Постановление б/н Постановление об административном правонарушении № 08-05-16/... от 18 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

об административном правонарушении

№ 08-05-16/04

18 февраля 2016 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-04-16/04 возбужденного в отношении ООО «Аксель Ренорд» (ИНН 519001001, ОГРН 1145190006818 от 14.05.2014, инд. 183038, Мурманск, ул. Свердлова, д.11), свидетельствующие о нарушении требований пункт 4 части 2 статьи 5, часть 7 статьи 5Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

15.09.2015 года на электронный адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение ООО «Рено Мурманск» по факту распространения рекламного баннера в сентябре 2015 года в г. Мурманск, пр. Кольский108/2-110 следующего содержания: «РАЗВОРАЧИВАЙТЕСЬ! Новый дилер Renault г. Мурманск, ул. Свердлова, д.11, тел.690000», с признаками нарушения рекламного законодательства.

По мнению заявителя, побуждающий слоган «РАЗВОРАЧИВАЙТЕСЬ!…» компрометирует и вызывает негативное отношение к деятельности ООО «Рено-Мурманск», а также воспринимается потребителями, как переезд организации на другой адрес, что вводит потребителей в заблуждение и наносит вред деловой репутации ООО «Рено-Мурманск» и имиджу Компании «Рено» в целом. Общество просит провести проверку по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и обязать снять данный баннер.

Заявитель считает, что указанная реклама нарушает статью 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы, лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

УФАС по Мурманской области в ходе рассмотрения обращения ООО «Рено-Мурманск» выехала к месту распространения рекламы, сделала фото рекламы, и составило Акт осмотра рекламной конструкции в присутствии понятой.

Рекламная конструкция, размещена на обочине дороги по проспекту Кольскому 108/2-110 в г. Мурманске, вблизи здания, в котором осуществляет деятельность ООО «Рено-Мурманск»(г. Мурманск, пр. Кольский, 110Б) содержит информацию:«RENAULT РАЗВОРАЧИВАЙСЯ! Новый дилер Renault: г. Мурманск, ул.Свердлова, д.11, тел. 690000».

В центре рекламного полотна крупно по отношению ко всему тексту выделено слово «РАЗВОРАЧИВАЙСЯ!» с восклицанием, в левой части рекламы стрелкой указано направление движения в обратную сторону от места нахождения рекламы и указано 7 км г. Мурманск, ул. Свердлова, д.11.

Реклама «RENAULT РАЗВОРАЧИВАЙСЯ! Новый дилер Renault: г. Мурманск, ул.Свердлова, д.11, тел. 690000»- полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона о рекламе, так как содержит информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования «Новому дилеру Renault г. Мурманск, ул.Свердлова, д.11, тел. 690000», формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

ООО «Рено-Мурманск» считает, что реклама RENAULT РАЗВОРАЧИВАЙСЯ! Новый дилер Renault: г. Мурманск, ул.Свердлова, д.11, тел. 690000», размещенная вблизи дилерского центра ООО «Рено Мурманск», вводит в заблуждение покупателей и клиентов, обслуживающих свои автомобиле в сервисе их компании, т.к. создаёт впечатление на отсутствие прежнего дилера или смены дилером адреса нахождения, в подтверждение своих слов в материалы дела представлено обращение недовольного клиента, который именно так и воспринял рекламу, на пути следования по проспекту Кольскому 110 в салон ООО «Рено Мурманск».

ООО «Рено Мурманск» сообщило, что несет убытки, т.к. произошёл отток клиентов, в период размещения спорной рекламы.

ООО «Рено Мурманск» отметило, что статья 9 дилерского договора №128 от 18.10.2004г. предусматривает, что дилер-ООО «Рено-Мурманск» обязуется предпринимать все меры по прекращению любого несанкционированного использования торговой марки «Renault» или рекламы, которая способна ввести в заблуждение и повредить имиджу компании «Renault» или её продукции.

ООО «Рено-Мурманск» представило выписку из бухгалтерской программы 1С «Альфа авто» своей компании за три предыдущих года за одинаковые периоды с 21-30.09.2013, 21-30.09.2014 и 21-30.09.2015 и диаграммы, сделанные на основе этих данных. Согласно которым, в период с 21.09.2015 по 30.09 2015 года малярно-кузовные работы и механический ремонт автомобилей в ООО «Рено-Мурманск» сократились. Количество машино-заездов на ремонт в 2013 году составило 1465, в 2014-1484 и в 2015-1126, т.е. в 2015 году количество машино-заездов сократилось примерно на 23%.

ООО «Рено-Мурманск» представило фотографии наружной рекламы компании конкурента ООО «Аксель Ренорд», распространявшейся в городе Мурманске и отметило, что реклама в таком виде: «RENAULT РАЗВОРАЧИВАЙСЯ! Новый дилер Renault: г. Мурманск, ул.Свердлова, д.11, тел. 690000» была размещена лишь вместе расположения компании ООО «Рено-Мурманск», что подтверждает не добросовестные действия ООО «Аксель Ренорд».

В этот период на улицах города Мурманска размещалась и иная наружная реклама ООО Аксель-Ренорд: «Попробуй нового дилера! «Аксель - Ренорд, г. Мурманск, ул.Свердлова, д.11, тел. 690000»; «Новый официальный дилер Renault» Аксель-Ренорд, ул.Свердлова, д.11, тел. 690000», которая позволяла понять, что новый дилер «Renault» это ООО «Аксель Ренорд».

ООО «Аксель-Ренорд» считает, что действия ООО «Аксель Ренорд» по размещению рекламного баннера не направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, не противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и не могут причинить убытки или нанести вред деловой репутации ООО «Рено-Мурманск».

По мнению ООО «Аксель Ренорд» текст рекламного баннера не распространяет ложные, неточные или искаженные сведения, поскольку новый дилер «RENAULT» в Мурманске - ООО «Аксель Ренорд» занимается своей деятельность на абсолютно законных основаниях. Согласно дилерскому договору № 264 от 27.10.2014 ООО «Аксель Ренорд» является дилером компании «RENAULT» и принимает на себя неисключительное право на распределение и продажу от собственного имени, за свой счет и через собственную коммерческую сеть продукции, предварительно приобретенную у ЗАО «Рено Россия» или указанного им лица и на предоставление услуг послепродажного обслуживания продукции в регионе. Согласно внесенным изменениям в Дилерский договор № 264 от 27.10.2014 г ООО «Аксель Ренорд» имеет право осуществлять свою деятельность и поиск клиентов не только в пределах города Мончегорск, но и в городе Мурманске. Указанный рекламный баннер не информирует потребителей о закрытии прежнего дилера ООО «Рено-Мурманск» не информирует о его переезде. Утверждение «Новый» -значит «еще один», или «другой». Слоган « Разворачивайся!» говорит лишь о том, что для того, чтобы проехать по адресу ул. Свердлова д. 11 необходимо произвести маневр - разворот. ООО «Аксель Ренорд» считает, что информация на рекламном баннере не содержит информации, которая могла бы ввести в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара, или в отношении его производителей.

Согласно дилерскому договору №128 от 18.10.2004г ООО «Рено-Мурманск» является официальным дилером ОАО «АВТОФРАМОС» (в последствии переименовано в ЗАО «РЕНО РОССИЯ») и осуществляет деятельность по адресу: город Мурманске, проспект Кольский 110Б по продаже и обслуживанию в г. Мурманске и области автомобилей под торговой маркой «Renault».

ООО «Аксель Ренорд, в соответствии с дилерским договором №264 от 27.10.2014г также является официальным дилером ЗАО «Рено Россия» и осуществляет деятельность по адресу г. Мурманск, ул. Свердлова, д.11 по продаже и обслуживанию автомобилей «Renault» в г. Мурманске и Мончегорске.

Таким образом, ООО «Рено-Мурманск» и ООО «Аксель Ренорд» будучи официальными дилерами компании«Renault» на территории г. Мурманска являются конкурентами, так как осуществляют однородную деятельность на одном товарном рынке-по продаже и сервисном обслуживании автомобилей марки «Renault».

Лицом, заинтересованным в распространении спорной рекламы является ООО «Аксель Ренорд», которое заказало и оплатило услуги по распространению рекламного баннера.

ООО «Аксель Ренорд» 28.08.2015 года заключило договор № 49/2015 на оказания услуг по размещению и распространению наружной рекламы с ООО «Пропаганда колокол».

Согласно приложению № 1 к договору и акту выполненных работ №412 от 15.09.2015года билборд размером 6х3м размещался в период с 01.09.2015 по 15.09.2015 на проспекте Кольском вблизи ост. Автопарк сторона В. Из письменных объяснений рекламораспространителя ООО «Пропаганда колокол» следует, что место размещение спорного баннера (г. Мурманск, пр. Кольский 110) было определено сотрудниками ООО «Аксель -Ренорд» предварительно, что подтверждает преднамеренные недобросовестные действия ООО «Аксель -Ренорд» по отношению к конкуренту ООО «Рено-Мурманск».

Следует отметить, что ООО «Рено-Мурманск» осуществляет деятельность на проспекте Кольском 110Б в г. Мурманске, рекламный баннер размещен именно в месте заезда на территорию ООО «Рено -Мурманск» (г. Мурманск, пр. Кольский 110 сторона В) в 200 метрах от автосалона, о чем свидетельствует Акт осмотра рекламы, составленный антимонопольным органом и Акт выполненных работ по размещению рекламы №412 от 15.09.2015года.

Из анализа рекламы:«РАЗВОРАЧИВАЙТЕСЬ! Новый дилер Renault г. Мурманск, ул. Свердлова, д.11, тел.690000» следует, что в центре рекламного полотна крупно по отношению ко всему тексту выделено слово «РАЗВОРАЧИВАЙСЯ!» с восклицанием, в левой части рекламы стрелкой указано направление движения в обратную сторону от места нахождения рекламы и указано 7 км г. Мурманск, ул. Свердлова, д.11.

Реклама не содержит наименование нового дилера, а повелительная фраза, выполненная крупно по отношению ко всему тексту «РАЗВОРАЧИВАЙСЯ!», побуждает проехать к новому дилеру Renault г. Мурманск, ул. Свердлова, д.11.

Текст рекламы создает впечатление у потребителя рекламы, что деятельность по продаже и обслуживанию автомобилей Renault по адресу пр. Кольский 110Б, в г. Мурманске не осуществляется, и обращаться надо к новому дилеру по указанному в рекламе адресу, что подтверждается обращением гражданина(клиента компании ООО «Рено-Мурманск»), который был введен в заблуждение вышеназванной рекламой. В рассматриваемой рекламе отсутствует существенная для потребителя информация о наименовании нового дилера ООО «Аксель-Ренорд», что приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами по продаже и обслуживанию автомобилей Renault.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По смыслу комментируемой нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о продавце товаров, услуг, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы.

Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Вместе с тем, спорная реклама содержит недостоверные сведения, поскольку ООО «Рено-Мурманск» на момент размещения рекламы находилось по прежнему адресу: г. Мурманск, пр. Кольский 110Б.

Кроме того, реклама отвлекает внимание от ООО «Рено-Мурманск», поскольку потенциальные потребители, увидев данную информацию, могут предположить, что автосалон уже не находится на прежнем месте, и привлекает внимание к новому дилеру (конкурента) и его место нахождению: г. Мурманск, ул. Свердлова, что противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и может причинить убытки.

Форма доведения рекламы, место её расположение и содержание несёт негативный характер и направлена на отток клиентов ООО «Рено-Мурманск» в пользу нового дилера ООО «Аксель Ренорд», такие действия ООО «Аксель Ренорд» не являются добропорядочными и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, ООО «Аксель Ренорд» косвенно причиняет или может причинить конкурирующему хозяйствующему субъекту ООО «Рено-Мурманск», осуществляющему свою деятельность на этом же товарном рынке, ущерб (убыток), поскольку действия ООО «Аксель-Ренорд» могут повлечь перераспределение спроса на рынке оказания услуг по продаже и обслуживанию автомобилей марки «Renault» , и соответственно, ООО «Рено-Мурманск» может понести определенные убытки в виде неполученных доходов, которые они могли бы получить при обычных условиях гражданского оборота, если бы их права не были нарушены.

Целями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Настоящий Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

В силу части статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

При этом недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе).

Реклама ООО «Аксель-Ренорд»: «РАЗВОРАЧИВАЙТЕСЬ! Новый дилер Renault г. Мурманск, ул. Свердлова, д.11, тел.690000», распространенная 16.09.2015года в виде баннера в г. Мурманске по пр. Кольскому110 признана ненадлежащей, недостоверной и недобросовестной, нарушающей пункт 4 части 2 статьи 5и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункт 4 части 2 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель– ООО «Аксель Ренорд» (ИНН 519001001, ОГРН 1145190006818 от 14.05.2014, инд. 183038, Мурманск, ул. Свердлова, д.11).

Выполненная таким образом реклама (без наименования организации) не давала полной информации, не позволяла потребителю рекламы понять, что фактически на рынке города Мурманска появился ещё один официальный дилер ООО «Аксель Ренорд».

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его стоимости и приобретении, качестве и потребительских свойствах.

Отсутствие в рекламе существенной части информации об изготовителе или о продавце рекламируемого товара/услуги не позволяла потребителю осознать смысл рекламы, её побуждающие требования «Разворачивайся» и тем самым вводила потребителей рекламы в заблуждение.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Санкцией за данное административное правонарушение является наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей.

Рекламодатель, инициируя рекламную компанию, стимулирует интерес потребителей к своим товарам/услугам, поддерживает заинтересованность в них, влияя в целом на продвижение реализуемых товаров/услуг на рынке, при этом не должен допускать недобросовестную конкуренцию.

О вине ООО «Аксель Ренорд» в допущенном правонарушении свидетельствует тот факт, что у него имелась возможность соблюсти требования Закона о рекламе, в частности разместить рекламу не вблизи конкурента и указать полную информацию о своей организации, но он не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению, не проявил осмотрительность и распространил рекламу с нарушением пункт 4 части 2 статьи 5и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Общество не представило доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства о рекламе, с целью предотвращения совершения административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ не установлено.

При назначении административного наказания должностным лицом учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств.

С учётом приведённых обстоятельств, в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО «Аксель Ренорд» к формальным требованиям публичного права, а именно, к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований действующего законодательства в области рекламы.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений об организации и соблюдения принципов добросовестной конкуренции.

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями настоящего Федерального закона являются реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Рекламное законодательство устанавливает пресечение фактов ненадлежащей рекламы, тем самым обеспечивая интересы потребителей рекламной продукции.

ООО «Аксель Ренорд» уведомлено о рассмотрении дела надлежащим образом.. На рассмотрении дела присутствовали представители ООО «Аксель Ренорд» <...> по доверенности и <...> по доверенности от 18. 02.2016г.

В ходе рассмотрения был изучен протокол, материалы дела и учтены письменные и устные пояснения представителей ООО «Аксель Ренорд».

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ

Признать виновным ООО «Аксель Ренорд» в совершении нарушения пункт 4 части 2 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на ООО «Аксель Ренорд» штраф в размере 110 000 (ста десяти тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с04491195250) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК Г.МУРМАНСК БИК 044705001. Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Заместитель руководителя управления Попова И.Н.

Связанные организации

Связанные организации не указаны