Предупреждение №2438/03 Предупреждение № 6 о прекращении действий, которые содержат ... от 18 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

АО «СОГАЗ»

 пр-кт Академика Сахарова, д. 10, г. Москва, 107078

 

Новгородский филиал

АО «СОГАЗ»

 ул. Людогоща, д.6/13, г. Великий Новгород, 173003

 

vnovgorod@sogaz.ru

 

Исходящий № 2438/02 от 18.05.2017

 

Предупреждение № 6

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

18 мая 2017 года                                                             Великий Новгород

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) поступила жалоба публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» (ПАО СК «Росгосстрах», заявитель) (вх. № 1847 от 30.03.2017) на действия акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (далее – АО «СОГАЗ», Общество), предложившего в ходе проведения электронного аукциона  на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее - Управление Росреестра по Новгородской области, заказчик) (извещение № 0150100003417000012 о проведении электронного аукциона размещено 27.02.2017 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу www.zakupki.gov.ru ) (далее – аукцион) наиболее низкую цену контракта, не соответствующую требованиям действующего законодательства к страховым тарифам по ОСАГО, что обеспечило Обществу победу в аукционе и заключение государственного контракта. Указанные действия Общества заявитель характеризует как недобросовестную конкуренцию.

Начальная (максимальная) цена контракта на рассматриваемом аукционе составила 133623,11 рублей.

В соответствии с проколом № 0150100003417000012-3 от 20.03.2017 подведения итогов электронного аукциона от участников аукциона поступили следующие предложения по цене контракта: АО «СОГАЗ» - 116668,05 рублей, ООО СК «Согласие» - 117336,17 рублей, ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» - 119328,87 рублей, ПАО СК «Росгосстрах» - 124052,62 рублей, САО «ВСК» - 130073, 41 рублей.

По результатам рассмотрения заявок участников  победителем электронного аукциона признано Общество, как предложившее наименьшую цену контракта в размере 116668,05 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002  №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленных Банком России.

Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленные Банком России. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя (пункт 6 статьи 9 Закона об ОСАГО).

Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов, а также порядок их применения установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Указание ЦБ РФ)

Указанием ЦБ РФ установлен порядок расчета страховых премий, предусматривающий применение при расчете суммы страховой премии базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов, значение которых устанавливается в зависимости от ряда обстоятельств, влияющих на степень страхового риска, в том числе, коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - КБМ).

В соответствии с примечанием к пункту 2 Указаний ЦБ РФ сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.

В разделе III «Техническая часть документации электронного аукциона» аукционной документации заказчика указано, что оказание услуг должно осуществлять в полном соответствии с нормами федерального законодательства об ОСАГО. Применение страховых тарифов, рассчитанных с нарушением нормативных документов, не допускается. Аналогичное требование содержится и в приложении № 1 « Техническое задание» к государственному контракту.

Таким образом, при определении размера страховой премии по государственному контракту Общество обязано руководствоваться установленными действующим законодательством страховыми тарифами и коэффициентами, обязательными для применения страховщиками.

Из жалобы заявителя следует, что при применении КБМ согласно сведениям о предыдущих договорах обязательного страхования из автоматизированной информационной системы обязательного страхования (АИС РСА) по 25 транспортным средствам, указанным в аукционной документации заказчика, итоговая сумма страховой премии должна быть не менее 118774,56 рублей.

Общество в ходе проведения электронного аукциона представило предложение о цене контракта в размере 116668,05 рублей, что обеспечило ему победу в аукционе. Однако данная цена не позволит Обществу выполнить государственный контракт в части расчета страховой премии без нарушения требований действующего законодательства к страховым тарифам по ОСАГО.

На запрос Управления Общество письмами от 14.02.2017 № СГф65/01-08/15 и от 21.04.2017 № СГф65/01-08/111представило письменные пояснения и расчет страховой премии в соответствии с Указаниями ЦБ РФ на сумму 104673,11 рублей. Согласно данным пояснениям, Общество победило в аукционе с суммой 116668,05 рублей, что больше, чем представленный им расчет на сумму 104673,11 рублей, произведенный в соответствии с Указаниями ЦБ РФ и сведениями о значении КБМ, полученных из АИС РСА. 

По запросу Управления Российский союз страховщиков (РСА) письмом от 12.05.2017 № И-38239 предоставил сведения из АИС РСА в отношении 25 транспортных средств заказчика, в том числе, сведения о значениях КБМ по действующим и предыдущим договорам ОСАГО.

Сопоставительный анализ значений КБМ расчета страховой премии на 25 транспортных средств заказчика, представленного Обществом, и значений КБМ, представленных Управлению  Российским союзом страховщиков, с учетом положений пункта 2 приложения 2 Указаний ЦБ РФ, показал, что Общество при производстве данного расчета не руководствовалось сведениями из АИС РСА. Значения КБМ, примененные Обществом, значительно занижены фактически по всем транспортным средствам (то есть, за исключением значения КБМ = 0,5, которое не снижается в последующие безаварийные периоды страхования). Таким образом, расчет страховой премии на сумму 104673,11 рублей не соответствует Указаниями ЦБ РФ.

Кроме того, согласно тем же сведениям РСА, Общество во исполнение государственного контракта, заключенного по результатам рассматриваемого аукциона, уже выдало заказчику страховой полис ОСАГО со сроком действия с 27.04.2017 по 23.04.2018 на автомобиль Ниссан Альмера 2006 года выпуска, применив при определении размера страховой премии КБМ = 0,65 (что соответствует сведениям из АИС РСА), в то время как в представленном в Управление расчете страховой премии на сумму 104673,11 рублей Общество в отношении данного автомобиля применило КБМ = 0,5. Аналогичным образом при выдаче страхового полиса ОСАГО на период действия с 15.01.2017 по 14.01.2018 на автомобили Лада Самара 2010 года выпуска  гос. рег. знаки С637КО53 и С602КО53 Обществом применен КБМ = 0,7, а не 0,55, как указано в расчете.

Таким образом, представленный Обществом расчет страховой премии на сумму 104673,11 рублей не опровергает доводов заявителя, что предложенная на аукционе Обществом цена контракта в сумме 116668,05 рублей не обеспечивает его выполнение без нарушений требований указаний ЦБ РФ. Иного расчета Обществом не представлено. Заключенный по результатам аукциона сторонами государственный контракт № 41 от 05.04.2017 такого расчета также не содержит.

Следовательно, при оформлении договоров ОСАГО в отношении конкретного транспортного средства Общество применяет значения КБМ, соответствующие сведениям из АИС РСА, что приведет к увеличению размера страховой премии как отдельно по конкретному автомобилю, так и в целом по 25 транспортным средствам заказчика, и может превысить предложенную Обществом цену контракта в размере 116668,05 рублей, которая обеспечила Обществу победу на рассматриваемом аукционе.

Руководствуясь Указаниями ЦБ РФ, сведениями, предоставленными Управлению РСА, и применяя минимальную базовую ставку, Управлением произведен расчет минимально возможной суммы страховой премии по указанным заказчиком в аукционной документации 25 транспортным средствам, размер которой составил 118666,55 рублей. Таким образом, ценовые предложения участников аукциона ниже данной суммы, заявленные в ходе проведения аукциона с целью одержать победу, не обеспечивают выполнение государственного контракта с соблюдением требований действующего законодательства в сфере ОСАГО.

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно аукционной документации в объем предоставляемых заказчику услуг включены не только непосредственно  услуги ОСАГО на 25 транспортных средств заказчика, но  и услуги по предоставлению бесплатных юридических консультаций по вопросам ОСАГО в течение срока действия страховых полисов, по закреплению персонального менеджера для решения возникающих вопросов по исполнению контрактов, по круглосуточной диспетчерской службе по сопровождению страховых случаев, по круглосуточному выезду аварийных комиссаров на место аварии на территории Новгородской области, по обеспечению по заявке заказчика бесплатной круглосуточной эвакуации автомобиля с места аварии по всей территории Новгородской области. Таким образом, цена контракта должна формироваться и с учетом оказания страховщиком данных услуг.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 При подаче предложений по цене контакта в ходе проведения электронного аукциона Общество не учитывало невозможность понижения цены контракта до размера минимальной суммы страховой премии по транспортным средствам заказчика, рассчитанной с учетом Указаний ЦБ РФ и сведений АИС РСА, что позволило ему предложить цену контракта ниже, чем у остальных участников аукциона, в частности, ПАО «ЭНЕРГОГАРАНТ», ПАО СК «Росгосстрах», САО «ВСК», являющихся конкурентами Общества на рынке оказания услуг ОСАГО в Новгородской области. Такими действиями Общество лишает конкурентов возможности вести добросовестную борьбу за победу на электронном аукционе и может причинить им убытки в виде упущенной выгоды вследствие незаключения контракта.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 указанной статьи).

Принципами обеспечения конкуренции согласно статье 8 Закона о контрактной системе является то, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 указанной статьи). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 2 указанной статьи).

Отступление от указанных принципов участниками закупок, желающих обеспечить себе преимущество перед иными участниками процедуры закупок, полностью исключает конкурентные начала, положенные в основу антимонопольного законодательства (Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции).

Кроме того, согласно ст.10-bis Парижской конвенции («Конвенция по охране промышленной собственности», заключена в Париже 20.03.1883 г.), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно ст. 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в действиях АО «СОГАЗ», предложившего наиболее низкую цену контракта, не соответствующую требованиям действующего законодательства к страховым тарифам по ОСАГО, что обеспечило АО «СОГАЗ» победу в аукционе и заключение государственного контракта с заказчиком, содержатся признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

 

В связи с наличием в действиях АО «СОГАЗ» (г. Москва, пр-кт Академика Сахарова, д. 10) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Закона о защите конкуренции, Новгородское УФАС России  на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает АО «СОГАЗ» о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер, обеспечивающих прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий данного нарушения на территории Новгородской области, а именно:

1. Руководствуясь мотивировочной частью настоящего предупреждения, довести (под подпись) до сведения сотрудников ОА «СОГАЗ», в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения для участия в торгах на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Новгородской области,  о недопущении действий по понижению ценовых предложений ниже минимальной суммы страховых премий для транспортных средств, соответствующей требованиям действующего законодательства к страховым тарифам по ОСАГО, при участии в торгах на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Новгородской области;

2. Оформление страховых полисов во исполнение государственного контракта № 41 от 05.04.2017, заключенного Управлением  Росреестра по Новгородской области  с АО «СОГАЗ» в лице директора Новгородского филиала АО «СОГАЗ» (далее – государственный контракт), в части расчета страховой премии осуществлять в строгом соответствии с требованиями Указаний ЦБ РФ и на основании достоверных данных из автоматизированной информационной системы обязательного страхования (АИС РСА);

3. В случае обнаружения при выполнении пункта 1 настоящего предупреждения неблагоприятных обстоятельств в виде невозможности оказания услуг ОСАГО в отношении всех транспортных средств, указанных в техническом задании (приложение № 1 к государственному контракту), в пределах цены государственного контракта в полном соответствии с действующим законодательством об ОСАГО в части определения суммы страховой премии (как это предусмотрено тем же техническим задание), своевременно предоставить Управлению Росреестра по Новгородской области достоверную информацию о таких обстоятельствах.

4. Представить в Новгородское УФАС России копии страховых полисов, актов оказанных услуг, счетов на сумму страховой премии (с указанием общей суммы страховой премии и с расчетом страховой премии по каждому транспортному средству) по данному государственному контракту.

Данное предупреждение подлежит исполнению в срок до 03 июля 2017 года.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Управление в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

ВРИО руководитель Управления                                               Г.Н. Пашкова             

 

Пашкова Галина Николаевна

8(8162) 738850

Связанные организации

Связанные организации не указаны