Решение б/н Решение по делу №82-ФАС52-07/18 от 10 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                  

 

АО «СОГАЗ»

__________________________

ул.Семашко, д.37,

г.Н.Новгород, 603006.

 

пр.Академика Сахарова, д.10,

г.Москва, 107078

 

САО «ВСК»

_____________________

ул.Варварская, д.40,

г.Н.Новгород, 603000

 

ул.Островная, д.4, г.Москва, 121614

 

10.04.2018 № СС-07/2895

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №82-ФАС52-07/18

       

        

                                                                                                            г. Н. Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

Смирнов С.В.

-

Председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Швецова О.Ю.

-

-

 

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

Михайлова Н.В.

 

 

Нуколов А.А.

-

член Комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции

член Комиссии, ведущий эксперт отдела  поведенческого надзора №1 Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе.

 

рассмотрев дело №82-ФАС52-07/18, возбужденное в отношении Акционерного общества «СОГАЗ» (ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921) по обращению Страхового акционерного общества «ВСК» по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О  защите конкуренции», в присутствии:

- представителя САО «ВСК» по доверенности от 16.01.2018г. П.;

- представителей АО «СОГАЗ» по доверенности от 07.07.2017г. Т.,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 13.12.2017г. (вх.№12157) поступило обращение САО «ВСК» на действия АО «СОГАЗ», содержащие, по мнению заявителя, признаки недобросовестной конкуренции и противоречащие требованиям главы 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В своем обращении заявитель сообщил, что 13.11.2017г. на сайте: zakupki.gov.ru размещено извещение №0332100012717000038 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области. По мнению заявителя, АО «СОГАЗ» необоснованно занизило страховую премию, в результате чего стало победителем.

В связи с указанными обстоятельствами, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 19 января 2018 года издал приказ №18 о возбуждении дела №82-ФАС52-07/18 по признакам нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении АО «СОГАЗ».

В ходе рассмотрения дела представитель САО «ВСК» поддержал заявленные требования.

Представитель АО «СОГАЗ» в ходе рассмотрения дела сообщил, что Общество применило коэффициенты 0,75, 0,75 и 0,6 по автомобилям, подлежащим страхованию на 2018 год, поскольку в Техническом задании заказчика указывались коэффициенты на 2017 год, информация о сроке страхования и о предыдущих коэффициентах КБМ в документации отсутствовала.

14.03.2018г. Комиссией Нижегородского УФАС России принято Заключение об обстоятельствах дела №82-ФАС52-07/18, в котором Комиссия признала действия АО «СОГАЗ» недобросовестной конкуренцией.

В пояснениях от 04.04.2018г. на Заключение об обстоятельствах дела АО «СОГАЗ» поддержало свою позицию по делу, считает, что при расчете страховой премии Общество руководствовалось Указаниями Банка России от 19.09.2014г. №3384-У, нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» не признает.

Заслушав доклад члена комиссии, обсудив доводы представителей заявителя и ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.  

САО «ВСК» зарегистрировано за основным регистрационным номером 1027700186062 согласно Свидетельства серия <...> САО «ВСК» имеет лицензию от 19.11.2011г. С №0621 77-14 на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На территории Нижегородской области находится филиал САО «ВСК».

АО «СОГАЗ» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1027739820921 согласно Свидетельства о государственной регистрации №027.793. Основным видом хозяйственной деятельности общества является осуществление страховой деятельности. АО «СОГАЗ» имеет лицензию от 05.08.2015г. ОС №1208-03 на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На территории Нижегородской области находится филиал АО «СОГАЗ».

Таким образом, САО «ВСК» и АО «СОГАЗ» осуществляют деятельность на одном товарном рынке оказания услуг страхования, в том числе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Нижегородской области, следовательно, являются конкурентами.

13.11.2017г. на сайте: zakupki.gov.ru размещено извещение №0332100012717000038 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.

Начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная заказчиком, составила 30 011,48 рублей.

Решением комиссии от 05.12.2017г. победителем признано АО «СОГАЗ» как участник, предложивший минимальную цену контракта.

В пояснениях от 09.01.2018г. и в отзыве от 14.02.2018г., а также в ходе рассмотрения дела представитель АО «СОГАЗ» сообщил, что предложение более низкой цены контракта по сравнению с иными участниками торгов связано с тем, что в документации Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не были указаны сроки страхования, а также предыдущий или действующий коэффициенты КБМ, Техническое задание содержало КБМ в расчете на 2017 год.

Согласно частью 6 статьи 9 ФЗ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» установленные в соответствии с настоящим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Частью 1 статьи 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

 Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию  (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения  при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Центрального банка РФ от 19.09.2014г. №3384-У.

Размер суммы страховой премии определяется как произведение базового страхового тарифа на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент страховых тарифов (КБМ), который зависит от текущего класса и наличия страховых выплат в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012г. №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя и представленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Таким образом, законодательство предусматривает, что страховщик для расчета страховой премии, в том числе определения класса автомобиля при расчете коэффициента КБМ, может использовать различные источники информации.

Техническое задание заказчика, содержащееся в Документации об электронном аукционе, содержало сведения о страхуемых транспортных средствах без указания сроков страхования.

Российский Союз Автостраховщиков в письме от 28.12.2017г. представило сведения из АИС ОСАГО по автомобилям, подлежащим страхованию в ходе проведения электронного аукциона:

- по автомобилю БМВ 3201, WBA3C310X0F796710, срок страхования с 24.12.2017г. - АО «СОГАЗ» применило класс страхования 8, КБМ 0,75 (предыдущий класс 6, КБМ 0,85);

- по автомобилю Фольксваген Пассат XW8ZZZ3CZAG007165, срок страхования с 27.12.2017г. - АО «СОГАЗ» применило класс страхования 8, КБМ 0,75 (предыдущий класс 6, КБМ 0,85);

- по автомобилю Фольксваген Пассат XW8ZZZ3CZAG006994, срок страхования с 27.12.2017г. -  АО «СОГАЗ» применило класс страхования 11, КБМ 0,6 (предыдущий класс 9, КБМ 0,7).

Предыдущим страховщиком данных автомобилей являлось САО «ВСК».

АО «СОГАЗ» представило сведения из базы РСА по страхуемым автомобилям на 28.12.2017г., то есть на новый период страхования, которые соответствуют сведениям, представленным РСА, однако применило коэффициенты, уменьшенные на 0,05, в результате чего занизило коэффициенты КБМ. АО «СОГАЗ» не направляло запроса в адрес страхователя о предоставлении информации о сроках страхования.

Таким образом, не являясь страховщиком в предыдущем периоде страхования, АО «СОГАЗ» не обладало сведениями о коэффициентах КБМ за предыдущий период страхования, следовательно, должно было применить коэффициенты КБМ, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, к которой имело доступ, или имеющиеся в аукционной документации заказчика – страхователя. Коэффициенты КБМ в данном случае совпадали.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, АО «СОГАЗ» не проявило должной осмотрительности при расчете КБМ, не направило запроса заказчику о представлении сроков страхования, не использовало имеющиеся у него сведения из базы РСА, в связи с чем, занизило страховую премию, необоснованно применив заниженные коэффициенты КБМ, что противоречит Указанию Банка России от 19.09.2014г. №3384-У.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Федерального закона  «О защите конкуренции»,  недобросовестной  конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо исходить из признаков недобросовестной конкуренции, изложенных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Такими признаками являются:

- хозяйствующие субъекты должны осуществлять предпринимательскую деятельность;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть направлены на получение преимуществ;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть противозаконны;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны причинить или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

Закон обязывает квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию только при наличии в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 – 14.7 Закона.

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что САО «ВСК» и АО «СОГАЗ» работают на одном товарном рынке оказания услуг страхования, в том числе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Нижегородской области, следовательно, являются конкурентами.

АО «СОГАЗ», рассчитывая страховую премию, необоснованно применило заниженные коэффициенты КБМ, предложив наименьшую цену контракта в размере 28 010,70 рублей, в результате чего признано победителем по итогам электронного аукциона.

Действия АО «СОГАЗ» противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, а именно статье 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которым установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

АО «СОГАЗ» своими неправомерными действиями по занижению страховых тарифов, и в итоге цены контракта (страховой премии), получило преимущество, увеличив количество своих страхователей. Заказчик заключил государственный контракт именно с АО «СОГАЗ».

Таким образом, действия АО «СОГАЗ» направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Действия АО «СОГАЗ» причинили убытки добросовестным страховщикам, участвующим в запросе котировок, в том числе САО «ВСК», поскольку конкуренты лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить договор со страхователем – Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.

Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что данные действия АО «СОГАЗ» являются недобросовестной конкуренцией и противоречат требованиям статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия АО «СОГАЗ», выразившиеся в занижении начальной цены контракта (страховой премии) при участии в электронном аукционе, проведенном для нужд Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в период с 13.11.2017г. по 05.12.2017г., являются нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать АО «СОГАЗ» предписание об устранении выявленного правонарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия АО «СОГАЗ», выразившиеся в занижении цены контракта (страховой премии) при участии в электронном аукционе, проведенном для нужд Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в период с 13.11.2017г. по 05.12.2017г., нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Нижегородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение  трех месяцев со дня его вынесения.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

           

   Председатель комиссии                                                                 С.В.Смирнов

 

 

           Члены Комиссии                                                                     О.Ю.Швецова

 

                                                                                                                Н.В.Михайлова

 

                                                                                                                А.А.Нуколов

 

                                                                                                               

                                                                                                               

 

 

 

 

 

Исп.Михайлова Н.В.

тел.8 (831) 430-55-74              

Связанные организации

Связанные организации не указаны