Решение по делу № 2443-ФАС52-07/17

Тип документа:
Судебные решения
Дата публикации:
24.11.2017
Управление:
Нижегородское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ 2443

24.11.2017  № СС-07/12218

 

 

 

 

ООО «Лабиринт-Волга»

ул. Композитора Касьянова, д. 5, пом. ПЗ, г. Нижний Новгород, 603163

 

 

ООО «Килобайт»

пр-т Ленина, д. 36а, кв. 43,

г. Челябинск, 454091

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 2443-ФАС52-07/17

 

                                                                                                             г. Нижний Новгород

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме   24 ноября 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.  

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Гришков Д.А.

-

член Комиссии, ведущий специалист-эксперт контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы дела №2443-ФАС52-07/17, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт-Волга» (ИНН 5260374864) и Общества с ограниченной ответственностью «Килобайт» (ИНН 7453261282) по признакам нарушения пункта 1 части 1 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в отсутствии представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

09 ноября 2017 года в адрес Нижегородского УФАС России поступило Определение о передаче дела №14317/05-2017, возбужденного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении ООО «Лабиринт-Волга» по факту распространения рекламы алкогольной продукции на территории города Ульяновска Ульяновской области. Дело возбуждено по обращению потребителя рекламы Р. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием заявителя на распространение их персональных данных).

В своем обращении потребитель рекламы  Р. сообщил, что 19.06.2017 и 02.07.2017  через  почтовые ящики в подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул. Ефремова, д. 151 распространялись рекламные буклеты сети магазинов «Красное&Белое» №232 и №233, содержащие рекламу алкогольной продукции, противоречащую, по мнению заявителя, требованиям Федерального закона «О рекламе».

Специалистами Ульяновского УФАС России установлено, что предпринимательскую деятельность сети магазинов «Красное&Белое» на территории города Ульяновска осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Лабиринт-Волга».

Определением по делу от 07.08.2017 г. Ульяновское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «Лабиринт-Волга» по признакам нарушения пункта 1 части 1 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе». Определением по делу от 31.08.2017 г. к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, привлечено ООО «Килобайт» - администратор домена https://krasnoeibeloe.ru.

Комиссия Ульяновского УФАС России 26.10.2017 г. на основании  пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, вынесла Определение о передаче материалов дела №14317/05-2017, возбужденного в отношении ООО «Лабиринт-Волга», по подведомственности в Нижегородское УФАС России.

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе Смирнов С.В. - заместитель руководителя Управления, рассмотрев материалы дела №14317/05-2017, поступившие из Ульяновского УФАС России   о рекламной деятельности ООО «Лабиринт-Волга» и ООО «Килобайт», 15.11.2017 вынес Определение о принятии дела к производству   (исх. № СС-07/11913) с присвоением данному делу №2443-ФАС52-07/17, и назначил рассмотрение дела на 23.11.2017 в 14-00.

На рассмотрении дела представители ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА» и ООО «Килобайт» не явились. В материалах дела находятся уведомления о доставке ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА» и ООО «Килобайт» телеграмм с уведомлением о времени и месте рассмотрения дела.  Телеграмма, направленная ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА», вручена представителю Общества 16.11.2017 г. Телеграмма, направленная ООО «Килобайт», вручена представителю Общества 18.11.2017 г.

Таким образом, ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА» и ООО «Килобайт» уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Рассмотрение дела по существу состоялось 23.11.2017 г.

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

19.06.2017 и 02.07.2017 через  почтовые ящики многоквартирного жилого дома №151, расположенного в  городе Ульяновске на улице Ефремова, распространялись  рекламные буклеты сети магазинов «Красное&Белое» №232 и №233, в которых содержится реклама алкогольной продукции.

О данном факте в Ульяновское УФАС России сообщил потребитель рекламы Р.    (вх.№175/ог от 03.07.2017). К заявлению приложены указанные выше рекламные буклеты сети магазинов «Красное&Белое», а также фотоснимки подъезда и почтовых ящиков многоквартирного жилого дома.  

В буклете № 232  (20 июня - 3 июля 2017 года) на страницах 4 и 5 размещена реклама пива: «HARP», «PAULANER», «BUDWEISER», «KELTSKẾ», «CLAUSTHALER», «CORONA EXTRA», «SPATEN MȔNCHEN», «LEFFE», «GUINNESS DRAUGHT», «KROMBACHER HEEL», «MECKLENBURGER», «FRANZISKANER», со следующим текстом: «Лето - пора немного охладиться и насладиться вкусом наших лучших новинок!».

На страницах 6-7 (20 июня - 3 июля 2017 года) размещено следующее сообщение: «Летний игристый вкус» с изображением бутылок и следующим текстом:

- «Винный напиток газированный «LAMBRUSSCO» 8%, 0,7 л. Россия – 159р. 99коп.»;

-«Шампанское Российское ЗОЛОТЫЕ ТРАДИЦИИ белое полусухое 11,8%, 0,75 л., Россия, 164р.»;

- «Шампанское Российское «CHȂTEAU TAMAGNE» 12%, 0,2 л., Россия – 79 р.99к. Попробуйте игристое вино в бутылке небольшого объема 0,2 литра. Нужно просто открыть его, вставить трубочку и пить. Идеально для лета!».

В буклете № 233  (4 - 17 июля 2017 года) на 5 странице размещено сообщение следующего содержания:

-«Вино игристое VILLA AMALIA розовое полусладкое, 10,5-12,5%,0,75л.,Россия,164р.».

Рассматриваемые сообщения  является рекламой, так как отвечают определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламное сообщение направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – сети магазинов «Красное&Белое», товаром является алкогольная продукция,  реализуемая в данной торговой сети магазинов.

Целью распространения рекламы является увеличение продаж именно этой алкогольной продукции.

Согласно пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Рассматриваемые рекламные сообщения содержат рекламу продукции с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции. Отсюда следует, что рекламируемые товары  являются алкогольной продукцией.

Таким образом, рекламные сообщения, размещенные в журналах  «Красное&Белое» № 232 (20 июня - 3 июля 2017 года)  и  № 233  (20 июня - 3 июля 2017 года), являются рекламой алкогольной продукции.

Реклама алкогольной продукции регулируется специальными требованиями, установленными статьей 21 ФЗ «О рекламе» - «Реклама алкогольной продукции».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В рекламе пива: «HARP», «PAULANER», «BUDWEISER», «KELTSKẾ», «CLAUSTHALER», «CORONA EXTRA», «SPATEN MȔNCHEN», «LEFFE», «GUINNESS DRAUGHT», «KROMBACHER HEEL», «MECKLENBURGER», «FRANZISKANER» и игристых вин: «CHȂTEAU TAMAGNE», размещенной в  буклете «Красное & Белое» № 232 (20 июня - 3 июля 2017 года), содержится  утверждение, что употребление рекламируемой алкогольной продукции способствует улучшению физического и эмоционального состояния: «Нужно просто открыть его, вставить трубочку и пить. Идеально для лета, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.  Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

В рекламных буклетах «Красное & Белое», распространенных по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, размещена реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции: в буклете №232 (20 июня - 3 июля 2017 года) на страницах 6, 7 - реклама винного напитка газированного «LAMBRUSSCO» 8%, а также шампанского Российского «Золотые традиции» 11,8% и «CHȂTEAU TAMAGNE» 12%; в буклете №233 (4 - 17 июля 2017 года) на странице 5 - реклама вина игристого розового полусладкого «VILLA AMALIA» 10,5 - 12,5%, что противоречит требованиям части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью  3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частями 1 и 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Ульяновским УФАС России установлено, что деятельность магазинов «Красное&Белое», расположенных в г. Ульяновске по адресам: ул. Хрустальная, д. 33 и д. 56; ул. Ефремова, д. 111 и д. 125А; ул. Станкостроителей, д. 23а; пр-т Нариманова, д. 47/1; ул. Генерала Мельникова, д. 22; ул. Ливанова, д. 11; ул. Радищева д. 145; пр-т Созидателей, д. 30А; пр-т Ульяновский, д. 28; ул. К. Маркса, д. 33/2; ул. Шигаева, д. 65В; пр-т Гая, д. 65В; ул. Железнодорожная, д. 2В; б-р Киевский, д. 18А; ул. Самарская, южнее д. 12, осуществляет ООО «Лабиринт-Волга»   на основании лицензии 73 АА 001210, выданной Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Сотрудниками Ульяновского УФАС России установлено, что на сайте продавца  по адресу: https://krasnoeibeloe.ru  в разделе «Журналы» в подразделе «Продуктовые» размещены в электронном виде журналы (буклеты), в том числе журналы «Красное&Белое» №232 (20 июня - 3 июля 2017 года) и №233 (4 - 17 июля 2017 года), содержащие аналогичные буклеты. О данном факте составлен  акт осмотра сайта от 02.08.2017. 

Между ООО «Лабиринт-Волга» (Заказчик) и ООО «Килобайт» (Исполнитель) заключен Договор № 38Э от 01.10.2014. и Дополнительное соглашение от 01.01.2016. В соответствии с п.1.7 «Предмет договора» Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по размещению информации о Заказчике, товарах и (или) услугах, принадлежащих Заказчику, на сайте «krasnoeibeloe.ru».

 Таким образом, заказчиком разработки и обслуживания сайта: https://krasnoeibeloe.ru является ООО «Лабиринт-Волга», что подтверждается финансовыми документами.  Поскольку журналы «Красное & Белое» размещены на сайте продавца алкогольной продукции ООО «Лабиринт-Волга», указанное общество определило содержание  журналов «Красное & Белое» № 232 (20 июня - 3 июля 2017 года) и № 233 (4 - 17 июля 2017 года). Таким образом, ООО «Лабиринт-Волга» является лицом, определившим содержание печатных рекламных буклетов (журналов) «Красное & Белое» № 232 (20 июня - 3 июля 2017 года) и № 233 (4 - 17 июля 2017 года) и является  рекламодателем рассматриваемых рекламных сообщений.

В рамках указанного договора ООО «Килобайт» оказываются, в том числе  услуги по размещению информации о товарах и услугах ООО «Лабиринт-Волга» на сайте: https://krasnoeibeloe.ru. ООО «Килобайт» является администратором указанного домена.

Поскольку, в данном случае, сайт: https://krasnoeibeloe.ru является официальным сайтом продавца в магазине «Красное&Белое» - ООО «Лабиринт-Волга», то информация, размещенная на указанном сайте,  не является рекламой.

Информация, размещенная на сайте продавца или производителя не является рекламой, так как адресована определенному кругу лиц, то есть только тем потребителям, которые зашли на конкретный сайт продавца товара или услуги  для получения интересующей их информации.

Таким образом, информация, размещенная на сайте производителя и продавца   сети магазинов «Красное&Белое», не является рекламой, и требования Федерального закона «О рекламе»  на неё не распространяются.

Данная позиция изложена в разъяснении Федеральной антимонопольной службы (письмо от 08.08.2011 №03/2-3667).

В связи в этим, Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что в действиях ООО «Килобайт» отсутствует нарушение требований рекламного законодательства.

 В письменных пояснениях ООО «Лабиринт-Волга» (исх. б/н от 20.11.2017, вх.УФАС №11343 от 22.11.2017) сообщило, что Общество не осуществляло распространение указанных  рекламных буклетов.

По мнению Нижегородского УФАС России, доводы Общества о том, что оно не осуществляет рекламную деятельность, какую-либо рекламную компанию не проводило, не осуществляло фактическое распространение спорной рекламы и изготовление листовок, необоснованны. Не имеет значения, кто физически осуществлял изготовление листовок и их фактическое распространение. Из материалов дела   видно, что распространялись рекламные листовки в связи с осуществлением коммерческой деятельности магазинов на территории Ульяновской области и прямой коммерческий интерес к рекламируемой алкогольной продукции, указанных в листовках, имеет именно ООО «Лабиринт-Волга»  с целью увеличения  продаж в магазинах «Красное&Белое». Данная позиция Нижегородского УФАС России поддержана Арбитражным судом Нижегородской области по делам №А43-30361/2014 и №А43-1125/2016.

По фактам распространения рекламных листовок, указанных в обращении потребителя рекламы, специалистами Ульяновского УФАС России составлен Акт осмотра Интернет-сайта. Фиксация распространения рекламных буклетов произведена заявителем.

Таким образом, довод ООО «Лабиринт-Волга» о том, что антимонопольным органом не доказан факт распространения спорных листовок именно Обществом, является необоснованным.

Отсюда следует, ООО «Лабиринт-Волга» является рекламодателем и рекламораспространителем рекламных сообщений алкогольной продукции.

Таким образом,   реклама ООО «Лабиринт-Волга», размещенная в буклетах сети магазинов «Красное&Белое» № 232 (20 июня - 3 июля 2017 года)  и  № 233  (20 июня - 3 июля 2017 года), распространенная через почтовые ящики многоквартирного дома № 151 по  улице Ефремова города Ульяновска, противоречит требованиям пункта 1 части 1 и части 2.1статьи 21 Федерального закона «О рекламе». 

В связи с распространением рекламных буклетов «Красное&Белое» №232 в период: с 20 июня по 3 июля 2017 года и  буклета №233 в период с 4 по14 июля 2017 года, в также учитывая способ распространения вышеуказанных буклетов через почтовые ящики многоквартирного жилого дома, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ООО «Лабиринт-Волга» предписание об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1  статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Лабиринт-Волга», размещенную в буклетах сети магазинов «Красное&Белое» №232 (20 июня - 3 июля 2017 года)  и  №233  (20 июня - 3 июля 2017 года), распространенную через почтовые ящики многоквартирного дома № 151 по улице Ефремова города Ульяновска, поскольку ее распространение противоречит требованиям пункта 1 части 1 и части 2.1 статьи 21  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Лабиринт-Волга» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лабиринт-Волга».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       

 

 

Председатель Комиссии                                                                 С.В. Смирнов

 

 

 

Члены Комиссии                                                                             Д.А. Гришков

 

 

 

                                                                                                            О.Ю. Швецова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.: Гришков Д.А.

Тел.:  (831) 430-55-74