Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу № 08-05-16/02 об ад... от 18 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу по делу № 08-05-16/02

об административном правонарушении

 

18 февраля 2016 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-16/02, возбужденного в отношении должностного лица менеджера по развитию розничной торговой сети ООО «Мир Мебели» <...>,

УСТАНОВИЛ:

21.10.2015 года на электронный адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданки <...> по факту распространения в сети Интернет http://mir-mebeli.org/ на сайте ООО « Мир Мебели» 17.10.2015 и 23.10.2015 рекламы: «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. Русфинаннс Банк, логотип Банка», с признаками нарушения рекламного законодательства.

По мнению заявителя, реклама недостоверная, т.к. в рекламе говорится о беспроцентной рассрочке, т.е. оплате за товар равными частями, а фактически предоставляется потребительский кредит с процентной ставкой 31.99% годовых, по которому покупатель не получает рассрочку, а в конечном итоге переплачивает за товар. Первоначальная стоимость товара 18600 рублей, стоимость товара со скидкой магазина 15810рублей при полной выплате кредита сумма затрат покупателя составляет 20776 рублей. Заявительница представила кредитный договор № № 85004817756 от 17.10.2015, график платежей к нему и скриншот рекламы.

В соответствии со статьёй 3 Закона о рекламе:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама, размещенная на сайте компании ООО «Мир Мебели»: «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. Русфинаннс Банк, логотип Банка» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц; формирует и поддерживает интерес к Банку «Русфинанс Банк» и его предложению «Беспроцентная рассрочка», а также к магазину «Мир мебели», его товарам, предлагаемым приобрести в рассрочку; преследует строго заданные цели продвижение товаров магазина и услуг Банка.

Объектами рекламирования являются:

- Банк «Русфинанс»;

- предложение «Беспрцентная рассрочка»

- магазин «Мир Мебели».

В ходе рассмотрения обращения Мурманское УФАС России провело проверочные мероприятия: зафиксировало 23.10.2015 рекламу актом осмотра Интернет-сайта и запросило информацию у сторон ООО «Мир Мебели» и ООО «Русфинанс Банк».

Реклама на сайте ООО «Мир Мебели» в сети Интернетhttp://mir-mebeli.org/ демонстрировалась в двух вариантах. Один из вариантов рекламы: «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. Русфинаннс Банк, логотип Банка. Узнай подробности» был представлен ООО «Мир Мебели» на электронном носителе, где раскрывалась дополнительная информация об акции, второй вариант был зафиксирован Актом осмотра сайта Мурманским УФАС России, который не содержал дополнительной информации: «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. Русфинаннс Банк, логотип Банка».

ООО «Мир мебели» в целях увеличения объемов продаж за счет привлечения покупателей, заключило с ООО «Русфинанс Банк» соглашение № 01/05-08-МУ от 19.05.2008, предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон в связи с предоставлением Банком кредитов Клиентам ООО «Мир Мебели» для приобретения товаров организации. Во исполнении соглашения на территории магазинов ООО «Мир Мебели» были организованы рабочие места для работников Банка ООО «Русфинанс Банк».

15.06.2015 г ООО «Мир Мебели» утвердило распоряжение о проведении с 10.06.2015г акции « Рассрочка в подарок», по условиям которой во всех магазинах «Мир Мебели» предоставляются дополнительной скидки покупателям, покупающим товары в кредит, оформляемый в ООО «Русфинанс Банке» по кредитным программам «Ультра» и «Десятки» без переплаты. Ответственным лицом за размещение указанной информации на сайте общества, включая согласование макета баннера, а также текста информационного сообщения был назначен менеджер розничной торговой сети <...>.

<...> согласно приказу № 02К от 09.01.2015г принят на работу в ООО «Мир Мебели» на должность менеджера по развитию розничной торговой сети

Пунктом 1.7 должностной инструкции менеджера по развитию розничной торговой сети определено, что менеджер должен знать и руководствоваться в своей деятельности Законом о рекламе.

Функциональные обязанности менеджера включают организацию работы по рекламированию и продвижению товаров и услуг ООО «Мир Мебели», включая взаимодействие со СМИ, управление контентом сайта организации.

<...> согласовал макет рекламного баннера: «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. Русфинаннс Банк, логотип Банка. Узнай подробности», рекламную информацию об акции: «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. Русфинаннс Банк, логотип Банка» и передал их по договору № 114 от 15.08.2012 обществу с ограниченной ответственностью «Время», обслуживающему интернет-сайт ООО «Мир Мебели».

В письменных объяснения <...> сообщает, что первоначальная реклама была размещена на сайте в двадцатых числах октября 2015 года и впоследствии заменена на новый вариант рекламы. Точные даты изменения и удаления рекламы <...> указать не может.

Установлено, что реклама действительно выходила в двух вариантах, один из которых «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. Русфинаннс Банк, логотип Банка. Узнай подробности», содержал полную информацию о кредите, наименовании банка и об условиях акции «беспроцентная рассрочка».

При нажатии на фразу: «узнай подробности», раскрывается дополнительная информация. «С 10 июня 2015г. г. во всех магазинах «Мир Мебели» и отделах «Кухни на заказ» совместно с «Русфинанс Банком» (Генеральная лицензия ЦБ РФ №1792 от 13.02.2013г.) проводится акция «Рассрочка в подарок!». При покупке любого товара (кроме уцененного, и товара, продаваемого по другим акциям) на сумму от 10 000 рублей в кредит, оформляемый в ООО «Русфинанс Банк», «Мир Мебели» предоставляет покупателям скидку с цены товара, приобретаемого в кредит в следующем размере:

Название кредитного продукта «Русфинанс Банка»

Минимальная / максимальная сумма кредита (руб.)

Минимальный / максимальный первоначальный взнос (руб.)

Срок кредита (месяцев)

Размер скидки

Ультра

10 000 - 180 000

0%

11

15%

Десятки

2 250 - 180 000

10%

3-8

12,5%

В результате фактически выплаченная сумма за товар не превышает его первоначальной стоимости, при условии, что кредит предоставляется только на товар, дополнительные услуги банка не приобретаются. «Русфинанс Банк» самостоятельно принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита без объяснения причин. Кредитные условия для приобретения товара, а так же подробности покупки в кредит уточняйте у сотрудников «Русфинанс Банка» в магазинах «Мир Мебели». Все товары сертифицированы».

Во втором варианте рекламы «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. Русфинаннс Банк, логотип Банка», отсутствует полная информация.

При анализе кредитного договора, графика платежей и расчётов установлено, что фактически ООО «Мир Мебели» предоставил заявительнице обещанную в рекламе скидку в 15% и тем самым погасил проценты за пользованием кредита Банку за своего покупателя.

Учитывая тот факт, что реклама выходила в двух вариантах, один из которых: «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев», не содержала всей информации, тем самым вводил потребителей рекламы в заблуждение.

Из короткой рекламной информации не следовало, что «беспроцентная рассрочка» - это название акции магазина «Мир Мебели», а также то, что товар приобретается в кредит на определенных условиях банка «Русфинанс Банк».

Требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Только полная информация, доведенная в рекламе, позволяет покупателю оценить его риски и принять правильное решение о приобретении товаров в кредит.

Реклама «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. ООО «Русфинанс Банк», зафиксированная Мурманским УФАС России актом осмотра сайта ООО «Мир Мебели» в сети Интернетhttp://mir-mebeli.org/ 23.10.2015, признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Выполненная таким образом реклама не давала полной информации, не позволяла потребителю рекламы понять, что фактически ему предлагается не рассрочка платежа на приобретенный в магазине «Мир Мебели» товар, а банковский кредит с дополнительными условиями.

Размещение привлекательной для потребителя информации и умалчивание о наличии иной информации, которая не менее значима для потребителя рекламы, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его стоимости и приобретении, качестве и потребительских свойствах.

Таким образом, <...> определил содержание рекламы: «Беспроцентная рассрочка на 10 месяцев. ООО «Русфинанс Банк» , утвердил макет рекламы и разместил 23.10.2015 на сайте ООО «Мир Мебели» в сети Интернетhttp://mir-mebeli.org/ с нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно в рекламе отсутствовала существенная чась информации об условиях приобретения товара, позволяющая покупателю определить фактические расходы и оценить свои риски, приобретая товар по акции «рассрочка», путем банковского кредитования.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель –менеджер по развитию розничной торговой сети ООО «Мир Мебели» <...>.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Санкцией за данное административное правонарушение является наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Рекламодатель, инициируя рекламную кампанию, стимулирует интерес потребителей к своей услуге, поддерживает заинтересованность в ней, влияя в целом на продвижение реализуемой услуги/ товара на рынке, при этом должен соблюдать обязательные требования рекламного законодательства.

О вине<...> в допущенном правонарушении свидетельствует тот факт, что у него имелась возможность соблюсти требования Закона о рекламе, но он не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению, не проявил осмотрительность и распространил рекламу с нарушением части 7статьи 5 Закона о рекламе.

<...> определил содержание рекламы и передал к размещению, однако, не проконтролировал работу сайта, даты смены информации на сайте и наполненность рекламной информации, т.е. не проявил осмотрительность и ответственность, тем самым допустил нарушение обязательных норм рекламного законодательства.

Доказательства, подтверждающие отсутствие реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства о рекламе с целью предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

<...> уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом, письменно ходатайствовал рассмотреть дело в его отсутствие и направить постановление по адресу местонахождения организации. При составлении протокола учтены все представленные лицом документы по существу дела и письменные и устные объяснения.

<...> нарушение признал, раскаялся и просил учесть, что совершил правонарушение без злого умысла.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлены обстоятельства смягчающие административную ответственность, предусмотренные статьёй 4.2 КоАП РФ, раскаяние лица.

А именно: добровольное устранение нарушения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ не установлено.

При назначении административного наказания должностным лицом учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, наличие смягчающих обстоятельств.

С учётом приведённых обстоятельств, в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении <...> к формальным требованиям публичного права, а именно, к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований действующего законодательства в области рекламы.

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями настоящего Федерального закона являются реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Рекламное законодательство устанавливает пресечение фактов ненадлежащей рекламы, тем самым обеспечивая интересы потребителей рекламной продукции.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ

Признать виновным <...> в совершении нарушения пункта части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на <...> штраф в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с04491195250) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК Г.МУРМАНСК БИК 044705001.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

 

Заместитель руководителя управления Попова И.Н.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны