Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 6 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 08-05/16-06

31 мая 2016 года

город Мурманск

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Чеченина Светлана Адольфовна, действующая на основании статьи 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица — Банк ВТБ 24 (публичное акционерное общество), ИНН:7710353606, ОГРН: 1027739207462, юр.адрес: г.Москва, ул.Мясницкая, д.35 (далее - ВТБ 24 (ПАО)),

УСТАНОВИЛ:

12.01.2016г. в Мурманское УФАС России поступило обращение гражданки <...>, содержащее данные о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (Далее - Закон о рекламе). По результатам рассмотрения данного обращения установлено следующее.

По заявлению Быкаревой Е.П., 25.12.2015, 26.12.2015, 30.12.2015 и 08.01.2016г. на ее абонентский номер <...> <...>08 поступали звонки от ВТБ 24 (ПАО), содержащие информацию рекламного характера.

ВТБ24 (ПАО) представлены три аудиозаписи разговоров с абонентом номер <...> <...>08 от 25.12.2015г., от 30.12.2015г. и от 08.01.2016г. Звонок от 26.12.2015г. закрыт статусом недозвон.

Согласно записи от 25.12.2015г. представитель банка обращается к абоненту по имени отчеству, представляется, что звонит Банк ВТБ24, уточнят удобно ли разговаривать, абонент занят, представитель банка уточняет когда можно перезвонить, абонент обозначает воскресенье в полдень.

Согласно записи от 30.12.2015г. представитель банка обращается к абоненту по имени отчеству, представляется, что звонит Банк ВТБ24, уточнят удобно ли разговаривать, абонент говорит, что не удобно, просит больше не звонить, так как два месяца назад она написала заявление об изъятии своих персональных данных.

Согласно записи от 08.01.2016г. представитель банка обращается к абоненту по имени отчеству, представляется, что звонит Банк ВТБ24, уточняет удобно ли разговаривать, абонент говорит, что ей удобно разговаривать, представитель банка говорит: «хотели бы вас поблагодарить за сотрудничество с банком ВТБ 24, рады вам предложить новую уникальную карту. Автокарта, которая вам позволит выгодно обслуживать автомобиль...», абонент прерывает представителя банка, говорит, что она больше двух месяцев назад отозвала свои персональные данные, запретила их обрабатывать, уточняет где взяли ее данные и почему названивают. Сотрудник говорит, что данный номер был указан как контактный, возможно в следствии технических причин статус не сохранился, извиняется и прощается.

Материалами дела установлено, что номер абонента +7<...>08 был предоставлен банку <...> при открытии ею в ДО «ЮЖНЫЙ» филиала №2351 ВТБ24 (ПАО) банковского счета физического лица №<...> от 10.07.2015г.

18.08.2015г. <...> был написан запрос клиента-физического лица на имя руководителя ОО «Ленина, 78» ВТБ 24 (ПАО) <...> - заявление о прекращении обработки ее персональных данных, их уничтожении как в банке так и у третьих лиц, переданных Банком, а так же направлении Акта об уничтожении персональных данных на ее адрес. Данный запрос принят филиалом №7806 ВТБ24 (ПАО)18.08.2015г.

31.10.2015г. <...> был написан повторный запрос клиента-физического лица на имя руководителя ОО «Ленина, 78» ВТБ 24 (ПАО) <...> - заявление о прекращении обработки ее персональных данных, предоставленных банку в рамках исполнения заключенных с банком договоров, их уничтожении банком, а так же данных, переданных Банком третьим лицам, направлении Акта об уничтожении персональных данных на ее адрес. Данный запрос принят филиалом №7806 ВТБ24 (ПАО) 31.10.2015г.

Однако, несмотря на запросы о прекращении обработки персональных данных <...>, на ее абонентский номер телефона поступали звонки рекламного характера от ВТБ24 (ПАО), что так же подтверждается выпиской по детализации телефонных разговоров <...> и выписками исходящих звонков с номеров +7<...>47 и +7<...>43.

Согласно детализации телефонных разговоров по номеру абонента +7<...>8 длительность телефонных звонков составила: 25.12.2015г. — 33 секунды, 26.12.2015г. -— 01 секунда, 30.12.2015г. — 56 секунд. Звонки осуществлялись с номера +7<...>47, принадлежащий ООО «Телеконтакт». Еще один звонок длительностью 56 секунд поступил 08.01.2015г. с номера +7<...>43, принадлежащего АО «Аудиотеле».

Между ВТБ24 (ПАО) и ООО «Телеконтакт» заключен Договор на оказание услуг центра обработки вызовов №3153 от 16.05.2014г. Согласно условий данного договора ООО «Телеконтакт» осуществляет обработку телефонных вызовов, телефонные опросы и т. д. Обработка персональных данных клиентов ВТБ24 (ПАО) производится ООО «Телеконтакт» от имени и по поручению ВТБ24 (ПАО). Цели и содержание такой обработки определяет ВТБ24 (ПАО). По достижении целей обработки персональные данные клиентов Банка подлежат уничтожению.

Аналогичный договор заключен между ВТБ24 (ПАО) и АО «Аудиотеле».

Таким образом, перечень телефонных номеров на которые осуществляются исходящие звонки с предложениями продуктов и услуг Банка, формируется непосредственно ВТБ24 (ПАО).

По информации, представленной ВТБ24 (ПАО), 20.01.2016г. данные <...> (в том числе номер телефона +7<...>08) исключены из списка возможных рассылок информационных и рекламных материалов, а также специальных предложений Банка в рамках целевых и маркетинговых программ.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Из имеющихся в материалах дела данных (в том числе жалобы заявителя) следует, что до <...> была доведена часть рекламной информации, в частности до нее доведено, что рекламу представляет ВТБ 24 (ПАО), рекламированию подлежат продукты и услуги банка, а именно кредитные карты и выгодные кредиты банка, о чем она указала в своей жалобе.

Представленная ВТБ 24 (ПАО) официальная информация (письмо от 01.02.2016 №23-03-18/3213 и письмо №23-03-18/16294 от 05.05.2016г.), подтверждает, что номер абонента использовался Банком исключительно в целях продвижения продуктов и услуг ВТБ 24 (ПАО).

В частности, в своих письмах ВТБ 24 (ПАО) подтверждает, что 25.12.2015, 26.12.2015, 30.12.2015 и 08.01.2016 на номер телефона +7<...>08, принадлежащий <...>, поступали звонки с номеров телефонов +7<...>47, 8<...>43 с предложением продуктов и услуг Банка. Также ВТБ 24 (ПАО) указывает, что самостоятельно осуществлял информирование клиентов о продуктах и услугах Банка. Предоставляемая Банком информация распространялась с целью предложения кредитной карты Банка.

ВТБ24 (ПАО) представлена в Мурманское УФАС России копия согласия абонента номер <...> <...>08, принадлежащий <...>, на обработку ее персональных данных от 10.07.2015г., оформленное <...> при открытии банковского счета физического лица №<...> от 10.07.2015г., на основании которого номер телефона <...> был включен в списки исходящих звонков за 25.12.2015г., 26.12.2015., 30.12.2015г., 08.01.2016г.

Однако, как было указано ранее, 18.08.2015г. и повторно 31.10.2015г. <...> данное согласие было отозвано. В связи с чем, согласие на получение <...> информации рекламного характера на момент осуществления рекламного информирования в Банке отсутствовало.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Исходя из имеющихся в деле материалов, звонки на абонентские номера, включая номер абонента +7<...>08, поступали с целью доведения до клиентов банка информации рекламного характера, данная информация адресована неопределенному кругу лиц, к которым относятся клиенты банка. Перечень телефонных номеров формировался Банком самостоятельно. Доказательств того, что звонки на номер <...> совершались с иной целью, банком не представлено. ВТБ24 (ПАО) не доказан факт получения Банком предварительного согласия от <...> на получение ею информации рекламного характера, распространяемой Банком в период декабрь 2015г. — январь 2016г. Следовательно, у ВТБ24 (ПАО) не было оснований на осуществление телефонных звонков на номер абонента +7<...>08.

Таким образом, ВТБ 24 (ПАО), допустив 08.01.2016г. распространение информации рекламного характера на абонентский номер <...> <...>08 без получения предварительного согласия <...>, нарушило требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Нарушение требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: Мурманская область, Печенгский район, пгт Никель.

Время совершения административного правонарушения: дата осуществления рекламного информирования об услугах Банка — 08.01.2016г.

Субъект административного правонарушения: Банк ВТБ 24 (публичное акционерное общество).

Объект данного административного правонарушения: общественные отношения, возникающие в связи необходимостью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Объективная сторона вменяемого ВТБ24 (ПАО) административного правонарушения состоит в том, что им осуществлялось рекламное информирование абонента номер <...> <...>08 о продуктах и услугах Банка без получения предварительного согласия <...>.

Субъективная сторона административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

Учитывая, что ВТБ24 (ПАО) самостоятельно осуществляло информирование своих клиентов о продуктах и услугах Банка, самостоятельно формировало списки телефонов в целях распространения информации рекламного характера, ВТБ24 (ПАО) является одновременно рекламодателем и рекламопроизводителем.

Вина юридического лица ВТБ24 (ПАО) заключается в том, что Банк своевременно не исключил данные абонента номер <...> <...>08 из списков возможных рассылок с целью информирования о продуктах и услугах Банка, чем создал условия для неисполнения требований законодательства о рекламе.

На момент совершения правонарушения юридическое лицо должно было сознавать противоправный характер своих действий, так как знало, что статьей 18 Закона о рекламе установлены требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.

При указанных обстоятельствах действия юридического лица — ВТБ24 (ПАО), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ВТБ24 (ПАО) о месте и времени рассмотрения настоящего дела уведомлено должным образом.

На рассмотрении настоящего дела присутствовал защитник ВТБ24 (ПАО) <...> по доверенности №328 от 29.01.2015г.

Представлены объяснения по обстоятельствам дела, а так же Ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая обстоятельства дела, наличие состава и события административного правонарушения, ходатайство отклоняется.

К обстоятельствам смягчающим административную ответственность относится добровольное прекращение ВТБ24 (ПАО) противоправного поведения, а именно исключение из списка возможных рассылок данных <...> (в том числе номера телефона +7<...>08).

Обстоятельства отягчающие административную ответственность не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо – ВТБ 24 (ПАО) виновным в нарушении требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» в связи с распространением информации рекламного характера по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента.

2. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо – ВТБ 24 (ПАО) административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с 04491195250) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в отделение Мурманск г.Мурманск. БИК 044705001.

Код ОКТМО 47 701 000. Код платежа 161 1 16 26000 01 6000 140 «Административные штрафы за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель

Мурманского УФАС России

С.А. Чеченина

Связанные организации

Связанные организации не указаны