Решение по делу №2163/2164-ФАС52-10/17

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
10.05.2018
Управление:
Нижегородское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №2163/2164-ФАС52-10/17

                                                                                                                 г. Нижний Новгород                                                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена:   19 декабря  2017 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено:   10 января 2018 г.

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти,

 

 

 

рассмотрев дело №2163/2164-ФАС52-10/17 по признакам нарушения МКУ «Управление муниципальных кладбищ города Нижнего Новгорода» (603109, г.Нижний Новгород, ул.Заломова , д.10, пом.4), Администрацией г.Н.Новгорода (603082, г.Нижний Новгород, Кремль, к.5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:

- И.– представитель Администрации г.Н.Новгорода (доверенность №01-357/Д от 30.12.2016г.),

-Г. – представитель заявителя (доверенность от 10.07.2017 г. б/н)

- Я. представитель МКУ «Управление муниципальных кладбищ города Нижнего Новгорода»  (доверенность №16 от 26.07.2017),

-В.- представитель Администрации г.Н.Новгорода (доверенность №01-146/Д от 25.05.2017г.),

- Н. - представитель МП «КРУН» (доверенность от 21.09.2017);

-Б. - представитель Администрации г.Н.Новгорода (доверенность №01-307/Д от 26.12.2016г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В 2016 году муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода «Комбинат ритуальных услуг населению» обратилось в комиссию по инвестиционной политике и земельным отношениям города Нижнего Новгорода (далее - Комиссия) с заявлениями о размещении (без предоставления земельного участка и установления сервитута) элементов благоустройства территории на земельных участках, расположенных в Кстовском районе города Нижнего Новгорода, муниципальное кладбище «Нижегородское», кварталы семейных захоронений №№ 8,11,13, квартал ветеранов №1, сроком на 5 лет.

Комиссией было принято решение о разрешении размещения (без предоставления земельных участков и установления сервитутов) за плату МП «КРУН» элементов благоустройства территории (твёрдое покрытие из асфальтобетона, металлические ограды) на земельных участках кладбища «Нижегородское».

На основании решений Комиссии Администрацией города Нижнего Новгорода были изданы постановления от 21.06.2016 № 1796, от 02.06.2016 № 1537, от 24.06.2016 № 1837, от 02.06.2016 № 1536.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с указанными постановлениями между администрацией города Нижнего Новгорода и МП «КРУН» были заключены следующие договоры о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300:

договор №00096/06-РО от 21.06.2016 (квартал семейных захоронений № 13);  

договор №00093/06-РО от 21.06.2016 (квартал ветеранов №1);

договор №00113/07-РО от 04.07.2016 (квартал семейных захоронений №11);

договор №00117/06-РО от 04.07.2016 (квартал семейных захоронений №8).

На основании вышеуказанных договоров МП «КРУН» размещает объекты благоустройства на территориях определенных договорами, а именно твердое покрытие из асфальтобетона и металлические ограды.

На основании вышеизложенного Администрация города Нижнего Новгорода неправомерно передала в аренду части земельных участков муниципальных кладбищ МП «КРУН».

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В силу пункта 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

В связи с вышеизложенным 17 августа 2017 г в адрес Администрации г.Н.Новгорода  направлено предупреждение  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с указанным предупреждением, Администрации г.Н.Новгорода надлежало в срок до  01.10.2017 г.

 - отменить Постановления Администрации города Нижнего Новгорода от 21.06.2016 № 1796, от 02.06.2016 № 1537, от 24.06.2016 № 1837, от 02.06.2016 № 1536.

- расторгнуть договоры №00096/06-РО от 21.06.2016; №00093/06-РО; №00113/07-РО от 04.07.2016; №00117/06-РО от 04.07.2016, заключенные с МП города Нижнего Новгорода «КРУН».

Предупреждение в установленный срок не исполнено.

Согласно пункту 8 статьи 39 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Определением о назначении дела №2164-ФАС52-10/17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.10.2017, рассмотрение дела назначено на 07 ноября 2017.

Рассмотрение дела по существу состоялось 19 декабря 2017 года.

Следует отметить, что  действия Учреждения и Администрации г.Н.Новгорода  рассматривались в рамках возбужденных дел №2163-ФАС52-10/17, №2164-ФАС52-10/17.

В ходе рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства №2163-ФАС52-10/17, №2164-ФАС52-10/17 комиссия по собственной инициативе обсудила вопрос об объединении дел в одно производство для совместного рассмотрения и пришла к выводу о том, что дела №2163-ФАС52-10/17, №2164-ФАС52-10/17 необходимо объединить в одно производство.

Согласно части 1 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.

Принимая вышеуказанное процессуальное решение, комиссия исходила из того, что применительно к рассматриваемому по обозначенным делам подлежат исследованию взаимосвязанные документы (доказательства) и обстоятельства. Круг правовых вопросов, требующих разрешения в рамках дел №2163-ФАС52-10/17, №2164-ФАС52-10/17, является сходным.

Таким образом, по мнению комиссии, совместное рассмотрение №2163-ФАС52-10/17, №2164-ФАС52-10/17 отвечает целям их полного, всестороннего и объективного рассмотрения.

С учётом изложенного, Комиссия объединила в одно производство дела №2163-ФАС52-10/17, №2164-ФАС52-10/17 с присвоением объединенному делу №2163/2164-ФАС52-10/17.

          В объяснениях по делу МКУ «Управление муниципальных кладбищ города Нижнего Новгорода», Администрацией г.Н.Новгорода   не согласилось с доводами, изложенными в определении о назначении дела №2163-ФАС52-10/17, №2164-ФАС52-10/17.

         Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле,  исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

          В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

        Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

        Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

         В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Часть  1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

 

 

      1. МП «КРУН» обратилось в комиссию по инвестиционной политике и земельным отношениям в городе Нижнем Новгороде (далее - комиссия) с целью размещения элементов благоустройства:
  1. С заявлением № 10207 на часть площадью 14918 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010041:34, находящегося в муниципальной собственности, имеющей следующие адресные ориентиры: юго-восточнее с. Федяково, муниципальное кладбище «Нижегородское», квартал ветеранов № 1 Кстовского района Нижегородской области, для размещения элемента благоустройства территории: твердое покрытие из асфальтобетона, сроком на 5 лет.

Комиссией (протокол от 14.04.2016 № 676) принято решение согласиться с размещением элемента благоустройства территории на данной части земельного участка.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 02.06.2016 № 1536 разрешено размещение элемента благоустройства территории: твердого покрытия из асфальтобетона на части земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010041:34, заключен договор № 00093/06-р0 от 21.06.2016 о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

          2) С заявлением № 10208 на часть площадью 25778 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010041:34, находящегося в муниципальной собственности, имеющей следующие адресные ориентиры: Нижегородская область, Кстовский район, юго-восточнее с. Федяково, муниципальное кладбище «Нижегородское», квартал семейного захоронения № 13, для размещения элемента благоустройства территории: твердое покрытие из асфальтобетона, металлические ограды, сроком на 5 лет.

Комиссией (протокол от 14.04.2016 № 676) принято решение согласиться с размещением элемента благоустройства территории на данной части земельного участка.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 02.06.2016 № 1537 разрешено размещение элемента благоустройства территории: твердого покрытия из асфальтобетона, металлических оград на части земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010041:34, заключен договор № O0096/06-P0 от 21.06.2016 о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

……3) С заявлением № 10205 на часть площадью 555 кв.м, земельного участка площадью 426006 кв.м, с кадастровым номером 52:26:0010041:34, находящегося в муниципальной собственности, имеющей следующие адресные ориентиры: Нижегородская область, Кстовский район, юго-восточнее с. Федяково, муниципальное кладбище «Нижегородское», квартал семейного захоронения № 11, для размещения элемента благоустройства территории: твердое покрытие из асфальтобетона, металлические ограды, сроком на 5 лет.

Комиссией (протокол от 28.04.2016 № 677) принято решение согласиться с размещением элемента благоустройства территории на данной части земельного участка.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 21.06.2016 № 1796 разрешено размещение элемента благоустройства территории: твердого покрытия из асфальтобетона, металлических оград на части земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010041:34, заключен договор № О0113/07-Р0 от

  1. о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.
  1. С заявлением № 10209 на часть площадью 13726 кв.м, земельного участка

площадью 112243 кв.м, с кадастровым номером 52:26:0010041:2, находящегося в муниципальной собственности, имеющей следующие адресные ориентиры: юго- восточнее с. Федяково, муниципальное кладбище «Нижегородское», квартал семейного захоронения № 8 Кстовского района Нижегородской области, для размещения элемента благоустройства территории:                                                                  твердое покрытие из

асфальтобетона, металлические ограды, сроком на 5 лет.

Комиссией (протокол от 28.04.2016 № 677) принято решение согласиться с размещением элемента благоустройства территории на данной части земельного участка.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 21.06.2016 № 1837 разрешено размещение элемента благоустройства территории: твердого покрытия из асфальтобетона, металлических оград на части земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010041:2, заключен договор № 00117/Q6-PO от

  1. о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.
  1. МП «КРУН» обратилось в комитет о расторжении договора № O0093/06-P0 от 21.06.2016 о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, с 07.09.2017. В настоящее время проект соглашения о расторжении данного договора находится на рассмотрении у МП «КРУН».

Учитывая, что уведомлений о расторжении договоров о размещении объектов от 03.12.2014 № 1300, от 21.06.2016 № O0096/06-P0, от 04.07.2016 № О0113/07-Р0, от 04.07.2016 № 00117/06-р0 в комитет не поступало, основания для расторжения указанных договоров отсутствуют.

Таким образом считаем, что признаки нарушения части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», выявленные в действиях администрации города Нижнего Новгорода, отсутствуют.

 

 

 

 

Государственное предприятие Нижегородской области по достройке и реставрации объектов недвижимости в соответствии с договором №39-2-3688 от 24.10.2016 без проведения конкурсных процедур предоставило часть административного здания лит.А, А1, площадью 34,7 кв.м (кабинет №3, №4), расположенной на третьем этаже по адресу: г.Н.Новгород, Высоковский проезд, д.22.

Как следует из объяснений, данных в письме ГП НО «ДиРОН» от 07.02.2017 №280/17 спорный договор заключен в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Следует отметить, что данная норма распространяется на правоотношения, возникшие вследствие конкурсных процедур.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», заключение договоров аренды осуществляется в результате проведения конкурсов и аукционов, за исключением заключения таких договоров с некоммерческими организациями при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем.

В ходе рассмотрения дела установлено, в 2015 - 2016 годах газета, осуществляла правовое и экономическое просвещение населения, главным образом - в сфере управления имуществом и земельными ресурсами, а также в вопросах здравоохранения, ЖКХ, пенсионного обеспечения, страхования и т.д

В газете ежемесячно с 2008 года выходит выпуск бизнес-приложения для начинающих предпринимателей «Действуй!».

В 2015- 2016 годах приложение «Действуй!» получило грант как социально значимый проект. Приложение нацелено на содействие обеспечению занятости и трудоустройству населения посредством формирования положительного имиджа предпринимателя, вовлечения в предпринимательскую деятельность. Газета знакомит с реализуемыми в регионе и на уровне федерации программами поддержки предпринимательства, с проводимыми для предпринимателей конкурсах. В рамках проекта ведется специальная рубрика «Наше будущее», в которой рассказывается о примерах социального предпринимательства.

В 2015 году в газету введена постоянная рубрика «Были родного края» - об историческом наследии Нижегородской губернии, известных земляках, важных событиях. В течение 2016 года материалы этой серии публикуются практически еженедельно. Рубрика имеет патриотическую направленность, ориентирована в первую очередь на старших школьников, студентов, интересующихся культурно-историческим наследием региона.

Данная рубрика, а также традиционные рубрики газеты: «Нижегородская губерния», «Живые промыслы» - направлены на сохранение и защиту культуры и традиций районов Нижегородской области, вопросы охраны зданий, имеющих культурно-историческое значение, воспитание уважительного отношения к малой родине, национальным традициям. В 2016 году появилась рубрика «Копилка талантов», цель которой - через любопытные сведения об авторах стимулировать интерес к чтению книг.

На страницах «Курса Н» неоднократно поднимались вопросы, волнующие жителей региона, и анализировалась возможность их решения. Газета номинирована на конкурс министерства экологии и природных ресурсов области «Экология сегодня». За материалы о том, как гражданину отстоять свои права (в частности, на предоставление качественной услуги в сфере ЖКХ), газета отмечена благодарственным письмом управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и дипломом Всероссийского конкурса «Открытый взгляд на конкуренцию».

Газета «Курс Н» регулярно рассказывает о деятельности министерства внутренней и региональной политики, в частности, в сфере работы с НКО, и информационно поддерживает значимые проекты региональных некоммерческих организаций.

В соответствии с Законом Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 52-3 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области» Постановлением Правительства Нижегородской области от 18 марта 2011 г. № 188 утверждено Положение о порядке формирования Реестра некоммерческих организаций (далее-Реестр), реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации, (далее- Положение)

Согласно разделу 2 Положения социально ориентированная некоммерческая организация включается в Реестр некоммерческих организаций при следующих условиях:

2.1.1. Социально ориентированная некоммерческая организация осуществляет свою деятельность на территории Нижегородской области и реализует на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации.

Решение о включении социально ориентированной некоммерческой организации в Реестр некоммерческих организаций принимает комиссия на основании следующих документов (пункт 3.1 Положения):

- заявления на имя председателя Комиссии с просьбой о включении в Реестр некоммерческих организаций;

-заполненного бланка регистрационной карточки по форме, утверждаемой Комиссией;

-копии устава (положения) социально ориентированной некоммерческой организации;

-копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

-копии годового бухгалтерского баланса с приложениями либо копию налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с отметкой налогового органа;

-копии отчета о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации по итогам финансового года по форме, установленной контролирующим органом;

-документов и (или) материалов, подтверждающих реализацию на территории Нижегородской области общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированной некоммерческой организации;

-решение о включении социально ориентированной некоммерческой организации в Реестр некоммерческих организаций принимается Комиссией в тридцатидневный срок со дня окончания приема документов и оформляется протоколом, который подписывается председателем Комиссии (пункт 3.4. Положения).

   Комиссией при принятии решения рассматриваются представленные на рассмотрение документы, решающее значение при принятии решения о включении в Реестр имеют материалы подтверждающие осуществление организацией на территории Нижегородской области деятельности направленной на решение социальных проблем.

    Социально ориентированной некоммерческой организации, включенной в Реестр, вручается свидетельство о включении в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы), (п.3.5. Положения).

      НП «Редакция газета Курс Н» имеет свидетельство, которым подтверждается, что в соответствии со ст. 7 Закона Нижегородской области о 07.05.2009 года №52-3 «О государственной поддержке социально ориентированных коммерческих организаций в Нижегородской области» и на основании решения Комиссии НК «Редакция газеты Курс Н» включена в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы).

        В Реестре на 2016 год НП «Редакция газета Курс Н» зарегистрировано за номером 105, в реестре на 2017 год за номером 13.

      На основании вышеизложенного Комиссия Нижегородского УФАС России принимает довод ответчика, о том, что НП «Редакция газета Курс Н»  осуществляет деятельность, направленную на решение социальных проблем.

Таким образом, в действиях ГП НО «ДиРОН» в части предоставления в пользование НП «Редакция газеты «Курс Н» части административного здания лит.А, А1, площадью 34,7 кв.м (кабинет №3, №4), расположенном на третьем этаже по адресу: г.Н.Новгород, Высоковский проезд, д.22, без проведения торгов  отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу №591-ФАС52-10/17 в отношении ГП НО «ДиРОН» по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.