ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №394-ФАС52-10/17

Тип документа:
Судебные решения
Дата публикации:
03.11.2017
Управление:
Нижегородское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов власти
Номер дела:

 

 

 

 

03.05.17 сс-10/4439

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №394-ФАС52-10/17

 

  03 мая 2017 года                                                                                        г. Н. Новгород

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

С.

-

заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

 

 

К.

-

начальник  отдела контроля органов государственной власти;

Ж.

-

заместитель начальника  отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело №394-ФАС52-10/17 по признакам нарушения Правительством Нижегородской области (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:

Д. – представитель ООО ТД «Горьковский»; ООО фирма «МИКА и К»; ТСЖ «Ключ»; ЖСК «№469»; ТСЖ №459; ТСЖ №454; ТСН «УЮТ-9»; ТСЖ «Фрунзенское»; ТСЖ «Тонкинское-7А»; ТСЖ «Тверское»; ТСЖ «РОДОС»; ТСЖ «Нижегородец – 1»; ТСЖ «Народная,50»; ТСН «МОЙ ДОМ»; ТСЖ «Медвежий угол; ТСЖ «Лесной городок»; ТСЖ «Лазурь»; ТСЖ «ДУБКИ»; ТСЖ «ДОМ У ОЗЕРА»; ТСЖ «Дом на Белинке»; ТСН «Грузинская, 37»; ТСЖ «Горная 11»; ТСЖ «ГордеевкА»; ТСЖ «Волжский откос»; ТСЖ «Бурнаковское»; ТСЖ «Бетанкур» (по доверенностям: от 01.03.2017 №12; от 23.11.2016; от 26.08.2016; от 10.11.2016; от 11.11.2016; от 10.11.2016; от 10.02.2017; от 14.10.2016; от 09.01.2017; от 16.03.2017; от 12.01.2016; от 14.08.2015; от 01.10.2016; от 17.11.2016; от 29.11.2016; от 01.06.2011; от 14.03.2017; от 10.01.2017; от 11.01.2017; от 08.11.2016; от 11.03.2017; от 12.11.2016; от 30.06.2016; от 25.11.2016; от 23.04.2016; от 13.11.2016);

- Ж. – представитель ответчика (доверенность от 25.11.2016 №65);

- К. – представитель ответчика (доверенность от 27.03.2017 №44),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Нижегородское УФАС России поступили многочисленные жалобы хозяйствующих субъектов относительно действий Правительства Нижегородской области по принятию Постановления от 25.01.2016 №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению  твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» (далее – Постановление, Порядок).

Согласно нормам данного Порядка, оно является обязательным для исполнения физическими лицами, проживающими в индивидуальных и многоквартирных жилых домах, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (включая организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами), в процессе хозяйственной деятельности которых на территории Нижегородской области образуются ТКО (твердые коммунальные отходы), а также субъектами, занятыми в сфере обращения с отходами (п.1.3 Порядка).

Кроме того Порядок является обязательным для всеобщего исполнения на всей территории области и относится к категории нормативных правовых актов.

Сбор и транспортирование ТКО на территории городских и сельских поселений осуществляются в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки муниципального района, в состав которого входит городское либо сельское поселение.

Пунктом 2.5 Порядка установлено, что специализированные организации осуществляют деятельность по сбору и транспортированию отходов в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки территории и общей схемой расположения межмуниципальных объектов размещения отходов.

Согласно п. 2.8 Порядка, транспортирование ТКО в городских и сельских поселениях осуществляется на межмуниципальные (муниципальные) объекты размещения отходов с соблюдением соответствующей зоны обслуживания.

Из этого следует, что специализированные организации обязаны осуществлять транспортирование отходов исключительно в места размещения отходов предписанной схемой очистки муниципального района, в котором находится соответствующее поселение.

Тем самым, Порядком ограничивается право специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов, выбирать на каком из существующих полигонов размещать собранные отходы.

Согласно общей схеме размещения отходов (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2015 №584) за каждым полигоном закреплена соответствующая зона обслуживания, т.е. каждый из полигонов Нижегородской области является единственным для размещения отходов с соответствующей зоны обслуживания.

Таким образом, правительство Нижегородской области указанным постановлением ограничивает право специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов, выбирать полигон для размещения отходов, а следовательно и стоимость услуг. Равно как и полигонам запрещено принимать (размещать) ТКО с территорий не закрепленных за ними схемой.

         Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия), в том числе установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а так же дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.3, п.10 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).

          Таким образом,  в действиях Правительства Нижегородской области по принятию Постановления от 25.01.2016 №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» содержаться признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

На основании пункта 2 вышеуказанной статьи предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Соответственно, 03.02.2017г. Правительству Нижегородской области выдано предупреждение о прекращении действий нарушающих антимонопольное законодательство.

В соответствии с Предупреждением о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 03.02.2017 года №СС-10/1216 (далее – Предупреждение) Правительству Нижегородской области надлежало в срок до 01.03.2017 г. предпринять действия направленные на отмену Постановления Правительства Нижегородской области №21.

Однако в установленный срок Предупреждение Правительством Нижегородской области не исполнено.

Согласно пункту 8 статьи 39 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

         Комиссия Нижегородского УФАС России исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства приходит  к следующему выводу.

         В Нижегородское УФАС России поступили многочисленные жалобы хозяйствующих субъектов относительно действий Правительства Нижегородской области по принятию Постановления от 25.01.2016 №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению  твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области».

Согласно нормам данного Порядка, он является обязательным для исполнения физическими лицами, проживающими в индивидуальных и многоквартирных жилых домах, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (включая организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами), в процессе хозяйственной деятельности которых на территории Нижегородской области образуются ТКО (твердые коммунальные отходы), а также субъектами, занятыми в сфере обращения с отходами (п.1.3 Порядка).

Кроме того Порядок является обязательным для всеобщего исполнения на всей территории области и относится к категории нормативных правовых актов.

Сбор и транспортирование ТКО на территории городских и сельских поселений осуществляются в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки муниципального района, в состав которого входит городское либо сельское поселение.

Пунктом 2.5 Порядка установлено, что специализированные организации осуществляют деятельность по сбору и транспортированию отходов в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки территории и общей схемой расположения межмуниципальных объектов размещения отходов.

Согласно п. 2.8 Порядка, транспортирование ТКО в городских и сельских поселениях осуществляется на межмуниципальные (муниципальные) объекты размещения отходов с соблюдением соответствующей зоны обслуживания.

Из этого следует, что специализированные организации обязаны осуществлять транспортирование отходов исключительно в места размещения отходов предписанной схемой очистки муниципального района, в котором находится соответствующее поселение.

Тем самым, Порядком ограничивается право специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов, выбирать на каком из существующих полигонов размещать собранные отходы.

Согласно общей схеме размещения отходов (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2015 №584) за каждым полигоном закреплена соответствующая зона обслуживания, т.е. каждый из полигонов Нижегородской области является единственным для размещения отходов с соответствующей зоны обслуживания.

Указанным постановлением Правительство Нижегородской области ограничивает право специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов, выбирать полигон для размещения отходов, а следовательно и стоимость услуг. Равно как и полигонам запрещено принимать (размещать) ТКО с территорий не закрепленных за ними схемой.

         Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия), в том числе установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а так же дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.3, п.10 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что действия Правительства Нижегородской области по принятию Постановления от 25.01.2016 №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению  твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» противоречат требованию статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии

С.

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

К.

 

Ж.