Решение б/н Решение по делу №2218-ФАС52-03/16 о нарушении антимонопольно... от 18 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу №2218-ФАС52-03/16
о нарушении антимонопольного законодательства
12 мая 2017 года город Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2017 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела №2218-ФАС52-03/16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – комиссия) в следующем составе:
«…» |
|
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
«…»
«…» |
|
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий; член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
«…» |
|
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, - |
|
|
|
с участием:
«…» представителя ООО «НижегородЭнергоГазРасчет»
по доверенности от 29.12.2016, АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» по доверенности
от 30.12.2016;
«…» представителя ООО «НижегородЭнергоГазРасчет»
по доверенности от 29.12.2016, АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» по доверенности от 30.12.2016, -
рассмотрев дело №2218-ФАС52-03/16, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «НижегородЭнергоГазРасчет» (603005, город Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская Набережная, д. 5; ОГРН 1025203021030 ИНН 5260098565), а также акционерным обществом «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (603005, Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская Набережная, д. 5; ОГРН 1025203035351; ИНН 5260070633) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение «…» (далее также –«…», заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «НижегородЭнергоГазРасчет» (далее также - ООО «НижегородЭнергоГазРасчет»), выразившиеся в ненадлежащем, по мнению заявителя, оформлении платежных документов на оплату коммунальных услуг по газоснабжению и, как следствие, возложении на потребителей услуг газа обязанности самостоятельно рассчитывать объем потребления и сумму платежа.
По результатам рассмотрения поступившего обращения Нижегородское УФАС России приказом от 20.09.2016 №287 возбудило дело №2218-ФАС52-03/16 по признакам нарушения ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Кроме того, определением от 19.01.2017 №МВ-03/208 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (603005, Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская Набережная, д. 5; ОГРН 1025203035351; ИНН 5260070633).
В ходе рассмотрения дела представители ООО «НижегородЭнергоГазРасчет», а также АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях (от 31.10.2016 вх.№7077; 27.12.2016 вх.№8233; 27.12.2016 вх.№8232; 11.04.2017 вх.№2175; 11.04.2017 вх.№2174; 25.04.2017 вх.№2792).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
Как установлено из представленных документов, услуги по поставке газа населению на территории Нижегородской области оказываются АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород».
Из материалов дела следует, что для исполнения услуг по расчету и начислению абонентам платы за потребленный газ и услуг по учету денежных средств абонентов за услуги газоснабжения между АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (заказчик) и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» (исполнитель) заключен договор на оказание услуг от 29.12.2011 №33-23-2915-10/2011 (далее – договор). Пунктом 1.1 указанного договора предусмотрены обязательства исполнителя перед заказчиком. В перечень данных обязательств входят, в том числе, услуги по расчету и начислению абонентам платы за потребленный газ, услуги по учету денежных средств абонентов за услуги газоснабжения, а также составление в электронном виде и на бумажных носителях платежных документов на оплату услуги газоснабжения в соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» является организацией, оказывающей поставщику газа на территории Нижегородской области комплекс информационно-расчетных услуг, связанных с предоставлением АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» коммунальной услуги газоснабжения населению Нижегородской области.
Согласно Уставу ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» целью и предметом деятельности является сбор платежей с покупателей газа Нижегородской области, а также получение прибыли.
Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 утверждены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно пункту 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пунктом 69 Правил в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
При этом, по смыслу пункта 31 Правил исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были предоставлены показания.
В соответствии с информацией, указанной на официальном сайте ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» (http://gas-nn.ru/), форма квитанции по оплате услуг газоснабжения, применяемая с 01.06.2016, содержит следующие графы:
1. Графа «Наименование услуги»;
2. Графа «Предыдущие показания», в которой поставщиком газа указываются последние учетные показания (если установлено несколько счетчиков, то показания указываются по каждому прибору учета);
3. Графа «Текущие показания», в которую потребителю необходимо занести текущие показания прибора учета газа (если имеется несколько счетчиков, то необходимо занести показания по каждому счетчику);
4. Графа «Разница между показаниями», в которую потребителю необходимо занести объем расхода газа, для чего необходимо из суммы, указанной в графе 3 «текущие показания», вычесть сумму, указанную в графе 2 «предыдущие показания»;
5. Графа «Температурный коэффициент», в отношении которой не имеется инструкций по заполнению;
6. Графа «Расход», в которую потребителю необходимо занести объем расхода газа за месяц с учетом температурного коэффициента (графа 5);
7. Графа «Цена», в которой поставщиком газа указывается цена за кубический метр;
8. Графа «К оплате», в которой потребителем указывается сумма к оплате, рассчитанная путем умножения суммы из графы 6 «объем потребленного газа» на сумму, отраженную в графе 7 «цена за кубический метр»;
9. Графа «Сумма к оплате», в которой потребителем указывается плата за потребленный газ по нормативу на оборудование в случае отсутствия прибора учета;
10. Графа «Итого к оплате», в которую потребителю необходимо занести сумму к оплате (сложить сумму к оплате всех имеющихся счетчиков с начисленным тарифом).
Таким образом, согласно форме квитанций на оплату услуг газоснабжения на потребителя возложена обязанность по определению объема потребленного газа, объема газа, подлежащего оплате, а также размера платы за коммунальную услугу.
Из имеющихся материалов следует, что квитанции на оплату услуг газоснабжения, направляемые потребителям ООО «НижегородЭнергоГазРасчет», оформляются в соответствии с указанной формой.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, могут быть квалифицированы по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выражаться в форме:
- ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности; либо ограничения (недопущения, устранения) конкуренции;
- ущемления интересов неопределенного круга потребителей.
В рассматриваемой ситуации действия, выразившиеся во введении с 01.06.2016 новой формы платежного документа, могут быть квалифицированы в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в том случае, если они приводят (могут привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Между тем, как в ходе рассмотрения настоящего дела, так и из анализа представленных в материалы дела документов, комиссией Нижегородского УФАС России указанные факты не установлены.
Само по себе применение с 01.06.2016 новой формы платежного поручения, согласно которой потребители участвуют в определении объема потребленного ими газа и его стоимости, не означает отстранение поставщика газа (организации, у которой последним приобретаются искомые услуги) от исполнения обязанностей, установленных пунктом 31 Правил.
В частности, согласно пояснениям представителей ответчиков, в ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» фиксируются все абоненты, объемы потребляемого ими газа, стоимость оказанных коммунальных услуг.
Правильность передаваемых потребителем показаний индивидуальных приборов учета, в числе прочего контролируется поставщиком газа в ходе проверок, проводимых во исполнение требований пункта 34 Правил.
С другой стороны, на официальном сайте ООО «НижегордЭнергоГазРасчет» (https://www.gas-nn.ru/) размещена подробная инструкция по заполнению платежных документов; указанная информация, в числе прочего, доводилась до сведения всех потребителей в июне 2016 года при первоначальном направлении новой формы платежных документов. Одновременно с этим с вопросами, возникающими при определении объемов потребленного газа и его стоимости, потребители имеют возможность обратиться в ближайший абонентский пункт ООО «НижегородЭнергоГазРасчет».
С учетом изложенного, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу, что применение новой формы платежных документов не создает непреодолимых трудностей при ее заполнении, что могло бы свидетельствовать об ущемлении интересов потребителей.
Одновременно с этим в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт нарушения ООО «НижегородЭнергоГазРасчет»; АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» требований антимонопольного законодательства рассматриваемыми действиями.
Ввиду установленных обстоятельств, комиссия Нижегородского УФАС России не усмотрела нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «НижегородЭнергоГазРасчет», а также АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», выразившихся в изменении формы платежного документа за услуги газоснабжения.
На основании изложенного комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,
решила:
рассмотрение дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении общества с ограниченной ответственностью «НижегородЭнергоГазРасчет» (603005, город Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская Набережная, д. 5; ОГРН 1025203021030 ИНН 5260098565), а также акционерного общества «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (603005, Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская Набережная, д. 5; ОГРН 1025203035351; ИНН 5260070633) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях общества.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме), а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии «…»
Члены комиссии «…»
«…»
«…»