Решение б/н Решение по делу № 348-ФАС52-10/15 от 23 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 348-ФАС52-10/15 

 

 

                                                                                                            г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 21 мая 2015 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 29 мая  2015 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

С.

-

заместитель руководителя Управления;

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

К.[1]

-

начальник  отдела контроля органов государственной власти;

Ж.[2]

-

заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;

 

рассмотрев дело № 348-ФАС52-10/15 с объявлением резолютивной части решения в отношении администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области (607580, Нижегородская область, с.Сеченово, пл. Советская, д.2) (ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ответчика - К.; представителей ООО «Агрофирма «Ратово» – К. и К.,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «Агрофирма «Ратово» на действия администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация), содержащие, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения данного обращения Нижегородское УФАС России выявило следующее.

10.09.2014 администрацией Сеченовского муниципального района Нижегородской области издано Распоряжение № 782-р «О проведении торгов в форме конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства» (далее – Распоряжение).

Организатором торгов определен Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области.

Согласно  Распоряжению предметом конкурса являлись следующие земельные участки, объединенные в один лот:

- земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 364846 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:583, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 1,0 км. по направлению на восток от н.п. Быковка;

 - земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 294776 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:582, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 2,2 км. по направлению на северо-восток от н.п. Быковка;

-  земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1447289 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:581, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 2,8 км. по направлению на восток от н.п. Быковка;

-  земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 276210 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:584, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 1,0 км. по направлению на восток от н.п. Быковка;

- земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 982388кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:579, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 3,6 км.по направлению на северо-восток от н.п. Быковка;

- земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 27974 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:578, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 1,8 км. По направлению на северо-восток от н.п. Быковка;

 - земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 581794 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:580, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 1,3 км. По направлению на восток от н.п. Быковка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент проведения торгов) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе сведения о предстоящих торгах, подлежащие обязательному опубликованию, предусмотрен пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В документации о торгах определен один лот, в состав которого входят 7 земельных участков, имеющих отдельные кадастровые номера.

Следовательно, каждый из указанных в конкурсной документации участков прошел государственный кадастровый учет и в соответствии с требованиями земельного законодательства конкурс по продаже права на заключение договора аренды земельных участков должен проводиться в отношении каждого сформированного участка в отдельности.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Согласно части  1 статьи 15  Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Объединение в один лот при проведении торгов 7 земельных участков, прошедших в отдельности государственный кадастровый учет, имеющих различные кадастровые номера, не соответствует положениям земельного законодательства, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции.

Более того, приобретение в совокупности нескольких земельных участков требует значительных финансовых затрат, что ограничивает тем самым круг потенциальных участников в данных торгах.

При организации вышеуказанного конкурса администрацией Сеченовского муниципального района Нижегородской области установлены следующие критерии отбора победителей:

- использование земельных участков для развития животноводства, что должно быть подтверждено бизнес планом, наличием поголовья крупного рогатого скота, что подтверждается справками из статистики, объем производства продукции животноводства за определенный период времени, что подтверждается справкой из статистики: наибольшее поголовье коров и объем производства – 0-50 баллов;

- участие в техническом перевооружении (замена парка техники) за 2013 году, что подтверждается соответствующим документом – 0-20 баллов.

Установив для участников конкурса названные критерии, Администрация тем самым ограничила круг его потенциальных участников, создав одновременно преимущества лицам, занимающимся разведением крупного рогатого скота и участвующим в техническом перевооружении.

Из положений действующего законодательства РФ следует, что при подготовке конкурса его организатору надлежит принять все необходимые меры к тому, чтобы в нем приняли участие все желающие. Действия администрации изначально были направлены на ограничение количества участников конкурса и определение потенциального победителя.

Таким образом, в действиях администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  Нижегородским УФАС России 02 апреля 2015 года  в отношении администрации Сеченовского района возбуждено дело  № 348-ФАС52-10/15.

Определением № СС-10/2875 от 06.04.2015 дело назначено к рассмотрению на 21 апреля  2015 года в 1400.

        

         Рассмотрение дела по существу состоялось после перерыва: 21 мая  2015 года.         

 

Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 указал, что к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В силу части 2 статьи 209 ГК РФ правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему имуществом также не могут осуществляться с нарушением законов и иных правовых актов, в том числе Закона о защите конкуренции, а также охраняемых законом интересов других лиц.

Как установлено Комиссией антимонопольного органа, 10.09.2014 администрацией Сеченовского муниципального района Нижегородской области издано Распоряжение № 782-р «О проведении торгов в форме конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства».

Согласно  Распоряжению предметом конкурса являлись следующие земельные участки, объединенные в один лот:

- земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 364846 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:583, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 1,0 км. по направлению на восток от н.п. Быковка;

 - земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 294776 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:582, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 2,2 км. по направлению на северо-восток от н.п. Быковка;

-  земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1447289 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:581, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 2,8 км. по направлению на восток от н.п. Быковка;

-  земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 276210 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:584, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 1,0 км. по направлению на восток от н.п. Быковка;

- земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 982388кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:579, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 3,6 км.по направлению на северо-восток от н.п. Быковка;

- земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 27974 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:578, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 1,8 км. По направлению на северо-восток от н.п. Быковка;

 - земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 581794 кв.м., с кадастровым номером 52:48:0600020:580, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно в 1,3 км. По направлению на восток от н.п. Быковка.

Усматривая признаки нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции  в действиях администрации, антимонопольный орган исходил из того, что объединение в один лот 7 земельных участков, прошедших в отдельности государственный кадастровый учет, имеющих различные кадастровые номера, не соответствует положениям земельного законодательства, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции.

В силу пункта 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2 статьи 607 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются вопросы приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). Согласно пункту 2 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров таких земельных участков установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 808 от 11.11.2002.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В документации о торгах определен один лот, в состав которого входят 7 земельных участков, имеющих отдельные кадастровые номера.

Следовательно, каждый из указанных в конкурсной документации участков прошел государственный кадастровый учет и в соответствии с требованиями земельного законодательства конкурс по продаже права на заключение договора аренды земельных участков должен проводиться в отношении каждого сформированного участка в отдельности.

Объединение 7 земельных участков в один лот при проведении конкурса является ущемлением прав и законных интересов потенциальных участников торгов и приводит к ограничению конкуренции.

На момент рассмотрения дела по существу администрация Сеченовского района не представила обоснований и доказательств причины объединения в один лот 7 земельных участков, не граничащих друг с другом.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области в части издания Распоряжения № 782-р «О проведении торгов в форме конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства» и объединения при проведении торгов 7 земельных участков в один лот нарушают требования части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что приводит или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Что касается довода заявителя об установлении администрацией Сеченовского района при отборе победителя таких критериев как:

- использование земельных участков для развития животноводства, что должно быть подтверждено бизнес планом, наличием поголовья крупного рогатого скота, что подтверждается справками из статистики, объем производства продукции животноводства за определенный период времени, что подтверждается справкой из статистики: наибольшее поголовье коров и объем производства – 0-50 баллов;

- участие в техническом перевооружении (замена парка техники) за 2013 году, что подтверждается соответствующим документом – 0-20 баллов,

то Комиссией антимонопольного органа сделаны следующие выводы.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ЗК РФ.

На момент объявления вышеуказанных торгов порядок организации торгов по продаже  находящихся в муниципальной собственности земельных участков регламентировался постановлением  Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. №808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящейся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

В рамках возложенных полномочий администрация Сеченовского муниципального района Нижегородской области разработала конкурсную документацию, а так же установила вышеперечисленные критерии отбора.

Таким образом, организатор торгов обеспечил их публичность и открытость, по составу их участников, единые и понятные для участников требования к конкурсной документации, процедуру участия в торгах, максимально четкие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участникам предложений, в том числе с учетом реальности их осуществления и эффективности.

В связи с этим, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях администрации Сеченовского района нарушений антимонопольного законодательства в части установления подобных критериев отбора победителя торгов проводимых в форме конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать администрацию Сеченовского муниципального района Нижегородской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

  1. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

        С.

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

Ж

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №348-ФАС52-10/15

 

21 мая  2015 года                                                                      г. Нижний Новгород

 

 

         Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

С.

-

заместитель руководителя Управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

К.

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

Ж.

-

заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти,

руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 21 мая 2015 года по делу №348-ФАС52-10/15 о нарушении администрацией Сеченовского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация Сеченовского района) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании Распоряжения № 782-р «О проведении торгов в форме конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства», а именно: в срок до 26 июня 2015 года провести разъяснительную работу среди должностных лиц администрации Сеченовского района по порядку применения норм Земельного законодательства РФ и норм части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

                                                                 

            О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

                                                                 

 

Председатель Комиссии:

С.

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

К

 

Ж

           

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

           

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны