Решение б/н Решение по делу № 882-ФАС52-10/14 от 1 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 882-ФАС52-10/14
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена: 09 июля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено: 10 июля 2015 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
начальник отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
рассмотрев дело № 882-ФАС52-10/15 с объявлением резолютивной части решения в отношении Земского собрания Ковернинского муниципального района Нижегородской области (606800, Нижегородская область, г.Урень, ул.Ленина, 65) (ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ответчика – Ж. (доверенность от 06.07.2015 № 3),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Нижегородское УФАС России проанализировало документы (вх. от 17.02.2015 №940), представленные администрацией Ковернинского муниципального района Нижегородской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.
По результатам анализа выявлено следующее.
27.11.2007 Земским собранием Ковернинского муниципального района Нижегородской области издано Постановление № 90 «Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе» (далее – Правила).
Нормы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) регламентируют порядок размещения и установки рекламных конструкций на территории субъектов РФ.
Часть 5 вышеуказанных Правил содержат противоречия, установленные нормами Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в бездействие администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части неприведения в соответствие с действующим законодательством Постановление Земского собрания Ковернинского муниципального района Нижегородской области от 27.11.2007 № 90 «Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе», что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 30 июля 2015 года в отношении Земского собрания Ковернинского района возбуждено дело № 882-ФАС52-10/15.
Определением № СС-10/6091 от 01.07.2015 дело назначено к рассмотрению на 09 июля 2015 года в 1345.
Рассмотрение дела по существу состоялось 09 июля 2015 года.
До рассмотрения дела № 882-ФАС52-10/15 по существу от Земского собрания Ковернинского муниципального района Нижегородской области поступили письменные объяснения (исх. от 06.07.15 №01-15-1614) о том, что в настоящее время разрабатывается проект изменений в данный документ, который будет рассмотрен на Земском собрании в августе 2015г.
Изучив материалы дела, заслушав выступление Ж., исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
27.11.2007 Земским собранием Ковернинского муниципального района Нижегородской области издано Постановление № 90 «Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе».
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
Пунктом 5.1 части 5 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Однако положениями части 5 настоящих Правил не установлены требования по проведению процедуры торгов на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на территории Ковернинского района и в последующем заключения договора на установку и эксплуатации рекламной конструкции.
Согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.
Пунктом 5.2.1 части 5 Правил установлен перечень запрашиваемых документов для получения разрешения на размещение рекламных конструкций.
В указанном перечне отсутствует предоставление заявителем договора, на основании которого в последующем выдается органом местного самоуправления разрешение.
Однако как орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия. Учитывая изложенное, выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.
Согласно части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Вместе с тем, пунктом 5.2.3 части 5 Правил установлено требование для заявителя по самостоятельному согласованию с уполномоченными органами для последующего принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдачи.
Кроме того, в пункте 5.3 части 5 Правил отсутствует такое основание для принятия решения об отказе как - нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 статьи 19 Закона о рекламе.
Пунктом 5.4.1 части 5 Правил указан перечень случаев, при которых администрация аннулирует разрешения на установку рекламных конструкций. В перечисленном перечне отсутствуют такие случаи, как:
- если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 статьи 19 Закона о рекламе, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством
- в случае нарушения требований, установленных частью 9.3 статьи 19 Закона о рекламе.
Частью 20 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
4.1) нарушения внешнего архитектурного облика и исторического облика объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, исторического облика их территорий - по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
Однако пункт 5.5.1 части 5 Правил не соответствует перечню части 20 статьи 19 Закона о рекламе.
Пунктом 5.6 части 5 Правил установлены требования по демонтажу рекламных конструкций на территории Ковернинского района. Однако данные требования противоречат нормам, установленным частью 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе. В том числе в данных пунктах отсутствует требование, установленное нормами законодательства о рекламе в части демонтажа за счет бюджетных средств.
Более того, в связи с вступлением в силу 14.05.2013 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в том числе в статью 19 Федерального закона «О рекламе» установлена обязанность органов местного самоуправления установления локальными актами предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы.
Однако в Правилах размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе отсутствует данное требование.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в бездействии администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части неприведения в соответствие с действующим законодательством Постановление Земского собрания Ковернинского муниципального района Нижегородской области от 27.11.2007 № 90 «Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе», что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, учитывая выявленные нарушения антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения дела №882-ФАС52-10/15, Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи Земскому собранию Ковернинского муниципального района Нижегородской области предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Земское собрание Ковернинского муниципального района Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
- Выдать Земскому собранию Ковернинского муниципального района Нижегородской области предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
- Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
С. |
|
|
Члены Комиссии: |
К |
|
|
|
Ж |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу №882- ФАС52-10/15
09 июля 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 09 июля 2015 года по делу №882-ФАС52-10/15 о нарушении Земским собранием Ковернинского муниципального района Нижегородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Земскому собранию Ковернинского муниципального района Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившееся в неприведение в соответствие с действующим законодательством Постановления № 90 «Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе», а именно: в срок до 03 сентября 2015 года провести разъяснительную работу среди должностных лиц Земского собрания Ковернинского района по порядку применения норм статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и норм части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: |
С. |
|
|
Члены Комиссии: |
К |
|
Ж |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу №882- ФАС52-10/15
09 июля 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 09 июля 2015 года по делу №882-ФАС52-10/15 о нарушении Земским собранием Ковернинского муниципального района Нижегородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Земскому собранию Ковернинского муниципального района Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившееся в неприведение в соответствие с действующим законодательством Постановления № 90 «Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе», а именно: в срок до 03 сентября 2015 года отменить Постановление № 90 «Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе» либо внести изменения в соответствии с вынесенным Комиссией антимонопольного органа решением по данному делу.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: |
С. |
|
|
Члены Комиссии: |
К |
|
Ж |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.