области на продажу рассматриваемых объектов были направлены на отчуждение муниципального имущества в частную собственность минуя положения Закона о приватизации,  что свидетельствует о недействительности рассматриваемых  сделок по признаку притворности.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.08.2005 N 2601/05, по основанию притворности недействительной может быть признана та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки.

Последствием недействительности притворной сделки является применение к отношениям сторон не правил о реституции, а правил той сделки, которую они имели в виду.

При таких обстоятельствах спорное имущество подлежит возврату в собственность муниципального образования с выплатой муниципальным  предприятием в пользу хозяйствующих  субъектов  денежных средств в размерах,  установленных  договорами  купли-продажи  имущества.

Доказательства того, что Администрация  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области имела намерение передать имущество в хозяйственное ведение УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  с целью извлечения последним прибыли либо ведения самостоятельной хозяйственной деятельности отсутствуют, поэтому получение предприятием  прав на рассматриваемые  объекты  недвижимости не являлось конечной целью сторон и осуществлялось для создания видимости законного отчуждения имущества.

Как следует из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в    от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт,  осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Закреплённое  за  унитарным  предприятием  недвижимое  имущество  имеет  потенциальный  спрос  участников  соответствующего  рынка,  следовательно отчуждение  такого  имущества  конкретному  хозяйствующему  субъекту  повлечёт  или  может  повлечь  негативные  последствия  для  конкуренции  в  виде  её  недопущения, ограничения,  устранения, что  является  достаточным  основанием  для  вывода  о  нарушении  части  1  статьи  15  Закона  о  защите  конкуренции.

Выявить потенциальных  участников  желающих  получить  доступ  к  соответствующему  муниципальному  ресурсу  и  обеспечить  равный  доступ  к  нему  для всех  заинтересованных  в  его  приобретении  лиц  можно  посредством  продажи  данного имущества  унитарным  предприятием  на  торгах.

 

Анализ  документов,  представленных  Мурманской  прокуратурой  по  надзору  за  исполнением  законов  на  особо  режимных  объектах,  позволяет  сделать  вывод, что  последовательная  передача  Администрацией  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области имущества в  хозяйственное  ведение УМПП «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области    была  произведена   не  с  целью  его  использования  согласно  уставной  деятельности  предприятия,  а  с  целью  реализации  имущества  без  проведения  конкурсных  процедур  в  обход  норм  Закона  о  приватизации, что  следует  рассматривать  как  нарушение  требований,  установленных  частью  1  статьи  15  Закона  о  защите  конкуренции.

Аналогичная  правовая  позиция  подтверждена  Определением  Верховного  суда  Российской  Федерации  № 307-КГ16-19373  от  26.01.2017 г. по  делу  №А42-9030/2015,  согласно  которому  указанная совокупность действий ответчиков по заключению двух взаимосвязанных сделок (закрепление имущества на праве хозяйственного ведения и последующая его реализация), как способ приватизации имущества, действующим законодательством не предусмотрена, и направлена на отчуждение объекта муниципальной собственности в обход порядка, установленного Законом о приватизации, в целях продажи имущества конкретному лицу.

В  соответствии  с  частью  2  статьи  39.1  Федерального  закона  от  26.07.2006 г.  №135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона  о  защите  конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В  связи  с  наличием  в  действиях  Администрация  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  признаков  нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренных  частью  1  статьи  15  Федерального  закона   от 26.07.2006 г. №135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  и  на основании статьи 39.1 Федерального   закона  от  26.07.2006 г. №135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  было выдано  Предупреждение  №07-03/17-05  от  05.05.2017 г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства  и  принятии мер по устранению последствий такого нарушения  путём   принятия  мер  по  возврату  в  муниципальную  собственность  недвижимого  имущества:    

1)  часть    административного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:488,  общей  площадью 351,7 кв.м.,  расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области,

2) часть  производственного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:490,  общей  площадью 344,4 кв.м., расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области  (балансовая  стоимость 34 612 059,10 руб),

 

3)  гараж  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:380,  общей  площадью   637,8 кв.м.,  расположенный  в  г.Снежногорск  Мурманской  области,  (балансовая  стоимость 9 713 088,00 руб).

В  соответствии  с  частью  5 статьи  39.1  Федерального  закона  от  26.07.2006 г.  №135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»   Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Срок  исполнения  Предупреждения  №07-03/17-05  от  05.05.2017 г. был установлен  до  15  июня 2017 года.

Предупреждение  №07-03/17-05  от  05.05.2017 г. Администрацией  ЗАТО  Александровск  не  исполнено. Меры  по  возврату  имущества  не  приняты.

Администрация  МО  ЗАТО Александровск  Мурманской  области в  своих  письменных  возражениях  от  17.05.2018 г. исх. №1173-18И  полагает,  что  выводы  Мурманского  УФАС    о  наличии  в  действиях  администрации  ЗАТО  Александровск  признаков  нарушения  антимонопольного  законодательства  преждевременны,  поскольку   в  настоящее  время  в  производстве  Арбитражного  суда  Мурманской  области  находится  дело  №А42-1115/2018  по  иску  Прокуратуры  Мурманской  области  к ООО «Гранит-Авто»,  УМПП  «Жилкомхоз»  Александровск  Мурманской  области,  администрации  муниципального  образования   ЗАТО  Александровск Мурманской  области,  Управлению  муниципальной  собственностью  администрации ЗАТО  Александровск о  признании  недействительными  (ничтожными)  сделок  по  передаче на  праве  хозяйственного  ведения  недвижимого  имущества,  признании  недействительными  (ничтожными) договоров  купли-продажи  недвижимого  имущества.

Комиссией  Мурманского  УФАС  установлено,  что  в  рамках рассматриваемого  Арбитражным  судом  Мурманской  области  дела №А42-1115/2018  не  исследуются  вопросы  нарушения  антимонопольного  законодательства.  В  связи  с  этим,  Комиссия  Мурманского  УФАС  не усматривает  оснований  для  приостановления  рассмотрения  дела  №07-03/17-16  о нарушении  антимонопольного  законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о наличии достаточных оснований для квалификации действий Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  по  совершению  ряда  последовательных  действий,  создавших    правовые  последствия  возникновения  у  УМПП  «Жилкомхоз»  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области    права  хозяйственного  ведения  на  муниципальное  имущество  и  дающие   последнему  право  на  отчуждение  муниципального  имущества  минуя  конкурентные  процедуры, как нарушающих часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части запрета органам местного самоуправления  принимать акты  и  осуществлять действия, которые могут привести к негативному вмешательству  в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьёй  49,  статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  (184862,  Мурманская  область,  г.Снежногорск,  ул. Флотская, 9;  ИНН  5112032360;  ОГРН  1105105000010)   факт нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в  совершении  действий  по  отчуждению  муниципального  имущества:

1)  часть    административного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:488,  общей  площадью 351,7 кв.м.,  расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области,

2) часть  производственного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:490,  общей  площадью 344,4 кв.м., расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области  (балансовая  стоимость 34 612 059,10 руб),

 

3)  гараж  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:380,  общей  площадью   637,8 кв.м.,  расположенный  в  г.Снежногорск  Мурманской  области,  (балансовая  стоимость 9 713 088,00 руб),

минуя  конкурентные  процедуры.

 

2. Выдать Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  (184862,  Мурманская  область,  г. Снежногорск,  ул. Флотская, 9;  ИНН  5112032360;  ОГРН  1105105000010) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Передать материалы дела №07-03/17-16 должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения  вопроса  о  возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения антимонопольного законодательства РФ.

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                               

И.Н.Попова

 

Члены комиссии

М.С.Полищук

 

 

А.С.Коптев

 


 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 07-03/17-16

о нарушении антимонопольного законодательства

 

22  мая  2018 года                                                                                 город Мурманск

 

            Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 07-03/17-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

            Председателя Комиссии Мурманского УФАС: Поповой Ирины Николаевны, заместителя руководителя Мурманского УФАС России; 

            Членов Комиссии Мурманского УФАС:

Полищук  Марины  Сергеевны,  начальника  отдела  контроля  органов  власти  Мурманского  УФАС  России;

Коптева  Алексея  Сергеевича  - начальника  отдела  контроля   рекламы  и  недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России;

руководствуясь пунктом 3  части 1  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения по делу № 07-03/17-16 от  22  мая 2018 года  о нарушении Администрацией  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  (184862,  Мурманская  область,  г.Снежногорск,  ул. Флотская, 9;  ИНН  5112032360;  ОГРН  1105105000010)   части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации  муниципального  образования  ЗАТО  Александровск  Мурманской  области  (184862,  Мурманская  область,  г.Снежногорск,  ул. Флотская, 9;  ИНН  5112032360;  ОГРН  1105105000010)   прекратить нарушение части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путём:

возврата  в  муниципальную  собственность  следующего  имущества:

1)  часть    административного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:488,  общей  площадью 351,7 кв.м.,  расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области,

2) часть  производственного  здания  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:490,  общей  площадью 344,4 кв.м., расположенного  в  г.Снежногорск  Мурманской  области  (балансовая  стоимость 34 612 059,10 руб),

3)  гараж  (комплекса  ДРП),  кадастровый  номер 51:21:0030101:380,  общей  площадью   637,8 кв.м.,  расположенный  в  г.Снежногорск  Мурманской  области,  (балансовая  стоимость 9 713 088,00 руб).

 

2. В срок до 01  сентября  2018 года проинформировать Управление ФАС по Мурманской области о выполнении данного предписания.

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          И.Н. Попова

 

 

Члены комиссии:                                                                                         М.С.Полищук

 

 

                                                                                                                       А.С.Коптев

 

 

            Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.

            Примечание:  за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

            Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.