Доклад "Заключение антиконкурентных соглашений на торгах"

Тип документа:
Доклады
Дата публикации:
31.05.2018
Управление:
Нижегородское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:

Заключение антиконкурентных соглашений на торгах 

 

Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ) и утвержденным в соответствии с ним Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (далее – Национальный план) в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации, обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием определены в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции. 

Ежегодный объем государственных закупок достигает 25 трлн. рублей - около 30% ВВП, из них: обязательно в электронной форме: 7 трлн. рублей (по 44-ФЗ) и 2 трлн. рублей (по 223-ФЗ) – закупки у малого и среднего бизнеса.

Оценка ущерба от картелей составляет 1,5 – 2% ВВП.

Принципы торгов:

- эффективность;

- экономичность;

- равенство и справедливость;

- открытость и прозрачность;

- ответственность;

- стимулирование производства и рынка занятости;

- поддержка малого и среднего бизнеса.

В результате сговоров на торгах дискредитируется сама идея торгов.

Положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности частью 1 статьи 11, частью 1 статьи 17 установлен запрет на заключение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами на торгах, а также между участниками торгов и заказчиками.

Основные способы реализации антиконкурентного соглашения при организации и проведении торгов

  • ограничение участия - конкуренты соглашаются воздержаться от участия в торгах или отозвать своё предложение, чтобы победил определённый участник (до торгов);
  •  подача неконкурентоспособного предложения - конкуренты соглашаются подать предложение с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями, чтобы победил определённый участник (в ходе торгов);

-  сговор участников (не менее трех) открытого аукциона против других участников торгов (реализуется на электронных торгах).

-  заказчик (организатор торгов) по соглашению с одним или отдельными участниками включает в конкурсную документацию положения, явно ограничивающие доступ к участию в торгах отдельным хозяйствующим субъектам;

-  проявление необъективности и предвзятости к отдельным участникам торгов, включая безосновательное отклонение их предложений;

- иные действия по предоставлению необоснованных преимуществ отдельным участникам торгов.

При электронных торгах:

1.   Сложнее сговариваться. Одним из основных требований к первым частям заявок, подаваемых на электронный аукцион, является их анонимность, то есть потенциальные участники сговора не должны знать друг о друге до начала аукциона, а значит, как правило, не могут вступить в картель и иные антиконкурентные соглашения.

2.   Легче выявлять сговор. Информация обо всех торгах размещена в едином формате, с универсальной системой поиска и анализа информации. Каждое действие участника закупки оставляет свой электронный след в сети, который сложно скрыть.

В качестве обстоятельств, выступающих признаками заключения антиконкурентного соглашения на торгах, можно выделить следующие:

- большинство торгов выигрывает одна и та же компания;

- ряд компаний выигрывают торги по очереди;

- минимальное число участников торгов;

- участники торгов хорошо осведомлены о конкурентах и их предложениях;

- минимальное снижение начальной цены;

- неявка участников торгов на процедуру торгов;

- присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших своего предложения;

- ограничение доступа к информации о предстоящих торгах;

- отличие цен на торгах от рыночной цены.

Вместе с тем при рассмотрении вопроса о доказывании сговора необходимо иметь ввиду, что согласно разъяснению №3 Президиума ФАС России при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

В целях выявления сговоров на торгах антимонопольный орган использует ряд методов получения информации о возможном сговоре, которые являются традиционными и используются во всем мире:

- проведение внеплановых проверок;

- работа с заявлениями (заявителями) о признании в рамках программы освобождения;

- работа с обращениями (граждан, организаций, правоохранительных и иных органов);

- работа с информацией из открытых источников (СМИ, Интернет и тд);

- работа с заказчиками и т.д.

При наличии определенных индикаторов или комбинации индикаторов можно определить состояние конкуренции в целом секторе государственных закупок, а также на отдельных рынках поставок товаров и услуг, в частности можно установить риски или признаки сговора.

В соответствии с Национальным планом в числе приоритетных сфер государственной политики по развитию конкуренции обозначено, в частности здравоохранение, в том числе рынки лекарственных препаратов для медицинского применения, рынки медицинских изделий, рынки медицинских услуг; дорожное строительство; транспортные услуги.

В целях достижения эффективности и результативности реализации Указа и Национального плана Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области как по поступающим обращениям, так и в инициативном порядке осуществляет мониторинг проведения торгов в социально значимых сферах экономики, в том числе отраженных в Национальном плане развития конкуренции.