Определение б/н Определение о возбуждении дела № 08-04-15/30 по признакам на... от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08-04-15/30

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

01 октября 2015 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

03.08.2015 года в Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступили телефонные звонки от граждан г. Мурманска по факту распространения в г. Мурманске на проспекте Кольском рекламного баннера: « Еда Вино друзья. ВЫ ПРОСТО ОХните… когда мы откроемся. Rectobar51», с признаками нарушения рекламного законодательства.

По мнению граждан, реклама безнравственна, т.к. используемая форма рекламы и способ её размещения не позволяет прочесть информацию в полном объеме, что создает впечатление об использовании бранного слова, что не допустимо, и противоречит части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с частью11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

04.08.2015 года Комиссия Мурманского УФАС России выехала по указанному адресу, зафиксировала рекламу и составила акт, в присутствии понятых и средства массовой информации «ТВ-21».

Баннер размером 18м.кв., размещен вдоль проезжей части по направлению к центру города на высоте 6-8 метров от земли возле остановочного комплекса «Автопарк», часть рекламной фразы выполнена крупно «ВЫ ПРОСТО ОХ» продолжение фразы выполненная таким мелким шрифтом, что создает впечатление у частников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров транспортных средств), что буквы в окончании слова отсутствуют.

Сюжет телеканала «ТВ-21» о непристойной рекламе на проспекте Кольском в г. Мурманске был создан телекомпанией и вышел в эфир 04.08.2015г по многочисленным звонкам граждан, которых обеспокоила, указанная реклама, своей безнравственностью и оскорбительностью, а также отрицательным влиянием на подрастающее поколение. Кроме того, телеканал на своем сайте разместил фото рекламного баннера, и провел интерактивный опрос граждан: «Заставляет ли Вас данная реклама додумать бранное слово?» и предложил три варианта ответа: «да», «нет», «не обращаю внимание на уличную рекламу». Проголосовало 263 человека из них 54% ответили – «да»; 27%- «нет»; 19% ответили, что не обращают внимание на наружную рекламу.

05.08.2015 года при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области прошло заседания Экспертного совета по применению рекламного законодательства, где обсуждался рекламный баннер: «ВЫ ПРОСТО ОХните… Когда мы откроемся».

Экспертный совет отметил, реклама распространяется на баннере вдоль дороги, и окончание слова ОХ... читается только при близком расстоянии. У участников дорожного движения, мелкие буквы создают эффект многоточия и слоган ассоциируется с нецензурным выражением.

Члены экспертного совета акцентировали внимание, что данный рекламный продукт распространяется посредством наружной рекламы. Поэтому рассмотрение данного материала производится с учетом его воздействия в условиях городской среды на неопределенный круг лиц, а не на конкретно целевую аудиторию потребителей данных услуг.

Экспертным советом отмечено, что данный баннер находится на пути следования к Муниципальному общеобразовательному учреждению г. Мурманска кадетской школе № 19(г.Мурманск,ул.Спартака,д.11,остановка «Автобусный парк»), уязвимой группой при восприятии такой рекламы становятся подростки. Если не контролировать использование нецензурных слов или намёков, то у подрастающего поколения будет формироваться паттерн поведение, согласно которому использование нецензурной брани дозволительно, возможно и никак не порицается.

Помимо прочего члены совета заметили, что реклама на баннере распространяется с грамматической ошибкой. Глагол в будущем времени пишется охнете, в рекламе написано охните.

Все члены совета пришли к мнению, что в рекламе с учетом шрифта и способа исполнения указанной информации, усматривается попытка использования нецензурной лексики.

Для всестороннего рассмотрения рекламы Мурманское УФАС России запросило в Мурманском государственном гуманитарном университете лингвистическую экспертизу выражения, используемого в рекламе: «Вы просто Охните…когда мы откроемся».

Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой МГГУ Иванищева О.Н. по результатам проведенного лингвистического исследования констатировала, что фраза «Вы просто Охните…когда мы откроемся» не носит оскорбительный характер, не относится к бранной лексике и не нарушает требования о государственном языке Российской Федерации. Эти выводы обоснованы лингвистическим анализом текста, основанном на компонентном анализе семантической структуры слова, представленной в дефинициях словарей современного русского языка.

Следует отметить, что оценку восприятия потребителями рекламной фразы, выполненной шрифтами разного размера и оценку воздействии рекламы на развитие подростков и детей с точки зрения психологии и моральных норм эксперт –лингвист не давал сославшись на отсутствие компетентности в этой части.

Исследуя данную рекламную информацию необходимо оценивать содержание рекламы в совокупности с обстоятельствами ее размещения способом и формой доведения рекламной информации до потребителя и количеством людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Исходя из совокупного анализа рекламы, в рекламе: « Еда. Вино. Друзья. ВЫ ПРОСТО ОХните… когда мы откроемся. Rectobar51» усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно полученной по запросу УФАС по Мурманской области информации реклама в виде баннера размером 18 м. кв. размещалась по инициативе заказчика ООО «Диметра» в соответствии с договором № 34/201 от 15.07.2015 по адресам: г. Мурманск, пр. Кольский, в районе дома № 110 (рядом с остановочным комплексом автопарк) и по ул. Шмидта (вблизи гипермаркета «Окей») с 01.08.2015 по 31.08.2015г.

В действиях ООО «Диметра» усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель– ООО «Диметра» (ИНН515090522, ОГРН 1075105000409, 184381, Мурманская обл., Кольский район, г. Кола , ул. Миронова, д.1).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № 08-04-15/30 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать участвующими в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе общество с ограниченной ответственностью «Диметра» (ИНН515090522, ОГРН 1075105000409, 184381, Мурманская обл., Кольский район, г. Кола, ул. Миронова, д.1).

Назначить дело к рассмотрению на 21 октбря 2015 года в 14.30, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

ООО «Диметра » представить на рассмотрения дела в антимонопольный орган:

- копию выписки из ЕГРЮЛ ООО «Диметра»;

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства;

-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны