Решение б/н Решение по делу №394-ФАС52-10/17 от 31 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №394-ФАС52-10/17

                                                                                                                 г. Нижний Новгород                                                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена:   24 мая  2017 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено:   31 мая 2017 г.

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело №394-ФАС52-10/17  по признакам нарушения Правительством Нижегородской области (603082, г. Н. Новгород, Кремль, корпус 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:

Д. – представитель ООО ТД «Горьковский»; ООО фирма «МИКА и К»; ТСЖ «Ключ»; ЖСК «№469»; ТСЖ №459; ТСЖ №454; ТСН «УЮТ-9»; ТСЖ «Фрунзенское»; ТСЖ «Тонкинское-7А»; ТСЖ «Тверское»; ТСЖ «РОДОС»; ТСЖ «Нижегородец – 1»; ТСЖ «Народная,50»; ТСН «МОЙ ДОМ»; ТСЖ «Медвежий угол; ТСЖ «Лесной городок»; ТСЖ «Лазурь»; ТСЖ «ДУБКИ»; ТСЖ «ДОМ У ОЗЕРА»; ТСЖ «Дом на Белинке»; ТСН «Грузинская, 37»; ТСЖ «Горная 11»; ТСЖ «ГордеевкА»; ТСЖ «Волжский откос»; ТСЖ «Бурнаковское»; ТСЖ «Бетанкур» (по доверенностям: от 01.03.2017 №12; от 23.11.2016; от 26.08.2016; от 10.11.2016; от 11.11.2016; от 10.11.2016; от 10.02.2017; от 14.10.2016; от 09.01.2017; от 16.03.2017; от 12.01.2016; от 14.08.2015; от 01.10.2016; от 17.11.2016; от 29.11.2016; от 01.06.2011; от 14.03.2017; от 10.01.2017; от 11.01.2017; от 08.11.2016; от 11.03.2017; от 12.11.2016; от 30.06.2016; от 25.11.2016; от 23.04.2016; от 13.11.2016);

- Ж. – представитель ответчика (доверенность от 25.11.2016 №65);

- К. – представитель ответчика (доверенность от 27.03.2017 №44),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Нижегородское УФАС России поступили жалобы хозяйствующих субъектов относительно действий Правительства Нижегородской области по принятию Постановления от 25.01.2016 №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению  твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» (далее – Постановление, Порядок).

Согласно нормам данного Порядка, оно является обязательным для исполнения физическими лицами, проживающими в индивидуальных и многоквартирных жилых домах, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (включая организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами), в процессе хозяйственной деятельности которых на территории Нижегородской области образуются ТКО (твердые коммунальные отходы), а также субъектами, занятыми в сфере обращения с отходами (п.1.3 Порядка).

Кроме того Порядок является обязательным для всеобщего исполнения на всей территории области и относится к категории нормативных правовых актов.

Сбор и транспортирование ТКО на территории городских и сельских поселений осуществляются в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки муниципального района, в состав которого входит городское либо сельское поселение.

Пунктом 2.5 Порядка установлено, что специализированные организации осуществляют деятельность по сбору и транспортированию отходов в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки территории и общей схемой расположения межмуниципальных объектов размещения отходов.

Согласно п. 2.8 Порядка, транспортирование ТКО в городских и сельских поселениях осуществляется на межмуниципальные (муниципальные) объекты размещения отходов с соблюдением соответствующей зоны обслуживания.

Из этого следует, что специализированные организации обязаны осуществлять транспортирование отходов исключительно в места размещения отходов предписанной схемой очистки муниципального района, в котором находится соответствующее поселение.

Тем самым, Порядком ограничивается право специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов, выбирать на каком из существующих полигонов размещать собранные отходы.

Согласно общей схеме размещения отходов (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2015 №584) за каждым полигоном закреплена соответствующая зона обслуживания, т.е. каждый из полигонов Нижегородской области является единственным для размещения отходов с соответствующей зоны обслуживания.

Таким образом, правительство Нижегородской области указанным постановлением ограничивает право специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов, выбирать полигон для размещения отходов, а следовательно и стоимость услуг. Равно как и полигонам запрещено принимать (размещать) ТКО с территорий не закрепленных за ними схемой.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия), в том числе установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а так же дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.3, п.10 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).

Таким образом,  в действиях Правительства Нижегородской области по принятию Постановления от 25.01.2016 №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» содержаться признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

На основании пункта 2 вышеуказанной статьи предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Соответственно, 03.02.2017г. Правительству Нижегородской области выдано предупреждение о прекращении действий нарушающих антимонопольное законодательство.

В соответствии с Предупреждением о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 03.02.2017 года №СС-10/1216 (далее – Предупреждение) Правительству Нижегородской области надлежало в срок до 01.03.2017 г. предпринять действия направленные на отмену Постановления Правительства Нижегородской области №21.

Однако в установленный срок Предупреждение Правительством Нижегородской области не исполнено.

Согласно пункту 8 статьи 39 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Определением о назначении дела №394-ФАС52-10/17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 13.03.2017, рассмотрение дела назначено на 27 марта 2017.

           03.05.2017г. Комиссией Нижегородского УФАС России вынесено заключение об обстоятельствах дела, согласно которому действия Правительства Нижегородской области противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение дела по существу состоялось 24 мая 2017 года.

           В объяснениях по делу от 23.05.17 Правительство Нижегородской области не согласилось с доводами, изложенными в заключении, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление не препятствует коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, а лишь организует работу по реализации перераспределенных полномочий органов местного самоуправления.

         Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле,  исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

          В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

     Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

      Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

        В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

      Часть  1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Согласно нормам данного Порядка, оно является обязательным для исполнения физическими лицами, проживающими в индивидуальных и многоквартирных жилых домах, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (включая организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами), в процессе хозяйственной деятельности которых на территории Нижегородской области образуются ТКО (твердые коммунальные отходы), а также субъектами, занятыми в сфере обращения с отходами (п.1.3 Порядка).

Кроме того Порядок является обязательным для всеобщего исполнения на всей территории области и относится к категории нормативных правовых актов.

Сбор и транспортирование ТКО на территории городских и сельских поселений осуществляются в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки муниципального района, в состав которого входит городское либо сельское поселение.

Пунктом 2.5 Порядка установлено, что специализированные организации осуществляют деятельность по сбору и транспортированию отходов в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки территории и общей схемой расположения межмуниципальных объектов размещения отходов.

Согласно п. 2.8 Порядка, транспортирование ТКО в городских и сельских поселениях осуществляется на межмуниципальные (муниципальные) объекты размещения отходов с соблюдением соответствующей зоны обслуживания.

Из этого следует, что специализированные организации обязаны осуществлять транспортирование отходов исключительно в места размещения отходов предписанной схемой очистки муниципального района, в котором находится соответствующее поселение.

Тем самым, Порядком ограничивается право специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов, выбирать на каком из существующих полигонов размещать собранные отходы.

Согласно общей схеме размещения отходов (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2015 №584) за каждым полигоном закреплена соответствующая зона обслуживания, т.е. каждый из полигонов Нижегородской области является единственным для размещения отходов с соответствующей зоны обслуживания.

Рынок услуг по размещению отходов в Нижегородской области представлен рядом хозяйствующих субъектов. Стоимость услуг, оказываемых данными хозяйствующими субъектами, определяется тарифами, утвержденными Региональной службой по тарифам Нижегородской области и варьируется от 60,47 руб./м3  (для полигона МУП «Благоустройство», расположенного в г.Павлово) до 299,68 руб./м3 (для полигона, эксплуатируемого ЗАО «Управление отходами-НН», расположенного в Балахнинском районе).

Таким образом, правительство Нижегородской области указанным постановлением ограничивает право специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов, выбирать полигон для размещения отходов, а следовательно и стоимость услуг. Равно как и полигонам запрещено принимать (размещать) ТКО с территорий не закрепленных за ними схемой.

         Заявителями (ООО «Торекс», ООО «Родина», МУП «Большое Козино») в материалы дела представлены экономические расчеты стоимости вывоза ТКО (при соблюдении предписанным положением требований),  который позволяет Комиссии сделать вывод об отсутствии рентабельности.

         Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия), в том числе установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а так же дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.3, п.10 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).

         Таким образом,  действия Правительства Нижегородской области по принятию Постановления Правительства Нижегородской области от 25.01.2016 №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению  твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

         Исходя из вышеизложенного, учитывая выявленные нарушения антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения дела №394-ФАС52-10/17, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи Правительству Нижегородской области предписания.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Правительство Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».
  2. Выдать Правительству Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                       

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №394- ФАС52-10/17

 

31 мая  2017 года                                                                      г. Нижний Новгород

 

 Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

Государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти,

рассмотрев дело №394-ФАС52-10/17  по признакам нарушения Правительством Нижегородской области (603082, г. Н. Новгород, Кремль, корпус 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:

Д. – представитель ООО ТД «Горьковский»; ООО фирма «МИКА и К»; ТСЖ «Ключ»; ЖСК «№469»; ТСЖ №459; ТСЖ №454; ТСН «УЮТ-9»; ТСЖ «Фрунзенское»; ТСЖ «Тонкинское-7А»; ТСЖ «Тверское»; ТСЖ «РОДОС»; ТСЖ «Нижегородец – 1»; ТСЖ «Народная,50»; ТСН «МОЙ ДОМ»; ТСЖ «Медвежий угол; ТСЖ «Лесной городок»; ТСЖ «Лазурь»; ТСЖ «ДУБКИ»; ТСЖ «ДОМ У ОЗЕРА»; ТСЖ «Дом на Белинке»; ТСН «Грузинская, 37»; ТСЖ «Горная 11»; ТСЖ «ГордеевкА»; ТСЖ «Волжский откос»; ТСЖ «Бурнаковское»; ТСЖ «Бетанкур» (по доверенностям: от 01.03.2017 №12; от 23.11.2016; от 26.08.2016; от 10.11.2016; от 11.11.2016; от 10.11.2016; от 10.02.2017; от 14.10.2016; от 09.01.2017; от 16.03.2017; от 12.01.2016; от 14.08.2015; от 01.10.2016; от 17.11.2016; от 29.11.2016; от 01.06.2011; от 14.03.2017; от 10.01.2017; от 11.01.2017; от 08.11.2016; от 11.03.2017; от 12.11.2016; от 30.06.2016; от 25.11.2016; от 23.04.2016; от 13.11.2016);

- Ж. – представитель ответчика (доверенность от 25.11.2016 №65);

- К. – представитель ответчика (доверенность от 27.03.2017 №44),

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Правительству Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившееся в принятии 25.01.2016 постановления  №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению  твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области», а  именно: в срок до 26.06.2017  отменить либо внести изменения в пункт 1.3 порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25.01.2016  №21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению  твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области».

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны