Решение №121/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Нов-Инвент» от 17 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Исх. № 121/03 от 17.01.2019

Муниципальному заказчику –

Администрации Чудовского

муниципального района

 

ул. Некрасова, д. 24а,

г. Чудово, Новгородская обл., 174210

 

 

Уполномоченному органу  –

Комитету по управлению имуществом Администрации Чудовского муниципального района  и его аукционной комиссии

 

ул. Некрасова, д. 24а,

г. Чудово, Новгородская обл., 174210

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Нов-Инвент»

 

ул. Великая, д. 22, оф. 10,

г. Великий Новгород, 173003

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

14 января 2019 года                                                                                          Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Делянова В.С. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,    

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Чудовского муниципального района  – «….» (доверенность б/н от 10.01.2019);

уполномоченного органа – Комитета по управлению имуществом Администрации Чудовского муниципального района – «…..» (доверенность №134 от 10.01.2019);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Нов-Инвент» - «….»,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Нов-Инвент» (173003, г. Великий Новгород, ул. Великая, д. 22, оф. 10; далее – ООО «Нов-Инвент») на действия муниципального заказчика – Администрации Чудовского муниципального района (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24а; далее - Администрация) при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению имуществом Администрации Чудовского муниципального района (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24а; далее – КУМИ Администрации Чудовского муниципального района) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта; «на дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги; Услуги по подметанию и уборке снега; Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки», извещение № 0150300005818000120 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.12.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.12.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Нов-Инвент» на действия муниципального заказчика – Администрации Чудовского муниципального района при осуществлении им и уполномоченным органом - КУМИ Администрации Чудовского муниципального района закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта: «на дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги; Услуги по подметанию и уборке снега; Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки», извещение № 0150300005818000120 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.12.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.

2. В разделе 13 документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком установлено, что «в соответствии с частью 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств».

Однако в этом же разделе муниципальный заказчик устанавливает возможность предоставить в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе банковскую гарантию.

По мнению подателя Жалобы, указанные пункты противоречат друг другу, тем самым вводят в заблуждение участников закупки.

3.  В документации об электронном аукционе и извещении о проведении электронного аукциона муниципальным заказчиком ненадлежащим образом установлен  идентификационный код закупки.

Кроме того, в документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком установлено, что рассматриваемая закупка осуществляется по трем кодам ОКПД2 81.29.19.000, 81.29.12.000, 42.11.10.120.

Однако в извещении о проведении электронного аукциона сформированного средствами официального сайта муниципальным заказчиком установлен только один код ОКПД2 42.11.20.120.

По мнению подателя Жалобы, муниципальный заказчик всеми своими действиями пытается ввести участников закупки в заблуждение, и в должной мере не устанавливает все позиции ОКПД2, что является нарушением Закона о контрактной системе.

4. Податель Жалобы  считает, что  в предмет  рассматриваемой закупки входят виды работ капитального характера, установленные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», а значит  муниципальный заказчик обязан был установить в документации об электронном аукционе требование о предоставлении участником закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в сфере строительства.

Однако данное требование в документации об электронном аукционе отсутствует.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО «Нов-Инвент» поддержал ее доводы в полном объеме.

Муниципальный заказчик – Администрация считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 51 от 10.01.2019 Новгородское УФАС России), суть которых сводится к следующему.

1. Требование к размеру обеспечения исполнения контракта установлено заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе единообразно (5 % от начальной (максимальной) цены контракта).

2. В пункте 13.2. документации об электронном аукционе установлено, что «обеспечение заявки может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

В соответствии с частью 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Соответственно, заказчик в документации обязал участника закупки при подаче заявки руководствоваться требованиями части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе, что не противоречит действующему законодательству.

3. При составлении документации и извещения о проведении закупки, проекта контракта информация о идентификационном коде закупки, а также коде ОКПД2  была взята с плана закупок, что в полном объеме соответствует действительной информации размещённой заказчиком на официальном сайте.

Кроме того заказчик, при формировании предмета аукциона обязан руководствоваться не только обеспечением расширения круга участников закупки, но и целесообразностью укрупнения или разделения закупки в целях реализации принципа ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд и эффективности осуществления закупки. Оспариваемую закупку заказчик сформировал исходя из необходимости достижения указанных принципов и целей.

4. Заказчик при формировании предмета закупки руководствовался требованиями приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». Виды работ, включенные в объект закупки, являются составными частями понятия «содержание дорог», и, технологически и функционально связаны как между собой, так и с предметом аукциона, и объединение их в одни предмет аукциона не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Также заказчик считает, что требования статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не относятся к работам перечисленным в описании объекта закупки, поскольку предметом закупки не является строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог города Чудово, учитывая, что в объект закупки включены работы по текущему ремонту таких дорог, а также при наличии факта классификации объекта закупки в соответствии с кодом 42.11.10.120 ОКПД2 Администрация считает, что в действиях заказчика по неустановлению к участникам закупки требований в соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

На рассмотрении представитель муниципального заказчика – Администрации поддержал доводы возражений в полном объеме.

Уполномоченный орган – КУМИ Администрации Чудовского муниципального района письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на заседании Комиссии по ее рассмотрению представитель уполномоченного органа устно пояснил, что поддерживает доводы возражений заказчика в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы  установлено следующее.

1. В течение декабря 2018 – января 2019 года муниципальным заказчиком – Администрацией и уполномоченным органом - КУМИ Администрации Чудовского муниципального района  осуществляется закупка  путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта: «на дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги; Услуги по подметанию и уборке снега; Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки», извещение № 0150300005818000120 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.12.2018   (начальная (максимальная) цена контракта - 7 550 000, 00 рублей).

Документация по проведению  рассматриваемого электронного аукциона  и извещение о проведении электронного аукциона утверждена главой Администрации Чудовского муниципального района «……» 13.12.2018 (далее – Документация, Извещение).

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона  о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Так,  согласно пункту 9.1 Извещения  размер обеспечения исполнения контракта составляет 377 500 рублей (5 % от начальной (максимальной) цены контракта).

Аналогичный размер обеспечения контракта установлен муниципальным заказчиком  в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном средствами официального сайта.

При этом, в  пункте 14.1 Документации указан размер обеспечения исполнения контракта – 37 700 рублей, что является недопустимым, поскольку 5 % от начальной (максимальной) цены контракта т.е. минимально возможный размер обеспечения контракта составляет 377 500 рублей.

Таким образом, в Документации содержится  информация относительно размера обеспечения исполнения контракта противоречащая Извещению и требования части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе размера обеспечения исполнения контракта.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.

            Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

            В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Как уже указывалось выше начальная (максимальная) цена муниципального контракта, заключаемого по итогам осуществления рассматриваемой закупки, составляет 7 550 000, 00 рублей.

            Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком - Администрация правомерно установлено требование к обеспечению заявок на участие в рассматриваемой закупке.

            Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

            Аналогичные положения установлены пунктом 13.2 раздела 13 Документации.

            Таким образом, в Документации муниципальным заказчиком - Администрацией установлены требования к обеспечению заявок на участие в закупке, соответствующие Закону о контрактной системе.

При этом в пункте 13.2 раздела 13 Документации, муниципальным заказчиком – Администрации   дополнительно указано, что в соответствии с частью 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Учитывая вышеизложенное, действия муниципального заказчика - Администрации по включению в Документацию требований об обеспечении заявок на участие в закупке в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе не могут ввести в заблуждение участников закупки, поскольку муниципальным заказчиком в отдельном разделе Документации приведены разъяснения касающиеся вопроса относительно внесения обеспечения заявок на участие в аукционе путем банковской гарантии, а сами требования предусмотренные частями 3, 4, 29 статьи 44 Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки не применяется.

В данной части Жалоба является необоснованной.

3. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Согласно пункту 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться идентификационный код закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

Документация об аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о проведении такого аукциона (часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В  извещении о проведении электронного аукциона, сформированном средствами официального сайта, указан следующий идентификационный код закупки –183531800456753180100100880010000244.

При этом, в пункте 4.1.2 Извещения, пункте 3.1.2 Документации, Проекте контракта указан следующий идентификационный код закупки - 183531800456753180100100880000000244.

Согласно части 3 статьи 23 Закона о контрактной системе  порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

Порядок формирования идентификационного кода закупки установлен Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 (далее – Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка Структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором:

- 23 - 26 разряды - номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год и плановый период план закупок (уникальные значения от 0001 до 9999 присваиваются в пределах года, в котором планируется осуществить размещение извещения об осуществлении закупки, направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещения извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- 27 - 29 разряды - номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год план-график закупок (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах соответствующего порядкового номера закупки в плане закупок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка на этапе формирования и утверждения заказчиком плана закупок на очередной финансовый год и плановый период при формировании идентификационного кода закупки в 27 - 29 разрядах идентификационного кода закупки указываются значения «0».

Согласно пункту 7 Порядка на этапе формирования и утверждения заказчиком плана-графика закупок на очередной финансовый год в 27 - 29 разрядах идентификационного кода закупки указывается порядковый номер записи о такой закупке, сформированный в пределах номера укрупненной закупки согласно утвержденному плану закупок.

В соответствии с пунктом 8 Порядка после указания в идентификационном коде закупки информации о порядковом номере записи о данной закупке в плане-графике идентификационный код такой закупки должен оставаться неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке, установленного законодательством Российской Федерации об архивном деле.

Таким образом, индивидуальный код закупки указывается в извещении и документации о проведении закупки на основании плана-графика.

Новгородское УФАС России ознакомилось с размещенным в открытом доступе на официальном сайте планом-графиком закупок товаров, работ, услуг Администрации на 2018 год.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее – Требования).

Согласно подпункту «ж» пункта 1 Требований план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает, в том числе, информацию об идентификационном коде закупки, сформированном в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе.

В размещенном плане-графике закупок товаров, работ, услуг Администрации на 2018 год указан следующий идентификационный код рассматриваемой закупки (позиция № 69 плана-графика) – 183531800456753180100100880010000244.

Таким образом, в Извещении, Документации, Проекте контракта, отсутствует надлежащим образом сформированный идентификационный код закупки, соответствующий плану-графику.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании идентификационного кода закупки в извещении и документации о проведении закупки.

В данной части Жалоба является обоснованной.

Вместе с тем, довод Жалобы относительно ненадлежащего установления в Извещении и Документации кода общероссийского классификатора продукции по видам экономической  деятельности (далее – ОКПД2) является  необоснованным исходя из следующего.

В пункте 3.1.1 Документации и в пункте 4.1.1 Извещения муниципальным заказчиком установлены следующие ОКПД2: 42.11.10.120 (Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги), 81.29.19.000 (Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки), 81.29.12.000 (Услуги по подметанию и уборке снега).

При этом, в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном средствами официального сайта указан ОКПД2: 42.11.10.120.

На заседании Комиссии представитель муниципального заказчика пояснил, что при формировании Документации и Извещения были использованы ОКПД2 с плана закупок.

Так в  размещенном плане-графике закупок товаров, работ, услуг Администрации на 2018 год указан следующий ОКПД2 рассматриваемой закупки 42.11.10.120.

Кроме того, в размещенном плане-закупок  товаров, работ, услуг Администрации на 2018 год помимо вышеуказанного ОКПД2 указаны еще дополнительно два ОКПД2 рассматриваемой закупки 81.29.19.000, 81.29.12.000.

Таким образом, все установленные муниципальным заказчиком коды ОКПД2 соответствуют предмету рассматриваемой закупки и соответствуют кодам ОКПД2 установленным в   плане-графике, и в плане-закупок.

Также, Новгородское УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе (статьи 21, 42, 63, 64) не предъявляет требований об обязательном указании в плане-графике, извещении и документации об электронном аукционе определенных кодов ОКПД2, соответствующих тем или иным объектам закупки, и не определяет их количество.  

4. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК).

Однако, объектом рассматриваемой закупки является не выполнение работ по ремонту объекта капитального строительства – автомобильной дороги, а оказание услуг по чистке и уборке улично-дорожной сети.

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 ГрК капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства  участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК).

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

В Документации отсутствуют виды работ из Перечня, которые относятся к работам по капитальному ремонту,  оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства, а значит муниципальный заказчик - Администрация не имела правовых оснований  устанавливать в Документации требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требование к составу вторых частей заявок данных участников о предоставлении выписки из реестра членов СРО.

В данной части Жалоба является необоснованной

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

  1.  В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Приложение № 3 к Документации содержит Проект контракта.

Раздел 10 Проекта контракта определяет ответственность сторон.

Согласно пункту 10.4 Проекта контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования поставщика (подрядчика, исполнителя) об уплате пеней оплатить ему пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки Заказчиком исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Согласно пункту 10.9 Проекта контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантийного обязательства, подрядчик обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования Заказчика об уплате пеней оплатить ему пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.

Однако согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона № 504-ФЗ от 31.12.2017, вступившего в силу с 01.07.2018, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в ненадлежащем виде размеров пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком обязательств, предусмотренного контрактом.

2. Согласно пункту 3 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

Так, согласно пункту 11.4 Документации датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок является 29.12.2018. Следовательно, на основании части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе датой проведения рассматриваемого электронного аукциона является 09.01.2019.

Однако согласно пункту 7.1.4 Извещения датой проведения электронного аукциона является 09.12.2019.

Кроме того, согласно пункту 11.4 Документации датой проведения электронного аукциона является 09.01.2018.

Таким образом, в Извещении, Документации, отсутствует надлежащая дата проведения электронного аукциона.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушения пункта 3 части 5 статьи 63,  пункта 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании даты проведения электронного аукциона в извещении и документации о проведении закупки.

 3.  Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом, в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Письмом Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 «Об установлении заказчиком требований к составу и инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» разъяснено, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.

Пунктом 7 Части II Приложения № 1 к Документации (далее - Техническое задание) установлено, что уборка должна выполняться с соблюдением требований ГОСТ Р 50597-2017.

ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон о стандартизации).

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о стандартизации документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 Пунктом 2 статьи 4 Закона о стандартизации установлено, что стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах, в том числе обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Во исполнение пункта 2 статьи 4 Закона о стандартизации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р установлен Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

В указанный перечень включен ГОСТ Р 50597-2017.

Таким образом, требования ГОСТ Р 50597-2017 к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц в зимний период  подлежит обязательному применению на территории Российской Федерации при выполнении соответствующих работ по зимней уборке автомобильных дорог, тротуаров, автобусных остановок в зимний период.

Требования, предъявляемые к содержанию и уборке автомобильных дорог и площадей в зимний период, установленные в части I Документации не должны противоречить ГОСТ Р 50597-2017.

Согласно пункту 4.5. ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что для целей настоящего стандарта категории дорог приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (далее – Постановление № 767).

В соответствии с Постановлением № 767 установлено, что автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяют на следующие классы: автомагистраль (IА), скоростная автомобильная дорога (IБ), обычная автомобильная дорога ((нескоростная автомобильная дорога) IВ, II, III, IV,V). Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на следующие категории: IА, IБ, IВ, II, III, IV,V.

3.1. Подпунктом 1.1. пункта 1 Части I Технического задания установлены требования к содержанию и уборке автомобильных дорог и площадей в зимний период  времени, в соответствии с которым:

 «Полотно дороги должно быть очищено от снега на полную ширину от бортового камня до бортового камня (от обочины до обочины), не реже одного раза в сутки и не позднее чем через чем через 2 часа после начала снегопада. При длительном снегопаде циклы механизированной очистки проезжей части осуществляются после каждых 2 см свежевыпавшего снега. Окончательная очистка проезжей части дороги заканчивается через 4 часа по окончанию снегопада

При этом в Таблице 8.1. ГОСТ Р 50597-2017 установлены следующие сроки устранения снежно-ледяных образований в виде снега и зимней скользкости с проезжей части:

 

 

Вид снежно-ледяных образований

Категория дороги

Группа улиц

Срок устранения <*>, ч, не более

Рыхлый или талый снег

IА, IБ

А, В

4 (3)

IВ, II

В, Г

5 (4)

III - IV

Д, Е

6

V

-

12

Зимняя скользкость

IА, IБ, IВ

А - В

4 (5)

II, III

Г, Д

5

IV

Е

6

V

-

12

<*> Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Примечание - В скобках указаны сроки устранения для дорог и улиц городов и сельских поселений.

 

 

Пунктом 8.1. ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что  сроки устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитываются с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а не с момента начала снегопада, и составляют  для дорог категорий IВ, IIне более 4 часов, для дорог категорий  - III-IV – не более 6 часов, для дорог категории V – не более 12 часов.

Учитывая изложенное, требование Технического задания об устранении с проезжей части дороги снега в течение 2 часов после начала снегопада является нестандартным, не соответствующим вышеуказанным положениям ГОСТ Р 50597-2017 и вступает в противоречие с иными положениями Технического задания («окончательная очистка проезжей части дороги заканчивается через 4 часа по окончанию снегопада»). Обоснование установления указанного нестандартного требования в Документации отсутствует.

Таким образом, Документация содержит противоречивые и не предусмотренные государственным стандартом, обязательным для применения, положения относительно времени устранения последствий снегопада.

3.2. Подпунктом 1.1. пункта 1 Части I Технического задания установлено, что формирование снежных валов не допускается в следующих местах:

- на проезжей части дорог и тротуарах;

- на пересечениях всех дорог и улиц;

-ближе пяти метров от пешеходного перехода;

-ближе двадцати метров от остановочного пункта общественного транспорта.

При этом пунктом 8.8. ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что формирование снежных валов на улицах не допускается ближе 10 метров от пешеходного перехода.

Следовательно, данное требование Технического задания также является нестандартным, обоснование его установления в Документации отсутствует.

3.3. Подпунктами 4.1., 4.2. пункта 4 Части I Технического установлено следующее: «Механизированная уборка тротуаров и ручная очистка тротуаров (перечень 4) от снега толщиной до 2 см на всю ширину тротуара – по мере выпадения осадков и не позднее чем через 2 часа после начала снегопада. При длительном снегопаде циклы механизированной очистки тротуаров, осуществляются после каждых 2 см свежевыпавшего снега. Окончательная очистка тротуаров заканчивается через 4 часа по окончанию снегопада. Не допускается образование снежно-ледяного наката на тротуарах. В случае образования снежно-ледяного наката, снежно-ледяной наката должен устраняться в течение 3 часов».

Таблицей 8.4. ГОСТ Р 50597-2017 «Сроки проведения работ по очистке от снега и устранению зимней скользкости на покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях» установлено следующее.

 

Вид снежно-ледяных образований

Интенсивность движения пешеходов (велосипедистов), чел./ч

Сроки устранения <*>, ч, не более

Рыхлый и талый снег

более 250

1

100 – 250

2

менее 100

3

Зимняя скользкость

более 250

12

100 – 250

18

менее 100

24

<*> Срок устранения отсчитывается с момента окончания снегопада.

Примечание - Во время снегопада и до окончания снегоочистки допускается наличие рыхлого или талого снега для всех групп улиц толщиной не более 5 см, на тротуарах мостовых сооружений на дорогах категорий IА - II - не более 8 см, на остальных дорогах - не более 12 см.

 

 

Таким образом, установленный заказчиком  в Техническом задании срок начала проведения работ по очистке тротуаров от  снежно-ледяных образований в виде снега  с момента начала снегопада, а также сроки устранения зимней скользкости (гололед, уплотненный снег, снежный накат) в течение 3 часов, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017, в соответствии с которым указанные работы по уборке должны проводиться с момента окончания снегопада, а работы по устранению зимней скользкости должны производится в срок не более 12, 18, 24 часов (в зависимости от интенсивности движения пешеходов) с момента окончания снегопада.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации  содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении требований к выполняемым работам, не соответствующих действующими в Российской Федерации нормативно-правовыми актами в сфере стандартизации (ГОСТ Р 50597-2017).

4.  Частями I, II Технического задания установлены периоды зимней уборки – с 01 января по 15 апреля и с 15 октября по 31 декабря и летней уборки – с 15 апреля по 15 октября.

            В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

            Решением Совета депутатов города Чудово от 26.10.2017 № 107 утверждены Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории города Чудово Чудовского муниципального района, надлежащему содержанию расположенных на территории города Чудово объектов, в соответствии с пунктами 6.2, 8.2. которых установлены периоды зимней уборки с 01 ноября по 15 апреля, летней уборки – с 16 апреля по 31 октября на территории муниципального образования город Чудово.       

Пунктом 7 части II Технического задания установлено, что уборка должна производиться с соблюдением требований Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории города Чудово Чудовского муниципального района, надлежащему содержанию расположенных на территории города Чудово объектов, утвержденные решением Совета депутатов г. Чудово от 26.10.2017 № 107.

            Таким образом, сроки периодов зимней и летней уборки по Технического заданию противоречат обязательному для применения заказчиком нормативному правовому акту органа местного самоуправления, что создает неопределенность для подрядчика в отношении объема и видов работ, подлежащих выполнению.

            Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки и о наличии в его действиях нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения являются существенными, нарушают законные интересы участников закупки, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями  21, 23, 33, 34, 44, 63, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106  Закона о контрактной системе,  Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

      

      1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Нов-Инвент» (173003, г. Великий Новгород, ул. Великая, д. 22, оф. 10) на действия муниципального заказчика – Администрации Чудовского муниципального района (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24а) при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению имуществом Администрации Чудовского муниципального района (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24а) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги; Услуги по подметанию и уборке снега; Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки, извещение № 0150300005818000120 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.12.2018, частично обоснованной в части доводов:

            - в ненадлежащем установлении  документации об электронном аукционе требований к размеру обеспечения исполнения контракта;

            -  в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе идентификационного кода закупки.

         2. Признать в действиях  заказчика – Администрации Чудовского муниципального района  нарушения части 12 статьи 21, частей 5, 7 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33,  пункта 3 части 5 статьи 63, пункта 1, 5, 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. 

         3. Выдать заказчику - Администрации Чудовского муниципального района, уполномоченному органу – Комитету по управлению имуществом Администрации Чудовского муниципального района и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении  выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

          4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Администрации Чудовского муниципального района.

 

Председатель Комиссии                                                                        И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии                                                                                    В.С. Делянова

 

                                                                                                                 С.О. Михайлов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны