Решение б/н Решение по делу № 08-04-15/36 о нарушении рекламного законод... от 10 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-15/36

27.01. 2016 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мареха Д.А.

рассмотрев дело № 08-04-15/36 от 18.11.2015 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в отсутствии представителей ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» и ООО «КИА Моторс РУС»

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в ходе мониторинга наружной рекламы выявила 17.09.2015 г в городе Мурманске, на улице Ломоносова, вблизи остановочного комплекса рекламу в виде баннера: ««Выгода до 150000 р./кредит от 0%** KIA RIO www.kia.ru....» далее нечитаемый мелкий шрифт:

«Максимально возможная выгода 150 000руб. распространяется на модель Rio FL2015года выпуска в комплектации premium и формируется из следующих факторов 1) Скидка при покупке 50000 руб.,2) Выгода 40000 руб по программе трейд-ин при сдаче автомобиля KIA, 3) Выгода 60000 руб распространяется на покупку нового автомобиля в кредит по программе «Go! KIAFinance» (Гоу! Киа Финанс) с остаточным платежом **0%-маркетинговая ставка. Маркетинговая ставка означает выраженный в % размер расходов физ.лиц на приобретения автомобиля с использованием кредитных средств, при условии снижения стоимости автомобиля. Не является процентной ставкой по кредиту. Указанная ставка достигается исходя из цены на автомобиль. KIA RIO в комплектации 16АТ premium 2015 года выпуска, при условии, что первые три символа VIN-номеров начинаются на XWE,Z94-809 900руб., сумма кредита-461400руб., при процентной ставке по кредиту 13,845% с учетом государственной программы субсидирования (кредитный продукт «Партнерский субсидированный» тарифного плана «Партнерский») первоначальном взносе -43,03% от стоимости автомобиля, сроке кредита24 месяца, остаточной стоимости (часть кредита в процентах от стоимости автомобиля, выплачивается в составе последнего платежа по кредиту)-22% ежемесячный платеж-16221,57руб. Страхование автомобиля по программе КАСКО обязательно. Кредит предоставляется ООО «Русфинанс Банк», лицензия Банка России №1792 от 13.02.2013года (Далее Банк). Предложение не является публичной офертой (ст.437 ГК РФ) и действительно с 01.09.2015 по 30.09.2015. Условия и тарифы могут быть изменены ООО«Русфинанс Банк» в одностороннем порядке. Подробности уточняйте у официальных дилеров KIA в Вашем городе и на сайте www.kia.ru***Искусство удивлять)».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:

объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама: «Выгода до 150000 р./кредит от 0%** KIA RIO www.kia.ru....» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц; формирует и поддерживает интерес к марке «KIA», её товарам и предложению «Выгода до 150000 р./кредит от 0%**»; преследует строго заданные цели продвижение товаров марки «KIA» и проводимой акции, побуждают приобрести автомобиль KIA RIO по привлекательной выгодной цене.

Объектами рекламирования являются:

-марка «KIA»,

-автомобиль KIA RIO ;

-предложение «Выгода до 150000 р./кредит от 0%**».

Комиссия Мурманского УФАС России зафиксировала с помощью фотоаппарата рекламный баннер и составила акт осмотра рекламы в присутствии понятой.

Согласно Акту осмотра рекламы от 17.09.2015, рекламный баннер размером 18м.кв. размещен на рекламной конструкции высотой 6-8 метров, за тротуарной частью в зоне зеленых насаждений вдоль проезжей части в г. Мурманске на улице Ломоносова, вблизи остановочного комплекса «Лыжный проезд».

В центре рекламного поля изображены два автомобиля KIA RIO красного и синего цвета. В верхней части рекламы на красном фоне привлекательная информация выполнена крупным шрифтом «Выгода до 150000 р.*» в продолжение фразы крупно на сером фоне «Кредит от 0%**». Нижняя часть рекламного поля заполнена текстом, выполненным мелким не читаемым шрифтом, который занимает третью часть всей рекламы.

С учетом способа и особенности размещения рекламы, а также свойств человеческого зрения, восприятие объемного текста рекламы условий акции и кредитования, исполненного мелким шрифтом - затруднено, что было отмечено Комиссией Мурманского УФАС России и понятой при осмотре рекламной конструкции и отражено в акте.

18.11.2015 г Определением о возбуждении дела № 08-04-15/36 по признакам нарушения рекламного законодательства рассмотрение дела назначено на 16.12.2015 года в 14.30.

На рассмотрение дела ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус», в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства, не явилось, ходатайство об отложении рассмотрения не заявляло.

ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» 14.12.2015 года представило учредительные документы компании, не заверенные надлежащим образом, и письменные объяснения, из которых следует, что Общество не дает пояснения по существу дела с документальным подтверждением, а делает выводы, при этом, не ознакомившись с материалами дела.

ООО «КИА Моторс Рус», заинтересованное в распространении рекламы представило письменные пояснения и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии Общества.

Комиссия установила, что для всестороннего и полного рассмотрения дела необходимо получение дополнительных доказательств от ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус».

В соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия отложила рассмотрение дела № 08-04-15/36 до 27.01.2016 года.

27.01.2016 года Комиссия в том же составе, в отсутствии ООО «КИА Моторс РУС» и ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус», ходатайствующих о рассмотрении дела в отсутствии представителей Обществ, продолжила рассмотрение дела.

ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» не представило дополнительных пояснений и доказательств по существу дела. Определение об отложении дела, направленное по юридическому адресу ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» вернулось в Мурманское УФАС России по истечении срока хранения.

Комиссия, в ходе рассмотрения дела изучила рекламу, сопоставив её с вновь представленным макетом рекламы, изучила дополнительные пояснения ООО «КИА Моторс РУС», а также ранее представленные сторонами документы и пояснения.

ООО «КИА Моторс РУС» представило материалы из которых следует, что ООО «КИА Моторс РУС» (Принципал) заключило с ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» (Агент) агентские договоры № 82/2010 от 01.03.2010года, 597 от 11.01.2009г и приложение к договору 236 адаптация рекламных материалов для рекламной кампании «KIA RIO сентябрь 2015» от 21.07.2015 по условиям которых, Агент совершает от своего имени юридические и иные (фактические ) действия направленные на продвижение бренда KIA, в рамках рекламной кампании «KIA RIO сентябрь 2015» путем организации изготовления и размещения рекламно-информационных материалов Принципала в СМИ, проводимой в период с 01.09. по 30.09.2015года, в том числе наружная реклама.

Согласно Уставу общество с ограниченной ответственностью «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» (ОГРН 5087746426609 от 10.12.2009г, ИНН 7703679413, РФ,123317 г. Москва, Пресненская набережная, д.10) является юридическим лицом обладает полной хозяйственной деятельностью, одними из основных видов деятельности Общества: рекламная деятельность, продажа и производство рекламных материалов и т.п.

Согласно Уставу общество с ограниченной ответственностью «Киа Моторс РУС» (ОГРН 5087746291760 от 22.10.2008г, ИНН 7728674093, РФ, 115054, г. Москва, ул. Валовая, д.26) является юридическим лицом и осуществляет деятельность по продаже оптом и в розницу автотранспортных средств, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств и т.п.

Из терминологии Договора № 82/210 от 01.03.2010 и договора №597 от 11.01.2009 года следует, что

РИМ – рекламно-информационные материалы, содержащие информацию, подпадающую под определение «Рекламы» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Медиа-план – разрабатываемый Агентом план РИМ Принципала, подписанный обеими сторонами Медиа-план является официальным поручением Принципала Агенту на выполнение действий, предусмотренных Медиа-планом.

Предметами двух договоров является обязанность Агента действовать в интересах Принципала по выполнению работ на создание творческих материалов на производство и размещение РИМ.

• Положения договора № 82/2010 от 01.03.2010:

Пунктом 4.6 Договора № 82/2010 от 01.03.2010 Принципал предоставляет Агенту РИМ, выполненные в полном соответствии с Законом РФ «О рекламе».

Согласно пункта 6.2 Договора № 82/2010 от 01.03.2010года Принципал несет полную ответственность за достоверность информации, содержащейся в предоставляемых им к размещению РИМ.

Согласно Приложению № 618 (Медиа – План) от 01.09.2015г. к Агентскому договору № 82/2010 от 01.03.2010, по согласованию сторон, производство баннера 3х6 Мурманск (п.30) и распространение баннера в г. Мурманске по ул. Ломоносова (п.511), осуществлялось Агентом ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» за вознаграждение.

Представленные счета-фактуры, а также агентские отчеты подтверждают, что организацию производства и распространение исследуемого рекламного баннера осуществило ООО «Иношен Волдвайд Рус».

• Положения договора № 597 от 11.01.2009:

Пунктом 3.2 Приложения 236 к Договора №597 от 11.01.2009 года Агент отчуждает принципалу исключительное право на РИМ.

В соответствии с пунктом 3.11 Договора № 597 от 11.01.2009 года Принципал письменно утверждает предоставленные Агентом, материалы в соответствии со сроками, указанными в графиках работ, либо направляет Агенту в письменной форме мотивированный отказ от одобрения документов с перечнем замечаний в срок не позднее 3-ех рабочих дней с даты получения указанных документов. Если в течении срока Агентом не будет получен мотивированный отказ Принципала от одобрения документов, соответствующие документы считаются принятыми Принципалом и утвержденными по умолчанию.

Пунктом 4.5 Договора №597 от 11.01.2009 года определено, что Принципал обязуется соблюдать требования, предъявляемые действующим законодательством РФ к РИМ, предоставлять одновременно с РИМ документальные свидетельства достоверности рекламной информации.

Согласно пункту 4.6 Договора №597 от 11.01.2009 года Принципал обязан предоставлять агенту РИМ и всю необходимую информацию по предмету Приложений в сроки, установленные в Приложении.

В соответствии с пунктом 1.1 Приложения №236 к договору №597 от 11.01.2009 Агент обязуется, в рамках рекламной кампании «KIA RIO сентябрь 2015», проводимой в период с 01 по30 сентября 2015г, организовать разработку креативной концепции для рекламной кампании, включая слоган рекламной кампании и ключевое изображение, в том числе макет для наружной рекламы, на основе утвержденной креативной концепции (п.1.1 Приложения).

Из письменных пояснений ООО «КИА Моторс РУС» следует, что Общество действуя добросовестно и желая достичь максимального соблюдения требований законодательства, привлекло профессионального участника рекламного рынка ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус», на основании договоров № 82/210 от 01.03.2010 и №597 от 11.01.2009 года, для осуществления действий по продвижению бренда КИА, в том числе для размещения, производства и монтажа наружной рекламы в рамках рекламной кампании «KIA RIO сентябрь 2015» в период с 01.09.2015 по 30.09.2015. По утверждению ООО «КИА Моторс РУС» разработало содержание рекламы ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус», а затем изготовило и распространило рекламу.

В своих пояснениях ООО «КИА Моторс РУС» указывает, что законы и иные нормативные акты Российской Федерации не устанавливают нормативы, касающиеся размера шрифта, которым должна быть приведена в рекламе обязательная информация, отсутствует законодательно установленная методика расчета читаемости текста.

ООО «КИА Моторс РУС» в качестве аналогии закона приводит ГОСТ Р 52044-2003 «Государственный стандарт Российской федерации Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», пунктом 5.10 которого определено, что размер текста наружной рекламы должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.

Кроме того, ООО «КИА Моторс РУС» сравнивает шрифт текста рекламы с требованиями ГОСТ Р 50577-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств Типы и основные размеры. Технические требования». В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ Р 50577-93 толщина линий цифр и букв данного типа регистрационных знаков должны соответствовать значениям, приведенным в таблице1: минимальная высота цифр и букв 20мм, толщина линий и букв- не менее 3 мм. По информации ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» буквы в тексте рекламы выполнены высотой 56мм при толщине линий цифр и букв-3,6мм.

Вместе с тем, ООО «КИА Моторс РУС» пояснило, что первоначально, по запросу антимонопольного органа, ошибочно направила макет рекламы, распространявшийся в другой период. Вновь представленный макет полностью соответствует распространявшейся рекламе. Кроме того, Общество пояснило, что автомобили марки КИА, произведенные в Российской Федерации имеют VIN-номера начинающиеся с XWE и Z94.

По мнению ООО «КИА Моторс РУС» рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель действовали добросовестно и обеспечили видимость информации на дорогах издалека. В подтверждении своей добросовестности ООО «КИА Моторс РУС» обратило внимание антимонопольного органа на то, что в рекламе имеется информация о интернет-сайте компании, где можно было узнать полную информацию о проводимой рекламной акции, а также из условий кредитного договора при обращении в компанию «КИА Моторс РУС».

 

ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» строит своё письменное пояснение на опровержении доводов приведенных в Определение антимонопольного органа, при этом, не представив документальных подтверждений, дважды не явившись на рассмотрение дела по признакам нарушения рекламного законодательства и не ознакомившись с материалами дела, возбужденного в отношении ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» . ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» опровергает не читаемость информации в спорной рекламе, ссылаясь на компетентность опытного рекламораспространителя, предъявляющего высокие требования к читаемости рекламы на объектах наружной рекламы. По мнению ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» вся необходимая потребителю информация, позволяющая последнему приобрести автомобиль, реализуемый под товарным знаком КИА, на условиях содержащихся в рекламе, представлена в рекламе и изложена читаемым шрифтом, выполненным черным цветом на белом фоне, позволяющим в полном объеме быть воспринятой потребителем.

Комиссия, проанализировав представленные сторонами документы, пояснения и содержания рекламы пришла к выводу.

Довод ООО «КИА Моторс РУС» о том, что рекламодателем является ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» не состоятелен, т.к. из договорных отношений сторон следует, что определило содержание рекламы, а в последствии согласовало изготовленные ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» рекламно–информационные материалы ООО «КИА Моторс РУС», которое и является рекламодателем.

Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» признаки нарушения рекламного законодательства.

Комиссия опровергает доводы ООО «КИА Моторс РУС» по поводу читабельности текста рекламы и сопоставления шрифтов текста рекламы с шрифтами нанесенными на знаки дорожного движения по следующим основаниям.

ГОСТ Р 52044-2003«Государственный стандарт Российской федерации Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы (далее — средства наружной рекламы) и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Комиссия не оспаривает, что рекламная конструкция установлена с соблюдением требования ГОСТа, однако объемная рекламная информация, размещенная на рекламной конструкции в виде баннера выполнена мелким не читаемым шрифтом, что не соответствует требованию пунктам 5.10 и 4.2 ГОСТ Р 52044-2003.

Пункт 5.10 ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает, что размер текста наружной рекламы должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.

Именно Акт осмотра рекламы, составленный Мурманским УФАС России в присутствии понятой доказывает, что текст рекламы был нечитабелен, даже находясь вблизи рекламы по стороне её размещения.

В рекламе объем печатного текста весьма значителен и требует времени для прочтения.

Потенциальными потребителями рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, которые находятся в потоке движения, что также усложняет прочтение мелкого шрифта объемного текста условий акции и кредитования в короткий промежуток времени.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 52044-2003 определено, что наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства.

Из чего следует, что реклама должна быть лаконичной и выполнена шрифтом доступным для прочтения участникам дорожного движения, чтобы не отвлекать их от дорожной обстановки. В рассматриваемом случае текст рекламы перегружен разноречивой информацией и требует внимательного прочтения для полного его осознания, что не соответствует требованиям ГОСТа.

Не допустимо сравнение шрифта текста рекламы с требованиями ГОСТ Р 50577-93 к шрифтам регистрационных знаков, что делает в своих пояснениях ООО «КИА Моторс РУС», т.к. пунктом 1 ГОСТ Р 50577-93 установлено, что областью применения настоящего стандарт является определение типа и основных размеров, а также технических требований к государственным регистрационным знакам (далее - регистрационным знакам), устанавливаемым на транспортные средства.

Объемный текст рассматриваемой рекламы не сравним с шестизначным буквенно-цифровым обозначением государственного регистрационного знака, устанавливаемого на транспортные средства.

Следует отметить, что в рассматриваемой рекламе, выполненный мелким шрифтом текст, не является знаком дорожного движения, а по содержанию и смыслу является одинаково значимым для потребителя, как и тот текст, который выполнен в рекламе крупно, только полный текст даст потребителю истинное представление о рекламируемом товаре, условиях акции и кредита.

ООО «КИА Моторс РУС» письменно пояснило, что автомобили марки КИА, произведенные в Российской Федерации имеют VIN-номера начинающиеся с XWE и Z94, т.е. Общество указало в рекламе в условиях приобретения автомобиля информацию о выгоде при приобретении автомобиля с номерами VIN XWE и Z94 заведомо зная, что все продаваемые автомобили на территории России содержат только VIN с указанными в рекламе номерами и это условие с номерами VIN не как не повлияют на стоимость, что подтверждает недобросовестный маркетинговый ход по отношению к потребителю рекламы.

Привлекательная информация ««Выгода до 150000 р./кредит от 0%** KIA RIO www.kia.ru....» выполнена крупным шрифтом в 20 раз превышающим мелкий шрифт в этой же рекламе.

Именно информация выполненная мелким шрифтом и раскрывает полные неоднозначные условия приобретения автомобиля: «Максимально возможная выгода 150 000руб. распространяется на модель Rio FL2015года выпуска в комплектации premium и формируется из следующих факторов 1)Скидка при покупке 50000руб.,2)Выгода 40000руб по программе трейд-ин при сдаче автомобиля KIA, 3)Выгода 60000руб распространяется на покупку нового автомобиля в кредит по программе «Go! KIAFinance» (Гоу!Киа Финанс)с остаточным платежом **0%-маркетинговая ставка. Маркетинговая ставка означает выраженный в % размер расходов физ.лиц на приобретения автомобиля с использованием кредитных средств, при условии снижения стоимости автомобиля. Не является процентной ставкой по кредиту. Указанная ставка достигается исходя из цены на автомобиль. KIA RIO в комплектации 16АТ premium 2015 года выпуска, при условии, что первые три символа VIN-номеров начинаются на XWE,Z94-809 900руб., сумма кредита-461400руб., при процентной ставке по кредиту13,845% с учетом государственной программы субсидирования(кредитный продукт «Партнерский субсидированный» тарифного плана «Партнерский»)первоначальном взносе -43,03% от стоимости автомобиля, сроке кредита24 месяца, остаточной стоимости(часть кредита в процентах от стоимости автомобиля, выплачивается в составе последнего платежа по кредиту)-22% ежемесячный платеж-16221,57руб. Страхование автомобиля по программе КАСКО обязательно. Кредит предоставляется ООО «Русфинанс Банк», лицензия Банка России №1792 от 13.02.2013года(Далее Банк).Предложение не является публичной офертой (ст437 ГК РФ) и действительно с 01.09.2015 по 30.09.2015. Условия и тарифы могут быть изменены ООО«Русфинанс Банк» в одностороннем порядке. Подробности уточняйте у официальных дилеров KIA в Вашем городе и на сайте www.kia.ru***Искусство удивлять)».

В данном случае размер и способ доведения до потребителей выгодных условий приобретения автомобиля, условий скидок и кредитования в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком естественным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на сумму доходов или расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, воспринимается потребителями указанным образом. В рассматриваемом случае, такими условиями является «Выгода до 150 000 рублей, кредит от 0%».

Утверждение рекламодателя о том, что реклама соответствует в полном объеме рекламному законодательству, не соответствует действительности, поскольку доведенная в таком виде информация не может формировать у потребителя правильное (неискаженное и относительно полное) представление о рекламируемом объекте (услуге).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

С учетом способа и особенности размещения рекламы, а именно реклама размещена в виде баннера размером 18 кв.м на высоте 6 метров, вдоль проезжей части, потребитель находится в месте демонстрации рекламы не длительное время, картинку баннера не остановить и не озвучить, а также свойств человеческого зрения, восприятие объемного текста многочисленных условий, программ и критериев для получения «выгоды», исполненных мелким шрифтом, было невозможно.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий «выгодного» предложения, условий кредитования, наименования Банка; форма и способ представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями и фактически в рекламе отсутствовали. А расставленные в рекламе акценты в виде крупно выделенных фраз: «Выгода до 150000 р.* «Кредит от 0%**…» создавали представление у потребителей о том, что автомобиль KIA RIO можно приобрести с выгодой до150000 рублей и в кредит под 0% в компании KIA.

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Формальное наличие в рекламе существенной информации при ненадлежащей форме ее представления не свидетельствует о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.

Доводы ООО «КИА Моторс РУС» о том, что полную информацию о кредите и условиях приобретения автомобиля «KIA» можно уточнить на сайте, указанном в рекламе и в банке при оформлении кредита на приобретения автомобиля не могут быть приняты Комиссией, т.к. норма части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре(услуге), об условиях его приобретения или использования.

По смыслу комментируемой нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его стоимости и приобретении, качестве и потребительских свойствах.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, товарами.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений и условий приобретения товара.

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями настоящего Федерального закона являются реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Указанные норма принята в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях приобретения товара, позволяющей покупателю определить фактические расходы и оценить свои риски, приобретая товар по многочисленным условиям, путем банковского кредитования, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей.

Комиссия, признала рекламу: «Выгода до 150000 р.* «Кредит от 0%**www.kia.ru.… далее идет мелкий шрифт», размещённую 17.09.2015г в городе Мурманске, на улице Ломоносова, ненадлежащей, не отвечающей требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Согласно материалам дела определило содержание и объект рекламирования общество с ограниченной ответственностью «КИА Моторс РУС

Рекламодателем является ООО «КИА Моторс РУС» (ОГРН 5087746291760 от 22.10.2008г, ИНН 7728674093, РФ, 115054, г. Москва, ул. Валовая, д.26).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу: «Выгода до 150000 р.* «Кредит от 0%**www.kia.ru.… далее идет мелкий шрифт», распространённую 17.09.2015г в городе Мурманске, на улице Ломоносова, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Производство по делу № 08-04-15/36 в ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» по признакам нарушения рекламного законодательства прекратить.

3.Признать лицом, нарушившим части 7 статьи 5 Закона о рекламе ООО «КИА Моторс РУС».

4.Предписание ООО «КИА Моторс РУС» не выдавать в связи с окончанием распространения рекламы.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «КИА Моторс РУС».

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 февраля 2016 года.

В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны