ПОСТАНОВЛЕНИЕ об административном правонарушении № 08-05-18/14 по факту распространения на сайте «СеверПост.RU» рекламной статьи: «Не просто таблетки».

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
18.06.2018
Управление:
Мурманское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:
№ 08-05-18/14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении

№ 08-05-18/14

15 июня 2018 года

г. Мурманск

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Чеченина Светлана Адольфовна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-18/14 возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «СеверПост» (ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141 от 01.09.2014, 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17) (далее по тексту - ООО «СеверПост», Общество),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление гражданки <...> по факту распространения 21.02.2018 на сайте «СеверПост.RU» рекламной статьи: «Не просто таблетки».

Статья сопровождается фотографиями сотрудников аптеки в белых халатах, содержит информацию, как о вновь открывшейся аптеке в г. Мурманске на пр. Кольском,135, так и о развитии сети аптек ООО «ЕвроФарма».

Заявительница считает, что статья является рекламной, так как привлекает внимание и поддерживает интерес потребителей рекламы к новой аптеке «ЕвроФарма» и продукции сети в целом.

<...> просит провести проверку и привлечь к ответственности лицо, нарушившее рекламное законодательство.

Мурманское УФАС России в рамках рассмотрения обращения гражданки зафиксировала правонарушение актом осмотра сайта ООО «СеверПост».

Статья «Не просто таблетки» содержит разделы со звучащими заголовками:

- «У каждой аптеки свое лицо», подается рекламная информация о специфике работы отдельных аптек «Еврофарма» «аптека на Ленинградской, аптека в г. Никеле, в г. Гаджиево»,

-«Лицом к людям», перечисляется ассортимент «лекарственные препараты, перевязочный материал, косметические товары, медицинская техника»;

-«ЕвроФарма» online,рассказывается о разработке Интернет сайта для заказа лекарств online, о планах открытия аптек «ЕвроФарма», о планах включить в ассортимент аптек спортивное питание и БАДы, о специальных предложениях для отдельных категорий граждан;

-«Мир за первым столом», руководитель новой открытой аптеки «ЕворФарма» <...> объясняет о выкладке фармацевтических продуктов в аптечном зале в периоды скидок.

В статье имеется интервью сотрудников компании «ЕвроФарма».

Исполнительный директор сети аптек «ЕвроФарма» <...>, рассказывает об услуге заказа лекарственных препаратов в сети аптек и об открытии новых аптечных точках в г. Мурманске и за её пределами: «Сегодня в области действует 44 аптеки «ЕвроФарма», половина из них в Мурманске. На очереди открытие еще 4 отделений… в Мурмашах, Полярных Зорях, и двух аптек в на ул. Героев Рыбачьего,40 и Театральном бульваре,8 в г. Мурманске», о подарках и лотерее при открытии новой аптеки: «Открытие новой аптеки-выгодный день для всех Первые покупатели, зашедшие в субботу в «Еврофарму», после пере резания красной ленточки, совершенно бесплатно получили глюкометр, а любой другой посетитель при покупке мог поучаствовать в беспроигрышной лотерее».

Интервьюируемый маркетолог сети аптек «ЕвроФарма» <...> информирует потребителей о скидках, специальных предложениях и услугах: « в качестве дополнительной бесплатной услуги существует возможность оставить заказ…. Во всех отделениях «ЕвроФармы» действуют специальные предложения для малообеспеченных групп граждан. Для многодетных семей, инвалидов или пенсионеров действует постоянная 10% скидка. Скидками могут пользоваться и владельцы городской карты соцподдержки…».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

ООО «СеверПост» (ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141, 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17) согласно Уставу и выписки из ЕГРЮЛ осуществляет деятельность по изданию газет, журналов, периодических изданий, книг и прочих видов издательской деятельности, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций как информационное агентство «СеверПост.ru», специализирующееся на информационной, информационно-аналитической, развлекательной, культурно-просветительной тематике и рекламе(свидетельство Эл№ ФС77-59879 от 17.11.2014).

Пунктом 12.8 устава ООО «СеверПост» определено, что оперативное руководство текущей деятельностью Общества осуществляет генеральный директор.

Выписка из ЕГРЮЛ и представленный Приказ № 1 от 01.09.2014 г. подтверждает, что генеральным директором ООО «СеверПост» является <...>.

Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЕвроФарма (ИНН 5190009713, ОГРН 1125190011264 от 10.07.2012, юридический адрес: 129128 г. Москва, ул. Бажова, д.7, помещение II, каб.25,эт. Подвал, почтовый адрес:183034, г. Мурманск, ул. Транспортная, д.10, адрес, указанный в Уставе 129164, г. Москва, ул. Ярославская, д.8 корпус 4, кабинет 1А) является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (47.73).

По инициативе ООО «СеверПост» ООО «ЕвроФарма» согласовало участие журналиста информационного агентства «СеверПост.ru»(далее – информационное агентство) в открытии аптеки на Кольском, 135 в г. Мурманске.

Генеральный директор подтвердил, что статью, в готовую для распространения форму, подготовило ООО «СеверПост» без согласования и участия ООО «ЕвроФарма».

Статья «Не просто таблетки» была заказана ООО «СеверПост» внештатному сотруднику, которую Общество, по результатам, приняло в полном объеме без претензий по объёму, качеству и срокам исполнения( акт выполненных работ от 28.02.2018).

ООО «СеверПост» считает, что статья «Не просто таблетки» является не рекламой, а информационной публикацией. Средств за её создание и распространение информационное агентство не получило, целью публикации было информирование населения о появлении новой аптеки, а также получения отзывов и обратной связи от них.

Вместе с тем, генеральный директор ООО «СеверПост» не отрицает, что вследствие большого объема обрабатываемой информации в ограниченные сроки, не проконтролировал выход статьи «Не просто таблетки», не предполагая, что её содержание, в сочетании с фотографиями может потребителю напомнить рекламу.

Признаки, перечисленные в статье 3 Закона о рекламе, определяющие рекламу, присутствуют в рассматриваемой публикации «Не просто таблетки».

Объектами рекламирования является: вновь открывшаяся аптека «ЕвроФарма» в г. Мурманске на пр. Кольском,135; отделения «ЕвроФарма»; ассортимент аптек; скидки и подарки.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

По своему содержанию статья, размещенная на центральной полосе Интернет ресурса информационного агентства «СеверПост.ru», стимулирует интерес к объектам рекламирования ООО «ЕвроФарма», его товарам и услугам, продвигает вновь открывшуюся аптеку ООО «ЕвроФарма» и сеть аптек Общества на рынке фармацевтических услуг, формирует к компании положительное отношение и закрепляет его образ в памяти потребителя и побуждает воспользоваться его продуктами и скидками, является рекламой.

Рекламная статья сопровождается снимками: вновь открывшейся аптеки с её персоналом в белых халатах; торгового зала и подсобных помещений аптеки; фотографии руководителя новой открытой аптеки «ЕвроФарма» Валерии Романьковой- Антаковой , сидящей за рабочим столом в белом халате с логотипом компании.

Согласно пункт 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Использование при подаче материала, метода сочетания изображения женщин в белом халате, витрин с лекарствами, медицинской техникой и слов «Аптека», «ЕвроФарма», названия статьи «Не просто таблетки», позволяют восприятию дополнить и воссоздать образ фармацевтического работника.

В рассматриваемом рекламном тексте статьи, подтекст запланированный автором выражен невербально, но он обладает маркерами, которые сигнализируют потребителю о «нужном», продвигает задуманный автором объект рекламирования.

Детальное рассмотрение рекламы показывает, что изобразительные компоненты (фотографии), соседствующие с вербальными, оказывают существенное влияние на интерпретацию текста: «Сегодня в области действует 44 аптеки «ЕвроФарма», половина из них в Мурманске. На очереди открытие еще 4 отделений… в Мурмашах, Полярных Зорях, и двух аптек в на ул. Героев Рыбачьего,40 и Театральном бульваре,8 в г. Мурманске»; Во всех отделениях «Еврофармы» действуют специальные предложения для малообеспеченных групп граждан…».

Границы подтекста в креолизованном рекламном тексте обозримы, так как нацеленность автора на восприятие акцента потребителем достигнута.

Не случайно, потребитель обратилась с заявлением, усмотрев в тексте статьи рекламу, продвигающую компанию «ЕвроФарма» и её отделения в различных городах Мурманской области.

Установлено, что рекламная статья: «Не просто таблетки» использовала образ фармацевтического работника и распространялась за пределами разрешенных законодательством мест.

24.05.2018 рекламная статья: «Не просто таблетки», продвигающая вновь открывшуюся аптеку и сеть ООО «ЕвроФарма», с использованием образа фармацевтического работника, распространенная 21.02.2018 на сайте «СеверПост.RU», признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за названное нарушение несет рекламодатель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по вине производителя рекламы, ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 названной статьи несет рекламопроизводитель (часть 8 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

ООО «СеверПост» является рекламораспространителем и рекламопроизводителем, который привел информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, определил содержание рекламы и объекты рекламирования.

Лицо, совершившее противоправные действия (Субъект административного правонарушения) ООО «СеверПост» (ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141 от 01.09.2014, 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17)

Место совершения административного правонарушения: место распространения рекламы - сайте «СеверПост.RU», 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17

Время совершения административного правонарушения: дата размещения рекламы 21.02.2018 г.

Объект данного административного правонарушения: общественные отношения, возникающие в связи необходимостью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина Общества заключается в том, что инициируя размещение рекламы ООО «СеверПост» не осуществило контроль за добросовестным исполнением услуг по созданию статьи «Не просто таблетки», и её выхода в сеть Интернет, при этом имея условия для соблюдения требований Закона о рекламе.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Санкцией за данное административное правонарушение является наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

01.06.2018 письмом ООО «СеверПост» (вх.№ 2527Э) проинформировало антимонопольный орган о том, что исполнило предписание, рекламная статья не распространяется.

Общество просило применить статью 4.1.1. КоАП РФ, т.к. является микро предприятием, совершило правонарушение впервые и без злого умысла.

Согласно части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

ООО «СеверПост» уведомлено надлежащим образом, Общество ходатайствовало рассмотреть дело в отсутствии представителя (вх. № 2615Э от 08.06.2018).

Должностное лицо при вынесении постановления, приняло во внимание ранее представленные лицом документы и пояснения по существу дела, и при назначении административного наказания учло фактические обстоятельства дела, а именно отсутствие отягчающих и наличие смягчающих ответственность обстоятельств (устранение правонарушения до возбуждения административного производства).

С учётом приведённых обстоятельств, должностное лицо считает возможным, за впервые совершенное административное правонарушение, применение часть 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ в отношении ООО «СеверПост», т.е. заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учётом приведённых обстоятельств, руководствуясь статьями 4.1.1., 4.2, 4.3, 4.6, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ

1. Признать виновным ООО «СеверПост» (ИНН 5190038048, КПП 519001001, ОГРН 1145190011141 от 01.09.2014, 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.8, офис17), в совершении нарушения требования пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

2. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ заменить административное наказание в виде административного штрафа, объявив ООО «СеверПост» предупреждение.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководитель управления

С.А. Чеченина