Решение №ЮГ-04/397 Решение по делу №1238-ФАС52-04/13 в отношении МП «Нижегородп... от 2 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04.02.2014 №ЮГ-04/397

РЕШЕНИЕ

по делу №1238-ФАС52-04/13

о нарушении антимонопольного законодательства

 

04 февраля 2014 года                                                              г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела № 1238-ФАС52-04/13  о нарушении  антимонопольного законодательства (далее – комиссия) в составе:

- Ю.Н. Гребнев

 

- И.А.Кошелева

 

- Т.В. Маслова

 

- И.Ю. Давыдочкина

 

-

 

-

 

-

 

-

 

председатель комиссии, заместитель руководителя  управления;

член комиссии, начальник отдела контроля экономической концентрации;

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, -

с участием представителей муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Нижегородпассажиравтотранс»  Силантьевой С.И. (доверенность от 22.01.2014 №10), Холзаковой В.А. (доверенность от 22.01.2014 №9), Поповой Е.П. (доверенность от 22.01.2014 №11), -

рассмотрев в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело №1238-ФАС52-04/13 о нарушении муниципальным предприятием города Нижнего Новгорода «Нижегородпассажиравтотранс» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем злоупотребления на товарном рынке оказания услуг автовокзала,

установила:

В рамках исполнения предоставленных полномочий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области осуществлена оценка деятельности муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Нижегородпассажиравтотранс» (далее – МП «Нижегородпассажиравтотранс», Ответчик, Автовокзал»), в ходе которой установлено следующее.

МП «Нижегородпассажиравтотранс» оказывает населению города Нижнего Новгорода услуги автовокзала, в том числе услуги по продаже билетов на автотранспортные средства регулярного сообщения. Стоимость билета в день отправления автобуса соответствует сумме, определенной перевозчиком в качестве платы за проезд. Однако при заблаговременном приобретении проездных документов (за день и более до отправления автотранспортного средства) МП «Нижегородпассажиравтотранс» дополнительно взимает с граждан комиссионный сбор в размере 15 рублей с каждого проданного билета.

Поименованные действия Автовокзала (взимание комиссионного сбора при предварительной продаже билетов) квалифицированы Нижегородским УФАС России как имеющие признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем на основании пункта 3 части 2 статьи 39, части 8 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции» приказом от 13.11.2013 года №478 в отношении  МП «Нижегородпассажиравтотранс» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №1238-ФАС52-04/13.

На заседании комиссии, состоявшемся 22.01.2014 в 10-30, представители МП «Нижегородпассажиравтотранс» с вменяемым нарушением не согласились; основные доводы Ответчика заключаются в следующем. Действительно, стоимость билета на междугородний маршрут при его предварительном приобретении увеличивается на 15 рублей; в таком размере с граждан взимается комиссионный сбор за дополнительную услугу Автовокзала - бронирование или предварительное закрепление места в автотранспортном средстве за конкретным пассажиром. Плата за указанную услуг взимается МП «Нижегородпассажиравтотранс» с пассажиров в порядке главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Позиция МП «Нижегородпассажиравтотранс»  изложена в письме от 22.01.2014 №07-06/82, приобщенном к материалам дела.

 

Заслушав пояснения представителей Ответчика, исследовав материалы дела в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

В рамках настоящего дела оценке подлежит деятельность МП «Нижегородпассажиравтотранс», осуществляемая им на рынке оказания услуг автовокзала.

Установлено, что МП «Нижегородпассажиравтотранс» для оказания названных услуг эксплуатирует следующие автовокзалы (автостанции) города Нижнего Новгорода:

- автовокзал «Нижегородский» (место нахождения: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Студенческая, 15а);

- автостанция «Канавинская» (место нахождения: 603002, г. Нижний Новгород, ул. Советская, 20а);

- автостанция «Сенная» (место нахождения: 603024, г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 84);

- контрольный пункт «Щербинки» (место нахождения: 603147, г. Нижний Новгород, ул. Гагарина, 113).

По результатам исследования названного товарного рынка установлено, что товаром являются услуги автовокзала, предоставляемые при организации регулярных пассажирских перевозок; одной из таких услуг выступает услуга по продаже билетов в кассах автовокзалов (автостанций). Географические границы товарных рынков в настоящем случае определяются инфраструктурой каждого автовокзала (автостанции) города  Нижнего Новгорода, обслуживающего (обслуживающей) маршруты определенного направления.

Как следует из аналитического отчета, составленного Нижегородским УФАС России по результатам оценки состояния конкурентной среды на данных товарных рынках, МП «Нижегородпассажиравтотранс» является единственным хозяйствующим субъектом, действующим в качестве продавца услуг автовокзала; доля Ответчика составляет сто процентов на искомых товарных рынках. Названные рынки характеризуется неразвитой конкуренцией; вход новых хозяйствующих субъектов затруднен в виду наличия труднопреодолимых экономических и административных барьеров.

В соответствии с  частью 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам признается доминирующим. Федеральный закон «О защите конкуренции» закрепляет, что доминирующим положением является положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, учитывая приведенные правовые нормы, комиссия антимонопольного органа приходит к тому выводу, что положение МП «Нижегородпассажиравтотранс» на рынках оказания услуг автовокзала является доминирующим; вследствие чего на данный хозяйствующий субъект распространяются запреты части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В частности, МП «Нижегород-пассажиравтотранс» запрещается совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарном рынке или ущемление интересов других лиц.

Применительно к рассматриваемым комиссией антимонопольного органа обстоятельствам, отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, в том числе при осуществлении пассажирских перевозок, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав). Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 (далее – Правила), проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов – водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 Правил).  В соответствии с пунктом 51 Правил продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Статья 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» на территории Нижегородской области предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом устанавливаются постановлениями Правительства Нижегородской области; начиная с 2006 года тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа в автомобильном транспорте на междугородних маршрутах регулярного сообщения утверждались следующими постановлениями: от 09.09.2013 №628, от 28.06.2012 №379, от 01.06.2011 №410, от 09.09.2009 №648, от 18.09.2008 №391, от 18.03.2008 №77, от 20.11.2006 №384.

Однако, как следует из названных актов, устанавливая тарифы на перевозку пассажиров и перевозку багажа, Правительство Нижегородской области не утверждало каких-либо дополнительных сборов за предварительную продажу билетов. Иные действующие нормативные акты, регламентирующие вопросы организации пассажирских перевозок общественным транспортом, также не предусматривают взимания с граждан дополнительных (помимо оплаты проезда) денежных средств в случае приобретения ими билетов заблаговременно, не в день отправления автобуса. Вместе с тем из выше поименованного пункта 51 Правил следует, что продажа билетов в любой день, как за 10 суток до отправления автотранспортного средства, так непосредственно и в день его отправления, определяется как текущая.

Между тем в материалах дела находит подтверждение тот факт, что МП «Нижегородпассажиравтотранс» при продаже билетов на междугородние маршруты ранее дня отправления автобуса сверх стоимости услуги по пассажирской перевозке взимает с населения комиссионный сбор в размере 15 рублей с каждого проданного билета. Дополнительные денежные средства при предварительной продаже билетов взимаются МП «Нижегород-пассажиравтотранс» в течение длительного периода времени (более трех лет); на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства величина данного комиссионного сбора утверждена приказом Ответчика от 19.03.2012 №19ах.

Установлено, что на территории города Нижнего Новгорода продажа билетов на междугородние маршруты регулярного сообщения, а соответственно и взимание с граждан комиссионного сбора при предварительной продаже билетов на указанные маршруты,  осуществляется на автостанции «Канавинская» и на автовокзале «Нижегородский»; сумма денежных средств, полученная МП «Нижегородпассажиравтотранс» от предварительной продажи билетов за период с января 2011 года по сентябрь 2013 года (включительно), составила 7 283 134 рублей.

Как пояснялось представителями МП «Нижегородпассажиравтотранс» в ходе рассмотрения настоящего дела, при реализации билетов в кассах Автовокзала работниками предприятия, как в день отправления автотранспортного средства, так и ранее указанного дня, заполняется одна и та же ведомость, в которой, в числе прочего,  фиксируются сведения о количестве проданных билетов и указывается информация о занятых или свободных на конкретный момент времени местах для сидения в автобусе. Такая ведомость составляется на каждый отправляемый с автовокзала (автостанций) автобус; ведомость ведется в электронном виде.

Таким образом, опираясь на установленные в заседании комиссии фактические обстоятельства, связанные с технологией реализации проездных документов, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что при предварительной продаже билетов работники Автовокзала каких-либо дополнительных, по отношению к продаже билета в день отправления автобуса, действий не совершают; пассажиры в любой день приобретения билета получают одну и ту же услугу.

С другой стороны, комиссией антимонопольного органа установлено, что денежные средства за оказание услуг по продаже билетов взимаются МП «Нижегородпассажиравтотранс» с хозяйствующих субъектов, осуществляющих междугородние пассажирские перевозки. Указанный вывод следует из анализа договоров на оказание услуг при организованных перевозках пассажиров в междугородном сообщении, заключаемых МП «Нижегородпассажиравтотранс» с автоперевозчиками по типовой форме.

В соответствии с пунктом 2.3.3 договоров Предприятие (МП «Нижегородпассажиравтотранс») обязано производить предварительную и текущую продажу билетов на отправляемые автобусы Автоперевозчика согласно действующим тарифам.

Из пункта 2.3.4 договора следует, что Предприятие перечисляет на расчетный счет Автоперевозчика суммы денежных средств, полученных от реализации билетов за проезд пассажиров и провоз багажа на автобусах Автоперевозчика, за исключением комиссионного сбора за предварительную продажу билетов и вознаграждение за услуги автовокзала (автостанции).

При этом, как это установлено пунктом 3.1, договора вознаграждение состоит из вознаграждения за продажу билетов и за услуги автовокзалов и автостанций по проведению техосмотра транспортного средства и межрейсового медицинского осмотра водителей.

Вознаграждение Предприятия рассчитывается следующим образом:

-17% (в т.ч. НДС) от суммы, полученной от реализации билетов на проезд пассажиров в междугородном сообщении в автобусах Автоперевозчика;

- 50%  (в т.ч. НДС) от суммы, полученной от реализации билетов за провоз багажа в автобусах Автоперевозчика;

- за организацию проведения технического осмотра одного транспортного средства в соответствии с тарифами Предприятия (35 рублей 00 копеек (в т.ч. НДС) за проведение технического осмотра одного транспортного средства);

- за организацию проведения межрейсового медицинского осмотра одного водителя с тарифами Предприятия (30 рублей 50 копеек (в т.ч. НДС) за проведение межрейсового медицинского осмотра одного водителя).

Таким образом, МП «Нижегородпассажиравтотранс» дважды получает доход за осуществление одних и тех же услуг (продажу билетов): во-первых,  с перевозчика в размере 17%  от суммы проездного документа, во-вторых, с гражданина, в случае, если он изъявит намерение приобрести его ранее дня отправления, в размере 15 рублей.

Довод представителей Ответчика о том, что при предварительной продаже билета пассажирам предоставляется дополнительная услуга, заключающаяся в бронировании/закреплении за пассажиром определенного места в автотранспортном средстве, несостоятелен и не принимается комиссией антимонопольного органа во внимание ввиду следующих обстоятельств.

По смыслу положений статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации единственным назначением билета является удостоверение факта заключения договора перевозки пассажира. Согласно данному договору перевозчик обязан перевезти пассажира до места назначения, а пассажир, соответственно, оплатить денежные средства за оказанные услуги перевозки.

В соответствии с частью 4 статьи 25 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения. Пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства (часть 2 статьи 25 Устава).

Согласно форме и обязательным реквизитам билетов (приложение №1 к Правилами) разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления в обязательном случае содержит указание на место для сидения в автотранспортном средстве.

Таким образом, вне зависимости от дня приобретения билета в автобус, следующий по маршруту регулярного междугороднего сообщения, пассажиру в силу закона гарантируется предоставление места для сидения. Взимание платы за закрепление за гражданином пассажирского места в автотранспортном средстве при предварительной продаже билетов противоречит действующему законодательству. Совершая данные действия, МП «Нижегородпассажиравтотранс» вышло за пределы осуществления гражданских прав, злоупотребив своим доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг автовокзала. Указанное нарушение привело к ущемлению интересов граждан, предварительно приобретавших в кассах автовокзалов города Нижнего Новгорода билеты на автобусы, следующие по маршрутам регулярного сообщения.

С учетом установленных фактических обстоятельств и правового регулирования рассматриваемого вопроса, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключительному выводу о том, что действия муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Нижегородпассажиратотранс» в части взимания с населения денежных средств (комиссионного сбора) в размере 15 рублей при предварительной продаже билетов на маршруты регулярного междугороднего сообщения нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия Нижегородского УФАС России в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства полагает необходимым выдать МП «Нижегородпассажиравтотранс» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41,  49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

1.       Признать муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода «Нижегородпассажиравтотрас» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг автовокзалов путем совершения действий, которые приводят к ущемлению интересов других лиц.

2.       Выдать муниципальному предприятию город Нижний Новгород «Нижегородпассажиравтотранс» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                      Ю.Н. Гребнев

Члены комиссии                                                                  И.А. Кошелева

                                                                                              Т.В. Маслова

                                                                                              И.Ю. Давыдочкина

 

 

04.02.2014

№ЮГ-04/398

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 1238-ФАС52-04/13 о прекращении злоупотребления доминирующим положением

и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

04 февраля 2014 года                                                            г. Нижний Новгород

                Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – комиссия) в составе:

- Ю.Н.Гребнев

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

- И.А. Кошелева

 

- Т.В. Маслова

-

 

-

член комиссии, начальник отдела контроля экономической концентрации;

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации;

- И.Ю. Давыдочкина

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании своего решения от 04 февраля 2014 по делу №1238-ФАС52-04/13 о нарушении муниципальным предприятием города Нижнего Новгорода «Нижегородпассажиравтотранс» части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции»,

предписывает:

1.       Муниципальному предприятию города Нижнего Новгорода «Нижегородпассажиравтотранс» прекратить злоупотребление доминирующим предложением на товарном рынке, для чего начиная с 1 марта 2014 года прекратить взимание с граждан, приобретающих билеты на автотранспортные средства, следующие по междугородним маршрутам регулярного сообщения, комиссионный сбор за предварительную продажу билетов.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в срок до 11 марта 2014 года, направив письменное уведомление, а также копии документов, подтверждающих факт исполнения предписания (копии внутренних распорядительных документов, отменяющих взимание комиссионного сбора при предварительной продаже билетов (в случае их наличия), иное).   

        Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

        За невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

        Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель комиссии                                                       Ю.Н. Гребнев

Члены комиссии                                                                   И.А. Кошелева

                                                                                              Т.В. Маслова

                                                                                              И.Ю. Давыдочкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны