РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 08-04-18/05 ООО «СеверПост» по признакам нарушения Закона о рекламе

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
04.06.2018
Управление:
Мурманское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

по делу № № 08-04-18/05

24 мая 2018 года                                                                                                       

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель  руководителя управления  – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: начальника отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Коптева А.С.,   главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,

 рассмотрев   дело  № 08-04-18/05 от 07.05.2018 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии представителей ООО «ЕвроФарма» (далее - Общество) <...> по доверенности № Е-1юр от 15.05.2018г.,  исполнительного директора ООО «ЕвроФарма»   <...> и    генерального  директора ООО «СеверПост» <...>.

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило  заявление гражданки <...> по факту распространения 21.02.2018  на сайте «СеверПост.RU» рекламной статьи: «Не просто таблетки»,   продвигающей вновь открывшуюся  аптеку  и сеть   ООО «ЕвроФарма».

Статья сопровождается   фотографиями сотрудников аптеки в белых халатах, содержит информацию, как о вновь открывшейся аптеке  в г. Мурманске на пр. Кольском,135, так и о  развитии  сети аптек ООО «ЕвроФарма».

Заявительница считает, что статья является рекламной, так как соответствует всем признакам рекламы, привлекает внимание и  поддерживает интерес потребителей рекламы к объектам  рекламирования:  новой  аптеки «ЕвроФарма» и  продукции  сети в целом.

<...>  просит провести проверку и  привлечь к ответственности лицо, нарушившее рекламное законодательство.

Мурманское УФАС России   в рамках рассмотрения обращения гражданки зафиксировала правонарушение актом осмотра сайта ООО «Северпост».

Статья «Не просто таблетки» содержит разделы со звучащими заголовками:

- «У каждой аптеки свое лицо», подается  рекламная  информация  о  специфики работы отдельных аптек «Еврофарма» «аптека на Ленинградской,  аптека в г. Никеле», в г. Гаджиево»,

-«Лицом к людям», перечисляется ассортимент «лекарственные препараты, перевязочный материал, косметические товары, медицинская техника»;

-«ЕвроФарма» online,рассказывается о разработке Интернет сайта  для заказа лекарств online, о планах открытия  аптек «ЕвроФарма», о планах включить в ассортимент аптек  спортивное питание и БАДы, о специальных предложениях для отдельных категорий граждан;

-«Мир за первым столом», руководитель новой открытой аптеки «ЕворФарма»  <...> объясняет о выкладке  фармацевтических продуктов в аптечном зале в периоды   скидок.

 В статье имеется  интервью сотрудников компании «ЕвроФарма».

Исполнительный директор сети аптек «ЕвроФарма» <..>, рассказывает об услуге заказа лекарственных препаратов в сети  аптек и об открытии новых аптечных точках в г. Мурманске и за её пределами: «Сегодня в области действует 44 аптеки «ЕвроФарма», половина из них в Мурманске. На очереди открытие еще 4 отделений… в Мурмашах, Полярных Зарях,  и двух аптек в на ул. Героев Рыбачьего,40 и  Театральном бульваре,8 в г. Мурманске», о подарках и лотерее при открытии новой аптеки: «Открытие новой аптеки-выгодный день для всех Первые покупатели, зашедшие в субботу в «Еврофарму», после перерезания  красной ленточки, совершенно бесплатно получили глюкометр.а любой другой посетитель при покупке мог поучаствовать в беспроигрышной лотерее».

 Интервьюируемый  маркетолог сети аптек «ЕвроФарма» <...> информирует потребителей о скидках, специальных предложениях и услугах: « в качестве дополнительной бесплатной услуги существует возможность оставить заказ…. Во всех отделениях «ЕвроФармы» действуют специальные предложения для малообеспеченных групп граждан. Для многодетных семей, инвалидов или пенсионеров действует постоянная 10% скидка. Скидками могут пользоваться и владельцы городской карты соцподдержки…».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей  3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В ходе заседания Комиссия изучила представленные документы, проанализировала рекламу и  заслушала пояснения  ООО «ЕвроФарма» и  ООО «СеверПост».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ  основным видом деятельности  общества с ограниченной ответственностью «ЕвроФарма (ИНН 5190009713, ОГРН 1125190011264 от 10.07.2012, юридический адрес:  129128 г. Москва, ул.Бажова, д.7, помещениеII, каб.25,эт. Подвал, почтовый адрес:183034, г. Мурманск, ул. Транспортная, д.10, адрес, указанный в Уставе 129164, г. Москва, ул. Ярославская, д.8 корпус 4, кабинет 1А) является  торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (47.73).

 Представленные приказы ООО «ЕвроФарма»    о  приеме и назначении на должность  маркетолога <...>,  заведующей аптекой <...> и исполнительного директора <...> подтверждают, что    лица, дающие интервью и изображенные на фотографиях рекламной статьи,   фактически являются сотрудниками компании. Приглашенные на рассмотрение дела <...> и <...> не явились, ходатайств не заявляли, письменных пояснений не представили.

 Представитель ООО «ЕвроФарма» сообщил, что  сотрудники <...> и <...> отсутствуют по уважительной причине, необходимые пояснения даст исполнительный директор <...>.

Из пояснений представителя ООО «ЕвроФарма»   следует, что  Общество не являлось инициатором и заказчиком статьи,  не принимало участие в итоговом  составлении текста и выборе фотографий.

ООО «ЕвроФарма»  по инициативе   ООО «СеверПост» согласовало участие журналиста информационного агентства «СеверПост.ru»(далее – информационное  агентство)  в открытии аптеки на Кольском, 135  в г. Мурманске.

Исполнительный директор ООО «ЕвроФарма»   <...>,  принявшая участие в открытии  аптеки, в ходе заседания подтвердила, что  сотрудники Общества  спонтанно ответили на вопросы журналиста и сфотографировались, текст ответов заранее не согласовывался.

ООО «ЕвроФарма»   считает, что не является рекламодателем вышеназванной рекламы и не несет ответственность за нарушение Закона о рекламе в качестве рекламодателя.

Вместе с тем, ООО «ЕвроФарма»    не усматривает в статье рекламную направленность и считает, что статья представляет собой  журналистский материал об экономической деятельности компании,  следовательно,  по мнению Общества, не попадает под действия рекламного законодательства.

ООО «СеверПост» (ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141, 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17) согласно Уставу и выписки из ЕГРЮЛ осуществляет деятельность по изданию газет, журналов, периодических изданий, книг и прочих  видов издательской деятельности, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций как информационное агентство «СеверПост.ru», специализирующееся на информационной, информационно-аналитической, развлекательной, культурно-просветительной тематике и рекламе(свидетельство Эл№ ФС77-59879 от 17.11.2014).

  Пунктом 12.8 Устава ООО «СеверПост» определено, что оперативное руководство текущей деятельностью Общества осуществляет генеральный директор.

Выписка из ЕГРЮЛ и представленный Приказ № 1 от 01.09.2014 г. подтверждает, что генеральным директором ООО «СеверПост» является <...>.

 ООО «СеверПост» поддержало позицию ООО «ЕвроФарма»  и высказало мнение  о том, что  статья «Не просто таблетки» является   не рекламой, а информационной публикацией. Средств за её создание и распространение  информационное  агентство не получило, целью публикации было информирование населения о появлении новой аптеки, а также получения отзывов и обратной связи  от них.

Генеральный директор пояснил, что  спорную статью  лично заказал внештатному сотруднику, которую, по результатам,  принял в полном объеме без претензий по объёму, качеству и срокам исполнения,  в подтверждении представил Акт выполненных работ  от 28.02.2018.

В ходе рассмотрения дела генеральный директор подтвердил, что  статью,  в готовую для распространения форму, подготовило  ООО «СеверПост» без согласования и участия ООО «ЕвроФарма».

Генеральный директор не отрицает, что вследствие большого объема обрабатываемой информации в ограниченные сроки, не проконтролировал в полной мере выход статьи «Не просто таблетки», т.к. не предполагал, что   её содержание, в сочетании с фотографиями может потребителю напомнить  рекламу.

Учитывая, что ООО «ЕвроФарма»    не    является рекламодателем спорной рекламы, а  финальный макет статьи в готовую для распространения, в виде рекламы форму,  привело ООО «СеверПост», генеральный директор <...>,  в ходе рассмотрения дела, заявил  устное ходатайство о замене  лица ответственного  за создание и  распространение спорной рекламы, признав  лицом,  в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,  ООО «СеверПост».

 Ранее  Определением о возбуждении дела  08-04-18/05, лицом в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе  было определено  общество с ограниченной ответственностью «ЕвроФарма (ИНН 5190009713, ОГРН 1125190011264 от 10.07.2012, юридический адрес:  129128 г. Москва, ул.Бажова, д.7, помещениеII, каб.25,эт. Подвал, почтовый адрес:183034, г. Мурманск, ул. Транспортная, д.10, адрес, указанный в Уставе 129164, г. Москва, ул. Ярославская, д.8 корпус 4, кабинет 1А).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что решение по делу может быть вынесено в отношении ненадлежащего лица.

 В виду того, что ООО «СеверПост» признало себя производителем спорной рекламной статьи,  законные   представители юридических лиц  в ходе заседания единогласно  высказались провести замену лица в процессе рассмотрения  и  не откладывать рассмотрение дела для замены лица, как того требуют  Правила,  чтобы  не затягивать рассмотрение и принять окончательное решение по делу.

Комиссия,  руководствуясь пунктом 32 Правил определила  производство по делу  08-04-18/05 в отношении  ООО «ЕвроФарма (ИНН 5190009713, ОГРН 1125190011264 от 10.07.2012) по признакам нарушения рекламного законодательства  прекратить;

признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства ООО «СеверПост»  (ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141 от 01.09.2014, 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17).

Комиссия  учла пожелания сторон,  в ходе рассмотрения и   удовлетворила  устное ходатайство ООО «СеверПост», произвела замену лиц и    продолжила рассмотрение дела, учитывая, что лица, участвующие в  нем присутствуют  на  рассмотрении, материалы по делу и  пояснения сторон  собраны в полном объеме.

Комиссия, анализируя содержание статьи «Не просто таблетки» в совокупности  с фотоизображением,  не принимает доводы сторон, о том, что статья не является рекламой.

Все признаки, перечисленные в статье 3 Закона о рекламе, определяющие рекламу, присутствуют в рассматриваемой публикации.

Объектами рекламирования является:  вновь открывшаяся аптека «ЕвроФарма» в г. Мурманске на пр. Кольском,135;   отделения  «ЕвроФарма»; ассортимент  аптек;  скидки и  подарки.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

По своему содержанию статья, размещенная  на  центральной полосе Интернет ресурса информационного агентства «СеверПост.ru», стимулирует интерес  к объектам рекламирования ООО «ЕвроФарма», его товарам  и услугам, продвигает вновь открывшуюся аптеку  ООО «ЕвроФарма» и сеть аптек Общества на рынке фармацевтических услуг, формирует к  компании положительное отношение и закрепляет  его образ в памяти потребителя и побуждает воспользоваться  его продуктами и скидками, является рекламой.

   Рекламная   статья сопровождается снимками: вновь открывшейся аптеки  с её персоналом в  белых халатах; торгового зала и подсобных помещений  аптеки; фотографии руководителя новой открытой аптеки «ЕвроФарма» <...> , сидящей за рабочим столом в белом халате с логотипом компании.

Согласно пункт 4 части 5  статьи 5 Закона о рекламе  в  рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Использование при подаче материала,  метода  сочетания изображения женщин в белом халате, витрин с лекарствами, медицинской техникой  и слов «Аптека», «ЕвроФарма», названия статьи «Не просто таблетки», позволяют восприятию дополнить  и воссоздать образ фармацевтического работника.

В  рассматриваемом рекламном тексте статьи,  подтекст запланированный  автором выражен невербально, но он обладает маркерами, которые сигнализируют потребителю о «нужном», продвигает задуманный автором объект рекламирования. 

Детальное рассмотрение рекламы показывает, что изобразительные компоненты (фотографии), соседствующие с вербальными оказывают существенное влияние на интерпретацию текста: «Сегодня в области действует 44 аптеки «ЕвроФарма», половина из них в Мурманске. На очереди открытие еще 4 отделений… в Мурмашах, Полярных Зарях,  и двух аптек в на ул. Героев Рыбачьего,40 и  Театральном бульваре,8 в г. Мурманске»; Во всех отделениях «Еврофармы» действуют специальные предложения для малообеспеченных групп граждан…».

Границы подтекста в креолизованном рекламном тексте обозримы, так как  нацеленность автора на восприятие  акцента потребителем  достигнута.

Не случайно, потребитель обратилась  с заявлением, усмотрев в тексте статьи рекламу, продвигающую компанию «ЕвроФарма» и её отделения в различных городах Мурманской области.

Комиссией установлено, что  рекламная статья: «Не просто таблетки»  использовала  образ фармацевтического работника  и распространялась за пределами разрешенных законодательством мест.

На основании выше изложенного, Комиссия признала рекламную статью: «Не просто таблетки»,   продвигающую вновь открывшуюся  аптеку  и сеть   ООО «ЕвроФарма», с использованием образа фармацевтического работника, распространенную 21.02.2018  на сайте «СеверПост.RU»,  ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 5 статьи 5  Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за названное нарушение несет рекламодатель, в случае,  если будет доказано, что нарушение произошло по вине  производителя рекламы, ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 названной статьи  несет рекламопроизводитель (часть  8 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а также лицом, осуществляющее полностью приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, является ООО «СеверПост»  (ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141 от 01.09.2014, 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17), следовательно, ООО «СеверПост»   является рекламодателем и рекламопроизводителем данной рекламы.

 Вина ООО «СеверПост», как производителя рекламной статьи,  установлена в ходе рассмотрения дела и не отрицается  генеральным директором ООО «СеверПост».

Поскольку в материалах дела № 08-04-18/05 отсутствуют доказательства того, что в настоящее время ненадлежащая реклама не распространяется, то у Комиссии имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом  2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать, распространявшуюся  21.02.2018  на сайте «СеверПост.RU» рекламную статью «Не просто таблетки»,  ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 5 статьи 5  Закона о рекламе.
  2. Прекратить  производство по делу  № 08-04-18/05 в отношении ООО «ЕвроФарма (ИНН 5190009713, ОГРН 1125190011264 от 10.07.2012)   по признакам нарушения рекламного законодательства.
  3. Признать лицом, нарушившим пункт 4 части 5 статьи 5 Закона о  рекламе общество с ограниченной ответственностью «СеверПост» (ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141 от 01.09.2014, 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17).
  4. Выдать  предписание ООО «СеверПост(ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141 от 01.09.2014  об устранении нарушения пункт 4 части 5 статьи 5 Закона о  рекламе  и обеспечении соблюдения указанной нормы.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено   29 мая 2018 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель комиссии:                                                                 

И.Н. Попова

 

Члены комиссии:                                                                             

А.С. Коптев                                                                                              

С.В. Мороз

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

 № 08-04-18/05

 

24.05.2018 года                                                                                          

г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель  руководителя управления  – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: начальника отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Коптева А.С.,   главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,

на основании своего решения  по делу   № 08-04-18/05 от 07.05.2018 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)  о признании  рекламной статьи «Не просто таблетки», размещённой 21.02.2018  на сайте «СеверПост.RU»,  ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 5 статьи 5  Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламопроизводителю и рекламодателю –  обществу с ограниченной ответственностью «СеверПост» (ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141 от 01.09.2014, 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17) прекратить  нарушение  пункт 4 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, а именно удалить фотографии, содержащие образ фармацевтических работников, и обеспечить соблюдение указанных норм при размещении рекламы в сети Интернет.

 

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области  до 13 июня 2018 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе, в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:                                                        

И.Н. Попова

 

Члены комиссии:                                                                                

А.С. Коптев

С.В. Мороз