Решение б/н Решение по делу №1099-ФАС52-07/17 от 23 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

17.08.2017 № СС-07/8429

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1099-ФАС52-07/17

       

        

                                                                                                            г. Н. Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 17 августа 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

С.

-

Председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Ш.

 

 

М.

 

-

-

 

-

 

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

член Комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Н.

-

член Комиссии, эксперт 1 категории отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе.

 

рассмотрев дело №1099-ФАС52-07/17, возбужденное в отношении Страхового публичного акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (603006, г.Н.Новгород, ул.Ошарская, д.18/1) по обращению САО «ВСК» (603000, г.Н.Новгород, ул.Варварская, д.40) по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О  защите конкуренции», в присутствии:

- представителя СПАО «РЕСО-Гарантия» по доверенности от 03.06.2015г. №РГ-Д-4732/14 Ш.,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение САО «ВСК» на действия СПАО «РЕСО-Гарантия», содержащие, по мнению заявителя, признаки недобросовестной конкуренции и противоречащие требованиям статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В своем обращении заявитель сообщил, что 28.02.2017г. на сайте: zakupki.gov.ru размещено извещение №0832200006617000029 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области». По мнению заявителя, СПАО «РЕСО-Гарантия» необоснованно занизило страховую премию, в результате чего стало победителем.

В связи с указанными обстоятельствами, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 26 мая 2017 года издал приказ №176 о возбуждении дела №1099-ФАС52-07/17 по признакам нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении СПАО «РЕСО-Гарантия».

В ходе рассмотрения дела представитель САО «ВСК» поддержал заявленные требования. Представитель СПАО «РЕСО-Гарантия» с заявленными требованиями не согласился, считает, что нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.

Заслушав доклад члена комиссии, обсудив доводы представителей заявителя и ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.

САО «ВСК» зарегистрировано за основным регистрационным номером 1027700186062 согласно Свидетельства серия <...> САО «ВСК» имеет лицензию от 19.11.2011г. С №0621 77 на осуществление различных видов страхования. На территории Нижегородской области находится филиал САО «ВСК».

СПАО «РЕСО-Гарантия» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1027700042413 согласно Свидетельства о государственной регистрации №005.537. Основным видом хозяйственной деятельности общества является осуществление страховой деятельности. СПАО «РЕСО-Гарантия» имеет лицензию от 20.08.2015г. ОС №1209-03 на осуществление страхования. На территории Нижегородской области находится филиал СПАО «РЕСО-Гарантия».

Таким образом, САО «ВСК» и СПАО «РЕСО-Гарантия» осуществляют деятельность на одном товарном рынке оказания услуг страхования, в том числе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Нижегородской области, следовательно, являются конкурентами.

28.02.2017г. на сайте: zakupki.gov.ru размещено извещение №0832200006617000029 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области».

Начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная заказчиком, составила 2 102 763,15 рублей.

В аукционе приняли участие шесть страховых организаций, предложивших следующие цены контракта:

- ЗАО «МАКС» - 1 739 048,10 рублей;

- СПАО «РЕСО-Гарантия» - 1 749 561,92 рубля;

 - ПАО СК «Росгосстрах» - 1 974 883,43 рубля;

- САО «ВСК» -  2 069 507,81 рублей;

- ООО СО «Верна» - 2 082 273,95 рублей;

- ОАО «Альфастрахование» - 2 102 763,14 рублей;

- АО «Государственная страховая компания «Югория» - 2 102 763,14 рублей.

Заявки ЗАО «МАКС» и АО «Государственная страховая компания «Югория» не соответствовали требованиям законодательства. Решением комиссии от 17.03.2017г. победителем признано СПАО «РЕСО-Гарантия» как участник, предложивший минимальную цену контракта в сумме 1 749 561,92 руб.

В пояснениях от 18.07.2017г. СПАО «РЕСО-Гарантия» сообщило, что в связи с тем, что в документации об электронном аукционе выявлены некорректные данные о коэффициентах КБМ по некоторым транспортным средствам, коэффициент КБМ определен на основании представленной заказчиком информации о транспортных средствах в соответствии с требованиями Указания ЦБ РФ №3384-У.

Согласно частью 6 статьи 9 ФЗ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» установленные в соответствии с настоящим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Частью 1 статьи 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

 Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию  (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения  при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Центрального банка РФ от 19.09.2014г. №3384-У.

Размер суммы страховой премии определяется как произведение базового страхового тарифа на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент страховых тарифов (КБМ), который зависит от текущего класса и наличия страховых выплат в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012г. №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя и представленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Таким образом, законодательство предусматривает, что страховщик для расчета страховой премии, в том числе определения класса автомобиля при расчете коэффициента КБМ, может использовать различные источники информации.

Согласно Технического задания заказчика, содержащегося в Документации об электронном аукционе, страхуемые транспортные средства имеют категории «В», «С», «Д».

В соответствии с приложением 1 к Указанию Банка России от 19.09.2014г. №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» базовая ставка транспортного средства категорий «С» определяется в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства:

- с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее ставки составляют - 3509  рублей (минимальная) и 4211 рублей (максимальная);

- с разрешенной максимальной массой более 16 тонн составляют - 5284 рублей (минимальная) и 6341 рублей (максимальная).

СПАО «РЕСО-Гарантия» по следующим транспортным средствам с разрешенной максимальной массой 16 тонн и более применило базовую ставку в размере 3509 рублей, которая применяется к транспортным средствам с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее: №№ 2, 4, 9,10, 12, 15, 17, 18, 19, 20, 26, 27, 31, 32, 38, 39, 40, 41, 42, 50, 61, 66, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 83, 89, 94, 112, 143, 146, 148, 149, 151.

Кроме того, СПАО «РЕСО-Гарантия» не представило  обоснование применения коэффициентов КБМ, отличных от коэффициентов, предложенных заказчиком, по следующим транспортным средствам: 1, 2, 3, 5, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 20, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 37, 38, 40, 41, 48, 50, 52, 59, 61, 62, 65, 66, 71, 76, 78, 83, 89, 92, 94, 99, 100, 101, 103, 112, 119, 120, 121, 124, 125, 126, 127, 129, 130, 131, 132, 134, 135, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149-178, 180, 181, 184-193, 195, 207.

Таким образом, СПАО «РЕСО-Гарантия» занизило цену контракта в связи с неправильным применением базовой ставки и необоснованным применением коэффициентов КБМ, что противоречит Указанию Банка России от 19.09.2014г. №3384-У.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Федерального закона  «О защите конкуренции»,  недобросовестной  конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо исходить из признаков недобросовестной конкуренции, изложенных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Такими признаками являются:

- хозяйствующие субъекты должны осуществлять предпринимательскую деятельность;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть направлены на получение преимуществ;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть противозаконны;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны причинить или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

Закон обязывает квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию только при наличии в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 – 14.7 Закона.

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что САО «ВСК» и СПАО «РЕСО-Гарантия» работают на одном товарном рынке оказания услуг страхования, в том числе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Нижегородской области, следовательно, являются конкурентами.

СПАО «РЕСО-Гарантия», рассчитывая цену контракта, необоснованно применило базовую ставку по автомобилям №№ 2, 4, 9,10, 12, 15, 17, 18, 19, 20, 26, 27, 31, 32, 38, 39, 40, 41, 42, 50, 61, 66, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 83, 89, 94, 112, 143, 146, 148, 149, 151, а также коэффициенты КБМ, предложив наименьшую итоговую сумму начальной цены контракта в размере 1 749 561,92 рублей, в результате чего признано победителем по итогам электронного аукциона.

Действия СПАО «РЕСО-Гарантия» противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, а именно статье 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которым установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

СПАО «РЕСО-Гарантия» своими неправомерными действиями по занижению страховых тарифов, и в итоге начальной цены контракта (страховой премии), получило преимущество, увеличив количество своих страхователей. Заказчик заключил государственный контракт именно с СПАО «РЕСО-Гарантия».

Таким образом, действия СПАО «РЕСО-Гарантия» направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Действия СПАО «РЕСО-Гарантия» причинили убытки добросовестным страховщикам, участвующим в запросе котировок, в том числе САО «ВСК», поскольку конкуренты лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить договор со страхователем – ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области».

Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что данные действия СПАО «РЕСО-Гарантия» являются недобросовестной конкуренцией и противоречат требованиям статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия СПАО «РЕСО-Гарантия», выразившиеся в занижении начальной цены контракта (страховой премии) при участии в электронном аукционе, проведенном для нужд ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области» в период с 28.02.2017г. по 17.03.2017г., являются нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона «О защите конкуренции» лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа. Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в отношении которого выдано данное предписание, если данное предписание исполнено.

22 июля 2016 года на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Нижегородское УФАС России выдало СПАО «РЕСО-Гарантия» предупреждение в связи с совершением Обществом действий, выразившихся в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Указанием Банка России, при участии в электронном аукционе на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФГБУЗ КБ №50 ФМБА России в мае 2016 года. Предупреждением СПАО «РЕСО-Гарантия» предписывалось:

- издать распорядительный документ СПАО «РЕСО-Гарантия» о недопущении сотрудниками СПАО «РЕСО-Гарантия» действий по незаконному занижению суммы страховых премий для ТС при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Нижегородской области;

- довести указанный распорядительный документ до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения для участия во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Нижегородской области.

СПАО «РЕСО-Гарантия» в письме от 25.08.2016г. исх.№321 сообщило об исполнении предупреждения.

Между тем, Решением Комиссии Нижегородского УФАС России от 12.07.2017г. действия СПАО «РЕСО-Гарантия», выразившиеся в занижении начальной цены контракта (страховой премии) при участии в электронном аукционе, проведенном для нужд ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области» в период с 17.02.2017г. по 14.03.2017г., признаны нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции». Обществу выдано Предписание от 12.07.2017г. об устранении выявленного нарушения.

Данным решением действия СПАО «РЕСО-Гарантия», выразившиеся в занижении начальной цены контракта (страховой премии) при участии в электронном аукционе, проведенном для нужд ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области» в период с 28.02.2017г. по 17.03.2017г., также признаны нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, принимая во внимание неэффективность ранее принятых Нижегородским УФАС России мер по устранению нарушения антимонопольного законодательства в отношении СПАО «РЕСО-Гарантия», Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать СПАО «РЕСО-Гарантия» предписание о перечислении в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

За доход, полученный СПАО «РЕСО-Гарантия» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии в размере 1 749 561,92 рубля, причитающуюся СПАО «РЕСО-Гарантия» в соответствии с государственным контрактом №54 от 06.04.2017г., заключенным по результатам электронного аукциона с ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия СПАО «РЕСО-Гарантия», выразившиеся в занижении начальной цены контракта (страховой премии) при участии в электронном аукционе, проведенном для нужд ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области» в период с 28.02.2017г. по 17.03.2017г., нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».
  2. Выдать предписание о перечислении в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение  трех месяцев со дня его вынесения.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

           

   Председатель комиссии                                                                 С.В.С.

 

 

           Члены Комиссии                                                                     О.Ю.Ш.

 

 

                                                                                                               Н.В.М.

 

    

                                                                                                               А.А.Н.

 

                                                                                                               

                                                                                                               

 

Исп.М.

тел.8 (831) 430-55-74 

 

17.08.2017 № СС-07/8430

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е по делу №1099-ФАС52-07/17

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Российской Федерации

             

         

        17 августа 2017 года                                                            г.Нижний Новгород         

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

С.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Ш.

 

М.

 

 

Н.

 

-

 

-

 

 

-

 

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

член Комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

член Комиссии, эксперт 1 категории отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании Решения от 17.08.2017г. по делу №1099-ФАС52-07/17, возбужденного по заявлению ПАО СК «Росгосстрах» о нарушении СПАО «РЕСО-Гарантия» статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. СПАО «РЕСО-Гарантия» перечислить в срок до 02 октября 2017 года в федеральный бюджет доход в размере 1 749 561,92 (Один миллион семьсот сорок девять тысяч пятьсот шестьдесят один рубль 92 копейки), полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Вышеуказанный доход должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области;

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, л/с 04321510030);

Код налога – 16111602010016000140;

ИНН 5260041262;

КПП 526001001;

ОКАТО 22701000.

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, налагаемое федеральным органом государственной власти.

 

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 03 октября 2017 года в Нижегородское УФАС России.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня  его вынесения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 Председатель комиссии                                                          С.В.С.

 

 

  Члены комиссии                                                                     О.Ю.Ш.

 

                                                                                                    

                                                                                                    Н.В.М.

 

                                                                                                 

                                                                                                    А.А.Н.

                                                                                                    

                                                                                            

      

  Исп.М.

  Тел.8 (831)430-55-74

             

Связанные организации

Связанные организации не указаны